Прокладка головки блока цилиндров: виды, выбор, замена


Виды прокладок ГБЦ

Кто особенно в первый раз снимал головку блока цилиндров с двигателя, потом идет в магазин автозапчастей за прокладкой головки, а там их несколько видов. И тут задается вопросом, какую лучше взять.

как менять прокладку гбц

Виды прокладок для головки блока цилиндров:

  1. Асбестовые. Выдерживают большие температуры и обладают гибкостью.

    асбестовая прокладка гбц

  2. Безасбестовые. Старая прокладка такого материала выглядит хорошо, не изменяет своего вида.

    безасбестовая прокладка гбц

  3. Металлические. Самые надежные, крепкие и эффективно справляются со своими задачами.

    металлизированная прокладка гбц

Когда менять прокладку ГБЦ

Прокладка между блоком и головкой блока цилиндров не имеет срока годности. Это не масло или деталь, которую надо менять через определенный срок. Если никаких подтеков нет, объем масла не уменьшается, объем тосола, антифриза или воды, в зависимости что залито в охлаждающую систему, не уменьшается, тогда лучше не тревожить и не разбирать ДВС просто для замены прокладки.

Но, если появились такие признаки, как:

  • видимые потеки в местах соединения ГБЦ и БЦ;
  • если изменился цвет масла (некоторые масла становятся белые, как молоко, при смешивании с охлаждающей жидкостью);
  • необычный рабочий такт мотора с подозрительным цветом выхлопных газов (охлаждающая жидкость попадает в цилиндры);
  • в бачке с тосолом, антифризом или водой появились масляные пятна.

При появлении таких признаков лучше прекратить дальнейшую эксплуатацию, так как это может привести к более дорогому ремонту, чем просто поменять прокладку ГБЦ.

Прокладки для двигателя: назначение, виды и особенности автомобильных прокладок

Как известно, весь автомобиль в целом и сам автомобильный двигатель является совокупностью множества металлических, пластиковых, резиновых и других деталей. Что касается ДВС, помимо элементов из металла и различных сплавов, в устройстве силовой установки активно используются различные уплотнительные элементы и прокладки.

При этом далеко не все автовладельцы до конца понимают, для чего нужны прокладки в двигателе, а также какие автомобильные прокладки бывают и как меняются подобные элементы. В этой статье мы намерены рассмотреть эти вопросы более подробно.

Прокладки на двигатель: основные функции

Как и в любом другом случае, главной задачей прокладки является обеспечение герметичности того или иного узла, устройства или механизма. Двигатель внутреннего сгорания не является исключением.

Внутри этого сложного механизма во время работы постоянно циркулируют технические жидкости. Более того, указанные жидкости находятся под определенным давлением. Для того чтобы указанное давление сохранялось на нужном уровне, а также не происходило утечек жидкостей из корпуса, необходима герметичность.

Такую герметичность и обеспечивают прокладки, которые отличаются по форме, а также изготавливаются из разных материалов с учетом тех или иных особенностей (нахождение в определенном участке ДВС, нагрузки на прокладку и степень давления, взаимодействие с конкретной технической жидкостью, температурные режимы и т.п.).

Как видно, прокладки позволяют не допустить различных утечек рабочих жидкостей и смазок из механизмов, а также предотвратить попадание пыли, влаги и грязи снаружи. Использование прокладок позволяет добиться идеального и плотного прилегания двух поверхностей, нивелируя определенные погрешности их обработки.

Прокладка способна повторять форму деталей, при этом благодаря мягкости и эластичности удается сгладить неровности, шероховатости и другие мелкие дефекты. Получается, решение уплотняет корпус, герметизирует внутренние узлы мотора, предотвращает протечки технических жидкостей.

Типы прокладок двигателя автомобиля

Как уже было сказано, форма прокладки, а также материал изготовления, напрямую зависят от того, в какой среде данному элементу придется находиться и какую функцию он будет выполнять.

  • Одни прокладки нужны для того, чтобы удерживать технические жидкости внутри корпуса (например, моторное масло, жидкость системы охлаждения).
  • Другие необходимы для максимального уплотнения участков, где соприкасаются детали. Такие прокладки дополнительно испытывают серьезные нагрузки от внутреннего давления, находятся в условиях высоких температур.

Наглядно данный тип прокладок представляет прокладка головки блока цилиндров, которая условно даже является некоторой частью камеры сгорания, в ней также выполнены каналы для движения охлаждающей жидкости и смазки.

  • Еще одним типом прокладок, который более известен среди водителей и механиков под названием сальник, являются уплотнители, которые установлены в местах контакта подвижных деталей с неподвижными элементами.

По форме изготовления прокладки предназначены для разных плоскостей, которые прилегают друг к другу. При этом важно учитывать, что для различных типов ДВС производители используют всевозможные уникальные детали.

Это значит, что прокладки не взаимозаменяемы на разных моторах, то есть приобретать для их ремонта нужно только такие элементы, которые подходят для конкретной модели того или иного силового агрегата. Давайте остановимся на разных типах автомобильных прокладок для двигателя более подробно.

Прокладка ГБЦ

Указанная деталь устанавливается в том месте, где соединяется блок цилиндров и головка блока. Данная прокладка находится в тяжелых условиях, так как в месте ее установки проходят каналы жидкостной системы охлаждения, системы смазки двигателя. Также она выступает в роли уплотнителя камеры сгорания, удерживая высокое давление и испытывая значительный нагрев.

Как менять прокладку головки блока цилиндров

Такую работу по ремонту авто, как замена прокладки ГБЦ своими руками можно и нужно научиться делать тем, кто любит различные технические устройства, кто любит проводить выходные в теплую погоду у себя в гараже. Чтобы заменить, особых заумных навыков не требуется, просто надо узнать последовательность замены, какие инструменты для этого потребуется, какую прокладку правильно выбрать прежде, чем купить и, как правильно поставить и собрать. Кстати, нужно ли использовать герметики при замене прокладок? Узнать подробнее о герметиках для клапанной крышке и других соединительных деталей.

Как менять прокладку ГБЦ:

  1. Демонтировать все навесное оборудование (что мешает снятию головки). Это воздушный фильтр и т.д.
  2. Открутить болты крепления. Здесь есть свое правило — сначала ослабить болты посередине и от середины по симметрии. Сначала, каждый болт следует отворачивать только на 1 оборот. Соблюдение этого правила защитит от микродеформаций плоскости ГБЦ, так все болты изначально капитально затянуты, если ослабить сразу резко пару болтов с одного края, то головку может «повести», потом придет везти на шлифовку.
  3. Снять старую ГБЦ.
  4. Снять старую прокладку ГБЦ. Кто не знает как выбирать прокладки, лучше пусть сразу не выкидывает старую прокладку. С ней можно съездить в автомагазин. Потому что есть разные прокладки для одних и тех же марок и моделей автомобилей. Надо проверить, отверстия каналов охлаждения соответствовали отверстиям на прокладке. Потому что лично видел, когда однажды примерял прокладку, смотрю, а там на прокладке не вырезаны некоторые отверстия, которые должны быть в соответствии с каналами блока.
  5. Хорошо очистить посадочную поверхность на блоке цилиндров. Если есть твердые смолы, очистить ножичком.
  6. Установить новую прокладку на блок цилиндров.
  7. Очистить посадочное место головки и установить ее на блок. Делать это аккуратно, не повредив прокладку.
  8. Затягивать болты по определенной схеме. Затяжку болтов производить строго по указанной схеме, разработанной производителем двигателя конкретной машины. Момент затяжки очень важен для соединения таких деталей.

    схема затяжки гбц

  9. После установки и затяжки в определенном порядке, и с требуемым оптимальным моментом затяжки, монтируем снятое навесное оборудование.

    схема затяжки головки блока цилиндров

Обязательно менять болты при замене прокладки?

Эту тема (по какой схеме затягивать ГБЦ) была рассмотрена в материале: как снять головку блока цилиндров на двигателе различных авто. Если коротко, то, узнать надо ли менять болты для крепления ГБЦ очень просто, достаточно измерить линейкой длину «бывших» болтов.

нужно ли менять болты при замене прокладки
Узнать длину новых болтов для определенного ДВС и сравнить. Если длина стала больше, то есть болт вытянулся больше, чем на 2 мм, то болт надо менять. Если состояние резьбы и длины болта и граней для ключа в норме, то менять не обязательно. В целом, прокладка ГБЦ требует внимательный осмотр перед заменой, потому как новая прокладка головки уже может быть повреждена.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Автомобилист

15
Комментарии: 25Публикации: 324Регистрация: 04-03-2016

Прокладки гбц на примере продукции elring klinger

Современные прокладки ГБЦ изготавливают по многослойной технологии.

Нагрузки, которые несет прокладка невероятно велики — кроме огромного перепада температу, прокладка ГБЦ подвержена постоянной циклической деформации за счет давления в рабочем объеме камеры сгорания, ведь она удерживает те же газы, которые толкая поршень приводят в движение автомобиль. На сегодняшний день лучше всего справляются со своими функциями именно многослойные прокладки.

Всего 3 компании в мире владеют технологией создания многослойных прокладок ГБЦ: Elring, Victor Reinz и Goetze (Federal Mogul). При этом наиболее выгодную позицию на рынке занимает немецкий концерн Elring Klinger.

Поставляю свою продукцию на конвейеры почти всех производителей коммерческого автотранспорта (DAF, Freightliner, International, Iveco, John Deer, Mack. Man, Mercedes-Benz, Renault и др.

), компания не просто производит прокладки, но и разрабатывает их по техническому заданию автопроизводителей (являясь автором многослойной технологии), а также постоянно совершенствует свои изделия, позволяя прокладкам работать во все более жестких условиях.

Заводы концерна расположены по всему миру, в странах, в которых сосредоточено автомобильное производство. На сегодняшний день заводы представлены в ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Италии, Франции, Испании, Канаде, США, Мексике, Бразилии, Индии, Китае, Южной Корее, Японии, Южной Африке.

Кроме того недавно концерном была завершена сделка по приобритению заводов концерна Freudenberg Group (известна на нашем рынке по бренду Corteco), специализирующихся на выпуске прокладок ГБЦ.

Что немаловажно, по заявлению представителей концерна Elring Klinger, на российиский рынок запчастей в основном поставляются прокладки производства заводов ФРГ, а продукция заводов в Китае, Индии, Бразилии и Мексики остается исключительно на внутренних рынках этих стран.

Прокладки поставляемые на конвейеры и на рынок запчастей абсолютно идентичны и производятся на одних и тех же линиях, единственным отличием их является маркировка: на оригинальных прокладках вместо логотипа Elring выбивается аббревиатура EK (Elring Klinger).

Также перед многими владельцами автомобилей и механиками стоит выбор: предпочесть прокладки обрезиненные или с медным уплотнением? На самом деле омеднение является более старой технологией и обрезиненные прокладки справляются со своей работой ничуть ни хуже, а за счет отсутствия меди являются более дешевыми.

Совет

Единственный случай, когда омедненные прокладки показывают себя лучше — небольшие шероховатости в рельефе головки: медь является более мягкой, чем резина, поэтому уплотняется немного лучше.

Но вместе с тем, в отличии от эластомеров, медь подвержена неупругой деформации, то есть она не возвращает свою форму после снятия напряжения, а значит омедненные прокладки являются одноразовыми.

Примером усовершенствования уже существующих прокладок являются прокладки на старые двигатели автомобилей Mercedes-Benz (OM400) и MAN(D28xx).

Для этих двигателей новые модификации прокладок гораздо более надежны: вместо обычной стали их решено было изготавливать из высококачественной нержавеющей стали. Старые прокладки для MB доступны по номеру 896.510 (р/к 812.544), новые — 412.180 (р/к 812.545).

Для двигателей MAN номера прокладок: старая 451.690, новая — 829.722. Кстати, инженеры завода не рекоммендуют устанавливать прокладки для MB на автомобили MAN и наоборот, несмотря на то, что они практически идентичны внешне.

Различить их можно по наличии выемок в углу прокладки: на MB выемка есть, на MAN ее нет. Две выемки имеют ремонтные прокладки для MB (толщина 0,1 мм, каталожный номер 748.110).

Также с 2003 года были усовершенствованы прокладки на MB Actros. В отличии от старой модификации (номер 862.562) были усилены профиль окантующего пояса и усиливающие внутренние элементы (номер 052.480).

А с 2005 года произошли изменения в самом двигателе: увеличение проточек под каналы в головке двигателя подтолкнули концерн Elring Klinger создать прокладки с более толстыми эластомерными вставками (номер 066.720), однако на предыдущие модификации двигателей такие прокладки устанавливать нельзя.

Обратите внимание

Аналогичные прокладки в данный момент разрабатываются для новых двигателей а/м марки Scania.

Кроме того, концерн рекомендует производить замену болтов ГБЦ при каждой замене прокладок, для достижения наилучших свойств соединения головка-блок.

Для удобства, в каждую прокладку ГБЦ вкладывается документация по порядку и моментам затяжки болтов ГБЦ, чтобы во время монтажа они были под рукой.

Эта процедура может быть весьма нетривиальной: например на одной из прокладок после трехкратного доворота болтов, обязательна должен быть произведен их отпуск на 90°.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 11 лучших конвертов для новорожденных — Рейтинг 2019

Так что при монтаже всегда следует обращать внимание на прилагаемые заводом-изготовителем инструкции.

Однако кроме прокладок, группа Elring Klinger производит большую номенклатуру продукции: пластиковые поддоны и клапанные крышки (в частности, на конвейер MB), сажевые фильтры, радиальные уплотнения валов, элементы батарей для электромобилей, тефлоновую продукцию для медицинской промышленности (где требуется высочайшая надежность, что может подтвердить качество продукции концерна), автомобильные герметики. О герметиках Elring Вы можете прочесть здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: