Неисправности турбин: Эксплуатация, неисправности, восстановление и ремонт


Если турбина на машине издает свист: Самые распространенные неисправности автомобильных турбин.

Неисправности турбин: Эксплуатация, неисправности, восстановление и ремонт

Начало 21 века можно смело назвать эрой турбокомпрессоров в автопромышленности. В настоящий момент большинство современных двигателей в машинах стали оснащаться турбинами, когда каких-то еще 10 — 15 лет назад турбомоторы были очень большой редкостью.

Смотрите также: Автомобильные турбокомпрессоры: Все самые важные факты

Почему же автопроизводители сделали турбокомпрессоры популярными в автопромышленности? Какие преимущества дает турбина современным силовым агрегатам? Надежны ли современные турбированные двигатели?

А главный вопрос который интересует многих автомобилистов связан сегодня с их ремонтом и восстановлением. И так, давайте рассмотрим и ответим на все эти вопросы, которые интересуют многих наших автомобилистов, а заодно узнаем о функции современных турбокомпрессоров и о самых частых причинах неисправности, ну и естественно о их ремонте.

Как гласит американская поговорка- «Ничто не заменит рабочий объем». Речь идет непосредственно о двигателе внутреннего сгорания. С самого начала зарождения автопромышленности стало ясно, что для того чтобы увеличить мощность автомобиля нужно увеличить объем самого силового агрегата. Долгое время инженеры и конструкторы не могли ни как придумать, как можно уменьшить объем мотора не снижая его мощности. Ведь законы физики как мы с вами знаем, невозможно изменить.

Но с появлением турбокомпрессоров стало понятно, что эти законы физики не являются преградой для постепенного увеличения мощности при уменьшении рабочего объема силовых агрегатов. В итоге случилось, начиная с 2000-х годов в автопромышленности стали набирать популярность турбины, которые позволили существенно увеличить экономичность автотранспортных средств и добиться увеличения мощности моторов, а заодно и уменьшить их объем.

Сегодня современные технологии позволяют автопроизводителям с 1,6-литрового четырехцилиндрового мотора выжимать до 270 л.с. (например, Peugeot RCZ-R).

В итоге турбокомпрессоры позволили многим автопроизводителям использовать в машинах вместо восьмицилиндровых моторов шестицилиндровые силовые агрегаты и все без какой-либо потери мощности. А в некоторых случаях многие такие шестицилиндровые двигатели стали даже более мощнее своих восьмицилиндровых атмосферных аналогов.

Также в настоящий момент наблюдается тенденция по уменьшению количества цилиндров в шестицилиндровых моторах. На рынке можно сегодня увидеть не мало машин у которых вместо шестицилиндровых двигателей стоят 4-х цилиндровые агрегаты с той же мощностью, но уже гораздо экономичней. В том числе, недавно на авторынке стали появляться машины и с трехцилиндровыми моторами, которые пришли на замену тем же четырехцилиндровым агрегатам.

Функция турбокомпрессора

Турбокомпрессоры имеют также и другое название — как турбины. Большинство автомобильных турбин, как правило, используют энергию выхлопных газов двигателя. То есть такая турбина раскручивается за счет определенного давления выхлопных газов. За счет этого эта турбина нагнетает в двигатель дополнительную порцию кислорода и благодаря чему повышается производительность автомобиля. Вот почему автомобилисты говорят так — «двигатель с турбонаддувом».

По сути сама конструкция турбокомпрессора состоит из двух отдельных турбин (улитки в отдельных корпусах). Одна часть турбины содержит в себе колесо турбины (крыльчатку). Внутри второй части турбины (витка улитки) находится непосредственно колесо компрессора (крыльчатка). Обе части улиток соединены друг с другом единым валом турбокомпрессора. Само турбинное колесо находится в выхлопной системе двигателя — т.е. на выпускном коллекторе.

Давление горячих отходящих газов из выхлопной системы приводит турбину в очень быстрое движение (начинает вращаться колесо турбины). Например, турбина может раскручиваться до 300 тысяч оборотов в минуту.

Так как обе части улиток турбокомпрессора соединены единым валом, то от вращения колеса турбины с той же скоростью начинает вращаться и колесо компрессора турбины, которое соединено с впускной системой двигателя.

При вращении этого колеса компрессора турбина засасывает дополнительный свежий воздух который затем сжимается в корпусе компрессора и далее поступает под давлением в цилиндры двигателя.

При сжатии воздуха происходит нагрев турбины.

Чтобы избежать перегрева турбины инженеры придумали систему охлаждения турбокомпрессора, которая позволяет отводить часть тепла генерируемого в процессе сжатия воздуха.

В итоге понижая температуру воздуха проходящего через турбины система позволяет охладить непосредственно наддуваемый воздух, который поступает в камеру сгорания двигателя. Это повышает эффективность и производительность силового агрегата.

Почему ломается турбокомпрессор?

Сам по себе турбокомпрессор (ТК) почти не ломается из-за истекшего срока годности. Он входит в общую систему двигателя и его исправность – это показатель исправности других, связанных с ним, узлов. Поломки случаются при неправильном использовании и плохом обслуживании самого автомобиля.

Если у Вас возникла необходимость поменять старую турбину на новую, перво-наперво проведите вдумчивую диагностику поломки агрегата. Диагностика поможет избежать скорого ремонта уже нового узла.

Турбокомпрессор

Система управления двигателем тоже может повлиять на турбокомпрессор. Почти все управляемые электроникой турбины оборудованы механизмами регулирования давления наддува. Банально при сбое системы, она Вам выдаст как бы неисправность узла. Такое тоже случается.

За здоровье турбины отвечают герметичность систем впуска и выпуска двигателя, и действующее давление в них. Сильно сокращается срок службы ТК при закупорке нейтрализатора и воздушного фильтра. Датчик манометра зафиксирует в данной ситуации повышение разрежения на впуске и увеличение противодавление на выпуске. Большие перепады давления вызывают усиленный прогон масла на впуск системы. Прежде всего страдают патрубок и впускной трубопровод. Их густо покрывает жирный налет.

Турбокомпрессор

Наверное, понятно, что герметичность системы впуска и выпуска двигателя, отвечает за рабочее давление внутри турбины. Поэтому, если очень часто экономить на воздушном фильтре или долго не замечать подсос воздуха за ним, то это может привести к излишней нагрузке на компрессорное колесо турбины. При попадании внутрь частиц песка, лопатки колеса начинают постепенно стачиваться.

Самая банальная причина поломки турбокомпрессора – это попадание лишнего мусора на узел.

Турбокомпрессор
Попадание мусора со стороны вала ротора
Во время обслуживания автомобиля не стоит забывать инородные предметы во впуске или даже ронять что-то внутрь. Крыльчатки вала не скажут потом Вам «спасибо». Их работа происходит на огромных скоростях, и любой попавший внутрь предмет может вызвать серьезные деформации и даже заклинивание всего узла.

Всего предугадать нельзя, но порой случаются такие разрушения двигателя, при которых его детали имеют шанс сломать ротор напополам от скручивания. В данном случае агрегат не подлежит восстановлению.

Турбокомпрессор

Следующим опасным моментом для ТК является превышение его оборотов в минуту – перекрут. Этим грешат неграмотные чип-тюнинги, хотя такие повреждения могут спровоцировать и иные обстоятельства. Например, может заглючить датчик расхода воздуха, что приведет к запаздыванию механизма, отвечающего за давление наддува. Работа турбины может осуществляться только в узких жестких рамках, и при больших термических нагрузках любые маломальские отклонения приведут к неисправимым последствиям.

Все же главная причина отказов турбины лежит в области неисправности системы смазки.

Элементы турбокомпрессора должны обязательно все время смазываться. За это отвечает маслонасос двигателя. Он гонит смазывающий материал по зазорам в турбине, позволяя ей не перегреваться в результате соприкосновения элементов узла. И банальное масляное голодание и частицы в самом масле, могут привести к «смерти» всю турбину.

Турбокомпрессор
Классика жанра — перегрев вала турбины из-за масляного голодания

При использовании турбины в автомобиле, в первую очередь надо беспокоиться о качестве и чистоте масла. Как уже упоминалось, работа данного узла происходит при больших температурах – вплоть до 1000°С. Не зря в турбированных двигателях, интервал замены масла и фильтров уменьшен. Экономия автомобилиста на ТО, сокращает и срок службы ТК.

Турбокомпрессор
Турбокомпрессор 664-090-0780 SsangYong, устанавливается на двигатель DT20T

К масляному голоданию турбину может привести закупорка трубки, подводящей масло. Обычно она закоксовывается. Нужно следить за исправностью масляного насоса двигателя и не менее важной системы вентиляции картера. Эта система – отдельный вопрос. Вы не заметите, как турбина постепенно изживает себя. В систему масло льется под давлением 4 бар, а в поддон двигателя выливается самотеком. Любое изменение в давлении газов в картере приведет к ограничению расхода смазочной жидкости в турбине. Масляная пленка снизит несущую способность и будет просачиваться через уплотнители. И все это потому что неисправен клапан системы вентиляции.

Масляная трубка к турбокомпрессору
Полное закоксовывание подводящей масляной трубки

Нужно учитывать все нюансы работы турбокомпрессора, чтобы при диагностике не пропустить проблемные места. После установки турбины на двигатель не забудьте проконтролировать ремонтников: она не должна работать в сухую при первом пуске. Обычно во избежание этого, элементы турбины сначала обрабатывают маслом.

Контроль давления наддува

Чтобы давление наддува воздуха в турбине не достигло критического уровня при увеличении скорости автомобиля (чем быстрее движется машина, тем больше выхлопных газов в двигателе и соответственно быстрее крутится турбина), турбокомпрессор постоянно находится под контролем вакуумной системы, которая как-раз и регулирует его оптимальную работу.

В противном случае турбину и компоненты в двигателе ждет перегрузка.

Обычно само регулирование работы турбины происходит с помощью перепускного клапана, который установлен в ней со стороны, т.е. в том месте, где в турбокомпрессор поступают выхлопные газы.

Как вы уже поняли, клапан регулирует количество поступаемых в турбину выхлопных газов.

Соответственно получается, если турбина будет крутиться слишком быстро, то этот клапан уменьшит поступление выхлопных газов на колесо турбины, и это за счет стравливания лишнего давления выхлопных газов поступающих в турбину. Так как колесо турбины связано с колесом компрессора турбины единым валом, то скорость вращения турбокомпрессора уменьшится. В результате чего уменьшится и наддув воздуха.

Когда и как открывается клапан который управляется с помощью вакуумного устройства. Это устройство состоит из мембраны и пружины.

Чем больше давление наддува воздуха, тем больше мощность
Многие тюннеры турбированных автомобилей часто стремятся к увеличению максимального наддува для достижения увеличения производительности силового агрегата. Так вот, чтобы достичь этого туда устанавливается перепускной клапан который открывается только при очень высоком давлении.

До 90-х годов тюннеры использовали паровые клапаны, которые позволяли увеличить преднагрузку. Этот вид клапанов относится к механическим компонентам.

В современных же автомобилях пропускная способность выхлопных газов регулируется электромагнитными клапанами. В итоге, чтобы настроить работу перепускного клапана достаточно сделать электронный чип-тюнинг. Также в настоящий момент стала популярна при тюнинге мощность двигателя, это помимо чип-тюнинга, в котором используют модифицированные электромагнитные клапана которые работают при полной мощности турбины при заданном коротком времени. То есть, для защиты турбины от перегрева и износа двигателя максимальная мощность работы турбины происходит строго в заданное время, и это без ущерба компонентам самого турбокомпрессора и камере сгорания.

Распространенные признаки неисправности турбины

Основные поломки турбокомпрессора разобраны, но как понять, что с данным агрегатом не все в порядке. Рассмотрим некоторые признаки неисправности турбины.

Понаблюдайте за выбросами выхлопной трубы Вашего автомобиля. Если дым синего цвета особенно при разгоне, то это говорит о сгорающем масле, частично попавшем в двигатель. Естественно, утечка масла происходит через турбину.

Синий дым из выхлопной трубы
Синий выхлоп

Если появляются черные выхлопы, то тут уже сгорает обогащенная топливная смесь. Первопричину утечки воздуха надо искать в магистрали нагнетания или интеркулере. Так же это говорит о неправильной настройке системы управления ТК.

Черный дым из выхлопной трубы
Черный дым

Не поверите, но третий признак неисправности турбины, тоже связан с дымом из той же выхлопной трубы. Причиной образования белого дыма может послужить засорение сливного маслопровода турбины.

Белый дым из выхлопной трубы
Белый дым из выхлопной трубы

Следующий признак, который можно заметить невооруженным глазом — это увеличение аппетита автомобиля на масло и его маслянистые следы на самой турбине. Причина, чтобы проверить воздушные каналы и сливной маслопровод на предмет засорения и закоксовывания.

Надо также помнить, что на разгон автомобиля сильно влияет степень здоровья турбины. Если Вы почувствовали ухудшение динамических показателей, проверьте ТК на повреждения и поломки системы управления. Снижение уровня возможностей Вашего автомобиля связано с низким поступление воздуха в мотор.

Появление постороннего шума, скорее свиста, также связано с воздухом, и говорит об его утечке на стыке двигателя и компрессора. Скрежет при работе турбокомпрессора могут вызвать деформации его корпуса или даже наличие трещин.

Турбокомпрессор

Турбины с изменяемой геометрией (ТИГ)

Также сегодня существуют турбокомпрессоры с изменяемой геометрией. Чаще всего такие турбины можно встретить на автомобилях с дизельными двигателями. Турбина с изменяемой геометрией вместо перепускного клапана оснащена специальными направляющими лопатками, которые контролируют поток выхлопных газов поступающих в турбокомпрессор.

Обычно такие турбины обозначаются аббревиатурой «VIG» (на русском-ТИГ — Турбина с изменяемой геометрией).

Направляющие лопатки турбины управляются точно также, как и обычные перепускные клапана в этих турбинах, т.е. с помощью вакуумной системы.

Когда лопатки турбины дизельного мотора закрыты, то поток выхлопных газов проходит мимо турбокомпрессора. Соответственно турбина в это время не работает.

Например, при низком или среднем диапазоне работы двигателя лопатки турбины открыты на минимальный уровень, так как на низких оборотах мотора обычно не требуется мощности. Но как только водитель утопит педаль в полик, то лопатки тут же открывают свободный доступ выхлопным газам в турбину и в двигатель начинает поступать под давлением кислород, что мгновенно отражается на увеличении мощности.

К сожалению система «VIG» очень чувствительна к высоким температурам. Поэтому турбины с изменяемой геометрией, как правило, используются преимущественно на дизельных моторах, где температура выхлопных газов значительно ниже.

И только использует эти турбины «VIG» на бензиновых моторах (на моделях- 911 Turbo и 718 Boxster /Cayman S).

Для этого инженеры устанавливают такие турбокомпрессоры, компоненты которых сделаны из дорогих высокопрочных материалов, которые устойчивы к экстремальным температурам. Но в случаях большого серийного выпуска подобных машин установка таких турбин экономически просто не целесообразна. Вот почему такие турбины устанавливаются либо на дизельные силовые агрегаты, либо на бензиновые автомобили с ограниченной серией, которые стоят по нынешним меркам больших денег.

Неисправности систем турбонаддува

Типовые неисправности систем турбонаддува, сопряженных с ней систем двигателя и основные причины выхода из строя турбокомпрессоров

*************************************************************************************************

турбина
*************************************************************************************************

1. Выброс моторного масла в нагнетающий патрубок турбокомпрессора и (или) в приемную трубу глушителя

1.1 Запредельный износ поверхностей трения турбокомпрессора (радиальных и упорного подшипников, вала, дистанционных втулок, уплотнительных колец)

Увеличенные зазоры между поверхностями трения вызывают многократное увеличение объема моторного масла, проходящего через картридж турбокомпрессора при его работе. В этом случае сливная магистраль не справляется с объемом масла, внутренний объем картриджа полностью заполняется маслом. Динамические уплотнения перестают работать, давление внутри картриджа превышает давление в турбине и в компрессоре, что приводит к интенсивному выбросу моторного масла во внутренние полости турбины и компрессора.

— Износ уплотнительного кольца со стороны корпуса компрессора (7)

ремонт турбины

— Износ упорной наружной втулки (9)

ремонт турбины дизельного двигателя

— Износ рабочей поверхности уплотнительного диска (18)

ремонт турбин минск

— Износ уплотнительного кольца со стороны корпуса турбины (6)

— Износ вала турбокомпрессора (посадочное место уплотнительного кольца со стороны корпуса турбины) (22)

ремонт турбин дизельных в минске

— Износ корпуса подшипников (посадочное место уплотнительного кольца со стороны корпуса турбины)(23)

сколько стоит ремонт турбины

1.2. Неисправность системы вентиляции картера ДВС.

Система вентиляции картера любого двигателя внутреннего сгорания предназначена для устранения избыточного давления в картере двигателя, возникающего вследствие прорыва газов из камеры сгорания в картер при работе двигателя. Патрубок вентиляции картера любого ДВС подключается к зоне пониженного давления (т.е. разряжения). В нетурбированных двигателях это, как правило, впускной коллектор, в двигателях с турбонаддувом — это всасывающий патрубок турбокомпрессора. Сливная масляная магистраль турбокомпрессора подключается к масляной системе двигателя, как правило, ниже нормального уровня масла в картере. Таким образом, если в картере возникает избыточное давление картерных газов, масло не может нормально сливаться по сливной магистрали турбокомпрессора, оно «подпирается» в корпусе подшипников. Происходит заполнение внутренней полости картриджа моторным маслом, динамические уплотнения перестают работать, происходит выброс моторного масла в корпус компрессора (как правило).

Причиной такого явления может быть сильная закоксованность масляного сепаратора системы вентиляции картера, закоксованность патрубка системы вентиляции картера, перелом или зажатие этого патрубка и т.д.

1.3. Неисправность маслосливной магистрали турбокомпрессора.

Затруднен нормальный слив отработанного масла из турбокомпрессора по различным причинам: механическое повреждение (деформация) маслосливной магистрали, приведшее к уменьшению проходного сечения; закоксованность маслосливной магистрали; применение герметика при монтаже маслосливной магистрали, что влечет за собой уменьшения сечения маслосливного отверстия корпуса подшипников и т.д. Происходит заполнение внутренней полости картриджа моторным маслом, динамические уплотнения перестают работать, происходит выброс моторного масла в корпус компрессора.

1.4. Неисправность воздухозаборной магистрали.

Затруднен нормальный забор воздуха на турбокомпрессор вследствие сильной загрязненности фильтра очистки воздуха или из-за частичной блокировки воздухозаборного патрубка (например, сильно перегнут, за счет чего уменьшается его проходное сечение).

При работе турбокомпрессора за счет динамических сил за вращающимся на огромной скорости турбинным колесом создается некоторое разрежение. Если возникает излишнее сопротивление забору воздуха, это разрежение многократно увеличивается, масло просто «высасывается» из среднего корпуса турбокомпрессора.

1.5. Неисправность системы выпуска отработанных газов.


Излишнее сопротивление в системе выпуска отработанных газов (засорен или закоксован катализатор, неисправна или деформирована банка глушителя и т.д.) вызывает увеличение давления в корпусе турбины (т.е. в «горячей» улитке турбокомпрессора). В свою очередь, увеличение давления в корпусе турбины вызывает прорыв выхлопных газов в средний корпус турбокомпрессора (картридж) и увеличение давления внутри его, что, в свою очередь, вызывает выброс масла со стороны компрессора в нагнетающую воздушную магистраль.

1.6. Неисправность поршневой группы ДВС.

При неисправности поршневой группы одного или нескольких цилиндров (износ поршневых колец, износ или повреждение одного или нескольких поршней, «залегание» поршневых колец вследствие перегрева и т.д.) в двигателе возникает избыточное давление картерных газов. При превышении критического значения этого давления система вентиляции картера не будет справляться с объемом картерных газов. В результате давление в корпусе подшипников превысит давление в корпусе турбины и корпусе компрессора, что приведет к интенсивному выбросу моторного масла в корпус компрессора и корпус турбины.

*************************************************************************************************

2. Повышенный шум турбокомпрессора в различных режимах его работы

2.1. Запредельный износ поверхностей трения турбокомпрессора (радиальных и упорного подшипников, вала, дистанционных втулок)

Увеличенные зазоры между поверхностями трения вызывают образование значительных люфтов вала и крыльчаток, что приводит к соприкосновению крыльчаток с корпусами турбины и компрессора при работе турбокомпрессора. При вращении ротора на высоких оборотах соприкосновение крыльчаток со стенками корпусов приводит к возникновению сильного шума (вой, свист).

— Износ радиального подшипника турбокомпрессора (1,2), большой радиальный люфт вала (22), как следствие – соприкосновение при работе колеса турбины (22) с корпусом турбины (21) и (или) колеса компрессора (24) с корпусом компрессора (25)

— Износ вала турбокомпрессора (22), большой радиальный люфт вала, как следствие – соприкосновение при работе колеса турбины (22) с корпусом турбины (21) и (или) колеса компрессора (24) с корпусом компрессора (25)

ремонт турбины стоимость

— Износ упорного подшипника турбокомпрессора (12), большой осевой люфт вала, как следствие – соприкосновение при работе колеса турбины (22) с корпусом турбины (21) и (или) колеса компрессора (24) с корпусом компрессора (25)

сколько стоит ремонт турбины

2.2. Повреждение элементов турбокомпрессора посторонними предметами.

При механическом повреждении элементов турбокомпрессора (лопастей крыльчатки компрессора и (или) лопастей крыльчатки турбины) происходит резкое многократное увеличение значения остаточного дисбаланса ротора, что, в свою очередь, приводит к возникновению специфического «реактивного» звука при работе турбокомпрессора. Звук возникает вследствие чрезмерных радиальных нагрузок на вал, что, в конечном итоге, приводит к поломке турбокомпрессора.

— Нарушение геометрии колеса компрессора (24) из-за внешнего механического воздействия (попадание постороннего предмета со стороны воздушного фильтра), как следствие – превышение допустимого дисбаланса ротора турбокомпрессора

цена ремонт турбин

— Нарушение геометрии колеса турбины (22) из-за внешнего механического воздействия (попадание постороннего предмета со стороны выпускного коллектора двигателя), как следствие – превышение допустимого дисбаланса ротора турбокомпрессора

турбина

2.3. Неисправность воздухозаборной магистрали

Затруднен нормальный забор воздуха на турбокомпрессор вследствие сильной загрязненности фильтра очистки воздуха или из-за частичной блокировки воздухозаборного патрубка (например, сильно перегнут, за счет чего уменьшается его проходное сечение). Излишнее сопротивление при заборе воздуха вызывает дополнительный крутящий момент, воздействующий на вал в направлении, противоположном его вращению. При резком изменении момента воздействия на вал (при резком нажатии на акселератор, или при резком сбросе газа) возникает плавающий «реактивный» шум. Дальнейшая эксплуатация турбокомпрессора в таких условиях может вызвать его поломку.

2.4. Усталостные разрушения лопастей колеса компрессора или лопастей колеса турбины

Усталостные разрушения лопастей колеса компрессора или лопастей колеса турбины (т.е. отрыв части лопасти) при работе турбокомпрессора вызывает резкое многократное увеличение значения остаточного дисбаланса ротора, что вызывает появление постоянного значительного шума во всем диапазоне рабочих частот турбокомпрессора. Звук возникает вследствие чрезмерных радиальных нагрузок на вал, что, в конечном итоге, приводит к полному выходу из строя турбокомпрессора.

2.5. Неисправность системы выпуска отработанных газов

Излишнее сопротивление в системе выпуска отработанных газов (засорен или закоксован катализатор, неисправна или деформирована банка глушителя и т.д.) вызывает возникновение резонансных звуковых явлений в корпусе турбины (в горячей улитке) на различных рабочих частотах турбокомпрессора. Особенно часто резонансные шумы проявляются при неисправности системы выпуска отработанных газов в турбокомпрессорах с изменяемой геометрией турбины (с системой VNT).

2.6. Избыточное значение давления наддува

При превышении по различным причинам предельного значения давления наддува возникает избыточный крутящий момент, воздействующий на ротор в направлении, противоположном его вращению. Такое явление может приводить к возникновению высокотонального шума (свиста) при резкой перемене нагрузки на ротор турбокомпрессора (особенно при резком сбросе газа).

*************************************************************************************************

3. Турбокомпрессор не развивает номинального давления наддува

3.1. Неисправность системы рециркуляции отработанных газов двигателя

Система рециркуляции отработанных газов предназначена для частичного повторного дожигания отработанных газов с целью улучшения экологических показателей двигателя. Система рециркуляции обычно связывает впускной и выпускной коллектора, запирающим и регулирующим устройством является электромагнитный клапан (клапан EGR). При неисправности клапана EGR (электрической или механической) происходит постоянный частичный перепуск отработанных газов с выпускного коллектора во впускной. В этой ситуации потока отработанных газов через корпус турбины недостаточно для раскручивания ротора до номинальных оборотов. Плюс к этому двигатель «душится» от избыточного количества отработанных газов, поступающих в камеры сгорания через систему рециркуляции. В итоге двигатель теряет в этой ситуации до 60% мощности.

3.2. Неисправность системы выпуска отработанных газов

Излишнее сопротивление в системе выпуска отработанных газов (засорен или закоксован катализатор, неисправна или деформирована банка глушителя и т.д.) приводит к значительному снижению скорости потока отработанных газов через систему выпуска (в частности, через корпус турбины), что, в свою очередь, приводит к падению давления наддува и мощности двигателя.

3.3. Неисправность байпасной системы управления турбонаддувом

При неисправности «нормально открытой» байпасной системы управления турбонаддувом (система, в которой рабочий клапан управляется вакуумом, в исходном состоянии при незаведенном двигателе он открыт) турбокомпрессор не сможет развить требуемую мощность, так как часть потока отработанных газов будет отводиться через открытый байпасный клапан, а не через крыльчатку турбины. Такая же ситуация будет наблюдаться, если будет неисправен вакуумный рабочий клапан или присутствует утечка вакуума в магистрали управления.

3.4. Повреждение элементов турбокомпрессора посторонними предметами.

При механическом повреждении элементов турбокомпрессора (лопастей крыльчатки компрессора и (или) лопастей крыльчатки турбины) происходит резкое многократное увеличение значения остаточного дисбаланса ротора. При работе турбокомпрессора в таких условиях происходит разрушение масляной пленки в зоне трения вал-подшипник, сопротивление вращению ротора резко возрастает, вследствие чего турбокомпрессор не может развить номинальной мощности. Падение мощности турбокомпрессора в этой ситуации происходит также и из-за нарушения геометрических параметров лопастей крыльчаток турбины и (или) компрессора.

© Виктор Аленский

Самые частые причины поломки турбины

Самой частой причиной выхода из строя турбины является повреждение внутренних компонентов турбокомпрессора из-за недостаточной их смазки или с полным ее отсутствием.

Как мы уже выше сказали, большинство автомобильных турбин оснащены рабочим валом, который при вращении испытывает немаленькие неравномерные нагрузки из-за постоянного изменения давления выхлопных газов. Опорная поверхность этого вала, что соединяет колесо турбины с колесом компрессора, смазываются маслом для уменьшения трения вращающихся компонентов турбины. Благодаря масленой смазке компоненты турбины имеют долгий срок службы.

Если подача масла в турбокомпрессор ухудшается, то на несущей поверхности вала турбины начинают образовываться канавки (т.е. появляется выработка). В результате чего вал турбокомпрессора может сломаться.

По каким же причинам турбина может недостаточно смазываться?

Чаще всего нехватка смазки в турбокомпрессоре связана: с плохим качеством топлива, с засорением масленой системы автомобиля, из-за наличия в масле топлива, а также из-за забитого масленого фильтра или же из-за забитых масленых каналов в двигателе.

Также такой быстрый выход из строя турбины может быть связан с «горячей парковкой» автомобиля.

Например, если владелец автомашины после продолжительной езды на полном газе начинает припарковываться и сразу тут-же глушит двигатель, то существует определенный риск быстрого износа компонентов турбокомпрессора.

Дело в следующем, при длительной работе двигателя на больших оборотах турбина может стать очень горячей (нагревается до 1000 С° по Цельсию). И если после парковки машины сразу заглушить двигатель, то подача охлаждающей жидкости и масла в двигателе резко прерывается. В итоге этого прекращается охлаждение двигателя и соответственно самого турбокомпрессора.


В этом случае скопившиеся в турбине тепло может сжечь остатки масла, которое в свою очередь закупорит масленые каналы, а это приведет к тому, что подача масла для смазки турбины в будущем будет недостаточной. В конечном итоге, как мы уже сказали, турбина начнет испытывать нехватку масла и в результате этого в турбокомпрессоре в самый короткий срок ускорится выработка (износ) его внутренних компонентов.

Другим важным фактором износа турбины является образование углерода в масле двигателя в процессе эксплуатации машины. Углерод, как правило, может собираться в турбине в виде отложений, это со временем приводит к тепловым проблемам и к дисбалансу работы турбины, ну и к т.п. проблемам.

Именно по этой причине любая автомобильная турбина нуждается в регулярном обслуживании. Например, в той же очистке. Для этого необходимо использовать специальный очиститель-спрей, который продается сегодня в любых автомагазинах.

Большинство турбин можно очистить и без их демонтажа с машины. В том числе данный очиститель турбины также помогает удалять не только отложения углерода, но и ряд других ненужных веществ, которые могут образовываться на внутренних компонентах турбокомпрессора.

Неисправности в системе смазки — причина поломки половины турбин

Эксперты утверждают, что почти половина турбин выходит из строя из-за неисправностей в системе смазки. Примерно 40 проц. турбин портится из-за попадания в лопатки турбин мелких посторонних предметов — как правило, они попадают в турбины из двигателя или системы подачи воздуха. Остальные 10 проц. поломок происходят по другим причинам (из-за перегрева, конструктивных дефектов и т.д.).

Неисправности турбокомпрессора

Подшипник — это та часть турбокомпрессора, которая находится под постоянной нагрузкой. Для того, чтобы подшипник не вышел из строя, необходимо достаточное количество смазочного материала. Эту функцию выполняет моторное масло — оно не только смазывает, но также охлаждает подшипник. Если в моторное масло попадут посторонние предметы, на всех смазываемых поверхностях начнётся трение, от этого износ этих поверхностей ускорится. Снижение давления в моторном масле на свободном ходу не причинит двигателю ущерб, но при высоких оборотах это может стать причиной уменьшения ресурса двигателя.

Для того, чтобы избежать подобных неприятностей, нужно своевременно менять моторное масло и фильтры, и поддерживать чистоту смазочной системы. Если говорить о масле, то лучше всего выбирать то масло, которое рекомендует производитель грузового автомобиля. Если говорить о чистоте, то любой посторонний предмет, попавший в турбину через воздушный фильтр, может вызвать преждевременный износ этого узла, или, хуже того, расплавление всех частей этой системы. Поэтому В. Сакалаускас напоминает не только о своевременной замене моторного масла, но и о замене воздушного фильтра. Через систему подачи воздуха в турбину могут попасть твёрдые частицы, от них на лопатках компрессора появятся следы ударов, со временем лопатки могут потерять баланс и сломаться. Подобные проблемы могут возникнуть и при трещинах воздушных шлангов.

Турбина может начать перегреваться от некачественного топлива или при неправильной регулировке двигателя. О том, что турбина перегревается, свидетельствуют бледные пятна на её корпусе. Если вовремя не устранить эту проблему, в корпусе турбинного колеса могут появиться сквозные трещины. Масло, которое смазывает турбину, от высокой температуры может «перегореть» и превратиться в кокс, а это приведёт к коррозии вала, его уплотнений и даже подшипников.

Для того, чтобы продлить срок службы турбины, советуется начинать движение автомобиля спустя, по меньшей мере, одну минут после того, как заведёте двигатель. Это важно помнить в холодное время года, когда масло загустевает. В таких случаях для того, чтобы масло достигло подшипников, нужно время, поэтому в холодную погоду не спешите двигаться с места.

Ещё одно правило — перед остановкой двигателя дайте ему поработать на холостом ходу. Об этом очень важно не забывать после продолжительного рейса, когда двигатель работал при высокой нагрузке. Двигатель и турбина должны охладиться — в противном случае на раскалённой турбине появится нагар, а это, в свою очередь, сокращает долговечность уплотнений, подшипников и корпуса турбины.

Повреждение турбины из-за грязного сажевого фильтра

Так как турбина в автомобиле работает за счет выхлопных газов, то конечно же очень частой причиной ее выхода из строя становятся проблемы в системе выпуска выхлопных газов.

Особенно уязвимыми являются дизельные агрегаты, которые оснащены сажевым фильтром. Например, если забит сажевый фильтр, то это может увеличить давление выхлопных газов поступающих в турбину. В результате вал турбокомпрессора получает сверхнагрузку, что в итоге может привести к неприятному свисту турбокомпрессора. Этот необычный звук, как правило говорит о том, что вал турбины поврежден.

Правда такой свист в некоторых турбинах также может возникнуть и на ранних этапах нехватки масла в турбине.

Но в любом случае помните, если вы в своей машине начали слышать свист турбины, то вам необходимо как можно скорее провести ее диагностику, чтобы вовремя предотвратить более серьёзные повреждения.

Насколько быстро забивается сажевый фильтр?

Все безусловно зависит от стиля езды, от условий эксплуатации автомобиля и от качества дизельного топлива. Например, если вы используете дизельный автомобиль преимущественно в городе, то сажевый фильтр может быстро выйти из строя из-за недостаточной температуры выхлопных газов.

Также не рекомендуется эксплуатировать дизельные автомобили в тихом режиме. Поэтому надо помнить и знать, что время от времени их владельцы должны использовать машину на больших оборотах, чтобы прожечь выхлопную систему для удаления образовавшейся в ней сажи.

Смотрите также: Все что нужно знать при использовании AdBlue в машине

Еще один опасный для турбины фактор — это любая неисправность системы выпуска отработавших газов, которая уменьшает поток выхлопных газов поступающих в турбокомпрессор. Например, при повреждении выхлопных труб или при износе прокладок выхлопной системы турбина начнет работать не эффективно, что в короткий срок может привести к выходу ее из строя. Поэтому любые неисправности выхлопной системы в автомобилях с турбированными моторами должны устраняться в короткий срок.

Основные признаки неисправности турбины двигателя авто и 3 причины выхода из строя турбокомпрессора

Причины поломки турбины дизельного двигателя

Автомобильный турбокомпрессор, несмотря на обещанную производителем долговечность (10 лет) и износостойкость, всё-таки дает сбой, барахлит и ломается. Поэтому приходится время от времени устранять неисправности турбины как дизельного так и бензинового двигателя. А чтобы вовремя выявить признаки неисправности нужно всегда обращать внимание на нестандартное поведение автомобиля.

Турбина вышла из строя, если:

  • есть ощущение, что пропала тяга (снизилась мощность);
  • при разгоне авто из выхлопной трубы валит дым синего, черного, белого цвета;
  • при работающем двигателе слышны свист, шум, скрежет;
  • резко увеличился расход или есть утечка масла;
  • часто падает давление воздуха и масла.

Если появляются такие симптомы, то в этих случаях нужна тщательная проверка турбины на дизеле.

Признаки и неисправности турбокомпрессора

  1. Синий выхлопной дым – признак сгорания масла в цилиндрах мотора, попавшего туда из турбокомпрессора или же двигателя. Чёрный — значит, есть утечка воздуха, а выхлопной газ белого цвета указывает на засорение сливного маслоотвода турбонагнетателя.
  2. Причиной свиста является утечка воздуха на стыке выхода компрессора и мотора, а скрежет указывает на трущиеся элементы всей системы турбонаддува.
  3. Стоит также проверить все элементы турбины на двигателе, если она отключается или вовсе перестала работать.

В основе всех неисправностей турбокомпрессоратри причины

Нехватка и слабое давление масла

Возникает из-за протечки или пережима масляных шлангов, а также вследствие их неправильной установки к турбине. Приводит к повышенному износу колец, шейки вала, недостаточной смазке и перегреву радиальных подшипников турбины. Их придется менять.

5 секунд работы турбины дизельного двигателя без масла могут нанести непоправимый вред всему агрегату.

Случается из-за несвоевременной замены старого масла или фильтра, попадания воды или топлива в смазку, использования некачественного масла. Приводит к износу подшипника, закупорке маслоподводных каналов, повреждению оси. Неисправные детали стоит заменить новыми. Густое масло тоже вредит подшипникам, так как дает осадок и снижает герметичность турбины.

Попадание постороннего предмета внутрь турбокомпрессора

Приводит к повреждению лопаток компрессорного колеса (следовательно, падает давление воздуха); лопаток турбинного колеса; ротора. Со стороны компрессора нужно заменить фильтр и проверить впускной тракт на герметичность. Со стороны турбины стоит заменить вал и проверить впускной коллектор.

Устройство турбины двигателя автомобиля: 1. компрессорное колесо; 2. подшипник; 3. актуатор; 4. штуцер подачи масла; 5. ротор; 6. картридж; 7. горячая улитка; 8. холодная улитка.

Можно ли ремонтировать турбину самостоятельно?

Устройство турбокомпрессора кажется простым и понятным. И все, что нужно для ремонта турбины, – это знать модель турбины, номер двигателя, а также изготовителя и иметь под рукой запасные части или заводской ремкомплект для турбин.

Самостоятельно можно провести визуальную диагностику турбокомпрессора, демонтировать его, разобрать и заменить дефектные элементы турбины, установить на место. Осмотреть воздушную, топливную, охлаждающую и масляную системы, с которыми тесно взаимодействует турбина, проверить их работу.

Повреждения турбин вызванные инородными телами

Другой известной причиной повреждения турбокомпрессоров является попадание в них инородных тел через воздухозаборник автомобиля. Из-за огромной скорости вращения элементов турбины даже мельчайшие частицы могут причинить внутренним ее компонентам значительный ущерб.

Для автомобилей с большим пробегом внутренние колеса компрессора турбины (крыльчатки) изнашиваются равномерно. В результате этого со временем мощность автомобиля снижается по мере износа этих колес турбины. Это происходит из-за того, что в двигатель по мере старения компонентов турбины начинает поступать гораздо меньше кислорода. Но подобное равномерное старение турбокомпрессора является идеальным стечением обстоятельств.

Чаще всего турбина выходит из строя неожиданно и не по причине окончания срока службы внутренних компонентов. Например, из-за тех же сломанных лопастей колес турбины. В результате такой поломки (хотя бы одной лопасти) на колесе турбины происходит потеря баланса вращения. В итоге вал и его подшипники могут получить серьезное повреждение.

На заключительном этапе износа турбокомпрессора старые вращающиеся колеса начинают шлифовать корпус турбины. В результате турбокомпрессор начинает уничтожать сам себя.

Легко ли диагностировать повреждение лопастей турбины?

В том случае, если вы заподозрили износ компонентов турбины, то вначале вы должны провести диагностику внутренних колес турбокомпрессора. Например, можете визуально осмотреть состояние колеса компрессора турбины, это можно сделать достаточно легко. Для этого вам надо отсоединить от самой турбины модуль подачи воздуха. В результате вы сможете внимательно рассмотреть износ лопастей компрессора.

Но чтобы сделать диагностику колеса турбины со стороны выпускной системы двигателя, вам для этого уже придется полностью снять турбокомпрессор с двигателя и полностью его разобрать.

Правда чаще всего повреждается колесо компрессора, куда поступает воздух с улицы. Повреждение колеса со стороны выхлопной системы может произойти только при попадании в турбину посторонних предметов из двигателя.

Например, в случае обрыва ремня ГРМ (в случае, когда клапана двигателя встретились с поршнями), в результате чего двигатель выходит из строя. В этом случае после некачественной очистки двигателя от стружки и от других компонентов разрушения запуск мотора может привести к повреждению турбины.

Признаки неисправностей турбокомпрессора
Симптом:Проявления:Что необходимо сделать:
Свист турбонагнетателяПри увеличении скорости слышен свист турбины. Возможно поврежден сам вал турбины. Свист вызван из-за металлического трения.Замена турбокомпрессора / Ремонт.
Синий дым Утечка масла в турбокомпрессоре. Возможно на валу есть сколы (износ). Масло попадает в выхлопную систему.Замена турбокомпрессора / Ремонт.
Увеличился расход топливаПовреждение подшипников турбокомпрессора. Линия подачи масла в турбину неисправна или забита.Проверьте маслопроводы турбокомпрессора и при необходимости замените их.
Черный дым Возможно турбине не хватает воздуха для подачи в двигатель. В результате в камере сгорания образовывается неправильная смесь топлива и кислорода. В итоге в процессе сгорания топлива образовывается черный дым. Скорее всего в автомобиле есть утечка поступаемого в двигатель воздуха.Проверьте шланги и соединение системы всасывания воздуха. Также проверьте линию подачи сжатого воздуха на герметичность и при необходимости замените поврежденный компонент.
Потеря мощности IНедостаток постоянной мощности. Компрессор может быть поврежден. Например, из-за сломанных лопастей турбина больше не может подавать достаточное количество воздуха в цилиндры.Необходимы новые колеса компрессора. Также необходимо защитить систему подачи воздуха в турбину от попадания инородных вещей.
Потери мощности IIБлок VTG загрязнен. В итоге работа лопаток турбины с изменяемой геометрией не эффективна. Например, из-за загрязнения лопаток может не хватать давления выхлопных газов.Разобрать турбину и очистить лопатки от образования сажи.
Чрезмерное давление наддуваНеисправен клапан регулирования давления наддува. Неисправность вакуумного блока регулировки работы клапана.Замена вакуумного блока, очистка или замена клапана выхлопных газов.
Шум от турбокомпрессораОбратное давление в выхлопной системе слишком высокое. Повреждение колеса компрессора или колеса турбины. Утечка выхлопных газов.Проверьте выхлопную систему на наличие повреждений. Проверьте компрессор турбины на повреждения. Устраните неисправность с помощью ремонта турбокомпрессора.

Турбокомпрессор: неисправности и диагностика

И. Двойницкий

Каких-нибудь 25 лет назад среднестатистический водитель, тракторист или машинист строительной машины о существовании турбонаддува знал лишь то, что такое «бывает». На массовых машинах это устройство почти не встречалось. Теперь ситуация в корне изменилась: едва ли не все дизели оснащаются турбокомпрессорами.

Сравнительно широкое использование наддува – подачи воздуха в цилиндры двигателя под давлением – началось в 30-е годы. Но тогда для этого чаще применялись объемные нагнетатели – типа Roots или даже поршневые – с приводом от коленчатого вала, и гораздо реже – центробежные. Привод нагнетателя энергией отработавших газов встречался еще реже. В ту пору «бал правили» карбюраторные двигатели, и платой за повышенную путем наддува мощность была чудовищная прожорливость моторов.

Прошли годы. Коммерческие автомобили и самоходная техника в большинстве своем стали оснащаться дизелями, для которых неприемлемое для карбюраторного двигателя решение оказалось весьма полезным. Правда, с существенными поправками: нагнетатель теперь повсеместно используется центробежный, а в движение его приводит турбина, использующая энергию отработавших газов. Отсюда и название – «турбонаддув» или «турбокомпрессор».

Благодаря турбокомпрессору дизель приобретает целый ряд достоинств: он становится менее громоздким, получает лучшую характеристику крутящего момента, в нем обеспечивается лучшее сгорание топлива, в связи с чем уменьшаются и расход горючего, и токсичность отработавших газов, работает такой мотор более стабильно, а шума создает меньше, поскольку турбокомпрессор играет роль дополнительного глушителя в системе выпуска. Потому-то и не приходится удивляться широте распространения дизелей с турбонаддувом.

Турбокомпрессор: А – вход отработавших в двигателе газов; Б – выход наддувочного воздуха

Но есть у популярности и обратная сторона. Как известно, не ломается только та деталь, которой нет. Ну а поломки распространенного агрегата встречаются чаще, чем отказы уникального устройства. Впрочем, далеко не всегда именно турбокомпрессор становится виновником скверной работы двигателя.

Нередко турбокомпрессоры снимают с двигателя, предварительно не убедившись в необходимости этого шага. В большинстве случаев правильная диагностика действительных неисправностей в двигателе позволяет избежать бесполезной замены турбокомпрессора. Чаще всего встречаются следующие проявления неисправностей, связанных с турбокомпрессором: двигатель не развивает полную мощность, из выхлопной трубы идет черный или синий дым, повышенный расход масла, шумная работа турбокомпрессора. Остановимся на них подробнее.

Низкая мощность двигателя и черный дым из выхлопной трубы появляются из-за недостаточного поступления в двигатель воздуха. Его причиной, скорее всего, является засорение канала подвода воздуха либо утечки из впускного тракта или выпускного коллектора. Прежде всего, нужно запустить двигатель. Не услышать утечку из выпускного коллектора довольно трудно (двигатель «сечет»), а вытекающий из впускного тракта сжатый турбокомпрессором воздух производит характерный свист, также достаточно громкий. Далее рекомендуется проверить, не засорен ли воздушный фильтр. В большинстве случаев этих действий оказывается достаточно. Но встречаются и более сложные варианты.

Если принятые меры не позволили выявить неисправность, то нужно заглушить двигатель и, вскрыв тракт поступления воздуха в компрессор, убедиться в том, что он свободен. Как показывает практика, на этом этапе можно сделать немало потрясающих открытий, например, вспомнить, что месяцем раньше (во время морозов) блок утеплялся с помощью телогрейки или наконец узнать, куда пропала использовавшаяся при обслуживании тряпка. Столь же эффективно губит работу турбокомпрессора непроходимость глушителя, а потому перед разборкой турбокомпрессора не помешает убедиться в том, что выхлопные газы не только попадают по назначению – в турбину, но и покидают ее совершенно беспрепятственно.

Еще одной причиной появления черного дыма может стать интеркулер (конечно же, если таковой вообще имеется), или точнее – система его отключения при холодном запуске. Правда, «вину» этого устройства лучше выявлять до разборки системы питания, убеждаясь, что пневмо- или электроприводы должным образом срабатывают по мере прогрева мотора.

Проворачивая рукой вал турбокомпрессора, можно установить, свободно ли он вращается, и не задевает ли ротор турбины или компрессора за корпус. Если это происходит, весь узел требует серьезного ремонта или замены. А вот небольшой осевой люфт в большинстве случаев признаком неисправности не является.

Турбокомпрессор в разрезе: А – выход отработавших газов; Б – вход воздуха; В – вход масла; Г – слив масла. Белыми стрелками указаны места возможной утечки масла во впускной тракт

Если перечисленные действия не позв олили обнаружить неисправность, значит, турбокомпрессор не виновен. Возможно, в двигателе плохая компрессия или требуется регулировка ТНВД, но скорее всего, придется поменять если не форсунки, то их распылители.

Появление синего дыма из выхлопной трубы в сочетании с повышенным расходом масла указывает на его сгорание в цилиндрах. Причиной этого может быть неисправность двигателя, либо утечка масла в турбокомпрессоре. Поскольку диагностика двигателя более трудоемка, то начинать лучше с агрегата наддува. Прежде всего, нужно проверить состояние воздушного фильтра: при его засорении за ротором компрессора образуется разрежение, в которое подсасывается масло из подшипников вала ротора.

Следующий этап – снятие корпусов турбины и компрессора для проверки свободного вращения оси и отсутствия повреждений роторов. Но перед этим проверяют на отсутствие повреждений, сужений и пробок идущий от турбокомпрессора сливной маслопровод. При его засорении масло, закачиваемое насосом из системы смазки, должно будет найти выход – возможно во впускной тракт, который при этом будет основательно замаслен, что и укажет причину неисправности. Если ничего не обнаружено, ищите проблему в двигателе.

Повышенный расход масла при отсутствии синего дыма. Его причина совершенно очевидна: утечка. Правда, ее виновника чаще всего определить не просто, поскольку вытекающее масло благодаря хорошей адгезии покрывает большие поверхности, которые очень быстро зарастают грязью. Сильную течь обычно удается обнаружить по чистому, но замасленному месту среди обилия грязи. Впрочем, здесь агрегат турбонаддува выступает на равных со всеми прочими крышками, прокладками и трубками системы смазки двигателя.

Иногда утечка масла происходит через исправную турбину турбокомпрессора. Чаще всего виновником этого оказывается засоренный сливной маслопровод. Масло течет по нему в виде эмульсии с отработавшими газами, поступающими из турбины, и сжатым воздухом из компрессора – на одну часть масла приходится примерно 4–5 частей газов. Исходя из этого, идеальной формой для маслопровода была бы прямая труба возможно большего диаметра. Ее выход должен располагаться чуть выше нормального уровня масла в картере.

Для сравнительно небольшого турбокомпрессора (Garrett T3, T04B; 3LD Holset-KKK-Shwitzwer) диаметр маслопровода составляет 20 мм. Упомянутая ранее идеальная форма маслопровода (труба без изгибов), к сожалению, встречается достаточно редко. Отсюда возникающие при значительном износе двигателя трудности со сливом масла.

Шумная работа турбокомпрессора. У повышенного шума может быть два источника: негерметичные газовые тракты или собственно турбокомпрессор. Диагностика трубопроводов, как уже отмечалось, обычно не вызывает трудностей, поскольку шум сам указывает место утечки. Но если «поет» агрегат наддува, то приготовьтесь к его замене или серьезному ремонту: какова бы ни была причина «голосистости» – дисбаланс роторов, задевание ротором корпуса, дефекты в подшипниках или уплотнениях – она, скорее всего, очень быстро приведет устройство в нерабочее состояние.

Перед разборкой турбокомпрессора проверьте легкость вращения турбины и убедитесь, что роторы турбины и компрессора не задевают корпус и не повреждены, ибо в этом случае остается только заменить весь агрегат.

В заключение несколько рекомендаций по ремонту. Внимательно относитесь к маслоподводящей и маслоотводящей трубкам. Перед сборкой убедитесь в том, что они не засорены и не повреждены. При монтаже этих трубок ни в коем случае не пользуйтесь герметиками, так как большинство из них растворяются в горячем масле, а такое загрязнение может серьезно повредить подшипники и кольца турбокомпрессора. Очень часто остатки герметика вызывают засорение масляных каналов внутри турбокомпрессора. Не забудьте смазать турбокомпрессор перед его установкой.

В большинстве случаев автомобильные турбины подлежат ремонту

Если вы столкнулись с потерей мощности, или со свистящими шумами турбины, или с ростом потребления топлива или дымом, то как правило, если ваша машина оснащена турбиной, скорее всего существует проблема. Турбина на машине неисправна. В этом случае автомобиль нужно как можно скорее отвезти на диагностику в специализированную мастерскую.

Помните о следующем, ни в коем случае не стоит затягивать поездку в автосервис для диагностики турбины. В противном случае вы рискуете потерять в будущем большие деньги, поскольку турбокомпрессор может просто не подлежать после поломки восстановительному ремонту. В итоге вам придется покупать новую турбину, которая стоит огромных денег.

Кроме того, каждый владелец турбированной машины должен знать, что сломанные части турбины могут тоже привести к повреждению самого двигателя. В том числе при выходе турбины из строя также может пострадать еще один дорогостоящий компонент автомобиля — это катализатор.

Смотрите также: Как заменить свечи зажигания без лишних хлопот

К счастью многие проблемы связанные с работой турбины могут быть устранены обычным ремонтом. Однако не все автомастерские осмелятся проводить подобные работы. Во многих автосервисах, в случае даже небольших проблем с турбиной частенько советуют купить новую.

Тем не менее, помните о том, что большинство ремонтов различных видов турбокомпрессоров в значительной степени продлевают ее срок службы. Поэтому поломка турбины не всегда означает, что пришло время покупать новый турбокомпрессор.

Но не всегда ремонт турбины бывает оправдан. Все зависит от типа и вида неисправности. Например, очень часто в турбокомпрессорах выходят из строя несколько важных компонентов в результате чего ремонт или переборка турбины будет не целесообразна, поскольку дешевле будет приобрести новый турбокомпрессор.

Пример повреждения втулок из-за износа.

Главное — правильная эксплуатация

У турбин есть одна серьёзная проблема — они начинают работать в экстремальных для двигателя условиях. Турбины грузовых автомобилей вращаются с захватывающей скоростью (70 — 100 тыс. оборотов в минуту). При таком вращении и воздействии выхлопных газов турбины быстро накаляются. Перегрев, большая амплитуда температурных колебаний и неисправности в системе смазки — основные враги турбокомпрессоров.

Неисправности турбокомпрессора

Для того, чтобы эти враги не одолели турбину, необходимо надлежащим образом следить за состоянием двигателя и правильно его эксплуатировать. Правила эксплуатации довольно просты, только нужно о них не забывать.

Считается, что ресурс работы турбокомпрессора равен ресурсу работы двигателя, однако, турбина очень чувствительна к условиям её эксплуатации, поэтому «жизнь» турбины заканчивается, как правило, раньше, чем «жизнь» двигатель. Витольдас Сакалаускас, руковидитель сервиса «Volvo Lietuva», говорит, что при надлежащей эксплуатации турбокомпрессоры грузовых автомобилей, работающих на международных направлениях, могут выдержать, по меньшей мере, миллион километров. На срок службы турбокомпрессоров в значительной степени влияют климатические условия, рельеф местности и сложность маршрутов. Кястутис Чапас, автослесарь , говорит, что иногда в автосервис приезжают автомобили с пробегом в 1,5 миллиона километров, и турбины таких автомобилей находятся в отличном состоянии. В таких случаях проводится лишь замена ремонтного комплекта, и автомобиль может двигаться дальше.

В комментарии к ресурсу работы двигателя, В. Сакалаускас упомянул, что он сталкивался с грузовыми автомобилями, пробег которых составлял 2,5 миллионов километров.

Можно ли купить б/у турбину с гарантией

На Российском рынке доступны для приобретения восстановленные подержанные турбокомпрессоры. В отличие от новых их стоимость значительно дешевле. Причем большинство подобных перебранных б/у турбин продаются с гарантией. Правда такая гарантия дается на небольшой срок. Но, тем не менее, для владельцев турбированных автомобилей это хороший способ сэкономить деньги на покупке новой турбины.

Обычно процесс покупки подержанной восстановленной турбины заключается в простом ее обмене с доплатой. Обычно вы отдаете свою сломанную турбину и доплачиваете за восстановленную определенную сумму. В итоге заплатив гораздо меньшую сумму денег за турбину вы получаете хоть и не новый, но вполне рабочий турбокомпрессор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: