Как отрегулировать клапана на смд 14

Харьковский приступил к производству дизельных двигателей в середине прошлого века. Продукция предназначалась для установки на транспортных средствах, работающих в сельском хозяйстве – комбайнах, тракторах. Дизельный двигатель СМД зарекомендовал себя среди пользователей, как надежный механизм, работающий в течение длительного эксплуатационного срока без капитального ремонта. На данный период завод прекратил свое существование, производство современных моторов этой категории налажено в Белгороде. Теперь из выпускает Белгородский моторный завод.

Технические характеристики

Технические характеристики основных модификаций трактора ДТ-75:

МодификацияДТ-75ДТ-75МДТ-75НДТ-75Д
Тип тракторагусеничный, общего назначения
Номинально тяговое усилие, кгс3000
Вес трактора, кг*:
— конструктивный5550-60506170-67405830-6400
— эксплуатационный5840-63606640-72106330-69006295
Длина:
— с навесной системой4573,546704607
— без навесной системы4109,542094240
— в транспортном положении43804380
Ширина174018901890
Высота230426502650
Дорожный просвет, мм326376290300
Наименьший радиус поворота, мм2250
База (расстояние между крайними катками), мм1612
Ширина колеи, мм1330
Ширина гусениц, мм390
Удельное давление на грунт, кгс/см20,440,510,490,42
Углы спуска и подъема, градусы20
Статическая поперечная устойчивость, градусы40
Макс. крутизна склона при работе трактора поперек склона, град.15
Число передач переднего хода:
— основные7777
— с включенным ходоуменьшителем161623
— с включенным УКМ77
— с включенным реверс-редуктором77
Число перед заднего хода:
— основные1111
— с включенным ходоуменьшителем445
— с включенным УКМ11
— с включенным реверс-редуктором71
Диапазон скоростей, км/ч:
— вперед5,15-10,855,30-11,185,45-11,49
— вперед с включенным УКМ4,12-8,684,24-8,94
— назад4,414,544,67
— назад с включенным УКМ3,533,63
— с ходоуменьшителем, вперед0,33-4,740,337-4,8860,34-11,49
— с реверс редуктором вперед3,26-6,885,45-9,3
— с реверс редуктором назад4,05-8,54
Вместимость топливного бака, л245315315315
Марка двигателяСМД-14А-41СМД-18НА-41И
Номинальная эксплуатационная мощность,л.с. (кВт)7590 (66,2)95 (70,0)94 (69)
Максимальный крутящий момент, Нм60433437433
Частота вращения, об/мин:
— коленчатого вала1700175018001750
— ВОМ536553540 и 1000540 и 1000
Корректорный коэффициент запаса крутящего момента, %15151215
Номинальные тяговые усилия, кН:
— основный30-11,135,4-18,836,5-14,3
— с включенным УКМ37,4-33,144,3-39,1
— с включенным реверс-редуктором (вперед/назад)62,89/49,02-26,43-20,63
Тяговое усилие при длительной работе с включенным УВК,ходоуменьшителем или реверс-редуктором, кгсне более 3500
Число цилиндров4444
Рабочий объем двигателя, л6,337,436,337,43
Диаметр цилиндра, мм120130120130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия171616,5
Удельный расход дизеля, г/л. с.ч. (г/кВт.ч.)195185 (251,3)185 (251,3)166,9 (226,6)
Эксплуатационный расход масла двигателем от расхода топлива, %:31,51,5
— общий
— на угар0,80,70,4
Масса двигателя, кг720930960

* – в зависимости от комплектации.

Описание двигателей СМД

Модификации дизельных двигателей внутреннего сгорания, выпускаемые под брендом СМД, обладают общими достоинствами:

  1. Экономичность, низкий расход дизтоплива.
  2. Компактность конструкции.
  3. Сравнительно небольшая масса.
  4. Доступность переналадки (чаще всего требуется изменить мощность агрегата).
  5. Большое количество запасных частей по доступным ценам в торговой сети.
  6. Невысокая стоимость агрегата, в сравнении с импортными аналогами.

Благодаря большому количеству преимуществ данных моторов, они широко используются при производстве сельхозтехники. В состав моторов СМД входят гидравлические насосы высокого давления для обслуживания гидросистемы. Одновременно с насосами, на с/х машины дополнительно устанавливаются специальные искрогасители. В конструкцию моторов включены топливные фильтры тонкой очистки. Их устройство позволяет производить очистку и промывку без демонтажа и разборки.

В зависимости от области использования и конструкции модификаций, силовые агрегаты бренда СМД разделяются на следующие категории:

  • четырехцилиндровые, расположение цилиндров – рядное;
  • шестицилиндровые, рядные;
  • 6-цилиндровые, У-образные.

Описание

СМД-14, как видно на фото, имеет сразу несколько важных отличий от большинства аналогов, используемых в специализированных транспортных средствах. Необходимо упомянуть его компактные размеры, а также небольшой вес, что значительно упрощает обслуживание и ремонт силового агрегата.

Отличительной особенностью представляются довольно мощные рабочие показатели, которые при необходимости можно регулировать, что крайне актуально для сельскохозяйственной отрасли. К числу других важных характеристик следует отнести:

  • наличие системы защиты;
  • удобство обслуживания топливной системы;
  • наличие пускового двигателя;
  • 2 режима работы генератора.

Подобные нововведения, по сравнению с предыдущими моделями концерна, позволили СМД-14 быстро заменить устаревших предшественников и стать одним из самых востребованных силовых агрегатов.

Технические характеристики двигателя

Как было сказано ранее, рабочие показатели мотора сделали его невероятно популярным среди производителей сельскохозяйственной техники. Большое количество запчастей, а также невысокая стоимость подобного рода устройства делают его выгодным и надежным решением, особенно в сравнении с многочисленными зарубежными аналогами.

Обязательно почитайте: Тракторные заводы России

К наиболее важным рабочим параметрам двигателя СМД-14 следует отнести:

  • суммарная мощность — 75 л.с.;
  • частота вращения — 1800 об/мин;
  • уровень потребления топлива — 218г/кВт.ч;
  • количество цилиндров — 4 шт., диаметром 120мм;
  • поршневой ход — 140мм.

Показатели модели в сочетании с удачной конструкцией и длительным сроком службы агрегата, позволяют назвать его одним из самых популярных на момент выпуска.

Техническое обслуживание двигателей СМД 60/62

В качестве смазочных жидкостей для тракторных двигателей данных моделей рекомендуется использовать специальные марки. В летнее время – это моторное масло М10Г, соответственно для зимы – М8Г. Если не удалось приобрести рекомендованные жидкости, можно временно воспользоваться заменителями:

  • летняя моторная смазка – М 10В;
  • зимнее дизельное масло – ДС-8.

Внимание: При использовании аналогов нужно перейти на топливо с уменьшенным содержанием серы (не более 0,5%).

Принцип действия клапана

В системе смазки регулируют редукционный, предохранительный, сливной клапаны и клапан-термостат. Редукционный клапан установлен в корпусе масляного насоса, а остальные — в корпусе масляных фильтров двигателя.

Устройство и принцип действия этих клапанов аналогичны.

Каждый из них имеет пружину 3 (рис. 6), опирающуюся с одной стороны на регулировочный винт-заглушку 5 или на неподвижный корпус, а с другой стороны — на запорный шарик9 (или цилиндр).

Устройство и принцип действия этих клапанов аналогичны. Каждый из них имеет пружину 3 (рис. 6), опирающуюся с одпой стороны на регулировочный винт-заглушку 5 илп на неподвижный корпус, а с другой стороны — на запорный шарик9 (или цилиндр). Пружина 3 предварительно сжата на определенную величину. Под действием этой силы шарик 9 прижимается к седлу неподвижного корпуса и перекрывает выход масла из магистрали 1 через отверстия 2 и 7 на свободный слив или в канал. Давление масла, находящегося в магистрали 1, действует одинаково на все стенки канала и на шарик 9. При чрезмерном повышении давления в магистрали, когда сила от давления масла становится больше силы от сжатия пружины 3, шарик 9 отходит от седла, сжимая еще больше пружину до тех пор, пока силы от давления масла и пружины не уравновесятся. Тогда клапан остается открытым, и масло направляется через полость корпуса к выпускным отверстиям 2 и 7. Таким образом, клапан автоматически поддерживает нормальное давление в магистрали, не допуская его чрезмерного повышения. Чем больше предварительное сжатие пружины 3, тем выше давление, поддерживаемое клапаном, так как для открытия клапана и выпуска части масла из магистрали требуется большее давление на него со стороны магистрали.

Пружина 3 предварительно сжата на определенную величину. Под действием этой силы шарик 9 прижимается к седлу неподвижного корпуса и перекрывает выход масла из магистрали 1 через отверстия 2 и 7 на свободный слив или в канал. Давление масла, находящегося в магистрали 1, действует одинаково на все стенки канала и на шарик 9. При чрезмерном повышении давления в магистрали, когда сила от давления масла становится больше силы от сжатия пружины 3, шарик 9 отходит от седла, сжимая еще больше пружину до тех пор, пока силы от давления масла и пружины не уравновесятся. Тогда клапан остается открытым, и масло направляется через полость корпуса к выпускным отверстиям 2 и 7. Таким образом, клапан автоматически поддерживает нормальное давление в магистрали, не допуская его чрезмерного повышения. Чем больше предварительное сжатие пружины 3, тем выше давление, поддерживаемое клапаном, так как для открытия клапана и выпуска части масла из магистрали требуется большее давление на него со стороны магистрали.

Все клапаны, установленные в одной системе, способствуют удержанию давления масла на различных участках магистрали. Назначение этих клапанов различное.

Редукционный клапан, помещенный за шестернями масляного насоса, препятствует чрезмерному повышению давления масла на входе в систему. Давление может возрастать при охлажденном масле, когда его вязкость повышается (например, после стоянки двигателя), или в результате резкого увеличения оборотов двигателя, когда насос нагнетает в систему большое количество масла.

В этих случаях редукционный клапан срабатывает, сбрасывая часть масла из магистрали, и давление сохраняется нормальным.

Редукционный клапан регулируют на большее давление, чем любой другой клапан в системе смазки. Это объясняется тем, что на пути движения масла к трущимся поверхностям встречается ряд гидравлических сопротивлений: масляные фильтры, радиатор, каналы и их крутые изгибы. На преодоление этих сопротивлений требуется некоторый избыток давления по сравнению с тем, который необходим для поддержания смазочного слоя между трущимися поверхностями деталей в конце пути масла. Обычно это давление равно 5—8 кГ/см2 (табл. 6).

Таблица 6: Требуемое давление масла в клапанах системы смазки

Тип клапанаДавление масла, кГ/см2
КДМ-100СМД-14Д-54АД-40 Д-40К Д-40Л Д-40М
Редукционный Предохранительны Сливной Клапан-термостат3,6 0,85—1,1 1,1—1,66.5—7,5 3.5-4,5 3.0-3,5 3.0-3,56,5—7,0 3,0—4,5 2,58.0—8,3 0,5—0,7 2.1—2,5 0,5—0,6Продолжение
Тип клапанаДавление масла, кГ/см2
Д-48Л Д-4ВМД-37М—Д-28Д-20
Редукционный Предохранительный Сливной Клапан-термостат8,2—8,3 0,5—0,7 У 1—2,6 0,5—0,66,0 6,0—6,5 0,6—0,85,0—5,5 5,5—6,06,0—6,6 1,8—2,1

Предохранительный клапан установлен перед фильтром грубой очистки. Он служит для перепуска масла при засорении фильтра. Однако во избежание быстрого износа двигателя надо внимательно следить за фильтром грубой очистки, не допуская его загрязнения. Если в работу включился предохранительный клапан, — это показывает на аварийное состояние системы смазки.

Давление срабатывания предохранительного клапана для большинства двигателей равно 3—3,5 кГ/см2. Оно несколько выше давления у входа к

трущимся поверхностям на величину, учитывающую потерю давления от сопротивлений в фильтре грубой очистки.

Сливной клапан расположен непосредственно у входа в главную масляную магистраль двигателя, откуда параллельными ответвлениями масло по каналам проходит к трущимся деталям. Он регулирует окончательное давление, необходимое для бесперебойного поддержания напора масла в главной магистрали. У большинства тракторов это давление равно 2—2,5 кГ/см2 при температуре 70—80°С. После сливного клапана (в главной магистрали) установлен датчик масляного манометра, указатель которого выведен в кабину. Во время работы тракторист наблюдает за давлением в главной магистрали, т. е. на участке за сливным клапаном.

Количество масла, перепускаемого сливным клапаном, зависит от давления нагнетания и от состояния (изношенности) трущихся поверхностей, смазываемых под давлением. При повышении вязкости масла, повреждении: фильтрующего элемента грубой очистки, резком возрастании оборотов коленчатого вала двигателя давление нагнетания растет и соответственно увеличивается количество масла, перепускаемого клапаном на слив в картер. С другой стороны, чем больше изношены трущиеся поверхности (подшипники двигателя), тем больше между ними зазор, а значит, и утечка масла из смазочного слоя. Расход масла из главной магистрали увеличивается, а давление снижается. Это приводит к уменьшению количества масла, перепускаемого клапаном в картер.

У нового, неизношенного двигателя количество масла, перепускаемого в картер сливным клапаном, больше, чем у изношенного. Например, если подшипники двигателя не изношены, сливной клапан остается при работе двигателя всегда открытым и значительная часть масла поступает в картер. Этим создается необходимый резерв подачи масла под давлением при увеличении зазоров в подшипниках.

Клапан-термостат служит для перепуска масла, не требующего охлаждения в радиаторе. Чем меньше температура масла, тем больше его вязкость и тем большее давление необходимо для его нагнетания в каналы. При определенном давлении, когда охлаждение масла не требуется, срабатывает клапан-термостат и открывает путь потоку к главной магистрали. Обычно давление срабатывания клапана-термостата, устанавливаемое предварительным сжатием его пружины, равно 1,5—2 кГ/см2, что соответствует температуре 70—80°С. При меньшем давлении клапан закрывается и масло поступает для охлаждения в радиатор, а оттуда — в главную магистраль.

У некоторых тракторов количество клапанов в системе смазки меньше указанного, так как у них действие нескольких клапанов заменено действием одного. Часто клапан-термостат заменяют краном для ручного включения и выключения масляного радиатора на период работы в жаркую погоду, когда масло требуется постоянно охлаждать, или на период работы в холодную погоду, когда масло охлаждать не нужно.

Система смазки двигателя трактора

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Использование предохранительных муфт при применении ВОМ и карданных валов Система смазки представляет совокупность механизмов и устройств, соединенных между собой маслопроводами и каналами и служащих для очистки и охлаждения масла и подачи его к трущимся деталям двигателя в необходимом количестве.

Техобслуживание и ремонт тракторов

Масло, попадая в зазоры между трущимися деталями, уменьшает их износ, охлаждает детали и удаляет продукты износа с трущихся поверхностей. Масло может подводиться к трущимся поверхностям деталей под давлением, разбрызгиванием, самотеком. В зависимости от способов подвода масла различают системы смазки разбрызгиванием и комбинированные. Комбинированная система смазки Система, в которой масло к наиболее нагруженным деталям подается под давлением, а другие детали смазываются разбрызгиванием или самотеком, получила название комбинированной и имеет наибольшее распространение на дизелях. Система смазки разбрызгиванием используется только на пусковом двигателе ПД-46. Схема устройства комбинированной системы смазки. Масло заливается в поддон через заливную горловину, и ее уровень контролируется по меткам масломерной линейки. В нижней части поддона имеется пробка для слива масла при смене его. Из поддона масло через сетку маслозаборника засасывается масляным насосом и направляется по каналам в блок-картере к фильтру, который представлен на схеме полнопоточной реактивной центрифугой. В фильтре-центрифуге масло очищается и разделяется на два потока: один, меньший по объему, создающий реактивный момент и вращающий ротор центрифуги, сливается по каналу в поддон картера, большая часть масла (около 80%) через отверстие и маслоотводящую трубку поступает в переключатель, затем в масляный радиатор на охлаждение. Очищенное и охлажденное масло направляется в главную масляную магистраль, идущую вдоль блока-картера двигателя. Из главной магистрали масло по каналам в поперечных перегородках картера поступает к коренным подшипникам коленчатого вала. От коренных шеек коленчатого вала часть масла по сверлениям в валу поступает в полости шатунных шеек коленчатого вала, где происходит дополнительная (центробежная) очистка масла и затем смазываются трущиеся поверхности шатунных подшипников. Масло, выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных подшипников, разбрасывается вращающим коленчатым валом, образуя внутри блок-картера масляный туман, и смазывает поверхности гильз, поршней, поршневых пальцев, втулок, верхних головок шатунов. Опорные шейки распределительного вала механизма газораспределения также смазываются под давлением маслом, которое подводится к ним по сверлениям из главной магистрали. От одной из опорных шеек распределительного вала (на схеме от третьей) масло пульсирующим потоком (когда совпадают отверстия при вращении вала) по каналам подается во внутреннюю полость валиков коромысел и через отверстия в валиках смазывает втулки коромысел. Вытекая из втулок и разбрызгиваясь, масло смазывает трущиеся поверхности остальных деталей механизма газораспределения: клапаны, регулировочные болты штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и стекает в поддон картера. Подшипник промежуточной шестерни газораспределения и втулка шестерни привода топливного насоса смазываются под давлением маслом, подводимым через каналы из главной магистрали. Зубья распределительных шестерен смазываются разбрызгиванием. Для контроля за давлением и температурой масла в системе имеются приборы: манометр и дистанционный термометр, устанавливаемые на щитке приборов в кабине трактора. Нормальная температура масла в дизеле при его полной загрузке 85-90С, а давление — 2,5-4,5 кгс/см2. Для поддержания нормального режима работы системы смазки в нее включены три автоматически работающих клапана: редукционный масляного насоса, предохранительный и сливной. Редукционный клапан предотвращает чрезмерное повышение давления, создаваемое масляным насосом при пуске холодного двигателя, перепуская масло из нагнетательной полости в поддон картера. Клапан отрегулирован на давление — 9 кгс/см2. Предохранительный клапан перепускает масло непосредственно в главную магистраль помимо фильтра при сильном загрязнении его. Этим самым предотвращается аварийное состояние (чтобы главная магистраль не осталась без масла), если засорен фильтр. Клапан отрегулирован на перепад давления 3,0-4,5 кгс/см2. Сливной клапан поддерживает определенное давление масла в главной магистрали — 2,5-4,5 кгс/см2, перепуская излишнее масло в поддон картера. Комбинированную систему смазки с полнопоточной центрифугой имеют двигатели Д-240, Д-50, Д-37Е, Д-65Н, СМД-14, Д-21. На двигателях СМД-60, СМД-62 также применена комбинированная система смазки с полнопоточной центрифугой, однако эта система имеет ряд особенностей. На дизелях установлены двухсекционные масляные насосы, и масло из поддона картера засасывается через маслозаборник с сетчатым фильтром одновременно в нагнетательную и радиаторную секции насоса. Нагнетательная секция масляного насоса подает масло по каналам в блок-картер, в фильтр — полнопоточную центрифугу и далее в магистраль. Радиаторная секция нагнетает масло в радиатор, откуда охлажденное масло сливается в поддон картера. Масло, подаваемое из магистрали к коренным и шатунным подшипникам по сверлениям в шатунах, под давлением смазывает также и поршневые пальцы. Кроме того, под давлением смазываются подшипники водяного насоса, воздушного компрессора, турбокомпрессора и автоматической муфты опережения впрыска топлива. Для смазки подшипника турбокомпрессора масло поступает из главной магистрали по маслоподводящим трубкам, предварительно пройдя дополнительную очистку в масляном фильтре турбокомпрессора. Отличительной особенностью этой системы является также наличие насоса предпусковой прокачки масла, который обеспечивает подачу масла в систему перед запуском основного двигателя. Шестерня привода насоса предпусковой прокачки находится в постоянном зацеплении с шестерней пускового двигателя, и после запуска пускового двигателя насос начинает подавать масло из поддона через обратный клапан в главную магистраль двигателя. После работы пускового двигателя при прогреве в течение 1-2 мин давление масла в масляной магистрали дизеля устанавливается 0,5-1,0 кгс/см2. После пуска дизеля обратный клапан перекрывает обратный ход масла из магистрали в насос. В блок-картер ввертывается датчик аварийного давления масла. При снижении давления до 1,3-1,9 кгс/см2 на щитке приборов загорается красным светом контрольная лампа аварийного давления. На двс ЯМЗ-240Б комбинированная система смазки имеет следующие особенности. В системе так же как у СМД-60, установлен двухсекционный масляный насос с нагнетательной и радиаторной секциями и масляный насос предпусковой прокачки масла. В отличие от двигателя СМД-60 маслозакачивающий насос дизеля ЯМЗ-240Б имеет самостоятельный привод от электродвигателя МН-1 постоянного тока с питанием от аккумуляторных батарей. Управление маслозакачивающим насосом осуществляется из кабины трактора. Фильтрация масла в этой системе проходит в полнопоточном фильтре тонкой очистки, представляющим собой два фильтрующих сменных элемента. На двигателе АМ-41 в комбинированной системе смазки установлена центрифуга с двумя параллельно работающими роторами. Масляный насос также имеет две секции — нагнетательную и радиаторную. Основные сведения о маслах Все масла разделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные и консистентные смазки. Моторные масла. Длительное время моторные масла подразделялись по назначению, способу производства, вязкости. Эти показатели входили в марку масла. Так, первая буква говорила о назначении масла: А — автотракторное (автол), Д — дизельное; вторая буква о способе очистки: С — селективная очистка, К — кислотная. Буква 3 означала, что масло загущено специальной присадкой для поддержания определенной вязкости. Буква П показывала на наличие в масле моющей, антикоррозионной или комплексной присадки, а цифра-кинематическую вязкость масла в сантистоксах. Например, масло АКЗп-10 — автотракторное, кислотной очистки, загущенное, с присадкой и вязкостью 10 сСт; Дп-8 — дизельное, масло с присадкой, вязкостью 8 сСт. По новой классификации (ГОСТ 17479-72) все моторные масла обозначаются буквой М — моторное и делятся по вязкости: летние и зимние на 7 классов (6, 8, 10, 12, 14, 16, 20). Цифра указывает на вязкость масла в сСт при 100С. Всесезонные масла маркируются дробью, где в числителе стоит вязкость масла при минус 18С, а в знаменателе — вязкость при 100С. Индекс 3 при цифре указывает на наличие в масле загущающей присадки. По условиям работы масел в двигателе различной степени форсирования моторные масла подразделяются на шесть групп А, Б, В, Г, Д, Е, а группы Б, В, Г — еще на шесть подгрупп. Подгруппы Бб Вб Г1 предназначены для карбюраторных двигателей, а Б2, Вг, Гг — для дизелей. Группа А — масла без присадок предназначены для нефорсированных двигателей (практически не используется). Группа Б — масла, содержащие 3-5% присадок. Например, М-8Б2 (ДС-8), М-10Б2 (ДС-11), всесезонные М-43/8БЧ (ДСЗп-8) используются для малофорсированных двигателей, работающих на малосернистом топливе — Д-20, Д-28, Д-40, Д-54, КДМ-46. Группа В — масла, содержащие 4-7% присадок. Например, М-8В2 (М-8В), М-10В2 (М-10В), М-12В2 (ДП-11) используются для средиефорсированных двигателей — Д-21, Д-50, СМД-14, Д-38М, А-01М. Группа Г — масла, содержащие 7-12% присадок, например, М-8Г2 (М-8Г), М-10Г2 (М-ЮГ) используются для высокофорсированных дизелей, работающих на сернистом топливе с содержанием серы до 1%, — Д-37Е, Д-240, АМ-41, СМД-60 СМД-62, ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б, Д-130. Группы Д и Е — масла, содержащие до 18—25% присадок, используются только для дизелей, работающих в очень тяжелых условиях. Для смазки двигателей необходимо употреблять те масла, которые рекомендованы заводами изготовителями тракторов. Трансмиссионные масла предназначены для смазки механизмов силовой передачи и рулевого управления. В трансмиссиях современных тракторов используется трансмиссионное масло с присадкой ЭФО марки ТЭ-15 ЭФО или автотракторное масло АК-15, АК-Ю. В тракторах Т-150 и Т-150К в трансмиссиях употребляют то же масло, что и в двигателе — М-8Г2 — зимой и М-ЮГ2 — летом. Индустриальные масла — индустриальное 20, веретенное 3 и другие используются для отдельных механизмов или как рабочая жидкость, например, в гидравлической системе рулевого управления трактора Т-150К. Консистентные смазки представляют собой густые маслообразные пластические продукты, получаемые в результате смешивания минеральных масел с различными загустителями. Консистентные смазки применяются для смазки механизмов тракторов, к которым затруднена непрерывная подача жидкого масла, где оно не удерживается. В качестве консистентных смазок используют универсальные среднеплавкие жировые солидолы УС-1, УС-2, УС-3 (ГОСТ 1033-51) и синтетические солидолы ПС-1 и С. Для смазки тросов, рессор используется графитная смазка УСсА (ГОСТ 3333-55). Для смазки напряженных узлов с повышенной температурой 60-110С применяют тугоплавкие универсальные смазки УТ и УТС (консталины). Устройство масляных насосов Схема действия масляного насоса: ведущая шестерня; ведомая шестерня; нагнетательный канал; редукционный клапан; входной канал; фильтрующая сетка. В системах смазки современных дизелей применяются масляные насосы шестеренчатого типа. Насос представляет корпус, в котором помещены две шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня приводится в действие от распределительной шестерни коленчатого вала через шестерню и валик привода. При вращении шестерни в канале создается разрежение и масло через сетчатый маслозаборник поступает в канал, заполняя впадины между зубьями. Вращаясь в этом объеме между корпусом и зубьями шестерни, масло попадает в нагнетательную полость, где выдавливается входящими в зацепление зубьями и под давлением следующих порций поступает в нагнетательный канал и систему. При повышении давления выше нормального (особенно при пуске холодного двигателя) срабатывает редукционный клапан. Как только давление масла в полости превышает давление пружины, клапан опускается и через открывшееся отверстие масло перепускается в поддон. Устройство и работа масляных фильтров и радиаторов При работе двигателя масло постепенно загрязняется частицами от износа деталей, пылью, продуктами окисления (нагар, смолистые отложения). С целью удлинения срока службы масла и уменьшения износа деталей на всех современных дизелях установлены фильтры для непрерывной очистки масла во время работы. В последнее время наибольшее распространение в качестве масляного фильтра получила полнопоточная реактивная центрифуга. В центрифуге масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора центрифуги. Центрифуга дизеля СМД-60 представляет ротор, установленный в корпусе на оси и закрытый колпаком, который плотно прижимается к корпусу гайкой. Ротор центрифуги состоит из остова и крышки, отлитых из алюминиевого сплава. Для уплотнения между крышкой и остовом установлено с двух сторон резиновое кольцо. В бобышках остова ротора с двух сторон ввернуты две форсунки с калиброванными отверстиями. Внутри оси ротора имеется ступенчатое сверление для подвода масла внутрь ротора и установки маслоотводящей трубки. В нижней части остова закреплен маслоотражатель с защитной сеткой и насадкой, препятствующим смыву отложений со стенок ротора струей входящего масла. В корпусе центрифуги установлен перепускной клапан. Работает центрифуга следующим образом. Масло, нагнетаемое масляным насосом под давлением 7-9 кгс/см2, по сверлениям в корпусе центрифуги подается внутрь ротора, где разделяется на два потока. Масло, идущее на привод ротора, через защитную сетку поступает к соплам форсунок, откуда вытекает с большой скоростью, создает реактивный момент, вращающий ротор с частотой около 6000 об/мин. Под действием центробежной силы взвешенные в масле твердые частицы осаждаются на стенках ротора. Масло, вышедшее из форсунок, стекает в поддон картера, а основная масса очищенного масла (80%) по маслоотводящей трубке поступает в главную магистраль двигателя. Во время вращения ротора, в результате различных диаметров верхней и нижней шеек оси, возникает осевая сила, которая несколько поднимает ротор и благодаря этому уменьшается трение в подпятнике нижней оси. Осевое перемещение ротора ограничивается шайбой, закрепленной на оси гайкой. Центрифуга дизеля Д-240 трактора МТЗ-80/82 не имеет форсунок для выхода масла в нижней крышке ротора или остове, а вращение ротора достигается за счет четырех тангенциальных отверстий в верхней части остова. Работает она следующим образом. Из масляного насоса по каналу, кольцевому каналу внутри оси и отверстиям масло проходит в насадку. Через щели в насадке масло выбрасывается, приобретая вращательное движение, и через отверстия в остове ротора попадает во внутренний стакан; отражательный буртик остова направляет масло вверх. Проходя вверх, масло очищается под действием центробежных сил, а продукты сгорания и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло в верхней части остова под давлением с большой скоростью выбрасывается через тангенциальные отверстия во внутреннюю проточку остова к входным радиальным отверстиям. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло по маслоотводящей трубке поступает в главную магистраль. В корпусе центрифуги установлены предохранительный клапан, сливной клапан и редукционный клапан. На дизельном двигателе ЯМЗ-240Б очистка масла происходит путем фильтрации, для чего на нем установлен масляный фильтр тонкой очистки масла. Фильтр состоит из корпуса, Двух фильтрующих элементов, колпака, уплотнительной чаши, пружины, стержня, сливной пробки и перепускного клапана. Масло, подаваемое насосом через канал в корпусе, поступает в полость между колпаком и наружной поверхностью фильтрующего элемента, проходит через фильтрующую массу, очищаясь при этом от механических примесей, и попадает в центральный масляный канал. Фильтрующий элемент состоит из металлического каркаса с фильтрующим патроном из древесной муки на пульвербакелитовой основе. В перепускном клапане установлено контактно-сигнализирующее устройство. При открытии перепускного клапана, вследствие повышения давления, шток замыкает контакты и сигнальная лампа на щитке приборов загорается — «фильтр забит». При возвращении клапана в первоначальное состояние электрическая сеть размыкается и лампочка гаснет. Масляный фильтр турбокомпрессора. Для дополнительной очистки масла, поступающего в турбокомпрессор, на двигателях СМД-60, СМД-62, Д-130 установлен дополнительный фильтр. Масло из главной магистрали по маслоподводящей трубке поступает в фильтр. Пройдя через сетчатый фильтр, масло дополнительно очищается и по сверлению в корпусе и трубке подводится к подшипнику турбокомпрессора. Масляные радиаторы предназначены для охлаждения масла потоком воздуха, создаваемым вентилятором системы охлаждения, поэтому они устанавливаются впереди водяных радиаторов. Они состоят из верхнего и нижнего маслосборников и трубок между ними. Для увеличения поверхности охлаждения на трубке радиатора навивается стальная лента. Обслуживание системы смазки Правильный уход за системой смазки — одно из основных условий длительной и надежной работы двигателя. В двигатель заливают масло, соответствующее инструкции. Ежесменно перед запуском двигателя проверяют уровень масла в поддоне картера и при необходимости доливают до верхней метки масломерной линейки. Постоянно следят за плотностью присоединения маслопроводов. При ТО-1 через 60 моточасов сливают отстой из корпусов и промывают в дизельном топливе фильтры грубой очистки. При ТО-2 сменяют масло в системе смазки двигателя и промывают реактивную центрифугу. При работе на маслозаменителях и сернистом топливе промывку центрифуги на ряде двигателей (СМД-60, Д-240) проводят через 120 ч работы. На двигателях СМД-60, СМД-62, Д-130 промывают и фильтр турбокомпрессора. Замену масла необходимо вести на прогретом двигателе, когда масло теплое и хорошо стекает из системы. При смене масла промывают фильтры и сапуны. Обслуживание системы смазки предполагает также постоянное наблюдение в процессе работы двигателя за давлением масла. При падении давления ниже 1,0 кгс/см2 двигатель должен быть остановлен и выявлены причины падения давления (недостаточный уровень масла, забита сетка маслозаборника, нарушена регулировка сливного или редукционного клапана, неисправны приборы, показывающие давление, засорены фильтры). О работе центрифуги судят по частоте вращения ротора, определяемой с помощью вибрационного тахометра КИ-1308В, или по продолжительности вращения ротора после остановки двигателя. На прогретом двигателе устанавливают максимальный скоростной режим и останавливают двигатель, резко выключив подачу топлива. После остановки двигателя ротор центрифуги должен вращаться, создавая характерный шум не менее 40 с.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82

  • Органы управления и приборы
  • Работа с сельхозмашинами
  • Техническое обслуживание дизеля Д-243
  • Регулировки сцепления
  • Рулевое управление
  • Тормоза трактора Беларус
  • Вал отбора мощности ВОМ
  • Передний мост
  • Ремонт переднего ведущего моста
  • Гидравлическая система и задняя навеска
  • Электрооборудование
  • Техническое обслуживание

__________________________________________________________________________
Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2

  • Органы управления и приборы
  • Управление коробкой передач и ВОМ
  • Управление задней навеской
  • Элементы кабины
  • Элементы электрооборудования
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Управление КПП и ходоуменьшителем
  • Реверс-редуктор
  • Задний мост трактора Беларус
  • Блокировка дифференциала заднего моста
  • Задний вал отбора мощности
  • Тормоза трактора Беларус
  • Пневмосистема
  • ПВМ с коническими колесными редукторами
  • ПВМ с планетарно-цилиндрическими колесными редукторами
  • Привод ПВМ
  • Ходовая система
  • Гидрообъемное рулевое управление
  • Гидроусилитель рулевого управления
  • Гидравлическая навесная система
  • Регулировки задней навески
  • Кабина Беларус
  • Техническое обслуживание
  • Обслуживание двигателя
  • Техобслуживание трансмиссии
  • Сервисное обслуживание ПВМ
  • Обслуживание гидросистемы и рулевого управления
  • Обслуживание переднего моста
  • Обслуживание пневмосистемы и тормозов

Ремонт МТЗ-80

  • Ремонт головки блока цилиндров
  • Ремонт поршневой группы Д-240
  • Ремонт топливной аппаратуры
  • Ремонт пускового двигателя
  • Ремонт рулевого управления
  • Ремонт переднего моста
  • Ремонт сцепления и понижающего редуктора
  • Ремонт КПП
  • Ремонт заднего моста
  • Ремонт ВОМ
  • Ремонт гидросистемы задней навески
  • Ремонт электрооборудования

Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221

  • Управление и приборы
  • Коробка передач
  • Сцепление
  • Обслуживание двигателя Д-260
  • Задний мост
  • Рабочие тормоза
  • Пневмооборудование
  • Вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Навесная гидросистема
  • Электронное управление задней навеской
  • Заднее навесное устройство
  • Рулевое управление

Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320

  • Органы управления и приборы
  • Дизельный двигатель
  • Сцепление и КПП
  • Задний мост
  • Тормоза
  • Задний вал отбора мощности
  • Передний ведущий мост
  • Рулевое управление
  • Навесное и сцепное устройство
  • Гидросистема
  • Электрооборудование
  • Агрегатирование

Эксплуатация и сервис тракторов

  • Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм
  • Механизм газораспределения
  • Система питания дизельных двигателей
  • Система регулирования тракторных двигателей
  • Система охлаждения тракторных двигателей
  • Система пуска дизелей
  • Силовые передачи тракторов
  • Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
  • Ведущие мосты колесных и гусеничных тракторов
  • Ходовая часть и управление трактора
  • Ходовая и рулевое управление колесных тракторов

Возможен ли тюнинг двигателей СМД

По мнению специалистов, силовые агрегаты, предназначенные для сельскохозяйственной техники, не подвергаются усовершенствованиям с целью улучшить мощностные характеристики. Это объясняется тем, что их конструкция и методы изготовления рассчитаны на выполнение конкретных работ в определенных условиях. Любое вмешательство в регулировки, настройки и конструкцию СМД приведет к нарушению сбалансированной работы двигателя и транспортного средства в целом.

Создана широкая линейка моделей СМД, отличающихся мощностными характеристиками. Различные машины спецтехники комплектуются наиболее подходящим мотором из имеющегося широкого диапазона.

При желании преобразить внешний вид транспортного средства допускается применять светодиодный тюнинг.

Техническое обслуживание и ремонт двигателя СМД-14

Рассматриваемый двигатель сравнительно редко требует какого-либо специализированного обслуживания или ремонта, однако при ненадлежащей эксплуатации, а также нерегулярном уходе, можно столкнуться с рядом серьезных проблем. Одной из самых частых представляется нестабильная работа генератора, что может быть вызвано широким спектром причин:

  • износом цилиндров, подшипников, сопутствующих элементов;
  • отсутствие герметичности в охладительной системе;
  • засорение фильтров;
  • изменение формы цилиндров.

Для устранения неисправности необходимо изучить состояние вышеназванных узлов и, при необходимости заменить или прочистить их, что вернет генератор в работоспособное состояние. Демонтировать фильтры для промывки можно без дополнительных манипуляций, что является важным преимуществом 14-ой модели СМД.

Обязательно почитайте: Трактор РТМ 160

Также упоминания заслуживает регулировка клапанов, которую требуется выполнять при каждом капитальном ремонте силового агрегата, а также по мере возникновения неполадок в их работе. Порядок регулировки в подобном случае полностью идентичен стандартному, характерному для моторов дизельного типа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: