Рено Дастер: двигатель F4R

Описание

В 1998 году французские моторостроители автоконцерна Рено спроектировали и запустили в производство новый атмосферный двигатель F4P. В этом же году он был представлен на автосалоне (Париж) мировому сообществу.

Мотор производился на заводе Cleon Plant (Клеон, Франция) до 2005 года. За время выпуска неоднократно усовершенствовался, явился прообразом современного силового агрегата Рено Дастер.

F4P – бензиновый рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1,8 литра, мощностью 116-120 л. с и крутящем моменте 158-170 Нм.


F4P в декоративной защите

Устанавливался на автомобили Renault:

  • Laguna I, II (1998-2005);
  • Megane I (1999-2003);
  • Scenic I (2001-2003).

Дополнительно компоновался на Proton Waja в 2002-2003 годах.

Основное отличие от предшественника заключается в замене ГБЦ двухвальной (DOHC) c 16 клапанами, оснащенных гидрокомпенсаторами.

Для охлаждения поршней в блоке цилиндров устанавливались масляные форсунки.

F4P

Этот 1,8-литровый мотор с 16 клапанами был выпущен в 1998 году и по сути, представляет собой модернизацию 8-клапанного F3P. Монтировали его на Renault Megane, Renault Laguna. Мощность варьируется от 116 до 120 л.с. в зависимости от модификации.

Самое яркое отличие от предшественника семейства F — замена ГБЦ на 16-клапанную с гидрокомпенсаторами, что освобождает владельцев от необходимости регулировать зазоры клапанов.

В остальном это тот же F3P: чугунный блок с объемом 1,8 л, ременной привод ГРМ с регламентом замены каждые 120 тыс. км пробега. Система питания — многоточечный впрыск.

Среди типичных поломок — плавающие обороты двигателя из-за глюков электронного блока управления дроссельной заслонкой, что привело даже к масштабным отзывам моделей. Высокий расход масла считают характерной особенностью мотора. Уходит масло через затвердевшие маслосъемные колпачки клапанов и сальники распредвалов.

Плохой бензин быстро забивает грязью форсунки и топливный фильтр, в результате двигатель теряет мощность, туго реагирует на нажатие педали газа и даже, бывает, глохнет во время движения.

Недолговечные катушки зажигания уже стали фирменным знаком французского производителя. Когда владельцы сталкиваются с троением мотора, чаще всего меняют заводские на более прочные.

Ресурс F4P оценивается примерно в 250-300 тыс. км. Регулярные неприятности вроде глюков электрики порядком надоедают владельцев, но в целом, это вполне надежный агрегат.

Технические характеристики

ПроизводительRenault Group
Объем двигателя, см³1783
Мощность, л. с116-120
Крутящий момент, Нм158-170
Степень сжатия9.8
Блок цилиндровчугун
ГБЦалюминий
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм82.7
Ход поршня, мм83
Количество клапанов на цилиндр4 (DOHC)
Привод ГРМремень
Гидрокомпенсаторыесть
Турбонаддувнет
Регулятор фаз газораспределенияесть*
Система питания топливоминжектор, многоточечный впрыск
Топливобензин АИ-95
Экологические нормыEuro 3
Ресурс, тыс. км250
Расположениепоперечное

*начал устанавливаться с 2000 года

Список моделей авто, в которых устанавливался

Конструировался мотор F4R для использования в качестве силового привода следующего модельного ряда производителя Renault:

  • Megane 2 – компактный седан, универсал, хэтчбэк и купе;
  • Duster – компактный кроссовер;
  • Laguna – среднеразмерный универсал, седан и хетчбэк;
  • Trafic 2 – минивэн, фургон;
  • Espace 2/3/4 – минивэн;
  • Clio – субкомпактный универсал и хетчбэк.

Турбо версия F4Rt устанавливалась на автомобили Renault:

  • Clio Sport – супермини класс;
  • Espace – минивэн;
  • Vel Satis – хетчбэк бизнес-класса;
  • Avantime – трехдверный минивэн купе;
  • Megane 3 TCE 180 – трехдверное купе;
  • Laguna 2/3 – среднеразмерный седан, универсал, хетчбэк;
  • Scenic – компактвэн;
  • Laguna GT – среднеразмерный седан;
  • Magane Sport – хетчбэк.


Renault Vel Satis

Мощность турбированного движка по данным завода составляет 167 – 174 л. с., на практике доходит до 202 л. с.

Что означают модификации F4P 720, 722, 760, 770, 771, 772, 773, 774, 775

Неоднократная модернизация двигателя способствовала появлению его множества модификаций. Технические характеристики и механическая часть мотора значительных изменений не получили.

Усовершенствование в основном коснулось навесного оборудования. Например, на F4P 770 впускной коллектор был металлический, а на 774 версии пластиковый. При этом ГРМ оставался одинаковым.

Начиная с 2000 года модификации 770-775 комплектовались фазорегулятором.

Дополнительно вновь разработанные версии F4P имели различие сопряжений с трансмиссией (МКПП или АКПП) и креплении агрегата в зависимости от модели автомобиля, на который он устанавливался. В качестве примера – двигатель F4P 760 (120 л. с) предназначался только для установки на автомобили с МКПП JB3 или JC5.

Код двигателяМощностьКрутящий моментСтепень сжатияГоды выпускаУстанавливался
F4P 720116 л. с при 5750 об/мин158 Нм9.81999-2003Megane I, Scenic I
F4P 722116 л. с при 5750 об/мин158 Нм9.81999-2003Megane I, Scenic I
F4P 760120 л. с при 5750 об/мин165 Нм9.81998-2001Laguna I
F4P 770120 л. с при 5750 об/мин165 Нм9.81998-2003Laguna II
F4P 771116 л. с при 5750 об/мин168 Нм2021-08-09 00:00:002001-2005Laguna II
F4P 772120 л. с при 5750 об/мин168 Нм9.82001-2005Laguna II
F4P 773120 л. с при 5750 об/мин168 Нм9.82001-2005Laguna II
F4P 774116-121 л. с при 5750 об/мин168 Нм9.82001-2007Laguna II
F4P 775116-121 л. с при 5750 об/мин168 Нм2021-08-09 00:00:002001-Laguna II

Характеристики

Производитель двигателя — Cleon Plant Годы выпуска – (1998 – наше время) Марка двигателя — F4R Материал блока цилиндров – чугун Система питания – инжектор Тип двигателя – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 4 Ход поршня – 93 мм Диаметр цилиндра – 82,7 мм Степень сжатия – 9,8 (Duster — 11) Объем мотора – 1998 см. куб. Мощность двигателя Дастер – 135-138 л.с. /5750 об.мин Крутящий момент – 190-195 Нм/3750 об.мин Топливо – 92/95 Экологические нормы – Евро 3/4/5 Расход топлива — город 10,3 л. | трасса 6,5 л. | смешанн. 7,8 л/100 км Расход масла – до 0,5 л/1000 км Масло в двигатель F4R Дастер/Меган/Лагуна: 5W-40 5W-30 Менять раз в 10 тыс.км.
Моторесурс F4R: 1. По данным завода – нет данных 2. На практике – 250-300 тыс. км

ТЮНИНГ Потенциал – 150+ л.с. Без потери ресурса – до 150 л.с.

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

По мнению автовладельцев и специалистов автосервисов ДВС является надежным и выносливым агрегатом. Отмечается его неприхотливость к незначительным отклонениям в эксплуатации.

Достоинством мотора является отсутствие масложора. А это уже прямая предпосылка к долговечности двигателя.

Наличие гидрокомпенсаторов упрощает обслуживание и сокращает количество разборок агрегата. Одновременно уменьшаются расходы автовладельца – не надо лишний раз ехать на СТО, оплачивать работы по регулировке тепловых зазоров клапанов.

Высокой надежности способствует простота конструкции ДВС. Здесь в полную меру срабатывает крылатое выражение «Чем проще, тем надежней».

Заявленный производителем ресурс пробега всегда перекрывается на 100-120 тыс. км. При щадящей эксплуатации двигателя цифры возрастают в несколько раз.

Слабые места

Наличие слабых мест характерно для каждого двигателя. Не обошли они и F4P. В основном претензии у автовладельцев вызывает электронная начинка мотора. Особенно «нервирует» неустойчивая работа ЭБУ дроссельной заслонки, которая вызывает плавающие обороты агрегата. Еще одна проблема – недолговечные высоковольтные катушки зажигания. Все эти неисправности устраняются на любом профильном автосервисе.

Слабоватой для нашего бензина оказалась система питания топливом. Забитые грязью форсунки и топливный фильтр способствуют не только потере мощности, но и служат причиной полного отказа работы двигателя.

Фазорегулятор может выйти из строя на первой сотне тысяч км пробега. Механики автосервисов за его ремонт не берутся, а стоимость нового довольно высокая.

Опасность при обрыве ремня привода ГРМ обусловлена загибом клапанов. Ремень обязательно заменять раньше рекомендованного срока, примерно через каждые 40-50 тыс. км.

Подтекание масла через уплотнения. Особенно слабыми здесь являются сальники коленчатого и распредвала, уплотнение крышки клапанов. Неисправности такого рода устраняются заменой негодных элементов.

Ремонтопригодность

Ремонтопригодность мотора высокая, что позволяет заниматься его восстановлением в гаражных условиях. Подтверждением является отзыв из Нижнего Новгорода автолюбителя Serdzh: «… По поводу капиталки. Ничего страшного в этом нет оказывается, приспособления для установки фаз ГРМ изготовили сами, и все делали своими руками, кроме расточки блока, и шлифовки коленвала».

Необходимые запчасти для любого вида ремонта всегда имеются в специализированных магазинах. При выборе нужно уделять внимание только оригинальным деталям, обходя стороной аналоги, хотя они намного дешевле. Кроме того, среди аналогов не редко попадается простая подделка, особенно из Китая.

Запчасти б/у использовать при ремонте так же не стоит, поскольку их остаточный ресурс работоспособности может быть очень низким.

Анализируя возможные затраты на восстановление следует рассмотреть вариант приобретения контрактного двигателя (от 30 до 60 тыс. рублей). Зачастую это будет намного дешевле, что подтверждает Alex x5x: «… двигатель смысла разбирать нет, так как давно свое уже он откатал, да и цена ремонта с запчастями соразмерна с покупкой нового».

В целом двигатель Renault F4P получился надежным, выносливым и долговечным. При надлежащем уходе ресурс работы до капитального ремонта можно значительно увеличить.

Плюсы и минусы

Кроме явного минуса – изгиб клапанов поршнями в случае внезапного обрыва ремня ГРМ, и плюса – ресурс от 250000 км пробега, мотор F4R обладает достоинствами:

  • система зажигания СОР считается самой совершенной на сегодня, так как индивидуальная катушка на каждой свече качественно накапливает заряд, отсутствуют высоковольтный пучок проводов.
  • высокоресурсная помпа рассчитана на весь срок службы ДВС, что снижает эксплуатационные расходы;
  • гидрокомпенсаторы позволяют обходиться без постоянной регулировки тепловых зазоров клапанов;
  • фазорегулятор снижает расход топлива, улучшает характеристики мотора;
  • чугунный блок обладает высоким ресурсом, пригоден для капитального ремонта путем перегильзовки.


Помпа F4R

С другой стороны:

  • головка блока цилиндров, клапаны и впускной коллектор индивидуальны для каждой версии двигателя, что затрудняет ремонт;
  • ресурс фазорегулятора на практике не превышает 60 тысяч пробега, затем его нужно ремонтировать;
  • качество катушек зажигания часто неудовлетворительно, а их количество увеличивает стоимость ремонта и обслуживания вчетверо;
  • при замене помпы приходится менять и ремень ГРМ, и ремни навесного оборудования.


Замена ремня ГРМ

Однако руководство Renault постаралось максимально облегчить жизнь пользователям:

  • капремонт можно произвести обычным инструментом своими руками;
  • возможна форсировка силового привода турбиной и модернизация механическим способом.

Важной особенностью силового агрегата являются увеличенные объемы камер сгорания в сравнении с предыдущими движками этой же серии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: