Можно ли самостоятельно устранить гул в гидроусилителе руля?

Если при повороте руля вы слышите стук, гудение, писк или скрип, это не всегда проблема, которую нужно решать. Например, автомобили с гидроусилителем руля издают довольно много шума (легкий гул) при повороте рулевого колеса, что характерно для систем гидроусилителя руля. Другое дело, если этот шум перерастет в дребезжание, писк или даже стук, или станет только хуже — то, скорее всего, придется вызвать механика.

Вы можете описать этот шум? При повороте руля это хруст, писк, гул, цоканье, скрип и т.д.? Очень важно, чтобы вы могли правильно охарактеризовать этот тип звука. В любом случае, ниже для каждого симптома мы рассмотрим дополнительные советы, чтобы найти точную проблему. Но все же необходимо учитывать следующие нюансы этого шума:

  • Какова природа шума: стук, скрежет, жужжание, скрип, писк или что-то еще?
  • Это происходит только тогда, когда вы поворачиваете рулевое колесо, на поворотах или при других обстоятельствах или во время других действий?
  • Всегда ли слышен шум или он зависит от погоды, влажности воздуха, нагрева компонентов подвески / рулевого управления, нагрузки автомобиля и т.д.
  • Раздаются ли звуки при повороте рулевого колеса влево, вправо или в обе стороны?
  • Какие дополнительные симптомы или проблемы возникают с этим шумом?

Ответы на все эти вопросы предоставят ценную информацию для правильной диагностики шума рулевого управления.

Передняя часть автомобиля выполняет множество различных задач:

  • предотвращает опрокидывание автомобиля при прохождении поворотов;
  • перемещает колеса вверх и вниз, чтобы смягчить их;
  • позволяет поворачивать колеса рулевым колесом;
  • передает мощность от двигателя к колесам, приводящим в движение автомобиль, в автомобилях с передним приводом.

Тем не менее, есть много причин изнашивания передней подвески и рулевого управления. К счастью, по мере износа этих компонентов многие из них начинают издавать странные звуки, предупреждающие о том, что их необходимо заменить, смазать или отремонтировать. Однако к тому времени, когда они начинают издавать звуки, они обычно очень близки к отказу, поэтому лучше диагностировать устройство как можно скорее. Некоторые из звуков, издаваемых при повороте рулевого колеса, — это постукивание, другие — скрип, а некоторые — гул и т.д.

Вот список всех шумов, которые ваша машина может издавать при повороте рулевого колеса, и возможных проблем, связанных с ними. Это отправная точка для постановки диагноза, но помните, что это не исчерпывающий список возможных причин. Так в чем же могут быть причины стуков, скрипов, шума при повороте руля?

Гул во время поворота руля на месте

Этот вид шума при повороте рулевого колеса на неподвижном автомобиле характерен для автомобилей с гидроусилителем руля. Это нормально для любого автомобиля с гидроусилителем рулевого управления. Если вы впервые садитесь в машину и слышите этот негромкий гул, знайте, что он будет сопровождать вас довольно часто. В очень редких случаях шум может появиться только при повороте рулевого колеса в одну сторону: влево или вправо.

Однако, если вы владеете автомобилем в течение длительного времени, и шум, очевидно, стал громче, не только при повороте рулевого колеса на месте, но и во время движения, вам, вероятно, следует проверить CPS. Не волнуйтесь, наиболее распространенная проблема с этим симптомом, такая как гудение при повороте рулевого колеса, легко решается доливанием жидкости CPS. Достаточно проверить ее уровень под капотом (специальный бачок с маркировкой минимального и максимального уровня жидкости и идентификацией, в большинстве случаев, что это точно такая же жидкость CUR). Низкий уровень жидкости может указывать на возможную утечку, поэтому сначала проверяйте уровень не реже одного раза в неделю.

Другие проблемы, которые могут вызвать эти симптомы, могут быть неисправным насосом рулевого управления с гидроусилителем, воздухом в гидравлической системе или неплотным замыканием.гидроусилитель руля. В этом случае поможет только специализированный сервис.

Практически все перечисленные неисправности гидроусилителя возникают, помимо грохота при повороте руля, еще более затрудненного поворотом руля.

Поломка насоса

Как показывает практика, гудит гидроусилитель руля чаще всего по причине износа насоса. Сам узел крайне надежен, а поэтому ускоряет его смерть неправильные условия эксплуатации:

  • слишком низкий уровень жидкости в бачке;
  • неправильная замена, при которой старая жидкость выгоняется запуском двигателя. Производительность насоса настолько великая, что уже через 2-3 сек. наступает масляное голодание. Вращение на сухую провоцирует перегрев трущихся кромок, задиры и т.д.;
  • игнорирование сроков замены масла;
  • использование несоответствующей жидкости;
  • смешивание несовместимых масел;
  • попадание грязи, воды в бачок ГУР.

Почему возникает гул

Чтобы понять природу неисправности, рассмотрим вкратце устройство насоса. Нас интересуют:

  • ротор;
  • лопасти ротора;
  • статор;
  • направляющие статора.

Износ именно этих деталей провоцирует шум при повороте руля. Сам принцип работы ГУР достаточно прост. Ротор вращается внутри статора с двумя овальными областями. При вращении ротора под действием центробежной силы лопасти прижимаются к стенкам статора. При движении лопастей в начале первой области происходит забор масла, к концу области объем полости уменьшается, что приводит к увеличению давления масла. Жидкость под давлением попадает в выходную часть, а затем поступает в магистрали высокого давления. Итак, из-за чего именно гудит гидроусилитель руля:

  • появление люфтов в канавках для лопастей ротора;
  • износ внутренней части статора. Лопасти «выгрызают» статор неравномерно, в итоге внутри появляются канавки;
  • образование задиров на корпусе ротора, кромках лопастей, статоре;
  • появление люфтов в местах установки направляющих статора.

К сожалению, зачастую у владельцев попросту нет возможности купить и установить новые запчасти. Поэтому устранить гул можно только заменой насоса в сборе. Если стоимость узла слишком велика, можно попробовать найти рабочий насос с поддержанного автомобиля.

Стук при повороте автомобиля в движении

Еще один симптом — характерный стук при входе в поворот. Более того, постукивание может становиться сильнее, чем меньше угол поворота рулевого колеса и чем хуже дорожное покрытие. Такой стук характерен для изношенных амортизаторов — они просто перестают исправно работать и требуют замены. Поскольку амортизаторы на одной оси не всегда изнашиваются равномерно, дребезжание обычно слышно при повороте в одну сторону, а не в другую.

Еще одним признаком, помимо стука на поворотах, является наличие стука на неровной поверхности даже при движении по прямой. Дело в том, что амортизаторы подвергаются большим нагрузкам на поворотах и ​​чаще стучат. Также обратите внимание на наличие мокрых пятен на амортизаторах — это может свидетельствовать об их протечке.

Если ваша машина намного старше, у нее большой пробег (мы не будем приводить цифры, потому что амортизаторы могут быть повреждены в разных моделях, к тому же на это влияет множество других факторов), амортизаторы находятся в группе риска (болезнь вашей модели , о котором вы можете узнать на тематическом форуме или у дилера) вполне возможно, что причиной стука на поворотах являются амортизаторы. Это можно проверить, посетив профессионального механика.

Стук при повороте руля с люфтом руля

Хотя рулевые шарниры не требуют обслуживания почти на протяжении всего срока службы автомобиля, они подвержены износу на наших дорогах. Основным признаком износа рулевых шарниров является их расшатанность с появлением люфта и характерный, но тихий стук при первом повороте рулевого колеса. Лучший способ определить причину такого стука при повороте — это встать на ровную поверхность и попробовать повернуть рулевое колесо из стороны в сторону — сначала небольшими движениями рулевого колеса, а затем все больше и больше, пока вы не обнаружите люфт и стук. Вы также можете выйти из машины, посмотреть на колеса и проделать ту же работу с рулевым колесом через открытое окно или дверь машины. Если мы заметим, что при повороте руля на малую амплитуду колеса остаются неподвижными, в системе рулевого управления есть люфт, который следует устранить.

Этот дефект можно устранить, попросив специалиста диагностировать все соединения на предмет износа и люфта, затем заменить изношенные шарниры и соединения и подтянуть соответствующие механизмы, которые создают люфт в системе рулевого управления.

Скрип или скрежет при повороте руля и на месте, и в движении

Еще один шум, который вы можете услышать, исходя из рулевого колеса и реагируя на его вращение, — это визг или скрежет. Эти звуки также обычно являются признаком изношенных шарниров в системе рулевого управления или передней подвески. Как и в предыдущем случае, необходимо провести диагностику рулевых или подвесных шарниров и при необходимости заменить.

Однако наиболее частая проблема, связанная с этим симптомом, заключается в том, что наконечники руля изношены или отсутствуют смазка.

Кроме того, подшипники амортизаторов или нижние шаровые опоры могут издавать визг (иногда даже хруст) при повороте рулевого колеса, независимо от того, стоит автомобиль или движется. В последнем случае дополнительным признаком является люфт колес, когда автомобиль стоит на земле.

Хруст на поворотах в переднеприводных автомобилях

Бывает, что машина даже в поворотах шумит. При этом чем круче поворот и чем выше скорость, тем характернее и громче хруст. Этот хруст, похоже, не зависит от поворота колеса, а возникает из-за маневра поворота на дороге и исходит из-под колеса, находящегося под нагрузкой, то есть колеса с внешней стороны пути поворота. В этом случае хруст чаще всего возникает при повороте только в определенном направлении: вправо или влево.

Такой хруст характерен только для переднеприводных или полноприводных автомобилей. Причина трескапри вращении имеется шаровая опора, более известная в просторечии как «граната».

CVG — это шарнир, который позволяет переднему колесу вращаться во всех направлениях на определенный угол, сохраняя при этом постоянную скорость оси. Поскольку CVG постоянно вращается и подвергается большим нагрузкам, иногда он изнашивается и требует замены.

Состояние шарниров в автомобиле можно проверить, повернув рулевое колесо до упора, а затем медленно и немного быстрее по кругу, сначала в одну, а затем в другую сторону. Если при выполнении этого маневра вы слышите хруст, значит, у вас износился CVG. Внимание: если хруст сопровождается вибрацией, машину следует как можно скорее доставить в специализированную службу.

CVT всегда следует запускать в пылезащитном чехле, который защищает систему от грязи и пыли. Он часто изнашивается из-за поломки пылесоса. А хруст граната — это не что иное, как дробление частиц грязи внутри него или крошение подшипников граната.

Ваш автомобиль представляет собой чрезвычайно сложную систему, а системы рулевого управления и подвески состоят из множества компонентов и различаются по структуре, принципу действия и компонентам в зависимости от модели, а часто даже в зависимости от модификации одной и той же модели. Следовательно, данный шум может указывать не только на все, что мы перечислили выше. Часто рулевые колонки, рулевые тяги, поворотные кулаки, амортизаторы и шарниры издают всевозможные звуки. Даже элементарный люфт или незакрепленная часть полностью отключенного рулевого управления или подвески может, например, вызвать подпрыгивание компонентов рулевого управления или подвески при повороте рулевого колеса или ударе соответственно.

Тем не менее, лучший способ действий, если данный шум возникает при повороте рулевого колеса или всего автомобиля, — это сначала определить дополнительные шумовые симптомы (движение рулевого колеса, более точная идентификация звука). Затем проверьте все пыльники рулевого управления и подвески под автомобилем, проверьте рулевое колесо, а затем проверьте колеса на предмет люфта.

Почему гудит гидроусилитель руля и как это исправить

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции системы гидроусилителя руля, принцип работы этой системы довольно сложен. Это вспомогательный элемент системы рулевого управления и в случае его выхода из строя не будет полного отсутствия рулевого управления, но управлять автомобилем будет сложно. Особенно опасна ситуация, когда во время движения перестает работать гидроусилитель руля, и водителю сложно сразу привыкнуть к «тяжести» поворота рулевого колеса, вызванной пониженной маневренностью автомобиля.

Если при повороте гудит гидроусилитель руля, причин этому может быть несколько:

  • Уровень жидкости гидроусилителя руля снизился. Если водитель не контролирует уровень жидкости рулевого управления с гидроусилителем, именно из-за ее низкого уровня может возникнуть проблема с шумом при повороте рулевого колеса. В такой ситуации необходимо произвести замену жидкости в системе и провести диагностику после обнаружения причины падения уровня жидкости. Чаще всего утечки масла ГУР из-за проблем с рейкой или помпой;
  • Жидкость низкого качества в бачке ГУР. Есть автомобильные расходные материалы, на которых нельзя экономить, и масло для гидроусилителя руля — одно из них. Его стоимость недостаточно высока для выбора наиболее дешевых вариантов замены, а экономия на рабочей жидкости может «обернуться» серьезным повреждением системы, что потребует замены дорогостоящих деталей.

Замените масло в системе гидроусилителя рулевого управления по истечении срока службы. Хорошую жидкость следует заменять примерно каждые два года (или каждые 70 000–80 000 миль). Существует распространенный способ проверки жидкости рулевого управления с гидроусилителем, чтобы определить, в хорошем ли она состоянии. Чтобы узнать, требуется лиПри замене отвинтите крышку расширительного бачка и с помощью шприца (или капельницы) наберите из нее немного масла. Затем бросьте его на белую бумагу и посмотрите на цвет. «Чистая» жидкость для гидроусилителя руля не должна быть черной или коричневой. Допустимы такие цвета, как бордовый, малиновый или красный. Проверьте запах жидкости гидроусилителя руля, она не должна пахнуть горелой резиной.

  • Неисправности, связанные с рулевым механизмом. Одна из самых неприятных проблем, которую может вызвать узел гидроусилителя руля, — это начало гудения при повороте рулевого колеса. Если неисправность в стойке, диагностируйте стойку и усилитель рулевого управления в сервисном центре. В некоторых ситуациях может потребоваться дорогостоящая замена рулевого механизма.
  • Ремень привода гидроусилителя рулевого управления ослаблен. Если ремень рулевого управления с гидроусилителем ослаблен или сильно изношен, при повороте рулевого колеса может быть слышен гудящий звук. В этом случае водитель может сам купить новый ремень и заменить его;
  • Воздух попадает в систему гидроусилителя рулевого управления. Есть две распространенные причины захвата воздуха в системе: воздух в системе во время замены жидкости и проникновение воздуха через незакрепленные соединения. В этом случае найдите и устраните причину проблемы. Затем промойте систему рулевого управления с гидроусилителем, замените масло новым и выполните надлежащую прокачку системы, чтобы удалить оставшийся в ней воздух. Имейте в виду, что если воздух попадет в систему рулевого управления с гидроусилителем, жидкость в резервуаре начнет пениться.
  • Неисправность насоса гидроусилителя руля. Эту неисправность легче определить, чем другие. В случае отказа насоса гидроусилителя рулевого управления система фактически перестает работать, в результате чего рулевое колесо становится «тугим», а при повороте рулевого колеса издается гудение. Чаще всего проблемы с насосом возникают из-за неисправного рабочего колеса, подшипника или уплотнений. Насос гидроусилителя руля ремонтируют редко, а в случае выхода из строя необходимо будет заменить эту деталь.

Большинство причин, вызывающих гудение усилителя рулевого управления при повороте, можно диагностировать и устранить самостоятельно. Однако лучше не доводить ситуацию до серьезных проблем, а правильно эксплуатировать систему.

Почему гудит ГУР на горячую: как это убрать

Одной из самых распространенных проблем является появление гула в ГУРе на горячую. К типовым причинам этого эффекта можно отнести:

  • Перегрев двигателя, который ведет к появлению вибраций на руле. Необходимо проверить исправность насоса, а затем произвести его ремонт при надобности.
  • Поломка насоса также может проявляться в сильном гуле на прогретом моторе при низких оборотах. При этом на высоких оборотах звук может исчезать. Альтернативное решение – залить более густую рабочую жидкость в насос.
  • Использование низкокачественного масла, которое при нагреве теряет свои свойства. Насос не справляется со своей задачей, соответственно, не создает необходимого давления.
  • При нагреве жидкость становится более текучей, поэтому может просачиваться через сальники.

Чтобы исключить большинство проблем, необходимо использовать только оригинальную рабочую жидкость для ГУР, так как она имеет необходимые свойства и прослужит весь положенный срок.

Возможные причины появления гула

Сам механизм гидроусилителя руля довольно простой, поэтому при необходимости всегда можно разобраться самостоятельно. Соответственно, если слышен гул гидроусилителя руля, свист при нагревании или холоде, а агрегат гудит, причину можно найти самостоятельно. Однако, чтобы понять, почему гидроусилитель гудит холодным или горячим, необходимо обязательно провести диагностику симптомов. Сегодня специалисты выделяют несколько возможных признаков, способных спровоцировать ажиотаж.

Принципиальная схема гидроусилителя руля автомобиля

Так почему же он начинает гудеть при включении теплого или холодного двигателя и что делать в таких случаях? Одна из основных причин — плохое состояние масла в системе. Ни для кого не секрет, что любые расходники в той или иной системе автомобиля не вечны, даже несмотря на то, что производители обеспечивают заливку масла на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Поэтому, если воет гидроамортизатор, одной из причин может быть именно израсходованный материал.

Если своевременно не произвести замену жидкости, вы почувствуете вой как в жарких, так и в холодных условиях, поэтому в первую очередь необходимо проверить состояние масла. Рабочее вещество должно иметь базовый оттенок по уровню, он также должен быть оптимальным, поэтому, если мы обнаружим, что в системе недостаточно масла, лучше будет его долить. Смешивать масла не рекомендуется только тогда, когда они полностью соответствуют друг другу по составу и добавкам. Что касается частоты замены, она зависит от использования транспортного средства,но в среднем эту жидкость меняют каждые два года.

Если смазка действительно плохая, вы заметите, что рулевое колесо станет труднее поворачивать, когда автомобиль холодный и горячий двигатель. Итак, если вы приложите дополнительные усилия, чтобы услышать жужжащий звук, скорее всего, проблема в расходных материалах.

Поврежден пылезащитный чехол рулевого механизма.

Еще одна причина, по которой система свистит при выполнении холодных или горячих поворотов, связана с неправильной работой рулевого механизма, как правило, причиной выхода устройства из строя является температура. Из-за резких колебаний температуры механизм может работать некорректно.

Кроме того, шум возникает из-за попадания соли в систему, которая остается на дорогах после того, как ее обсыпают льдом. Если соль попадает на части устройства, такие как сальники и пылезащитные колпачки, она разъедает их, и в результате устройство шипит не из-за коррозии сальника, а из-за возникшей утечки масла. Чтобы устранить проблему, вам необходимо снять устройство и отремонтировать его.

Практика показывает, что в большинстве случаев отремонтировать непросто, поэтому проблема обычно решается заменой элемента. К тому же ГУР часто свистит из-за износа или ослабления приводного ремня, если да, то первым делом нужно провести диагностику. Если устройство свистит при повороте, попробуйте затянуть ремень, но если он достаточно изношен, замените его. Если шум возникает регулярно, он может со временем повлиять на управляемость автомобиля, тем более что появление таких звуков может способствовать вибрации рулевого колеса (автор фильма — Chevrolet Aveo).

Необходимо разделить насос. Поскольку его основная функция — подача рабочей жидкости к устройству, в случае его выхода из строя масло может поступать в систему нерегулярно или вообще не поступать. В этом случае гидравлическая жидкость свистит. Если проблема действительно в КПД насоса, замените его. Подшипник тоже может свистеть.

Насос

Насос гидроусилителя руля нужен для того, чтобы в системе поддерживалось необходимое давление, а также постоянно происходила циркуляция масла. Он устанавливается на блоке цилиндров двигателя, работает от шкива коленвала с помощью приводного ремня.

В принципе, конструктивно данный насос может быть разного типа. Однако на практике повсеместное распространение получили насосы лопастные. Они отличаются высоким коэффициентом полезного действия и серьёзной устойчивостью к износу. Рабочие механизмы данного насоса – вращающийся ротор с лопастями – размещены в металлическом корпусе. В ходе вращения лопасти захватывают рабочую жидкость и под давлением нагнетают её в гидрораспределитель, а далее – в гидроцилиндр.

Поскольку привод насоса производится от шкива коленвала, его производительность и давление напрямую зависят числа оборотов двигателя. Чтобы давление поддерживалось на нужном для нормальной работы уровне (100-150 Бар), применён специальный клапан. Это пневматический либо гидравлический дроссель, который действует автоматически.

Основные узлы гидроусилителя руля

Система гидроусилителя руля состоит из нескольких важных компонентов, выход из строя любого из них может привести к выходу из строя всего агрегата:

  • Насос гидроусилителя рулевого управления, который включается при запуске двигателя. Его работа заключается в перекачивании масла из резервуара и его распределении по системе.
  • Сам масляный резервуар.
  • Распределитель жидкости для гидроцилиндров — включается в работу при повороте руля.

Многие автовладельцы считают, что масло в гидроагрегате рассчитано на весь срок службы автомобиля. Однако это неправда — все равно придется менять. Сервис также подразумевает постоянную проверку уровня рабочей жидкости в баке. Если масло в частичном количестве Если утечка достигает критического уровня, гидроусилитель руля будет гудеть, а затем просто перестанет работать.

Принцип работы гидроусилителя

Главная особенность гидроусилителя руля состоит в том, что система задействуется сразу же после запуска двигателя автомобиля, так как вал гидронасоса вращается синхронно с коленчатым валом мотора. Пока водитель не работает рулём, образующееся в маслопроводах давление сбрасывается в расширительный бачок. Принцип работы гидравлического усилителя руля заключается в преобразовании давления рабочий жидкости, создаваемого гидронасосом, в механическую работу, совершаемую поршнем гидроцилиндра. Алгоритм функционирования ГУРа таков:

Рабочая жидкость перекачивается по системе, а избыток давления отправляется в расширительную ёмкость, пока водитель не начнёт поворачивать рулевым колесом. Во время поворота рулём торсион распределителя улавливает направления вращений, за счёт чего срабатывает один из двух клапанов, который открывает проток гидравлической жидкости к поршню цилиндра.

Масло с одной стороны надавливает на поршень, заставляет его толкать рейку или тягу в нужном направлении, пока шофёр не перестанет поворачивать руль. Когда рулевое колесо останавливается в любом положении, то гидрораспределитель закрывает клапан, а поршень прекращает подталкивать рейку.

При вращении рулевого колеса в обратную сторону первый клапан закрывается, и сразу же срабатывает второй. Жидкость поступает к поршню с другой стороны, заставляя его передвигаться и толкать рейку в другом направлении.

К примеру, автомобиль стоит с работающим двигателем на месте, и его колёса при этом установлены прямо. В этом положении гидроусилитель руля не работает, а его жидкость просто перекачивается насосом по системе – из расширительного бачка в гидрораспределитель и назад.

Водитель начинает вращения рулевым колесом. Крутящий момент от руля передаётся валу гидрораспределителя и дальше – торсиону, который начинает закручиваться. Поворотный золотник в тот момент не вращается, так как ему не даёт это делать сила трения. Перемещаясь относительно золотника, вал распределителя открывает канал для поступления масла в одну из полостей гидроцилиндра (в зависимости от того, куда водитель поворачивает руль). Вся рабочая жидкость под давлением отправляется в гидроцилиндр. Масло из второй полости гидроцилиндра поступает в сливную магистраль, и далее в расширительный бачок. Оно надавливает на поршень со штоком, за счёт чего рулевая рейка перемещается и колёса поворачиваются.

Когда водитель прекращает поворот рулевого колеса, однако продолжает удерживать его в повёрнутом положении, рулевая рейка при её перемещении вращает поворотный золотник и выравнивает его относительно вала гидрораспределителя. В тот момент распределитель ставится в нейтральное положение, и рабочая жидкость снова начинает просто вхолостую циркулировать по системе, не совершая работы (как это было при стоящей на месте машине и прямолинейном положении её колёс).

Гидроусилитель гудит при вращении руля

Рулевое управление с гидроусилителем может завывать, когда вы поворачиваете рулевое колесо, но когда машина едет прямо вперед, слышимого гула нет. То же самое происходит и на неподвижном автомобиле:

  • Когда рулевое колесо неподвижно, гидроусилитель руля бесшумный;
  • При повороте руля слышен шум.

Также есть несколько разных причин шума:

  • уровень жидкости низкий (течь) или ее необходимо заменить;
  • в системе есть воздух;
  • насос необходимо отремонтировать или заменить;
  • Рулевое управление повреждено.

Если жидкости недостаточно или она была полностью промыта, гудение рулевого колеса исчезает, но рулевое колесо становится тяжелым, неуклюжим. Есть водители, которые не обращают внимания на тугое рулевое колесо и продолжают водить машину, но это плохо заканчивается: элементы рулевой тяги начинают интенсивно изнашиваться и их нужно довольно быстро заменять.

Рабочая жидкость

Те, у кого стоит гидравлический усилитель, знают, что главная составляющая в нем (помимо насоса) – это жидкость. Масло в системе ГУРа тоже имеет свой ресурс. Не нужно думать, что оно залито на весь срок эксплуатации. Жидкость приходится периодически доливать или менять полностью. Последний вариант более разумный, с точки зрения обслуживания системы.


Как часто менять мало в системе гидравлического усилителя? Многими производителями эта цифра не регламентируется. Однако специалисты говорят, что масло требуется менять не реже чем раз в 5 лет. Каждые 60 тысяч километров должна производиться проверка уровня жидкости в бачке. Если не придерживаться этих правил, возможен гул усилителя при повороте руля.

Скрежет, а также скрип (руль поворачивается и при езде, и на месте)

При повороте рулевого колеса в разные стороны ощущается скрежет / скрежет. Этот тип шума вызван износом шарниров навески или рулевой тяги. по аналогииКак и в предыдущем пункте, здесь необходимо будет провести диагностику узлов подвески или рулевого управления, при необходимости заменив изношенные детали.

Тем не менее, наиболее частой причиной этого шума является отсутствие смазки на концах руля (а также их значительный износ).

Иногда этот писк может даже сопровождаться хрустом, независимо от того, движется машина или стоит. В этом случае виноваты нижние шаровые опоры (иногда еще и подшипники амортизаторов). Первый вариант также сопровождается люфтом в рулевом колесе, когда автомобиль стоит на весу.

Гудит ГУР после замены

Иногда после замены масла начинает гудеть ГУР. Неприятный шум может быть вызван насосом в корпусе, если система была заполнена менее густым маслом, чем раньше. Дело в том, что между внутренней поверхностью кольца статора и пластинами ротора наблюдается повышенный износ. Пластины также вибрируют из-за неровной поверхности статора.

Чтобы этого не случилось, советуем использовать масло, рекомендованное производителем. Благодаря этому ваш автомобиль не сломается в системе.

Также возможно гудение после замены шланга гидроусилителя рулевого управления высокого давления. Одной из причин может быть плохое качество шланга. Некоторые сайты обижаются установкой обычных гидравлических линий вместо специальных шлангов, рассчитанных на работу под высоким давлением в гидросистеме рулевого управления. Это может вызвать удушение системы и последующий шум. Остальные причины во многом схожи с вышеупомянутыми случаями (стучать по холодному, горячему).

Гул на холодную

Если после запуска мотора слышен отчетливый гул (ГУР не прогрет и работает на холодную), проблема часто кроется в попадании воздуха внутрь системы.

Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в бачок гидроусилителя – если в жидкости присутствует воздух, масло будет достаточно сильно бурлить и пениться.

Удаляется воздух прокачкой, но перед этим нужно установить, как он попал в систему.

Для этого осмотрите все места соединений трубопроводов на наличие следов утечки. Там, где обнаружены хоть малейшие следы подтеков, следует подтянуть хомуты.

В обязательном порядке следует проверить затяжку хомута трубки подачи масла из бачка в насос, даже если следов утечки на нем нет. Часто именно в этом месте происходит подсос воздуха, из-за чего появляется гудение в ГУР.

Иногда для устранения гула достаточно всего лишь заменить этот трубопровод и поставить по два хомута на местах соединения.

Воздух может проникать в систему не только в соединениях, а и через уплотнители насоса и рулевого механизма. Со временем они теряют свою эластичность, растрескиваются и перестают выполнять свои функции. Проблема с гудением в этом случае решается установкой новых резинотехнических элементов.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Неисправности гидроусилителя руля.

Как избежать поломок гидроусилителя руля

Гидравлические системы рулевого управления достаточно надежны и при правильной эксплуатации редко выходят из строя. Производители систем рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • Паркуя машину, не забывайте выровнять колеса. Это снизит нагрузку на систему гидроусилителя руля при запуске двигателя. Особенно важно соблюдать это правило зимой, так как жидкость в бачке гидроусилителя руля может загустеть на стоянке и запуск системы будет «тяжелым»;
  • Не забудьте проверить уровень жидкости ГУР и при необходимости заменить;
  • Сведите к минимуму время, в течение которого рулевое колесо находится в крайнем правом и крайнем левом положении. Рекомендуется не оставлять рулевое колесо в крайних положениях более чем на 10 секунд, иначе существует повышенный риск выхода из строя насоса гидроусилителя руля;
  • Проверьте состояние пылезащитных чехлов, рулевой рейки и наконечников. Если вовремя отремонтировать эти детали, можно избежать повреждения рулевого управления и гидроусилителя.

Не забывайте выравнивать колеса при парковке автомобиля. Это снизит нагрузку на систему гидроусилителя руля при запуске двигателя. Особенно важно соблюдать это правило зимой, так как жидкость в бачке ГУР при парковке может загустеть и системе будет сложно запустить;

Если вам кажется, что изношен гидроусилитель руля (руль резко поворачивается или при повороте вы слышите гудение), немедленно обратитесь в сервисный центр или попробуйте самостоятельно устранить причину неисправности. Затягивая ремонт, вы рискуете повредить дорогостоящие элементы конструкции.

Предъявляемые требования

Думаю, если вам этот материал окажется полезным, будет создана еще одна статья. В ней мы говорим о том, какие неполадки могут случаться с этим узлом.

К примеру, мы уже отдельно изучали причины скрипа руля при вращении. Еще отдельно рассматривался вопрос, когда руль не возвращается в исходное положение. В этих случаях потенциальным виновником также часто выступает гидрач.

Чтобы ГУР обеспечивал надежную и качественную работу, он должен соответствовать определенным требованиям. Среди них:

  • надежность и качество сборки;
  • бесшумность;
  • простота даже самостоятельного обслуживания;
  • минимально возможные габариты;
  • экологичность;
  • автовозврат руля в исходное положение;
  • плавность;
  • пропорциональность усилий;
  • сохранение работоспособности рулевого узла при поломке ГУР и пр.

Действительно важные требования. И если даже ГУР перестал им соответствовать, у водителя должна сохраняться возможность доехать до ближайшего СТО или своего гаража, к примеру. А не просто стоять и на холостых оборотах дожидаться эвакуатор.

Правила правильной эксплуатации

Если вы не хотите сталкиваться с проблемой шума, первое, что нужно сделать, — это правильно использовать свой автомобиль. Прежде всего, следует помнить, что в автомобилях с усилителем рулевого управления не держите рулевое колесо в одном и том же положении слишком долго при поворотах или маневрах. Это связано с тем, что узел рулевого управления начинает нагреваться во время работы, то же самое относится и к рабочей жидкости, и если узел удерживается в одном положении, жидкость может выкипеть. Поэтому без замены смазки решить проблему не получится.

Также не рекомендуется оставлять машину с вывернутыми колесами на длительное время, особенно зимой,при низкой температуре. Это также может привести к нежелательному воздействию на систему рулевого управления. Если вы заметили, что начали появляться какие-то неисправности, желательно как можно скорее провести диагностику автомобиля и устранить проблему.

При наличии серьезных поломок лучше даже не пытаться ремонтировать устройство своими руками, особенно если вы не уверены в себе. Оптимальным вариантом будет ремонт машины в мастерской. Только раннее обнаружение неисправностей в системе может обеспечить ее долгую работу.

Содержание

  • 1 Основные признаки неисправности гидравлического усилителя.
  • 2 Основные показатели неисправности ГУР
  • 3 Как ведет себя неисправный или изношенный гидравлический усилитель?

Гидравлический усилитель руля, является важным элементом автомобиля, в значительной мере упрощающий управление транспортным средством. Помимо основной функции облегчения руля, ГУР также повышает безопасность участников движения, улучшая управляемость автомобиля. В современном автомобилестроении, гидравлическое усиление рулевого получило широкое распространение. На более ранних моделях автомобиля, приходилось применять значительное усилие для изменения траектории движения. На сегодняшний день данная проблема решена благодаря рассматриваемому устройству. Несмотря на ряд достойных преимуществ, гидравлический усилитель нередко выходит из строя. Даже при соблюдении условий эксплуатации, ГУР необходимо своевременно проверять и обслуживать, для увеличения срока использования. Неисправность ГУР, влечет за собой ряд неблагоприятных последствий. Поэтому при обнаружении неполадок, необходимо своевременно диагностировать и восстанавливать устройство. Нередко, при обнаружении неисправностей автолюбители обращаются в специализированный сервис. Но, такой способ восстановления, требует немалых временных и денежных растрат. Поэтому актуально диагностировать устройство своими руками.

Как выгнать воздух из гидроусилителя

Если гидроусилитель гудит из-за воздуха в масле, есть очень простой способ избавиться от проблемы:

  • Заведите машину и дайте двигателю поработать на холостом ходу 5 минут.
  • Поверните колесо по часовой стрелке до упора и оставьте на 5-7 секунд.
  • Повторите ту же процедуру, поворачивая рулевое колесо до упора влево.

После повторения этой процедуры несколько раз из контура обычно выпускается воздух. Однако этот способ не всегда работает, поэтому часто бывает необходимо демонтировать гидроусилитель руля. Сделать это:

  • Отсоедините обратный шланг от бака, заглушите отверстие заглушкой из водонепроницаемого материала или специальной заглушкой.
  • Погрузите отсоединенный конец шланга в чистую емкость.
  • Запустите двигатель и поворачивайте рулевое колесо до тех пор, пока насос гидроусилителя не начнет откачивать масло из гидроусилителя рулевого управления.

Повторяйте эту операцию до тех пор, пока вспененная жидкость не перестанет вытекать из системы — должно появиться чистое масло.

Гул гидравлического усилителя (ГУР) от гидравлической жидкости

Вариант со старой гидравлической жидкостью тоже вполне реален. Гул может появиться из-за того, что ее вязкость и состав со временем меняется. То что она меняется это наверняка. Ведь в системе постоянно происходя процессы износа деталей, где их частички попадают в эту саму жидкость, также жидкость испаряется из-за нагрева. Все это сказывается на свойствах гидравлической жидкости. Меняется ее цвет, гигроскопичность, вязкость, агрессивные свойства среды… А если это так, то ее время от времени гидравлическую жидкость надо менять, причем на ту гидравлическую жидкость, которая рекомендованную заводом — производителем автомобиля. Простой долив жидкости ничего не даст, так как ее основной объем не будет соответствовать принятым нормам. Основными критериями при замене будет изменение цвета жидкости на темный. Пробег машины для замены жидкости ГУР, обычно не регламентируется производителями. Принцип замены гидравлической жидкости для всех машин примерно один и тот же. Именно поэтому вы можете ознакомиться с ним на примере замены жидкости ГУР для Лада Ларгус «Замена гидравлической жидкости и прокачка гидросистемы гидроусилителя руля Лада Ларгус».

Гидроусилитель шумит на непрогретом автомобиле

Автовладельцы нередко замечают это явление — CPS гудит при холодном двигателе, и чем ниже температура, тем сильнее ощущается вой. Вой может длиться от 20-30 секунд до 5 минут, после чего внешние звуки исчезнут. Почему это так, однозначно ответить невозможно, каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально. Наиболее вероятные причины этого явления:

  • жидкость в автомобиле некачественная и загустевает при низких температурах;
  • Возможно, уровень жидкости низкий и его необходимо проверить;
  • шум идет не от насоса гидроусилителя руля, а от подшипника водяного насоса.

В системе гидроусилителя рулевого управления используются жидкости разных типов и разной вязкости, поэтому наливайте то, что рекомендовано производителем. Например, Dexron VI рекомендуется для заливки и дозаправки гидроусилителя рулевого управления Chevrolet Cruze, также допустима жидкость для автоматических трансмиссий типа ATF.

Преимущества автомобиля с гидроусилителем

Как уже было отмечено, гидроусилитель рулевого управления изначально устанавливался на большегрузные автомобили, чтобы облегчить вращение руля. Кроме того усилитель делает меньшим передаточное отношение рулевого механизма, то есть водителю не приходится для совершения маневра делать баранкой 5-6 полных оборотов в сторону поворота и обратно. Это особенно выигрышно при выполнении парковки в стесненных условиях.

Гидравлика смягчает удары на руль от дорожных неровностей и помогает сохранить управляемость автомобилем при наезде на большой камень и даже при простреле передней шины. Вскоре иностранные производители стали ставить их и на легковые машины, что сразу по достоинству было оценено потребителем.

К сожалению, отечественный автопром так и не наладил выпуск массовой модели легковых автомобилей с какой-нибудь схемой усиления руля. Правда, были собраны опытные единичные экземпляры (например, ГАЗ 13/14 «Чайка» с АКПП и гидроусилителем руля), но они не были предназначены для простых смертных, и об их устройстве в народе ходили только легенды и догадки.

Стук (руль крутится, машина поворачивает)

Такой звук сопровождает машину при повороте. Стоит отметить, что зачастую небольшой угол поворота руля и плохая дорога заставляют машину издавать этот грохот сильнее. Причина такого поведения автомобиля — износ амортизаторов, которые перестают гасить неровности дороги. В этом случае поможет только замена амортизаторов на новые. Как правило, амортизаторы оси изношены в разной степени, поэтому стук можно услышать только при повороте руля в сторону.

Стук может возникнуть не только при повороте, но и при движении прямо по некачественной дороге. При повороте руля амортизаторы подвергаются максимальной нагрузке, поэтому стук случается чаще. На всякий случай проверьте корпуса стоек — на них могут быть масляные пятна, что говорит о вытекании масла из стойки.

В машине с приличным пробегом (а слово «приличный» означает разные значения в зависимости от модели) амортизаторы могут выйти из строя (в силу разных факторов). Стоит поинтересоваться, насколько ваша машина подвержена подобным заболеваниям, на официальном сайте или на соответствующем форуме, посвященном вашей автомобильной марке. Также можно сразу обратиться к специалисту для диагностики проставки.

Гидроусилитель гудит в левом и правом положении

Важно знать, что при полностью повернутых колесах насос гидроусилителя руля работает с наибольшей нагрузкой. В результате издаются посторонние звуки, не свидетельствующие о каких-либо проблемах. Многие производители автомобилей сообщают об этом в руководствах по эксплуатации. Вв этом случае важно различать шумы, вызванные неисправностями в системе, и другие шумы.

Если точно известно, что причиной неисправности являются шумы, выполните диагностику. Основные причины гудения привода в крайних положениях — это те, которые мы обсуждали ранее. Это значит, что нужно проверить работу помпы, количество жидкости в бачке, степень натяжения ремня ГУР, прозрачность жидкости и наличие в ней примесей. Возможны и другие ситуации.

Часто наверху коробки передач находится клапанная коробка, которая используется для управления гидравлическим потоком. Когда рулевое колесо повернуто в крайнее положение, поток гидравлической жидкости перекрывается перепускным клапаном, и жидкость больше не течет по небольшому кругу. Это заставляет насос работать независимо, без охлаждения. Такая ситуация негативно сказывается на ней и приводит к серьезным проблемам. Например, дверца насоса или цилиндр могут заклинивать. Зимой, когда жидкость гуще, это имеет большее значение. Следовательно, колеса не следует оставлять полностью выкрученными в течение длительного времени.

Признаки неисправности ГУР

Масло для гидроусилителя руля На самом деле причин и признаков неполадок в гидроусилители руля может быть достаточно много. Как и любое устройство, ГУР подвержен самым разнообразным поломкам, вне зависимости от года выпуска и производителя. Но, сегодня мы поговорим о самых типичных и главных признаках неисправностей, которые встречаются чаще всего. Принято считать, что существует два типа проблем, связанных с редуктором и непосредственно насосом ГУР. В целом, неполадки могут быть следующие:

Руль сильно удерживается и часто во время вождения вы чувствуете слабые и сильные толчки – проблема скорее всего с приводным ремнем, который имеет слабое натяжение. Во время поворота рулевого колеса требуется прикладывать значительные усилия – проблема таится в неисправности все того же приводного руля или заправочного бачка. Стоит немедленно проверить уровень жидкости в бачке

Также обратите внимание на то, не загрязнен ли он. Иногда такие проблемы встречаются из-за масляного насоса Чувствуются сильные вибрации – обратите внимание на то, в каком состоянии ваши шины. Чаще всего вибрации вызваны именно тем, что шины имеют плохое сцепление или «шишки»

Рулевое колесо поворачивается слишком легко. В этом случае нужно проверить состояние электронного оборудования ГУРа. Также может «барахлить» спидометр. Если с электроникой все в порядке, то надо удостовериться, что в бачке достаточное количество жидкости, так как данная неисправность может свидетельствовать о том, что ГУР постепенно перестает работать из-за ее малого количества. Одна из самых распространенных неисправностей насоса ГУР – постоянное откручивание шкива. Дело в валах, которые могут оказаться с небольшими дефектами. Также есть вероятность не плотного соприкосновения шлангов с остальными элементами системы. Руль шумит – трубки гидроусилителя разболтались и начали отсоединяться от кузова. Еще одна причина такой неисправности – неверно установленные наконечники тяги руля. Во время движения колеса после поворота «тяжело» возвращаются к ровному движению – в этом случае вам следует обратить внимание на крепление руля и переключателей поворотов, возможно, это крепление расшатано или изначально установлено не плотно. Может быть плохо выровнен клапан контроля или ослаблены шарниры. Руль самостоятельно поворачивается – ГУР работает с плохим давлением насоса. Проблема может крыться в заклинивании клапана. Иногда, но крайне редко, решением может быть проверка шаровых шарниров. Парковка осуществляется с трудом, без учета слабого уровня вождения водителя, то решение такой неприятной ситуации найдется в ремонте клапана управления насоса гидроусилителя руля

Чаще всего вибрации вызваны именно тем, что шины имеют плохое сцепление или «шишки». Рулевое колесо поворачивается слишком легко. В этом случае нужно проверить состояние электронного оборудования ГУРа. Также может «барахлить» спидометр. Если с электроникой все в порядке, то надо удостовериться, что в бачке достаточное количество жидкости, так как данная неисправность может свидетельствовать о том, что ГУР постепенно перестает работать из-за ее малого количества. Одна из самых распространенных неисправностей насоса ГУР – постоянное откручивание шкива. Дело в валах, которые могут оказаться с небольшими дефектами. Также есть вероятность не плотного соприкосновения шлангов с остальными элементами системы. Руль шумит – трубки гидроусилителя разболтались и начали отсоединяться от кузова. Еще одна причина такой неисправности – неверно установленные наконечники тяги руля

Во время движения колеса после поворота «тяжело» возвращаются к ровному движению – в этом случае вам следует обратить внимание на крепление руля и переключателей поворотов, возможно, это крепление расшатано или изначально установлено не плотно. Может быть плохо выровнен клапан контроля или ослаблены шарниры

Руль самостоятельно поворачивается – ГУР работает с плохим давлением насоса. Проблема может крыться в заклинивании клапана. Иногда, но крайне редко, решением может быть проверка шаровых шарниров. Парковка осуществляется с трудом, без учета слабого уровня вождения водителя, то решение такой неприятной ситуации найдется в ремонте клапана управления насоса гидроусилителя руля.

Советы по эксплуатации гидроусилителя руля

Чтобы гидроусилитель руля работал исправно и не стучал, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Следите за уровнем масла в гидроусилителе рулевого управления, своевременно доливайте и меняйте его. Кроме того, необходимо проверить его техническое состояние. Всегда есть риск купить некачественную жидкость, которая испортится после непродолжительного использования (проверьте ее цвет и запах).
  • Не держите колеса в крайнем положении (как левом, так и правом) длительное время (более 5 секунд). Это плохо для неохлаждаемого насоса рулевого управления.
  • Всегда паркуйте автомобиль так, чтобы передние колеса были прямо (прямо). Это разгрузит гидравлическую систему при следующем запуске двигателя. Этот совет особенно актуален в холодное время года, когда масло загустевает.
  • В случае неисправности системы гидроусилителя руля (грохот, стук, повышенное усилие при повороте руля) не затягивайте ремонт. Благодаря этому вы не только устраните неисправность с меньшими затратами, но и защитите свой автомобиль, себя и своих близких от возможных аварий.
  • Постоянно проверяйте состояние руля. В особенности это относится к состоянию пылезащитных колпачков и сальников. Таким образом, вы не только продлите срок его службы, но и сэкономите на дорогостоящем ремонте.

Следует помнить, что в случае появления малейших признаков неисправности системы рулевого управления, и в частности системы гидроусилителя руля, необходимо как можно скорее провести диагностику и ремонт. В противном случае в критический момент вы рискуете потерять контроль над автомобилем в случае отказа рулевого управления (например, заклинило звездочку). Не экономьте на состоянии вашего автомобиля и безопасности вас и вашей семьи.

Причины возникновения гула

Неприятный гул усилителя руля может возникать при различных обстоятельствах. Остановимся на самых основных причинах, по которым гудит ГУР при поворотах:

  • Низкий уровень жидкости в гидроусилителе рулевого управления. Это можно проверить визуально, открыв капот и посмотрев уровень масла в расширительном бачке ГУР. Он должен находиться между отметками MIN и MAX. Если уровень ниже минимальной отметки, долейте жидкость. Однако перед этим вы должны найти причину утечки. Особенно, если с момента последней заливки прошло немного времени. Как правило, утечки возникают на клеммах и стыках. Особенно, если змеи уже старые. Перед заправкой убедитесь, что причина утечки устранена.
  • Несовместимость залитой жидкости с рекомендациями производителя. Это может вызвать не только шум, но и более серьезные неисправности. Зимний шум также может возникать из-за того, что масло соответствует спецификациям, но не рассчитано на экстремальные температуры (сильный мороз). Грязное гидравлическое масло
  • Некачественная или загрязненная жидкость в системе. Если вы купили «панк-масло», очень вероятно, что через какое-то время оно потеряет свои свойства и КПСС начнет гудеть. Как правило, вместе с шумом его сложнее контролировать. В этом случае проверьте качество масла. Как и в предыдущем случае, откройте капот двигателя и проверьте уровень жидкости. Если он сильно почернел, не говоря уже о помятом, его необходимо заменить. В идеале цвет и текстура масла не должны слишком сильно отличаться от нового. Состояние жидкости можно проверить «на глаз». Для этого возьмите шприц с небольшим количеством жидкости из резервуара и капните его на чистый лист бумаги. Допускаются красный, пурпурный, бордовый, зеленый или синий (в зависимости от используемого оригинала). Жидкость не должна быть темно-коричневой, серой, черной. Также проверьте запах, исходящий из резервуара. Он не должен пахнуть горелой резиной или горелым маслом. Помните, что замену жидкости необходимо проводить по графику, утвержденному в инструкции к вашему автомобилю (как правило, меняют каждые 70 000–100 000 км, т.е. один раз в два года). При необходимости замените масло. Список лучших жидкостей для гидроусилителей рулевого управления см. В соответствующем материале.
  • Попадание воздуха в систему. Это очень опасное явление, разрушающее насос рулевого управления с гидроусилителем. Проверьте, нет ли пены в расширительном бачке гидросистемы. Если есть, закачайте CPS или замените жидкость.
  • Неисправность рулевого механизма. Это также может вызвать урчание. Стоит сделать осмотр и диагностировать. Основные симптомы неисправности шестеренрулевое колесо — это удар по его корпусу или одному из передних колес. Это может быть связано с выходом из строя уплотнений и / или повреждением пылеуловителей рулевой тяги, что может привести к утечке рабочей жидкости, попаданию пыли и грязи в стойку и ударам. В любом случае его необходимо ремонтировать ремкомплектами, продаваемыми в автомагазинах. Или обратитесь за помощью на СТО. Не садитесь за руль с поврежденным рулевым колесом, так как это может привести к его заклиниванию и аварии.
  • Ослабление ремня привода рулевого механизма. Диагностировать довольно просто. Процедуру следует проводить после того, как двигатель проработал долгое время (чем дольше, тем проще диагностировать). Дело в том, что если ремень проскальзывает по шкиву, он становится горячим. Это можно проверить, прикоснувшись к нему рукой. Чтобы натянуть ремень, вам нужно знать, какое усилие необходимо для его затяжки. Если у вас нет инструкции по эксплуатации и вы не знаете, какое напряжение, обратитесь за помощью в сервисный центр. Если ремень чрезмерно изношен, замените его.
  • Неисправность насоса рулевого управления. Это самая неприятная и дорогостоящая неудача. Главный ее симптом — повышенное усилие, с которым приходится крутить руль. Причиной гула гидроусилителя рулевого насоса могут быть различные поврежденные детали насоса — подшипники, крыльчатка, сальники. О методах диагностики и восстановления CPS вы можете прочитать в другой статье.

Загрязненное гидравлическое масло

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: