Тюнинг ВАЗ 2103: изменение экстерьера и интерьера, доработка двигателя и подвески


Тюнинг ВАЗ 2103

ВАЗ 2103 относится к тем автомобилям, с которых началось отечественное автомобилестроение. Так же как и две другие модели — ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102, «тройка» разрабатывалась на базе «Фиат» 124. Работники Волжского завода приложили немало усилий, прежде чем удалось создать комфортабельный и динамичный автомобиль на то время. Модель, выпуск которой был начат в 1972, несмотря на свой преклонный возраст можно нередко увидеть на дорогах и сегодня. Многие владельцы прибегают к внесению изменений в транспортное средство для улучшения тех или иных характеристик, внешности либо интерьера.

Что такое тюнинг

Тюнинг автомобиля — изменение заводских параметров с целью их улучшения. На ВАЗ 2103 есть что дорабатывать: агрегаты, внешность, салон и т. д. Стоит понимать, что более серьёзный тюнинг, как правило, касается технической части автомобиля, а конкретно двигателя, системы выхлопа, коробки, системы зажигания. Возможен и более простой вариант — затонировать стёкла, установить современную оптику. Однако во всех этих вопросах стоит разобраться более детально.

Фото тюнингованной ВАЗ 2103

Сегодня можно встретить множество тюнингованных авто, в том числе и «Жигули» третьей модели. Поэтому вполне логично рассмотреть примеры доработанных авто.

Фотогалерея: тюнинг ВАЗ 2103


Даже незначительные изменения в стандартном автомобиле могут сделать его более привлекательным


Тюнинг кузова открывает широкие возможности для внесения изменений в стандартный облик автомобиля


Тюнинг позволяет придать автомобилю индивидуальный стиль и характер

Тюнинг кузова ВАЗ 2103

Первая мысль, которая приходит в голову автовладельцам, решившим выполнить тюнинг своей «тройки» – это обновить краску. Однако в этом случае следует использовать отличные от стандартных цветов, оттенки, поскольку обычная краска ничем не привлекательна. Одним из современных методов стайлинга является жидкая резина. С помощью этого материала становится возможным сделать автомобиль не просто привлекательным, но и создать защитный слой от негативных внешних воздействий. Независимо от выбранного способа тюнинга кузова, поверхность предварительно нужно подготовить: удалить ржавчину и устранить присутствующие дефекты.

Тонировка лобового стекла

Довольно простым и распространённым способом тюнинга ВАЗ 2103, как и любого другого автомобиля, является тонировка стёкол плёнкой. Такое улучшение позволяет изменить не только внешний вид машины, но и повысить уровень безопасности. Если авто попадёт в ДТП, то затонированное стекло не разлетится на мелкие осколки. К тому же летом тонировка защищает от ярких солнечных лучей.

Прежде чем выбирать тонировочный материал нужно учесть, что в соответствии с действующим законодательством, лобовое стекло должно пропускать не менее 70% света. Кроме этого, сама поверхность имеет оптическое сопротивление, т. е. стекло пропускает не более 90% света. По мере эксплуатации автомобиля на стекле появляются трещины и сколы, что отрицательным образом сказывается на светопропускной способности. Чтобы выполнить тонировку лобового стекла и не беспокоиться о возникновении проблем с сотрудниками ГАИ, необходимо выбирать плёнку со светопропускной способностью 80%.

Наибольшее распространение получил плёночный способ тонирования стёкол автомобиля. Преимущества этого варианта заключаются в том, что плёнку можно нанести в гаражных условиях без особых сложностей, а в случае необходимости её легко удалить с поверхности. Для тонировки понадобится следующий перечень материалов и инструментов:

  • измерительная рулетка;
  • выгонка угловая для труднодоступных мест;
  • резиновая водосгонка;
  • острое лезвие для снятия клея;
  • нож из мягкой стали;
  • технический фен;
  • брызгалка или водяной распылитель.

Подготовив всё необходимое, в том числе сам материал для затемнения стекла, можно приступать к процессу. Плёнку наносят с использованием мыльного раствора, благодаря которому можно корректировать положение изделия и удалять пузырьки воздуха. Чтобы на плёнке и стекле не оставались отпечатки пальцев, рекомендуется надеть резиновые перчатки (медицинские).


Лобовое стекло можно затонировать полностью либо частично

Стекло перед нанесением тонировки очищают от загрязнений как снаружи, так и изнутри, после чего моют. Затем производят замеры и вырезают плёнку в соответствии с необходимыми параметрами. На наружную сторону лобового стекла распыляют воду из брызгалки и наносят затемняющий материал, располагая плёнку защитным слоем вверх. После этого её разравнивают и вырезают нужную форму острым лезвием.

После проделанных действий отделяют защитный слой от тонировочного материала и распыляют на него раствор. Затем снимают плёнку со стекла, заносят внутрь автомобиля и производят наклеивание на лобовое стекло. Главное правило в процессе тонирования — хорошо разгладить тонировку, чтобы на ней не оставалось складок и пузырьков. В этом поможет фен и выгонка.

Тонировка и решётка на заднее стекло ВАЗ 2103

Стоит принять во внимание тот факт, что заднее стекло для тонировки является наиболее сложным из-за изгибов. Поэтому плёнку рекомендуется наносить тремя продольными полосами, которые вырезают и наносят по шаблону. Для этого можно задействовать обои. Выполнив замер и отрезав нужную длину от рулона, бумагу прикладывают к стеклу и обрезают по контуру. Чтобы бумага удерживалась на поверхности, её можно слегка смочить. Таким же образом делают ещё 2 полосы. Затем по готовому шаблону раскраивают плёнку и наносят аналогично лобовому стеклу. Некоторые автомобилисты рекомендуют снимать стекло для тонирования, но далеко не каждый этому следует. Затемнение боковых стёкол трудностей вызвать не должно: поверхность ровная, а сам процесс такой же, как с лобовым и задним.

Иногда можно встретить ВАЗ 2103 с решёткой на заднем стекле. Кому-то такой вариант тюнинга покажется устаревшим, а кто-то, наоборот, придерживается мнения, что машина с таким аксессуаром становится более спортивной и агрессивной. Крепится решётка на уплотнитель заднего стекла. Для этого потребуется демонтировать стекло, вставить замок в резинку и поставить решётку под уплотнительный элемент. Затем при помощи верёвки, установить стекло на автомобиль.


Решётка на заднее стекло позволяет придать автомобилю более агрессивную внешность

Прежде чем принять решение о покупке и установке рассматриваемого изделия, нужно учесть плюсы и минусы этого аксессуара. Из положительных качеств решётки выделяют следующие:

  • салон меньше нагревается в жаркую погоду;
  • стекло не так запотевает во время дождя;
  • транспорт, движущийся сзади, меньше ослепляет в ночное время.

Из отрицательных сторон выделяют:

  • сложности в удалении налипшего снега на стекло;
  • проблемы с уборкой мусора, который забивается в углы под решётку.

Видео: тонировка заднего стекла на «классике»

Каркас безопасности

Каркас безопасности автомобиля — конструкция, предотвращающая сильные повреждения кузова транспортного средства при столкновении либо перевороте и сохраняющая жизнь водителю и пассажирам. Изделие представляет собой пространственную конструкцию, которая имеет жёсткую связь (сваркой, болтовыми соединениями) с кузовными элементами.

Нужен ли каркас безопасности на ВАЗ 2103? Если вы не участвуете в гонках, то, скорей всего, нет. Дело в том, что с таким изделием пройти техосмотр будет не так просто: для этого потребуется соответствующий сертификат. Плюс ко всему автомобиль, оснащённый каркасом безопасности, эксплуатировать в городе запрещено. Несмотря на то что конструкцию устанавливают в целях защиты, изделие при ударе может наоборот, усугубить ситуацию, например, разрушиться из-за неправильного монтажа. К тому же стоимость каркаса — удовольствие не из дешёвых. Цена зависит от сложности изделия и может достигать 10 тыс. долларов.


Каркас безопасности увеличивает жесткость кузова, но устанавливают его только на автомобили, участвующие в соревнованиях

Ретро тюнинг

Для автомобилистов привычнее подвергать тюнингу относительно новые автомобили. Основные цели, которые преследуются в этом случае — это придание индивидуальности, чтобы машина не была похожа на серийные экземпляры. В результате у транспортного средства повышается уровень качества, комфорта и безопасности. Однако существует и несколько иное направление в тюнинге автомобилей, называемое ретро тюнингом.

Во время реставрационных работ, автомобилю, который был давно снят с производства, стараются вернуть первоначальный вид. Если рассмотреть ВАЗ 2103, которую прекратили выпускать в далёком 1984 г., то в те времена машина была для всех привычна и ничем не выделялась. Однако сегодня такой автомобиль может выглядеть довольно интересно и восприниматься как эксклюзив, привлекая внимание людей.

Чтобы выполнить ретро тюнинг, необходимо произвести реставрацию автомобиля. Работы направлены на восстановление кузова и доведение его практически до идеального состояния. Немало усилий прилагают к восстановлению интерьера: осуществляют пошив салона, изготавливают, если невозможно восстановить, декоративные элементы. Если углубиться в процесс, то это довольно кропотливая и затратная, в финансовом плане, работа.

Однако полная реставрация автомобиля нужна далеко не всегда, ведь всё зависит от преследуемых целей. Бывают ситуации, когда внешность автомобиля оставляют неизменной, а технически машину полностью переоборудуют, заменяя подвеску, двигатель, коробку передач и т. д., что позволяет вполне уверенно передвигаться в современном потоке.


Ретро тюнинг предполагает восстановление первоначального вида автомобиля

Тюнинг подвески ВАЗ 2103

Практически каждый, кто решил улучшить не только внешний вид своей «тройки», но и её управляемость, дорабатывает подвеску. К тому же сегодня предлагается широкий выбор соответствующих элементов, установка которых не вызывает особых трудностей. Подвеску дорабатывают исходя из преследуемых целей. Можно, например, увеличить или, наоборот, уменьшить клиренс. В результате уменьшения дорожного просвета, изменяется внешний вид, улучшается поведение автомобиля на дороге. Если клиренс необходимо увеличить, одним из доступных вариантов является установка деталей подвески от модели ВАЗ 2104. Монтаж таких пружин предполагает также замену амортизаторов.

На ВАЗ 2103 и другой «классике» извечной проблемой являются шаровые опоры, срок службы которых не радует, поэтому их заменяют на усиленные, например, от Трек Спорт. Кроме этого, «троечная» подвеска отличается своей мягкостью. Для придания жёсткости следует установить спереди двойной стабилизатор поперечной устойчивости, что значительно улучшит управляемость автомобиля на скорости. Стабилизатор устанавливают также и сзади. Работы с ходовой частью должны проводиться обдуманно, чтобы управляемость автомобиля не пострадала. Резиновые элементы, такие как втулки штанг заднего моста, сайлентблоки, заменяют на полиуретановые.

Важно понимать, что тюнинг подвески должен проводиться комплексно, поскольку замена одной детали, например, только амортизаторов или пружин, желаемого результата не даст. Да, можно установить усиленные шаровые, они будут дольше ходить, но тюнингом такие действия назвать будет сложно. Внесение изменений в подвеске повысит уровень комфорта и безопасности.


Подвеска должна дорабатываться комплексно, а не путём замены одного элемента

Трехосный ВАЗ-2103 для каскадеров

Советская каскадерская команда «Автородео», образованная в 1979 году, однажды решила сделать для себя какой-нибудь необычный автомобиль, который привлекал бы внимание публики. Удалив крышу у ВАЗ-2103, мастера команды превратили его в фаэтон.

Но этого оказалось недостаточно, поэтому в начале 80-х он превратился в трехосный лимузин, рассчитанный сразу на 8 человек. Светотехнику и бампера взяли от ВАЗ-2105, а самыми эффектными элементами стали огромные задние кили.

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Родной двигатель ВАЗ 2103 далёк от совершенства, поскольку разрабатывался он не один десяток лет назад. Показатели мощности в 71 л. с. и крутящего момента в 104 Нм способны удовлетворить далеко не каждого. В процессе тюнинга владельцы уделяют внимание мотору, изменяя его технические характеристики с целью повышения динамических показателей. Есть результаты, когда рассматриваемый двигатель форсировали до 110–120 л. с. Более высокие показатели являются критическими, поскольку надёжность мотора значительно снижается.


Тюниг двигателя может состоять из множества процедур, направленных на увеличение мощности, улучшение динамических характеристик

Форсирование мотора ВАЗ 2103

Вариантов доработки «троечного» двигателя, множество, начиная от расточки блока до установки компрессора с турбинами. Для начала рассмотрим самый простой и доступный вариант форсирования «Жигулёвского» силового агрегата — расточка цилиндров на 3 мм под поршень 79 мм. В результате таких доработок получим мотор объёмом 1,6 л. Растачивать под поршень 82 мм не рекомендуется из-за тонких стенок цилиндров.

Чтобы увеличить объем штатного мотора ВАЗ 2103 ещё, необходимо поработать над ходом поршня, увеличив его до 84 мм. Такой способ повышения объёма двигателя позволяет снизить максимальные рабочие обороты. Чтобы увеличить ход поршня, устанавливают коленчатый вал ВАЗ 2130, шатуны 134 мм, поршни ТРТ. К недостаткам указанных поршней относится меньшая прочность в сравнении со стандартными элементами, что может привести к их прогоранию.

Видео: форсирование двигателя ВАЗ

Доработка ГБЦ

На двигателе ВАЗ 2103 используется «копеечная» головка (ВАЗ 2101). Основным минусом такой ГБЦ является то, что разрабатывалась она для оснащения малообъемных моторов. Этот говорит о том, что проходные сечения каналов не подходят под возросший объём в результате форсирования двигателя. В этом случае необходима расточка и полировка каналов. Эти процедуры позволят снизить сопротивление топливно-воздушной смеси на впуске, что отразится на увеличении мощности на 10% во всём диапазоне.


Доработка ГБЦ предполагает расточку и полировку каналов

Доработка распредвала

В связи с описанными переделками силового агрегата ВАЗ 2103, потребуется поработать также с распределительным валом. Важно понимать, чего вы хотите добиться на выходе: тяги на низах (низких оборотах) или подъёма на верхах. Для того чтобы получить хорошую тягу при низких оборотах можно установить распредвал, например, от ВАЗ 21213. Если необходимо получить мотор с верховой конфигурацией, то выбирают вал Мастер Мотор 48 или деталь с подобными характеристиками. Если есть желание установить вал более широкофазный, потребуются дополнительные работы. Стоит учитывать, что широкофазный распредвал будет иметь плохую тягу на низких оборотах и нестабильный холостой ход. Однако в результате удастся получить высокую мощность на высоких оборотах.


Для улучшения тяги на низах устанавливают распредвал от ВАЗ 21213

Установка компрессора

Относительно недорогой вариант прибавить мощности «тройке» — установить компрессор с давлением 0,5–0,7 бар. Приобрести такое изделие сегодня не является проблемой. Если установить компрессор на мотор с доработанной ГБЦ, то в результате можно получить 125 л. с. Единственное что может стать преградой на пути такого тюнинга — стоимость всех работ.

Турбированная «классика»

Установка турбины на «Жигули» является самым затратным способом доработки двигателя ВАЗ 2103. Прежде всего, потребуется переоборудовать мотор на инжектор. Затем следует покупка турбо — кита на «классику», цены на которые начинаются от 1,5 тыс. долларов. Как правило, большая часть таких узлов выполнена с использованием турбины Garrett GT 17. Установка производится без доработок поршневой группы, но давление получаем всего около 0,5 бар. Это говорит о том, что внедрение компрессора, будет более рациональным решением. Если финансовая сторона вопроса не является решающей, то двигатель подвергают более серьёзной модернизации: меняют поршневую, устанавливают вал с фазами 270–280˚, с турбины получают 1,2 бара, а с двигателя выжимают 140 л. с.


Для получения максимальной мощности с двигателя, производят установку турбины

Технические характеристики ВАЗ 2103

Распределительный вал находится в верхнем положении. Смазочная система — комбинированная: с нормированным давлением моторного масла и разбрызгивающей системой. Двигатель 2103 охлаждается в закрытой системе с принудительной циркуляцией. Имеет 8 клапанов, объем одного цилиндра — 1,45 л. Мотор ВАЗ 2103 обладает степенью сжатия равную 8,5; ходом поршня — 80 мм, крутящим моментом — 104 Нм/3400 оборотов в мин.

Блок цилиндров — литой высокопрочный чугун. Головка блока цилиндров — алюминиевый сплав. Распределительный вал — чугун. Поршни — алюминиевый сплав, покрытие оловянное, поршневые кольца чугунные.

Силовой агрегат 2103 оборудован карбюратором 2107-1107010-20 с регулятором опережения зажигания вакуумного типа. Система зажигания движка ваз 2103 может иметь один из трех видов: бесконтактный, классический, контактный.

Вес силового агрегата равен 120,7 кг, мощность двигателя ваз 2103 — 71 л. с. соответственно.

Классификация двигателей ВАЗ и мнения потребителей и автовладельцев свидетельствуют о высоком качестве 2103 в линейке вазовских моторов. Характеристика двигателя ваз 2103 — это наиболее надежный и неприхотливый силовой агрегат.

Невысокая стоимость многих запасных частей двигателя ваз классика очень привлекательна для многих автовладельцев. Каждый водитель заинтересован в том, чтобы его машина долго радовала бесперебойной работой двигателя и поэтому комплектуют свой агрегат качественными запчастями.

Тюнинг системы выхлопа ВАЗ 2103

Любая система выхлопа автомобиля создаёт для работающего двигателя дополнительное сопротивление, что сказывается на потере мощности. Чтобы избавиться от этого неприятного момента проводят тюнинг выхлопной системы. Работы начинают от выпускного коллектора и заканчивают глушителем. В результате удаётся добиться не только улучшения тяги, но и получить приятный звук выхлопа.

Выпускной коллектор

Работы по тюнингу выхлопной системы начинают с выпускного коллектора, заменяя штатный узел на так называемый паук. Такое изделие отличается как размерами, так и расположением приёмных труб. Однако стандартный коллектор можно доработать своими руками и получить достойный результат. Преследуемая цель — обработать внутреннюю поверхность коллектора. Для этого понадобится круглый напильник, с помощью которого стачивают все выступающие части. В силу того, что выпускной коллектор изготовлен из чугуна, то работа будет не из лёгких.

Когда грубая обработка будет завершена, выполняют полировку каналов выпуска. Процедуру производят электродрелью и металлическим тросом. Гибкий элемент зажимают в патроне дрели и наносят абразивную пасту. Включив электроинструмент, выполняют полировку каналов поступательными движениями. Чтобы осуществить чистовую полировку, трос обматывают ветошью и покрывают пастой ГОИ, после чего проводят обработку.


В процессе тюнинга выхлопной системы дорабатывают штатный выпускной коллектор или устанавливают паук

Приёмная труба

Крепление приёмной трубы, с одной стороны, выполнено к выпускному коллектору, с другой — к резонатору. К замене трубы прибегают в случае её выхода из строя, например, при прогорании, что бывает крайне редко либо при установке прямотока. Труба в этом случае используется увеличенного диаметра по сравнению со штатной, резонатор устанавливается низкого сопротивления. Такие доработки обеспечивают выход выхлопных газов без какого-либо препятствия. Крепление трубы к резонатору выполняют посредством гофрированных соединений, что смягчает удары в момент резкого набора мощности.

Прямоток

Ещё один вариант доработки выхлопной системы ВАЗ 2103 — установка прямотока. В этом случае выхлопная труба прямоточного глушителя не имеет внутренних перегородок, которые снижают шум выхлопа. Поглощение шума осуществляется только внешним слоем трубы, который изготавливается с применением специальных материалов, например, базальтовой ваты. При установке прямотока удаётся повысить мощность на 10–15% и получить «рычащий» звук выхлопа.


Прямоточный глушитель позволяет увеличить мощность на 10–15% и получить «рычащий» звук выхлопа

Для качественной установки прямоточного глушителя на «тройку» потребуется помощь квалифицированного сварщика. Работа упрощается, если есть свой сварочный аппарат и опыт работы с ним. Нужно принять во внимание, что тюнинг выхлопной системы «Жигулей», так же как и доработка силового агрегата, салона, внешнего вида, потребует немалых финансовых затрат.

Увеличение рабочего объема двигателя ВАЗ

Как известно, одним из важнейших параметров применительно к ДВС является рабочий объем. От того, какой объем имеет мотор, зависит его мощность, приемистость агрегата и т.д.

Эксплуатировать более мощную машину комфортнее, так как запас крутящего момента и мощности позволяет не сильно «крутить» двигатель, так как приемлемая тяга появляется на меньших оборотах.

Что касается увеличения рабочего объема, существует два основных способа:

  • изменить диаметр цилиндров;
  • увеличить ход поршня заменой коленчатого вала;

Данные способы активно практикуются для тюнинга серийных двигателей АвтоВАЗа, которые встречаются под капотами разных моделей. Если точнее, речь идет как о самом первом двигателе на «копейке» 2101 с мощностью 60 л.с. или «одиннадцатом» моторе 21011, так и о силовом агрегате ВАЗ 2103-06 с мощностью 71-75 л.с. Также не стоит забывать и о карбюраторном 80-сильном 1.7 литровом моторе на модели Нива и других модификациях указанных выше ДВС.

Вернемся к тюнингу. Чтобы выполнить доработку, можно использовать как серийные детали, так и специальные элементы для тюнинга. В первом случае общая стоимость доработок будет заметно дешевле, так как серийные детали легче найти и дешевле купить.

Итак, рассмотрим конкретный пример. Если имеется двигатель ВАЗ 2101, можно расточить цилиндры до 79 мм, после чего поставить поршни от мотора 21011. Рабочий объем составит 1294 см3. Для увеличения хода поршня нужно иметь коленчатый вал от 2103, чтобы ход составил 80 мм. Затем потребуется приобрести укороченные шатуны (на 7мм.) В итоге объем составит 1452 см3.

Вполне очевидно, что если расточить цилиндры и одновременно увеличить ход поршня, конечным результатом будет объем двигателя «копейки», который составит 1569 см3. Отметим, что аналогичные операции проводятся и с другими моторами на «классических» моделях.

Обратите внимание, независимо от блока, растачивать больше 3 мм цилиндры не рекомендуется, так как значительно возрастают риски сильного утончения стенок и уменьшения ресурса, а также повреждения каналов

системы охлаждения

.

Еще важно учитывать, что после установки другого коленвала и увеличения хода поршня происходит увеличение степени сжатия, что потребует использования бензина с более высоким октановым числом. Также возможно понадобится дополнительная корректировка степени сжатия. Главное, правильно подобрать укороченные поршни шатуны и т.д.

Также добавим, что самым простым и дешевым методом можно считать расточку под ремонтные поршни. Однако даже если расточить блок в последний ремонтный размер, объем увеличивается не больше, чем на 30 «кубиков». Другими словами, на значительный прирост мощности рассчитывать в этом случае никак не стоит.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: