Система охлаждения ЗИЛ-130
Система охлаждения
двигателя ( рис. 28) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Водяной насос ( рис. 29) центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.
Для заправки смазкой полостей подшипников водяного насоса нужно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо производить до появления свежей смазки из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Привод вентилятора водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень также охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
Натяжение приводных ремней ( рис. 30) производится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 4 кгс (40 Н) должен быть в пределах 8-14 мм. От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.
Радиатор трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка заливной горловины радиатора герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым).
Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кгс/см2 (100 кПа). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С, что уменьшает ее выкипание.
Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытая прекращается, и жидкость в этом случае закипает при температуре 100 °С.
Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.
При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа 19 аварийного перегрева охлаждающей жидкости. При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, во избежание выбрасывания горячей воды из горловины.
Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.
Термостат ( рис. 31) с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.
В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на холостом ходу около одной минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и, если нужно, долить ее. В сильные морозы необходимо укрывать радиатор, используя для этого теплый капот, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости. Работа непрогретого двигателя вызывает интенсивный износ поршневых колец и цилиндров.
Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количеств; этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.
При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Зарывать кран следует только после появления из него жидкости
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров; при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя.
Зимой после слива жидкости из системы охлаждения необходимо закрыть кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Краны для слива охлаждающей жидкости снабжены дистанционным управлением (рис.32), рукоятки управления выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя дистанционного управления не имеет.
Принцип действия
Жидкость в системе охлаждения ЗИЛ-130 из радиатора подается в насос через нижний патрубок, после чего поступает в обе рубашки охлаждения блока цилиндров (БЦ). Хладагент нагревается за счет отбора части тепла от цилиндров, затем поднимается вверх, проходит по каналам возле выпускных клапанов и идет в охлаждающий контур ГЦ. На следующем этапе жидкость поступает в рубашку входного трубопровода, нагревая его для улучшения образования смеси.
После этого хладагент обходит термостатический клапан, по шлангу выходного патрубка возвращается в радиатор, растекаясь по латунным трубчатым элементам, отдавая им свое тепло. Ускоряет охлаждение наполнителя встречный воздушный поток, создаваемый вентилятором или компрессором, которые агрегируют с валом жидкостной помпы и шкивом коленвала.
Описание системы охлаждения
Система охлаждения двигателя ЗИЛ 130 за свою историю выпуска так и не модернизировалась, а поэтому неисправности возникали все те же. Поэтому, владельцы автомобиля продолжали бороться с возникшими недостатками самостоятельно, местами достаточно удачно.
Чтобы понимать, как устроена система охлаждения двигателя на 130-м, стоит рассмотреть схемы.
Рис. 1. Схема системы охлаждения
1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 3 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора
Рис. 2. Водяной насос
1 — корпус подшипника; 2 — пробка; 3 —масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; S — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10, 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса; 14 — ступица шкива вентилятора; 15 — вентилятор; 16 — шкив; 17 — ремень привода генератора; 18 — ремень привода насоса гидроусилителя; 19 — ремень привода компрессора
Рис. 3. Схема проверки натяжения приводных ремней
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления
Рис. 4. Схема дистанционного управления сливными кранами
1 — сливные краны; 2 — рукоятка привода сливных кранов; 3 — сливной кран патрубка радиатора; 4 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора
Рис. 5. Схема работы термостата
а — термостат в закрытом положении; b — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2-активная масса (церезин); .3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5-шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8,13- патрубки; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11-буфер; 12 — обойма; I — к радиатору; II — к водяному насосу
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Информация о детали |
130-1301035 | Трубка радиатора охлаждающая | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 035 | Нет в наличии |
131-1301007-Б2 | Радиатор в сборе | Количество 1 Модель 131 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 007 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
131-1301010-Б2 | Радиатор в сборе | Количество 1 Модель 131 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
301047-П8 | Болт | Количество 3 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
120-1303017 | Прокладка патрубка | Количество 2 Модель 120 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 017 | Нет в наличии |
120-1304022-Б | Прокладка пробки радиатора | Количество 1 Модель 120 Группа Система охлаждения Подгруппа Пробка радиатора Порядковый номер детали 022 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
121-1801028 | Подушка подвески радиатора в сборе | Количество 2 Модель 121 Группа Коробка раздаточная Подгруппа Подвеска раздаточной коробки Порядковый номер детали 028 | Нет в наличии |
121-1801040 | Втулка распорная | Количество 1 Модель 121 Группа Коробка раздаточная Подгруппа Подвеска раздаточной коробки Порядковый номер детали 040 | Нет в наличии |
130-1015370-Б | Кран сливной в сборе | Количество 2 Модель 130 Группа Двигатель Подгруппа Подогреватель пусковой двигателя Порядковый номер детали 370 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1301007-Б | Радиатор с пробкой в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 007 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1301010-Б | Радиатор в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Радиатор Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1302010-А2 | Рамка подвески радиатора с усилителем и болтом крепления в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1302029 | Поперечина рамки подвески радиатора | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Подвеска радиатора Порядковый номер детали 029 | Нет в наличии |
130-1303010-Б2 | Шланг радиатора отводящий для автомобилей с байпасом | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1303014-Б2 | Патрубок выпускной водяной рубашки верхний | Количество 2 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 014 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
508-1303013 | Патрубок выпускной с термостатом | Количество 1 Модель 508 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 013 | Нет в наличии |
130-1303025-Б2 | Шланг радиатора подводящий для автомобилей с байпасом | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 025 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1303026 | Шланг от радиатора к коллектору подводного патрубка | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 026 | Нет в наличии |
130-1303028-Б | Колено отводящего патрубка радиатора | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 028 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1303030 | Шланг байпаса соединительный | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 030 | Нет в наличии |
130-1303051 | Патрубок выпускной водяной рубашки нижний | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 051 | Нет в наличии |
130-1303095-Б | Пружина распорная отводящего шланга | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 095 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1303117-Б | Пружина распорная подводящего шланга | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 117 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1303143 | Прокладка верхнего патрубка | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Трубопроводы и шланги системы охлаждения Порядковый номер детали 143 | Нет в наличии |
130-1304010 | Пробка радиатора в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Пробка радиатора Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
130-1305010-Е | Кран системы охлаждения сливной в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кран сливной Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1305046-Б | Ручка управления краном | Количество 2 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кран сливной Порядковый номер детали 046 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1305053 | Втулка стержня привода управления краном | Количество 3 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кран сливной Порядковый номер детали 053 | Нет в наличии |
130-1305065-В | Вилка сливного крана | Количество 3 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кран сливной Порядковый номер детали 065 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1305069-Г | Стержень привода управления краном | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кран сливной Порядковый номер детали 069 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1307010-Б4 | Насос водяной в сборе | Количество 2 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Насос водяной Порядковый номер детали 010 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1308010-06 | Вентилятор системы охлаждения в сборе | Количество 2 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Вентилятор Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
130-1309010 | Кожух вентилятора в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Кожух вентилятора Порядковый номер детали 010 | Нет в наличии |
130-1310110 | Жалюзи радиатора в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 110 | Нет в наличии |
130-1310210 | Тяга управления жалюзи с кронштейном в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 210 | Нет в наличии |
130-1310230-А | Кронштейн крепления привода жалюзи | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 230 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1310346 | Зажим оболочки тяги конечный | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 346 | Нет в наличии |
130-1310453-Б | Скоба прижима оболочки задняя | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 453 Дополнительно Взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером | Нет в наличии |
130-1310455 | Скоба прижима оболочки передняя | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 455 | Нет в наличии |
130-1310477 | Втулка оболочки тяги жалюзи радиатора | Количество 1 Модель 130 Группа Система охлаждения Подгруппа Жалюзи радиатора Порядковый номер детали 477 | Нет в наличии |
130-8101201 | Трубка соединительная | Количество 1 Модель 130 Группа Отопление и вентиляция кабины Подгруппа Отопитель (кузова) Порядковый номер детали 201 | Нет в наличии |
130-8101390 | Кран системы отопления в сборе | Количество 1 Модель 130 Группа Отопление и вентиляция кабины Подгруппа Отопитель (кузова) Порядковый номер детали 390 | Нет в наличии |
201418-П29 | Болт | Количество 8 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
201456-П8 | Болт | Количество 9 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
220084-П8 | Винт | Количество 3 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
250510-П8 | Гайка | Количество 27 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
250634-П8 | Гайка | Количество 3 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
250871-П29 | Гайка М16Х1,5-6Н6.016 | Количество 1 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
252017-П8 | Шайба | Количество 2 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
252155-П2 | Шайба пружинная | Количество 21 Покрытие фосфатирование и промасливание | Нет в наличии |
252178-П29 | Шайба | Количество 1 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
258053-П29 | Шплинт | Количество 3 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
258054-П29 | Шплинт | Количество 4 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
288004-П8 | Хомут крепления шлангов | Количество 2 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
300351-П | Угольник | Количество 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
301361-П8 | Болт | Количество 1 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
302052-П8 | Винт | Количество 1 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
305753-П29 | Шайба | Количество 3 Покрытие цинкование и пассивирование (цинковое с хроматированием) | Нет в наличии |
306700-П | Хомут в сборе | Количество 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
307156-П8 | Шпилька | Количество 4 Покрытие цинкование | Нет в наличии |
308736-П | Хомут | Количество 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
308766-П | Хомут червячный в сборе | Количество 1 Покрытие без покрытия | Нет в наличии |
ТС108-1306100-04 | Термостат в сборе | Количество 1 Модель ТС108 Группа Система охлаждения Подгруппа Термостат Порядковый номер детали 100 | Нет в наличии |
Состав системы охлаждения
Как стало ясно со схемы, основными элементами системы охлаждения являются — термостат, радиатор, водяной насос, различные патрубки, сливные краны, вентилятор, компрессор, датчик температуры и отопитель. Все эти элементы составляют систему охлаждения.
Многих автолюбителей интересует вопрос — сколько литров охлаждающей жидкости вмещает система? Ответ на вопрос простой, согласно рекомендации завода-изготовителя объём ОЖ составляет — 28 литров.
Радиатор
Радиатор системы охлаждения — деталь, которая обеспечивает охлаждение охлаждающей жидкости при помощи встречного потока воздуха. На ЗИЛ 130, система охлаждения установлена старого образца, а поэтому радиаторы монтировались с меди, и имели 3-х рядную систему.
Учитывая ресурс мотора, эксплуатацию на воде и возраст деталей, данные элементы выходят часто со строя. Это, в первую очередь связано с износом и коррозией, поскольку редко встретишь ЗИЛы, которые эксплуатируются на тосоле. Обычно, чтобы сэкономить данные транспортные средства охлаждаются обычно водой, зачастую даже не дистиллированной. Замена радиатор занимает достаточно много времени, поскольку месторасположение детали достаточно неудобное.
Вентилятор
Вентилятор устанавливается принудительный и крепится на шкиве водяного насоса, который приводится в работу при помощи ремня от коленчатого вала. Основной проблемой, которая может возникнуть, является обрыв лопастей вентилятора или креплений к шкиву.
Термостат
Термостат — обеспечивает регулировку потока охлаждающей жидкости с малого круга на большой и наоборот. Делается это для обеспечения максимального эффекта охлаждения или прогрева силового агрегата. Эта деталь наиболее подвержена неисправности, поскольку зачастую залипание термостата приводит к закипанию мотора. Это всё приведёт к негативным последствиям.
Для того чтобы заменить термостат необходимо слить уровень охлаждающей жидкости с системы, а затем открутить верхний патрубок с крышки термостата. Затем, необходимо открутить верхнюю крышку крепления термостата и вынуть непосредственно изделие. Следующим этапом станет установка новой запасной части и заливка тосола. Как показывает практика, порядка 0,5-1 литр жидкости в процессе смены теряется, поэтому рекомендуется докупить необходимое количество.
Водяной насос
Водяной насос или помпа служит для циркуляции охлаждающей жидкости по системе. Он имеет центробежную конструкцию. При лёгких поломках, данную деталь можно с лёгкостью отремонтировать при помощи ремонтного комплекта.
Располагается помпа на передней крышке блока цилиндров. Состоит деталь корпуса, вала с подшипниками и крыльчатки. Обычно, при проведении ремонтных операций применяется именно ремкомплект.
В случае, если имеется коррозия крышки или изношены посадочные места крепления вала, тогда необходимо сменить деталь.
Датчик температуры
Датчик температуры на ЗИЛ 130 устанавливался самый примитивный, и кроме показательных функций, других не выполнял. Под показательной функцией имеется ввиду, что датчик определял температуру двигателя и передавал показатель на приборную панель, где уже сам водитель контролировал процесс. Как показывает практика, на оставшихся работоспособных ЗИЛах на приборной панели не работает показатель температуры.
Сливные краны
Сливные краны, необходимые для слива ОЖ с системы. Они располагаются на блоках цилиндров и радиаторе. Как показывает практика, если достаточно долго не сливать тосол, или в случае эксплуатации транспортного средства на воде, данные детали залипают и их достаточно тяжело открутить.
Система выпуска газов
Выпускные газопроводы находятся с двух сторон ДВС (всего их два), из расчета 4 цилиндра на один газопровод для выпуска отработанных газов. С помощью фланцев к газопроводам присоединяются выпускные коллекторы, которые дальше идут к общему акустическому фильтру, или глушителю. Акустический фильтр расположен под рамой автомобиля. В ходе эксплуатации автомобиля нужно постоянно контролировать надежность фиксации фильтра к раме, а также проверять затяжку хомутов, которые соединяют выпускные коллекторы.