Какое моторное масло заливать? Разбираемся в сезонах и маркировках


Типы масел

Вся продукция разделена на три крупных блока:

  1. средства для бензиновых двигателей;
  2. средства для дизельных двигателей;
  3. универсальные смазочные материалы, подходящие для двигателей, работающих на любом топливе.

Есть еще одна классификация моторных нефтепродуктов:

  1. летние масла;
  2. зимние масла;
  3. всесезонные масла.

Это разделение связано с тем, что при различных климатических и температурных условиях требуется разная вязкость смазки. А вот как понять, по каким характеристикам материалы делятся на группы и как выбрать масло для каждого времени года, мы и разберем в этой статье.

моторное масло

Выбор моторного масла по стандартам

По всему миру используются общепризнанные системы классификации смазок для моторов:

1. SAE

Выбор моторного масла по стандартам

Данный стандарт получил наибольшую известность и был разработан Сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers).

При осмотре упаковки моторного масла вы в первую очередь заметите именно эту маркировку. Что она означает? Чтобы не запутать читателей, не будем объяснять, какие единицы измерения используются: стоксы, пуазы и паскали.

В маркировке все намного проще: первое число указывает на вязкость смазки при минусовых температурах, второе — на вязкость при высоких температурах.

Если разница между цифрами большая, значит, у смазки достаточно широкий диапазон, в котором она сохраняет свои свойства. Однако, изучив только эти показатели, невозможно понять, какими характеристиками обладает моторное масло.

2. API

В Американском институте нефти был разработан еще один вариант классификации масел, который получил название API (American Petroleum Institute). Согласно этому стандарту выделяется 3 категории смазок:

  • S (Service) – подходит для моторов, работающих на бензине.
  • C (Commercial) – заливается в дизельные ДВС.
  • EC (Energy Conserving) – к данной категории относятся энергосберегающие масла, которые заливают в двигатели новых авто.

Идущая за первой буквой маркировка бывает как цифровая, так и буквенная. Она указывает на требования, которые автопроизводители выдвигают к смазке.

С каждым годом данные требования становятся все более жесткими. Чтобы правильно выбрать категорию масла, следует учитывать то, какие нагрузки испытывает ДВС, установлена ли турбина, удалены ли катализаторы и сажевой фильтр.

Данная классификация чаще всего имеет следующий вид: API SF. В случае, когда у моторного масла двойное назначение, маркировка будет выглядеть таким образом: API SJ/CF (в написании есть косая черта).

Обратите внимание! Такая маркировка должна быть расположена на контрэтикетке масла. Дело в том, что данный параметр важен при выборе смазки и содержится в технической спецификации автомобиля.

3. ACEA

Следующий стандарт был разработан в Европе Ассоциацией производителей автомобилей и носит название ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles).

Он имеет сходство с американской классификацией и применяется производителями для маркировки выпускаемого товара.

Согласно данной классификации смазки для дизельных и бензиновых авто имеют маркировку A/B. Масла для автобусов маркируются буквой С, для грузового транспорта – Е.

Рядом с буквами также можно увидеть цифры, которые указывают на особенности ДВС, к примеру количество тактов, форсированность двигателя и прочие особенности конструкции. В инструкции по эксплуатации авто можно встретить отсылки к стандарту АСЕА.

4. IL SAC

Еще одна классификация под названием IL SAC была разработана в Международном комитете по стандартизации и апробации смазочных материалов. IL SAC представляет собой единый стандарт, который объединяет в себе API и АСЕА.

Однако применяется данный стандарт достаточно редко, так как на канистрах с моторным маслом чаще всего встречаются традиционные маркировки.

5. ТУ

Раньше в нашей стране смазочные материалы должны были соответствовать государственному стандарту качества. Сегодня же используется стандартизация по техническим условиям (ТУ), в зависимости от компании-изготовителя они могут отличаться.

Многие автомобилисты уверены, что, если на упаковке смазочного материала есть маркировка ГОСТ, значит, масло качественное. На самом деле данная стандартизация является добровольной, а автопроизводители из Европы и Америки уверены, что такая маркировка вообще не нужна.

Чтобы понять, какое масло залить в дизельный мотор или бензиновый, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации ТС. Также вы должны знать, как расшифровывается маркировка смазочных материалов. Содержащиеся в ней данные помогут выбрать подходящую смазку, поэтому именно на них стоит обращать пристальное внимание.

Для того чтобы вы разобрались, для чего используются масла, имеющие маркировку SAE, API, ACEA, а также IL SAC, рассмотрим основные характеристики, а также влияние, которое они оказывают.

Классификация смазочных нефтепродуктов

У любого смазочного материала есть базовая основа, которая определяет главные его характеристики. Базовое масло бывает нескольких видов:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое.

У каждого их них есть свои преимущества и недостатки. Например, первое (минеральное) является менее финансово затратным, но при этом его свойства и сохранение характеристик на протяжении использования находятся на низшей ступени. В противовес ему синтетическое масло обладает более высокой ценой, но и качество этого расходника значительно лучше. Полусинтетическое моторное масло балансирует между этими двумя вариантами.

Если говорить о вязкости, есть смысл просмотреть систему SAE — специальную общепринятую классификацию моторных масел, созданную обществом автомобильных инженеров США. Эта классификацию поможет больше узнать о характеристиках рабочей среды, о ее действии на запуск мотора, о текучести и вязкости, о возможности прокачиваться.

Как моторное масло влияет на работу двигателя

Как моторное масло влияет на работу двигателя

Многие владельцы авто затрудняются с выбором моторного масла. Некоторые отдают предпочтение одному бренду в уверенности, что известная фирма производит высококачественную смазку с прекрасными эксплуатационными характеристиками. Однако редко кто из автовладельцев понимает, какое масло заливать в мотор.

Если использовать неподходящую для двигателя внутреннего сгорания смазку, возникнут проблемы, например:

  • снизится срок службы ДВС. Моторы, которые установлены в современных машинах, имеют достаточно большой ресурс. Но это лишь в том случае, если правильно эксплуатировать их, периодически заменять моторное масло, используя при этом его подходящий тип;
  • ДВС будет плохо запускаться при низких минусовых температурах. Если масло низкокачественное, оно застынет в сильный мороз. Стартер не будет проворачивать мотор, и последний не сможет набрать обороты, в итоге у вас не получится завести машину;
  • узлы двигателя будут функционировать неправильно по причине нестабильного давления в масляной системе во всех режимах эксплуатации автомобиля;
  • повысится расход топлива. Масло необходимо, чтобы смазывать все трущиеся элементы мотора. За счет снижения силы трения сопрягаемые детали ДВС легко двигаются. Каждый автовладелец должен разбираться, какое масло заливать в мотор, иначе неправильный выбор состава приведет как минимум к повышенному расходу горючего.

Кроме того, если вы купили неновый автомобиль и не знаете, какое масло было залито в мотор, будет проблематично разобраться с вязкостью подходящей смазки.

Моторные масла для лета и зимы: их свойства и различия

виды моторного масла

Деление смазочных материалов по сезонам обусловлено тем, что любое масло при низких температурах густеет, а при высоких приобретает более жидкую консистенцию. Поэтому для летнего периода есть необходимость выбирать более вязкие продукты. Если обратиться к системе SAE, о которой мы говорили выше, классификация смазок для теплого времени года должна быть в промежутке от 20 до 60. Эти цифры обозначают вязкость — чем больше число, тем выше вязкость.

Когда речь идет о зиме, выбирают продукты, имеющие по классификации SAE вязкость от 0W до 20W. С цифрами мы уже разобрались, а буква W здесь означает холодное время года (winter — зима). Ее добавление говорит о том, что вязкость указана для низких температур. То есть если видим в характеристиках масла литеру W — понимаем, что оно зимнее. Если W отсутствует, значит, смазка предназначена для лета.

Маркировка: буквенно-цифровые обозначения

Чтобы избежать путаницы при выборе смазочных материалов принято использовать буквенно-цифровые обозначения по международной классификации SAE.

Все моторные масла следует разделять на: летние, зимние и всесезонные.

Чтобы разобраться, в чем разница между этими смазочными жидкостями необходимо ознакомиться с расшифровкой цифровых и буквенных обозначений:

  1. Летнее – маркировка состоит из чисел: 20, 30, 40.
  2. Зимнее – обозначение включает букву латинского алфавита «W».
  3. Всесезонное – имеет в обозначении букву «W» и цифры расположенные справа.

Марки моторного масла 5w40 и 10w 40 принадлежат к категории всесезонных масел. Цифры расположенные слева от буквы «W» указывают на нижний предел температуры воздуха, при которой возможна эксплуатация автомобиля. Цифры расположенные справа от буквы, указывают на максимально возможную положительную температуру воздуха, при которой возможна эксплуатация смазочного материала без потери рабочих качеств.

Наличие цифры «5» говорит о том, что эксплуатация автомобиля возможна при температуре воздуха до минус 30 градусов. Цифра «10» указывает на более скромные возможности использования моторных масел данной маркировки. Если перед «W» стоит десятка, то автомобиль можно будет завести только в том случае, если температура воздуха не опустилась ниже минус 25 градусов. Разница небольшая, но при использовании масла не соответствующего реальным условиям эксплуатации автомобиля возможны серьёзные отклонения в эффективности работы агрегата.

Цифра «40» обоих видов смазочных материалов указывает на возможность эксплуатации автомобиля при температуре окружающего воздуха не выше +40 градусов. Из приведённых выше характеристик несложно определить какое масло гуще 5w40 или 10w 40.

Как известно, чем выше вязкость смазочного материала, тем при более высокой температуре воздуха возможна его эксплуатация. Это правило справедливо и к отрицательным значениям, поэтому плотность масла 5w40 будет заметно ниже в сравнении с 10w 40. Соответственно если необходимо узнать какое масло жиже, то снова можно произвести сопоставление минимальной температуры эксплуатации с густотой смазочного материала.

Какую маркировку выбрать

Прежде всего, правильный выбор смазочного материала зависит от минимальных температур воздуха в зимний период, но только этим критерием отбора не следует ограничиваться при:

  1. Эксплуатации автомобиля с большим пробегом.
  2. При замене масла более 1 раза в год.

Если автомобиль эксплуатируется в течение многих лет и капитальный ремонт двигателя не производился, то на ресурс агрегата положительно повлияет круглогодичное использование масла 10w40.

Всесезонные смазочные материалы

В современном мире разделение рабочей жидкости в зависимости от предполагаемых температур уже не так актуально. Сейчас существует всесезонное моторное масло, благодаря которому необходимость замены смазочного материала между теплым и холодным временем года отпала. Сегодня не так легко приобрести продукт только для лета или только для зимы — в свободной продаже они бывают не так часто.

По классификации SAE у всесезонного масла есть свое обозначение — это своеобразное сочетание маркировок летней и зимней смазки. Обозначения 0W-30, 20W-40 и тому подобные говорят о том, что речь идет о всесезонной рабочей жидкости, в них содержатся два числа, указывающие на вязкость. Первое говорит о вязкости в холодное время года, второе — в теплое.

Наряду с вязкостью необходимо обратить внимание еще на ряд характеристик.

Как понять, какое масло лучше заливать в мотор

Как понять, какое масло лучше заливать в мотор

Если масло высококачественное, у него будут спецификации, а также допуски. Автопроизводитель выпускает множество моделей машин, на которые устанавливаются разные моторы. На заводе ДВС получает допуск. К примеру, если взять седан «Фольксваген Поло», в мотор следует заливать смазку LongLife 3 VW 5W30 (допуск VW 502 00). Данный допуск имеют только машины автоконцерна «Фольксваген» и такие марки, как «Шкода», «Сеат», «Ауди».

Из-за разных допусков существует продукция нескольких классов вязкости, к примеру 5W-40, у одного автомобильного бренда. Чтобы понять, какое масло заливать в мотор, следует изучить сервисную книжку авто.

У части производителей авто допуски общие, к примеру, SAE, API, ACEA, ILSAC, то есть принадлежность к какому-либо бренду отсутствует.

Почему так важно обращать внимание на допуск при выборе масла, которое можно заливать в мотор? Дело в том, что в зависимости от допуска будет отличаться химический состав и вид присадок, добавленных в масло. Если залить смазку с неподходящим допуском, увеличится потребление горючего, мощность двигателя станет меньше.

При покупке машины, сервис которой проходил на СТО, следует изучить книгу техобслуживания. Чаще всего автомобилисты заливают в мотор смазку, которую рекомендует автопроизводитель. Можно узнать допуск по нему либо поискать подходящее масло другого бренда.

Рекомендуем

«Сколько моторного масла нужно для замены: разбираемся в объеме и сроках» Подробнее
В случае, когда вы приобретаете подержанный автомобиль, следует выяснить у владельца, смазку какого бренда, вязкости и объема он заливал, а также уточнить дату последней замены. Если у вас нет возможности узнать данную информацию, надо приобрести промывочное масло, слить старый состав, подготовить систему и только после этого заливать новое.

Как подобрать моторное масло для лета и зимы

как выбрать моторное масло

Выбирая масло для летнего периода, необходимо из многообразия всесезонных масел отдать предпочтение наиболее подходящему. Степень соответствия потребностям определяется по значению вязкости, указанному для высоких температур, и условиями использования транспортного средства.

Учитывайте перепады температур в своем регионе. Если говорить о зиме, то чем ниже опускается столбик термометра, тем меньшее число должно быть указано после аббревиатуры SAE. Смазка с нулевым значением позволяет мотору легко запускаться даже во время морозов, уменьшает трение внутри него и помогает снизить расход топлива. Но при слишком высоких температурах такой продукт может сильно разжижаться и оказывать недостаточную защиту. Поэтому часто автовладельцы отдают предпочтение более вязким маслам.

Важно, что для различных типов моторов допускается применения определенного спектра смазок. Поэтому рекомендуется изучить инструкцию/мануал к автомобилю, чтобы подчерпнуть информацию о разрешенных средствах для вашего автомобиля.

Если фактические температурные показатели заметно (на 10 и более градусов) и стабильно отличаются от указанных в мануале, это может стать веской причиной для сезонной замены смазочного материала.

Показания для смены масла

Кроме климатических условий на замену масла влияет износ мотора. По мере эксплуатации зазоры в парах трения могут стать больше, чтобы сгладить последствия этого изменения в двигателе, уменьшить шумы и увеличить длительность работы агрегата есть резон заливать средства с более высокой вязкостью.

вязкость моторного масла

В теплое время года это особенно важно, поскольку именно летом машина ездит на высоких скоростях и именно летом температура внутри двигателя максимально повышается. Пример перехода с одного продукта на другой с учетом вышеописанных особенностей: замените масло SAE 5W-30 на 5W-40 через сотню-полторы километров, а если степень износа мотора высока, то можно даже залить продукты с вязкостью 15W-40 или 20W-40.

Резюмируем

Поскольку смазочные материалы исключительно для лета или только для зимы весьма редки в продаже, обращайте внимание на вязкость всесезонных масел для низких и высоких температур.

Приобретая масло, определите для себя, какая база предпочтительнее — недорогая минеральная или высококлассная синтетическая.

Не забывайте, что продукты на минеральной основе дешевле, но значительно уступают синтетическим по свойствам и качеству. Последнее способно предохранять двигатель от износа и повреждений гораздо эффективнее.

При выборе рабочей среды учитывайте температурный режим, условия использования автомобиля и степень форсирования силового агрегата. Нередко оптимальным вариантом становится всесезонное масло, регулярная смена которого будет выгоднее и проще, чем замена летнего нефтепродукта на зимний и наоборот. Выбирайте смазочный материал, рекомендуемый изготовителем для конкретного типа двигателя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: