Как заменить масло в двигателе ВАЗ 2109 самостоятельно?

Периодичность замены моторного масла

Завод-изготовитель рекомендует в двигателях ВАЗ 2109 делать замену масла после 1–2 лет эксплуатации либо через каждые 10 000–15 000 км в зависимости от того, какой показатель будет достигнут раньше. Эти рекомендации носят общий характер. Поэтому вполне допустима корректировка по срокам замены с учетом некоторых условий практического использования автомобиля.

Периодичность замены зависит от таких факторов:

  • дата производства двигателя;
  • общий пробег автомобиля;
  • стиль вождения машины;
  • сезонность эксплуатации авто;
  • качество используемых ГСМ;
  • интенсивность нагрузок на мотор (долгие ожидания в пробках, буксировка, пробуксовка).

Если масло почернеет или потеряет вязкостно-эластичные свойства, тогда независимо от сроков заливки и пробега придется менять смазочное вещество. Это необходимо делать для того, чтобы поддерживать надлежащую мощность двигателя, существенно продлить сроки его качественной эксплуатации.

Выбор масла

Если отталкиваться от параметров вязкости моторной жидкости, то вазовцы чаще всего используют 10W40, 5W40 и 15W40.

Тут нужно учитывать погодные условия, в которых эксплуатируется автомобиль. В зависимости от них, масло можно использовать со следующими показателями вязкости:

Теоретически в можно заливать все три вида моторных масел. Но при их использовании стоит учитывать некоторые важные моменты.

  1. Синтетические. Это наиболее современные и часто используемые моторные составы. Вообще они ориентированы на иномарки и не так часто заливаются в отечественные автомобили. При этом «ВАЗ-2109» неплохо себя чувствует при работе на синтетике. Такое масло обладает высокой текучестью, устойчивостью к пониженным температурам и отлично противостоит замерзанию. Единственным недостатком считается высокая стоимость.
  2. Минеральные. Наиболее доступные в финансовом плане моторные масла. Но их актуально использовать на двигателях, которые существенно износились. «ВАЗ-2109» относится к числу устаревших машин, потому минеральная смазка неплохо для него подойдёт. Хотя важно заметить, что минеральные составы плохо реагируют на низкую температуру, из-за чего зимой возникают проблемы с запуском двигателя. Так что заливать минералку лучше при умеренной зиме и при внушительном пробеге автомобиля.
  3. Полусинтетические. Это сочетание минералки и синтетики. Его называют оптимальным выбором для «ВАЗ-2109». Полусинтетика полностью превосходит минеральные масла, но немного уступает синтетическим. Она не лучшим образом реагирует на низкую температуру. Если вы не хотите тратить большие деньги на синтетическую смазку, берите полусинтетику.

При относительно мягкой зиме в вашем регионе в «ВАЗ-2109» можно заливать всесезонные составы, которые имеют средние показатели вязкости. Они хорошо себя показывают при умеренном холоде и при сильной жаре.

Из производителей стоит выделить таких:

  • Esso Ultra;
  • ZIC A+ или XQ;
  • Shell Helix;
  • Elf Sporty;
  • Спектрол;
  • Castrol GTX;
  • Agip Super Motor Oil;
  • Mobil 1;
  • Kixx;
  • Роснефть и пр.

Да, отечественные масла обходятся дешевле, но могут существенно уступать по характеристикам импортным составам для двигателей. Потому здесь старайтесь выбирать качественные масла, поскольку экономия может привести к серьёзным нежелательным последствиям.

Требуемый объём

Когда вы определились с производителем и степенью вязкости моторного масла, нужно разобраться в необходимом количестве.

Заливаемый объём масла в двигателе автомобиля «ВАЗ-2109» составляет 3,5 литра. Но опытные автомобилисты советуют брать канистру на 4 литра. Остаток вы будете постепенно доливать в картер по мере его расхода до следующего планового обслуживания.

Обычно жидкость доливают каждые 100 – 300 километров пробега. Для проверки уровня воспользуйтесь масляным щупом. Отпечаток масла на нём должен оставаться между отметками минимального и максимального значений. Если уровень стремится к минимуму, долейте недостающее количество смазки.

Категорически запрещается смешивать разные по типу и даже производителю составы. Если вы после покупки подержанного «ВАЗ-2109» не знаете, какое масло используется в двигателе, рекомендуется сразу его поменять и в дальнейшем заливать только то, которое находится в картере.

Когда автовладелец не может приобрести такое же масло, которое использовалось ранее, замену жидкости осуществляют с обязательной промывкой. Здесь это несложно, но важно, поскольку так разные масла не смешаются между собой. Иначе это негативно отразится на работе двигателя и на состоянии его узлов.

Нужное количество смазки и основные способы ее замены

Руководство по эксплуатации ВАЗ 2109 гласит, что объем заправляемого масла в двигатель этой модели составляет 3,5 л. Однако опытные автолюбители утверждают, что на практике в силовой агрегат помещается обычно 3 л.

Точный объем масла определяется конкретной модификацией двигателя. Такие данные предоставляет техническая документация, сопровождающая автомобиль. В любом случае рекомендуется приобретать смазочное вещество в количестве 4–5 л. Тогда по мере эксплуатации автомобиля можно доливать идентичное масло.

Узнав, сколько масла заправляется в двигатель ВАЗ 2109, можно переходить к решению следующей немаловажной задачи. На этой стадии придется определиться с выбором одного из основных способов замены смазочного вещества. Полное масляное обновление проводят с промывкой силового агрегата или без нее.

При избрании первого варианта приобретают специальную промывочную жидкость. Заливают ее до нижней отметки, находящейся на щупе. Двигатель заводят, дают ему поработать 10–15 минут на холостых оборотах. После остановки мотора промывочное вещество сливают. Дальше выполняют операции, традиционные для стандартной замены масла.

Критерии подбора масла ВАЗ 2109

Все масла подбираются исходя из соответствия SAE, ACEA, API.

  • По составу оптимально использовать для ВАЗов с пробегом полусинтетику.
  • ACEA А3/В3-В4.
  • API SF, SG для моделей до 2000 года выпуска, для более свежих API SH, SJ. Выпуск автомобилей ВАЗ 2109 закончился в 2011 году. С 2007 по 2011 год выпускались на Запорожском Автомобильном Заводе.

АвтоВАЗ для выбора подходящей вязкости предлагает такую таблицу:

Минимальная температура холодного пуска двигателя, °CКласс вязкости по SAE J 300Максимальная температура окружающей среды, °C
-350W-3025
-350W-4030
-305W-3025
-305W-4035
-2510W-3025
-2510W-4035
-2015W-4045
-1520W-4045

Но чаще всего водители заливают 10w-40 в модели со значительным пробегом, в более свежие 5w-30.

Информацию по вязкости для конкретного двигателя можно узнать из каталога взаимозаменяемости моторных масел: https://www.northsealubricants.com/en/oil-advisor

Каталогу можно доверять, данные взяты от производителей авто. При этом можно подобрать не только масло для двигателя, но и для коробки, гур, тормозной системы, системы охлаждения. Т.е все жидкости.

Оригинальные масла LADA

#1

LADA PROFESSIONAL 5W-40

#2

Lada Ultra 5W-40 API SN/CF

Поставщиком оригинальных масел для АвтоВАЗ является компания Роснефть, так что фирменные масла может заменить любая подходящая по спецификациям продукция от этого производителя.

Технологические этапы проведения замены

Для успешной замены масла в двигателе ВАЗ 2109 необходимо запастись расходными материалами и инструментами. Заранее желательно подготовить:

  • фильтры (масляный и воздушный – их лучше менять парой);
  • качественное моторное масло;
  • набор ключей;
  • крабовый ключ для снятия фильтра либо толстая отвертка;
  • емкость для сбора отработавшей смазки;
  • воронка для залива нового смазочного вещества;
  • ветошь.

Под слив приспосабливают 5-литровые пластиковые бутыли, в которых ранее хранилась вода. Воронку может заменить отрезанная верхушка от пластиковой бутылки. Нужно стараться не допускать попадания большого количества старой смазки на открытую землю.

Сливается старая смазка

Перед этим этапом хорошо прогревается мотор (до 80°С). Автомобиль устанавливается на смотровой яме, эстакаде, подъемнике. Умельцы используют несколько домкратов, чтобы равномерно поднять машину. В таких случаях приподнятая часть автомобиля должна надежно фиксироваться упорами.

Откручивается крышка маслоналивной горловины двигателя. Это рекомендуется делать для ускорения процесса слива старой жидкости. Снятая крышка нарушает вакуум, масло свободно будет стекать.

Под сливное отверстие подставляется емкость. Пробку сначала срывают ключом на «17», потом аккуратно вывинчивают вручную. Как только начнут сочиться первые капли старого масла, пробку выкручивают полностью, прижимая к резьбе. Потом резко отдергивают руку с пробкой в сторону, чтобы избежать попадания разогретого масла на открытые участки кожи.

Меняется масляный фильтр

Дождавшись полного вытекания старого смазочного вещества, закручивают сливную пробку обратно. После этого выкручивается масляный фильтр. Как правило, делается это вручную. В тех случаях, когда фильтр прикипел, используют специальный съемный ключ. Его отсутствие восполняет толстая отвертка, которой пробивают фильтр и рычажным движением откручивают его.

Новый фильтр заполняется наполовину свежей смазкой. Это предотвратит эффект масляного голодания при последующем запуске двигателя. Новым веществом смазывается уплотнительная резиновая прокладка.

После этого фильтр аккуратно, без фанатических усилий, навинчивается на резьбовой стержень. Для окончательной фиксации фильтра не нужно использовать ключ. Дожимать надо только руками без излишних натуг.

Заливается новая моторная смазка

В открытую маслоналивную горловину вставляют воронку. Через нее заливают необходимое количество нового смазочного вещества. Делается это медленно, чтобы масло успевало проходить сквозь горловину воронки.

Выжидают 3–5 минут, а потом, используя щуп, проверяют уровень свежезалитой смазки. Она должна подняться, перекрыв минимальную отметку. Если масла недостаточно, то нужно его немного долить.

Закручивается крышка маслоналивной горловины. Запускается двигатель. Ему дают проработать на холостых оборотах несколько минут. При этом важно следить за контрольной лампочкой давления масла. Она должна через определенное время погаснуть.

Глушат мотор, проверяют еще раз уровень масла. Оптимальный вариант, когда смазка покроет щуп чуть выше середины, остановившись между минимальной и максимальной отметками. Доливать масло до максимума не стоит. Избыточное давление приводит к ненужной нагрузке на уплотняющие детали двигателя.

Меняем фильтр

После слива масла из ВАЗ 2109 нужно вкрутить болт в сливное отверстие и выкрутить масляный фильтр. Если у вас нет специального ключа, а руками выкрутить фильтр вам не удается, используйте обычную отвертку: пробейте ею фильтр поперек и используйте ее, как рычаг для выкручивания. Далее смажьте маслом прокладку и резьбу нового фильтра и аккуратно наживите его, чтобы не сорвать резьбу. При его закручивании не используйте ключ, а делайте все руками. Также рекомендуется заполнить новый фильтр маслом примерно наполовину для предотвращения масляного голодания в первые мгновенья работы мотора после запуска.

Выбор масла

Как правильно выбрать масло?

Подобные жидкости делятся на три основных вида:

  • Минеральное масло;
  • Синтетика;
  • Полусинтетика.

Для ВАЗ 2109 не подходит минеральное автомасло. Подобный смазочный материал не удовлетворяет требованиям, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.

Полусинтетика используется для ВАЗ 2109

. Основа жидкости — минеральное масло с добавлением синтетических компонентов. Это позволяет ей надежно справляться с защитой внутренних поверхностей мотора и надежно защищать его от чрезмерного износа.

Синтетика создается с учетом высоких эксплуатационных характеристик. Она защищает силовой агрегат от износа, качественно смазывая внутренние механизмы даже в момент холодного запуска. Синтетические компоненты уменьшают трение внутренних деталей и поддерживают их в чистоте.

Но есть еще один тип автомасла — всесезонный. Это идеальный вариант для ВАЗ 2109. Подходит для российского климата. В зимнее время года жидкость не загустевает, а в жару не сильно разжижается. Основные параметры вязкости для мотора этого транспортного средства: 5W-40, 10W-40, 15W-40.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: