Где собирают Шкода Рапид: чешский бюджетный седан. Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии Где собирают, и на каких рынках продают Шкода Рапид

В Чехии

Чехия – основной производитель марки. В этой стране головные производственные мощности концерна располагаются там же, где и штаб-квартира. Млада-Болеслав – небольшой городок с населением всего около 44 тысяч жителей, расположен в Среднечешском крае, в северной части.

Многие работают в несколько смен, поэтому деятельность не прекращается ни на минуту. Примечательно, что время, за которое собирают Skoda Octavia, не превышает 3.5 часов. Большая часть операций автоматизирована. Технологии постоянно совершенствуются и обновляются. В Млада-Болеславе собирают все модели автомобилей, в том числе и новую Шкоду Октавию. Кроме того, на территории завода работает музей техники.

Всего за один день с конвейера приходит около двух тысяч авто. С 1991-го на заводе собрано более 10 миллионов автомобилей.

В республике есть еще два завода концерна: во Вроцлаве и Квасинах, при этом ни одну из моделей Skoda Octavia там не производят (ориентированы на другие модели).

Чехия

Завод skoda в чехии
Производственная линия Skoda Octavia в Чехии

Основной завод в Чехии находится в городе Млада-Болеслав, именно здесь сконцентрировано основное производство компании. Помимо модели Octavia и запчастей к ней, здесь выпускаются также комплектующие для Volkswagen и Audi. Сборка Skoda Octavia Tour и Skoda Octavia осуществляется также в чешском городе Врхлаби. Несмотря на наличие большого количества рабочих мест на заводе, основной объем работ приходится на автоматов- роботов.

Они предназначены для выполнения множества операций, контроль осуществляется людьми. Завод в Млада-Болеслав считается одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате постоянной модернизации оборудования и участия в немцев в управлении.

Ежедневно с конвейера завода сходит 2000 автомобилей, в планах — увеличение до 3000 экземпляров. Ежегодно в мире производится 700 000 машин, именно в Чехии осуществляется сборка Skoda Octavia третьего поколения, которая широкой публике впервые была представлена в 2013 г.

Россия

На территории России сборка Skoda Octavia осуществляется на двух заводах: в Калуге и под Нижним Новгородом. Нареканий на качество авто из России не поступало. Государство пытается поддерживать покупку автомобилей отечественного производства, предоставляя компенсации и скидки по кредитованию.

VolksWagen GROUP RUS, Калуга

Располагается в 170 км к западу от Москвы. За год выпускается до 225-ти тысяч автомобилей, среди которых есть и Шкода Октавия. В Калуге собирают Skoda Octavia первого и второго поколений. В 2007-ом году завод стартовал, а к 2013-му было собрано более 700 тысяч единиц легковых авто.

На мощностях «ГАЗ»

В Нижнем Новгороде расположен огромный «Горьковский Автомобилестроительный Завод». В 2011 VolksWagen GROUP RUS заключил контракт на производство Octavia на мощностях «ГАЗ». Запланированный объём производства составляет 130000 авто в год. Пока что Skoda третьего поколения выпускается исключительно в Нижнем Новгороде. Также в России строятся VW Jetta и Yeti.

На предприятиях России происходит полный цикл производства авто, включающий сварку, покраску и обкатку.

Каков итог?

Если говорить о разнице в производстве Skoda между Россией и Чехией, то в технологическом плане оно отличается не сильно, что в общем и целом подтверждают отзывы клиентов Skoda в России, почти не имеющих претензий к качеству отечественной сборки. Нюансы — исключительно в масштабах, модельном ряду и, конечно, автоматизации работы. Больше всего отличается атмосфера. Если в России автопроизводство Skoda — это именно бизнес-проект, филиал, довольно закрытый и находящийся на удалении от остальной жизни, то в Млада-Болеславе Skoda — это неотъемлемая часть Чехии, символ, целый автомобильный мир, превращенный в техноленд с полным погружением в столетнюю историю и жизнь марки. Неудивительно, что большая часть населения страны не рассматривает покупку ничего другого…

Чешская дочерняя компания корпорации Volkswagen, представленная отдельным богатым и известным брендом Skoda, в 2012 году начала очередной виток обновления и развития, который продолжается до сегодняшнего дня. Среди важных обновлений стало появление новой модели Шкода Рапид, занимающей промежуточное место между малым хэтчбеком Fabia и значительно повзрослевшим в последнем поколении лифтбеком Octavia. Модель оказалась вполне удачной, она фактически повторила габариты Octavia Tour, но стала на 9 сантиметров длиннее.

Увеличение колесной базы и пространства в салоне явно положительно сказывается на продажах автомобиля. Основным идейным конкурентом Рапида на рынке России является Volkswagen Polo — фактически родной брат этого автомобиля. Но Шкода обладает более длинным салоном и несколько большим багажным отделением. Также форма кузова лифтбек предоставляет некоторые выгоды для покупателя. Сегодня мы поговорим о некоторых особенностях, а также местах сборки чешской новинки.

«АЗИЯ АВТО», Усть-Каменогорск, Казахстан

Казахстанский центр Skoda Octavia расположен на окраине Усть-Каменогорска. На мощностях завода изготавливаются все три поколения авто. К февралю 2015-го ассортимент производимых под чешской маркой моделей достиг десяти. Среди них представлены седаны, хэтчбеки и кроссоверы 4×4.

Производственные линии «АЗИЯ АВТО» обеспечивают полный технологический процесс сборки новых авто: от создания двигателя и трансмиссии до диагностической проверки и обкатки свежесобранной единицы. В результате чего, качество сборки очень высокое.

Общая информация про Skoda

Компания Skoda Auto a.s. — чешский производитель, который более сотни лет выпускает легковые машины, пользующиеся широким спросом у миллионов автовладельцев. Штаб-квартира компании базируется в населенном пункте Млада-Болеслав.

В 1926 году впервые был представлен логотип бренда — «крылатая стрела». При этом первые наброски появились еще в 1915 году.

Годом рождения марки считается 1895 год. Именно тогда в упомянутом выше городе два любителя велосипедного спорта решили создать собственный велосипед, получивший название «Славия».

Бизнес развивался весьма успешно, что позволило уже в 1899 году запустить более серьезное производство мотоциклов, которые триумфально начали «карьеру» и использовались во время участия на многих соревнованиях.

Еще через несколько лет создатели компании приняли решение о необходимости расширения производства и выпуска легковых авто.

На современном этапе компания Skoda считается одним из крупнейших производителей автомобилей. На заводах этого бренда выпускаются грузовики, автобусы двигатели и транспорт с/х назначения.

В последние десятилетия появилось множество заводов, расположенных в России, Казахстане, Украине, Китае и ряде других стран.

В городе, где была открыта компания, имеется техническое училище, а также университет, где готовят специалистов для работы на заводе. На сегодня численность персонала составляет более 25 тысяч человек.

Как отмечалось выше, под маркой Skoda выпускается различная техника. Вот только некоторые из предприятий:

  • Электрик (ELECTRIC) и Остров (OSTROV) — выпуск троллейбусов и прочего электрического транспорта.
  • Пауэр (POWER) — товары для энергетического сектора.
  • Транпортейшн (TRANSPORTATION) — изготовление рельсового транспорта (трамваев, локомотивов и прочих).
  • TS и JS — производство оборудования для пищевой промышленности и ядерной энергетики соответственно.

Кроме того, под брендом Шкода производятся станки, троллейбусы, коробки передач и, конечно, легковые автомобили (Шкода Авто).

Другие места

Автомобили чешского бренда выпускают еще в Словакии, Индии и Китае (лидер по производству авто для азиатского рынка).

Братислава, Словакия

Недалеко от столицы Словакии расположено небольшое автомобильное производство, на котором с 1993-го года производятся автомобили чешской марки. Третье поколение еще не добралось до словацкого завода, поэтому пока там производится только Skoda Octavia второго поколения.

Выпуск юбилейной 2-миллионной Шкоды Октавии на заводе в Словакии
Завершена сборка юбилейной 2-миллионной Шкоды Октавии на заводе в Словакии

Аурангабад и Пуна, Индия

Индия отличается стремительно растущим автомобильным рынком. На данный момент на заводе около Аурангабада, как и в Калуге (Россия), производятся только автомобили первых двух поколений Шкоды Октавии (с соответственными двигателями). Кроме них там же собирают и различные модели Ауди с разными объемами двигателей, однако VolksWagen GROUP не уступает Ауди лидирующее место по распространению бренда на индийском рынке.

Подводим итоги

Красивый и современный чешский автомобиль стал одним из наиболее привлекательных предложений в своем классе. Ценовая политика компании, активное слежение за качеством производства и сборки машины, а также стремление стать еще лучше делают из Рапида настоящего лидера сегмента. Популярность машины стремительно растет, а отзывы реальных покупателей внушают еще больше доверия к этой свежей модели.

Skoda с успехом показывает, что нынешний насыщенный предложениями автомобильный рынок готов к новинкам. Новые авто все еще могут становиться культовыми и популярными, не теряясь среди огромной массы конкурентов. Шкода Рапид показывает отличные темпы роста, но как относитесь к автомобилю лично вы?

Некоторые автовладельцы до сих пор считают, что страна-производитель и марка автомобиля тесно связаны между собой. В какой-то мере это так, но границы производства постепенно «смываются» с ростом спроса на продукцию того или иного бренда.

Так, машины Шкода являются достоянием Чехии и ранее производились только на территории этой страны. Но ситуация меняется, и география производства, вызванная ростом спроса на автомобили этого производителя, расширяется.

Ниже рассмотрим, в каких странах находятся заводы Шкода, и какие модели на них производятся. Также затронем тему, как распознать страну-производителя по VIN-коду и кратко рассмотрим особенности чешкой марки авто.

АркиПравить

Великие Магические ИгрыПравить

Камика атакует Команду, используя Алый Танец

Когда Команда Спасения находит раненного Аркадиуса, Камика со своей командой окружает их. Затем она атакует их Алым Танцем, однако Венди Марвелл, используя Рёв Небесного Дракона, останавливает её атаку. Тогда Камика решает использовать Фиолетовый Танец, который обездвиживает Команду Спасения, а Космос использует Произрастающий Взрыв, который начинает поглощать всех противников сразу. После взрыва цветка члены Ордена и Команды Спасения оказываются разбросанными по всему подземелью, а Камика оказывается с Мираджейн Штраусс.

Камика атакует Мираджейн

Камика первой начинает бой, атакуя Мираджейн Зелёным Танцем, и объясняет, что эта бумага содержит Бога Яда. Мираджейн пытается задержать дыхание, но Камика заявляет, что миссия их Ордена — убить Магов. Она наблюдает за тем, как Мираджейн пытается выстоять её заклинание и слушает, когда она говорит, что Магия не должна использоваться для убийств, а для защиты близких людей.

Поражение Камики

Перевоплощаясь в Душу Сатаны, Мираджейн заявляет, что теперь их силы равны, удивляя Камику тем, что она смогла перенести её заклинание яда. Мираджейн говорит, что яд был для неё удовольствием. После поражение всего Ордена, Камика слушает, как Нацу угрожает им, если они не покажут им выхода.

Камику и Космос затягивает в тень

Вскоре после этого, Камика с Орденом покидают Дворец Бездны и следуют за Командой Спасение, где находят её в Дворце Меркурий в битве против Рыцарей Фиора. Камика заявляет, что не стоит недооценивать Орден Голодных Волков. Объединившись с Космос и Рыцарями, Камика вступает в бой против членов Команды Спасения. Вместе они начинают побеждать своих противников, чему радуется сама Камика, однако, прежде чем атаковать их снова, появляется тень, которая начинает поглощать всех, в том числе Камику с Космос.

После победы над Драконами, Король Фиора устраивает Банкет во Дворце Меркурий. Камика, с другими членами Ордена, тоже присутствует на Банкете. Когда появятся Нацу в королевской одежде, это начинает злить Аркадиуса, который приказывает Ордену остановить его. Однако Кама говорит за всех, что это невозможно.

Через некоторое время после Банкета, Камика и Космос помогают Команде Нацу найти дешёвую повозку, чтобы вернуться в Магнолию.

ТартаросПравить

Примечание: Данное событие происходит только в аниме и не соответствуют материалу канона.

Нажмите «развернуть», чтобы открыть часть Арки.

Камика и другие члены Ордена в изумлении смотрят на Драконов в небе, которые приступают к уничтожению бомб Тартароса.

АватарПравить

Примечание: Данное событие происходит только в аниме и не соответствуют материалу канона.

Нажмите «развернуть», чтобы открыть часть Арки.

Сердитый Аркадиус вызывает Камику и других членов Ордена Голодных Волков для того, чтобы наказать Нацу за осквернение Дворца Меркурия.

Технические особенности Рапид российского производства

Сегодня авто Шкода Рапид в С-классе является одним из лучших вариантов для приобретения. Российская сборка немного отличается от остальных предложений. Если в Казахстане и Украине собирают модель полностью идентичную европейской, то в РФ производят машину с индивидуальными техническими характеристиками.

Технические особенности Рапид российского производства

Авто имеет следующие особенности по сравнении со своими европейскими братьями:

  • на Рапид российской сборки установлен самый маленький мотор в линейке – 1.2-литровый MPI (75 л.с.).
  • основным для отечественной Шкоды стал 1.6-литровый MPI мотор (105 лошадок).
  • также, на российскую модель устанавливают немецкую силовую установку – заряженный бензиновый мотор на 1.4 литра (122 л.с.).
  • флагманский двигатель оснащается, как традиционным автоматом, так и механической КП.

Самой популярной моделью Рапид в РФ считается авто 1.6-литровым двигателем с автоматической коробкой передач. Поэтому, прежде, чем будете покупать чешское авто, поинтересуйтесь, где выпускают Шкода Рапид. Ведь на Рапид российского производства сможете колесить ни одну тысячу километров.

Динамика

Максимальная скорость Октавии с 1.6 с «автоматом» — 190 км/ч, с 1.8 с «механикой» — 231 км/ч. Разгон до 100 км/ч — от 12 до 7.3 секунд.

В топливном баке вмещается 50 литров бензина (рекомендуется неэтилированный АИ-95). Расход топлива — 6.6-8.4 литра в городском режиме, 4.6.-5.4 по трассе.

Машина имеет такие ассистенты водителя, как систему мониторинга слепых зон, контроль движения по полосам, адаптивный круиз-контроль, парковочный ассистент, систему освещения поворотов и многое другое.

Чехи под Москвой

Не стал изобретать велосипед чешский производитель – компания Skoda. Менеджеры логически рассудили, что Россия – страна огромная, ездить надо очень много. Поэтому спрос на недорогие, но качественные автомобили будет всегда. Да и руки у наших работяг растут правильно, что обеспечит хорошее качество сборки. Так и появилось производство автомобилей Skoda Rapid в Калуге.

Замена логотипа на заводе Skoda

Многие наши автолюбители считают, отечественная сборка может подмочить репутацию любой хорошей иномарки. И считают небезосновательно. Но надо сказать, что Skoda Rapid российского производства полностью ломает этот стереотип. Завод в Калуге ничем не отличается от завода в Чехии. Техническое оснащение, автоматика, компьютеризация производственных процессов в строгом соответствии европейским стандартам. Еще следует отметить, что завод в Калуге, это не просто Skoda, а концерн Volkswagen. А это уже немецкая педантичность, основательность и качество.

Линия конвеера Калужского автозавода. На капотах прикреплены монтажные карты для сборщиков

Профессиональный уровень персонала завода на высоком уровне. Каждый специалист регулярно проходит курсы повышения квалификации, сдает тесты и экзамены.

Более подробно остановимся на сборке кузова автомобиля Skoda Rapid. Качество кузова это больная тема у наших автомобилистов. Ведь кто сталкивался его с капремонтом, знает насколько это сложный и дорогостоящий процесс. Следующие строки станут бальзамом на душу для автолюбителей. Итак, сборка кузова:

  • в небольших количествах и только в первую смену (нет массовой штамповки);
  • качество сборки строго контролируют специалисты из Чехии;
  • все детали кузова из относительно толстого металла и оцинкованы;
  • после сварочных работ кузов подвергается чистке;
  • после чистки погружение кузова в ванную со специальным антикоррозионным составом;
  • тщательная проверка всех зазоров.

Skoda Roomster

Модель Skoda Roomster — автомобиль, предназначенный для любителей активного отдыха. Впервые машина представлена в 2006 году с последующим выпуском на базе универсала и фургона.

По сути, это главный конкурент Йети на звание семейного автомобиля и единственный на сегодня минивэн в линейке Шкода.

Внешне это небольшая машина, которая выделяется из толпы, отличается практичность и большим внутренним пространством. Хотя, не все ценители автомобилей Skoda в восторге от такого варианта исполнения.

Что касается сборки, ситуация аналогична. Для РФ и стран СНГ эта модель собирается в России, под Калугой.

Ниже представлена сводная таблица, на которой указано, где собирают автомобили Шкода.

Комплектации и цены

Выполняя функции модели Rapid, но в классе кроссоверов, для новой модели Шкода Камик 2021 комплектации и цены (фото) будут образованы по такому же сценарию. Начальная версия Entry, так же как и у родственного лифтбека, не блещет богатством оборудования, но тем не менее способна предложить максимально выгодный прайс-лист. В результате цена Skoda Kamiq 2021 в новом кузове у официальных дилеров в Москве составит 730 000 рублей*. Всего же в гамме нового чешского кроссовера насчитывается: 4 комплектации, 3 типа двигателей и трансмиссий. На начальном этапе будут предложены только переднеприводные версии с полузависимой скручивающейся балкой в качестве задней подвески. Таким образом, технические характеристики Skoda Kamik 2021 модельного года в комплектации Entry предполагают наличие под капотом бензинового атмосферного мотора 1,6 литра мощностью 90 сил, 5-ступенчатой механической коробки передач и привода на передние колеса. Согласно последним новостям, официальная премьера новинки состоится на Пекинском автосалоне, проходящем с 25 апреля по 4 мая этого года, а старт продаж намечен на осень. С учетом организации локальной сборки, дата выхода Шкода Камик в России может ожидаться не раньше 2019 года.

Базовая версия Шкоды Камик 2021 года в комплектации Entry стоимостью 730 000 рублей способна предложить умеренно-достаточный набор стандартного оборудования. В оснащение такой версии войдут: передние электрические стеклоподъемники, регулировки рулевой колонки по длине и вылету, а также водительского кресла по высоте, бортовой компьютер, центральный замок и складной в пропорции 40/60 задний диван. В роли систем, обеспечивающих активную и пассивную безопасность, представлены: фронтальная подушка водителя, АБС и система стабилизации (ESP). В технических характеристиках Skoda Kamiq Entry 2021 ценой 730 000 рублей значится только базовый 90-сильный мотор в союзе с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Более производительные двигатели и автоматические трансмиссии представлены в старших комплектациях, но за дополнительную плату можно заказать кондиционер (36 тыс. руб.*) и окраску кузова с эффектом «металлик» (14 тыс. руб.*).

Главным отличием следующей далее комплектации Active за 785 000 рублей* следует признать дистанционное управление центральным замком и фронтальную подушку безопасности переднего пассажира. Однако гамма моторов, трансмиссий и опционального оборудования расширяется довольно обширно. К числу опций относятся: фирменная аудиосистема с MP3, камера заднего вида, подогрев передних сидений и зеркал заднего вида с электроприводом, передние противотуманные фары, штатный парктроник, телефонный hands free и Bluetooth, а также боковые подушки и шторки безопасности. Цена новой модели Шкоды Камик 2021 в комплектации Active со 110-сильным мотором объемом 1,6 литра и 5-ступенчатой механикой увеличивается до 845 000 руб.*, а за 6-диапазонный автомат, предлагаемый только в союзе с этим силовым агрегатом, придется доплатить еще 45 тысяч рублей*.

Достоянием более старшей комплектации Ambition становится все опциональное оборудование предыдущей версии Active за исключением парктроника и камеры заднего вида, за которые по-прежнему придется доплачивать отдельно. Плюс ко всему можно заказать: климат-контроль, датчики дождя и света, алюминиевые диски колес, круиз-контроль, светодиодные фары, фирменную навигационную систему, помощника на старте в гору и запуск двигателя кнопкой с бесключевым доступом. В начальную цену Skoda Kamik Ambition с новым кузовом за 860 000 рублей* входит 90-сильный мотор с механикой. Доплаты за 110-сильный агрегат и автомат составят 60 и 45 тысяч руб.* соответственно. За версию с турбо-мотором (125 л.с.) и 7-ступенчатым роботом придется выложить 1 030 000 рублей*. Флагманская комплектация Style за 930 000 руб.* получает: 4 подушки безопасности, легкосплавные диски и круиз-контроль. Остальные опции идентичны версии Ambition: доплаты за более мощные моторы и автоматические трансмиссии также соответствуют расценкам предыдущей комплектации.

Где собирают, и на каких рынках продают Шкода Рапид

Огромное удивление у автомобилистов вызывает тот факт, что не все модификации SKODA
Rapid
, предлагаемые в разных странах мира, собираются в Европе. На самом деле, есть много предприятий, которые выпускают авто чешской марки. И это вполне аргументировано, так как такое производство учитывает особенности местного рынка и запросы потребителей (комплектации, клиренс, оформление салона). Кроме того, экономия на доставке готовых машин из Европы позволяет снизить стоимость машины, не потеряв в качестве. Такой транспорт имеет веское преимущество – «родную» адаптацию к условиям эксплуатации определенного региона. Ведь все технологии, детали и оборудование, используемы на заводах Шкода в разных государствах, строго соответствуют чешским стандартам.

После официальной презентации окончательной версии Шкода Рапид на Парижском автосалоне осенью 2012, производство было налажено сразу в нескольких странах. Весной следующего года с конвейера , который находиться в Украине, в городе Соломоново на Закарпатье, начали съезжать первые автомобили. Украинцам было предложено модель в трех вариантах комплектаций, с 4 видами силовых установок и 13-цветной гаммой кузова. Собираемые тут модификации предназначены для внутреннего рынка страны.

Чуть позже стартовал выпуск SKODA Rapid в Казахстане, которая пополнила ассортимент завода в Усть-Каменогорске. В мае 2013 года первые машины местной сборки появились на рынке страны. Они представлены в трех комплектациях, с двумя вариантами атмосферных двигателей и пятискоростной трансмиссией. В перспективе – турбомотор и робот DSG.

В этом же году началась сборка нашумевшей новинки и в России. Шкода Рапид, предлагаемая автосалонами страны, производиться на . Здесь используется оригинальное чешское оборудование, поэтому модель ни в чем не уступает европейскому аналогу. Кроме того, автомобиль модифицирован с учетом местных условий: дорог, топлива и климата. Российская версия машины доступна покупателям с 6 силовыми агрегатами (4 бензиновых и 2 дизельных).

Наверное, один из самых распространенных страхов российских автомобилистов недавнего прошлого — отечественная сборка. Покупатели боялись ее как огня, порой отказываясь от приобретения желанных иномарок. Сейчас ситуация в корне изменилась — 80% проданных в России автомобилей собраны у нас. А как собраны? И отличается ли чем-то этот процесс от зарубежного? Отвечаем на оба вопроса, изучив разом заводы Skoda в Калуге и Млада-Болеславе.

Начнем, конечно, с ближайшего — производственной площадки в технопарке «Грабцево», что находится под Калугой, в 170 км от Москвы. Завод этот является общим для всех трех марок, входящих в концерн Volkswagen, а потому и название носит общекорпоративное — «Фольксваген Груп Рус». Собирают тут не только автомобили Skoda, но еще и собственно Volkswagen, а также по технологии крупноузловой сборки в отдельном цехе Audi.

Предприятие было построено в прямом смысле слова в чистом поле в 2007 году, а уже в 2009-м перешло на производство полного цикла, то есть сварку, окраску и непосредственно сборку. У Skoda с 2013 года тут собирается одна модель — бестселлер чешской марки Rapid , пришедший на смену предыдущему поколению хетчбэка Fabia. Популярная Octavia и кроссовер Yeti производятся на базе завода ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Технопарком место названо не для красного словца. Руководству Калужской области удалось превратить свой регион в реальный производственный кластер: в непосредственной близости от автосборочного предприятия находятся и производители компонентов, включая площадки таких мировых гигантов, как Gestamp и Magna. Неподалеку расположено и сборочное предприятие еще трех автомобильных марок. Ну и до кучи, вся электроника Samsung для отечественного рынка производится здесь же.

Завод Skoda встречает по отечественной традиции четкой дисциплиной и строгими правилами, производя впечатление оборонного предприятия. Это общая практика почти любого серьезного высокотехнологичного производства. Причем Skoda еще довольно лояльна: в основном строгость касается фотосъемки отдельных объектов внутри завода. На АвтоВАЗе, например, у журналистов на входе под роспись переписывают серийные номера фотокамер и диктофонов, а на отдельных производствах автокомпонентов журналисты на выходе сдают карты памяти и получают их обратно с отфильтрованными снимками. Промышленный шпионаж, даже неосознанный, никто не отменял.

Распространенное заблуждение россиян о том, что мировые автоконцерны строят заводы в России по остаточному принципу, развеивается, как только входишь непосредственно на производство. Предприятие в несколько этапов построено по высшим стандартам концерна Volkswagen с применением самого современного оборудования — общие инвестиции в строительство и развитие обошлись в космический миллиард евро.

Первый цех — кузовной

. Здесь кузов Skoda Rapid приобретает очертания автомобиля, свариваясь в единое целое из разных панелей. Почти весь металл — отечественный. Прокатывают и штампуют его на соседнем предприятии Gestamp. Точечные сварные операции делаются вручную с помощью больших подвесных манипуляторов. А вот основную сварку кузова выполняют уже роботы, причем сварка крыши осуществляется самым современным способом — лазером.

Само собой, почти на каждом этапе проводится контроль качества, который иногда интегрирован прямо в процесс. Так, минимум один раз в сутки наугад выбирается готовый кузов Rapid, который в специально построенной при заводе лаборатории тестируется и замеряется по сотням контрольных точек, включая проверку с помощью лазера Zeiss прямо в сварочном цехе. Любое несоответствие — повод к остановке конвейера и тщательной перепроверке оборудования, а негодный кузов отправляется на выброс. Правда, подобное случается крайне редко. Эта же лаборатория занимается контролем, проверкой и согласованием всех вопросов с поставщиками компонентов.

Перед отправкой на сборку кузов дважды грунтуется, красится и покрывается антикором в виде горячего воска и фирменного состава концерна Volkswagen. В плане цветовых предпочтений россияне консервативны — в приоритете либо темные цвета, либо серебристые и белые. У седана Volkswagen Polo, идущего на конвейере вперемежку с Rapid, — модный нынче коричневый оттенок, который стал пользоваться спросом.

В общей сложности на заводе в Калуге работают поставщики более чем из 45 стран мира. Однако и уровень локализации достаточно высок: помимо металла, в России производятся элементы системы выпуска, топливные баки, кресла, передняя панель и отделочный пластик салона. Благодаря российскому производству двигателей общий процент локализации Skoda Rapid должен составить к началу 2021 года 60%.

Вторым важнейшим событием в истории Калужского завода стал запуск осенью 2015 года цеха по сборке двигателей

, а в реальности — отдельной мануфактуры. Причем концерн Volkswagen — один из первых, кто решил наладить в России производство моторов. Для локализации был выбран самый популярный и привычный по «размеру» атмосферный агрегат объемом 1,6 литра в форсировке 90 или 110 л. с. серии EA211. Это современный двигатель, пришедший на смену «ветерану» серии CNFA и представляющий собой, по сути, мотор TSI, только со снятой турбиной.

Производство двигателя также почти полностью локализовано. Блоки и головки блоков отливаются из отечественного сырья в Ульяновске, в российском филиале мексиканской компании Nemac. А остальные операции по финальной сборке, включая обработку головок и коленвалов, выполняются уже непосредственно на заводе в Калуге. Опять-таки за качество сборки отвечает не только сложившийся имидж марки, но и 13 современных роботов, которые здесь трудятся, — увы, все сплошь зарубежных производителей, как, собственно, и почти все оборудование завода.

После собранный двигатель отправляется на «горячий тест», то есть на проверку во всех возможных режимах работы, включая запуск, холостой ход, работоспособность при максимальных нагрузках. Кроме того, проверяются электрическая, топливная, масляная и охлаждающая системы, а также газораспределительный механизм, показатели мощности и крутящего момента.

Автомобильный завод — это, помимо прочего, еще и первоклассный работодатель. Несмотря на кризис в отрасли, Volkswagen Group Rus не стал увлекаться сокращениями, а просто перевел предприятие на двухсменный рабочий график. Средняя зарплата на заводе — около 30 000 рублей плюс полный социальный пакет, включая бесплатное питание и развозку. Около 8% персонала составляют женщины. Само собой, сотрудники завода могут купить Skoda с очень хорошей скидкой или выкупить одну из служебных машин.

Всего на заводе в Калуге рабочие собирают по 90 Skoda Rapid в сутки. Учитывая не самые простые времена, этого пока хватает, чтобы обеспечивать моделью не только Россию, но и страны Таможенного союза. Все собранные автомобили перед отправкой на продажу (кстати, купить машину можно и прямо на заводе — рядом работает дилерский центр) проходят череду проверок: двойная просветка и дождевая камера — для поиска протечек, роликовый стенд — для испытаний ездовых и тормозных характеристик, дороги общего пользования — для реальной проверки работоспособности всего автомобиля. Так производят Skoda у нас. А как это делают сами чехи?

Полтора часа до Москвы, еще три — на самолете до Праги и час, конечно же, за рулем Skoda до Млада-Болеслава, и вы в самом сердце чешской автомобильной жизни — первом заводе марки

, где в 1905 году был выпущен первый автомобиль, тогда еще называвшийся по именам отцов-основателей — Laurin & Klement. Отлитые не только в истории, но и в бронзе основатели встречают гостей у ворот чешского автомобильного города, который начинается с музея и штаб-квартиры марки. Здесь же можно сразу приобрести автомобиль.

О том, что автомобилизация мира в целом и Европы в частности растет невообразимыми темпами, говорит историческая статистика Skoda. С 1905 по 1991 год чешская компания произвела 5 000 000 автомобилей. А только с 1991 по январь 2021 года было выпущено… 13 000 000 автомобилей! Причем в 2014 году впервые был установлен годовой рекорд производства — 1 000 000 автомобилей Skoda за 12 месяцев.

Культурную программу оставим за кадром. Скажем лишь, что экспозиция просто обязательна к посещению всем, кто окажется неподалеку. Мы же отправляемся непосредственно на завод, который находится чуть в стороне.

По размерам он, конечно, несопоставим с предприятием в Калуге. Более 50% всех существующих моделей Skoda выпущено здесь. Кроме того, здесь же производят двигатели и коробки передач, как механические, так и роботизированные. Именно поэтому завод больше похож на маленький город. Тут есть даже своя Вацлавская площадь — так сотрудники называют самую широкую центральную улицу.

В отличие от российского предприятия Skoda, на завод в Млада-Болеславе может попасть любой желающий, купив экскурсию, в которую входит посещение музея и производства. Стоимость для взрослого — 200 крон (около 600 рублей), для ребенка — 100 крон (около 300 рублей).

Первое ощущение на производстве Skoda в Чехии — непрекращающееся движение. Движется тут, кажется, всё, и главное — самостоятельно! Даже тележки с кузовными панелями по заводу катают забавные маленькие роботы-тягачи. Роботы — еще одно наглядное отличие чешского предприятия. Автоматизированы почти все сварочные процессы, самые важные из которых выполняются лазером. В кузовном цеху люди исполняют преимущественно контрольно-вспомогательную функцию операторов.

В соседнем цеху, так же как и в Калуге, налажено производство двигателей

, почти все из которых — турбосемейства TSI. По сравнению с кузовным цехом уровень автоматизации здесь чуть ниже — роботы выполняют самые сложные операции, требующие высокой точности. Люди занимаются в основном подсборкой навесных деталей, после чего двигатель отправляется в камеру залива технологических жидкостей и к роботу, наносящему на мотор серийный номер.

Женщины на заводе в Чехии составляют до 20% рабочего персонала. Средняя зарплата «чистыми» в пересчете на общеевропейскую валюту — около тысячи евро: по местным меркам это неплохие деньги. На базе предприятия создан и собственный технический колледж, который готовит будущие производственные кадры для Skoda.

Последний цех — окончательной сборки

, где по конвейеру движутся покрашенные кузова, готовые к так называемой свадьбе — стыковке с шасси. Работа осуществляется вручную, за исключением вклейки стеклянных крыш и отдельных элементов салона, устанавливаемых посредством специальных манипуляторов. В помощь людям — специальные подвесные и напольные кресла, которые облегчают работу. Такие же есть и на заводе в Калуге.

Большая часть идущих по конвейеру моделей — Skoda Fabia нового поколения, которая для России оказалась дорогой и была заменена не менее удачным, но более доступным Rapid . Еще одно отличие европейских покупателей от российских — выбор светлых и ярких цветов, в массе украшающих транспортный поток.

В Чехии, помимо центрального предприятия в Млада-Болеславе, действует еще завод в Квасинах и производство коробок передач во Врхлаби. В общей сложности над выпуском Skoda в Чехии трудятся 25 500 человек, производящих ежегодно 650 000 автомобилей, около 1 825 000 коробок передач и около 730 000 двигателей, что делает Чехию одним из крупнейших автопроизводителей Европы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: