Периодичность замены масла, его выбор и инструкция по замене


Последствия несвоевременной замены масла

Если смазку в моторе передержать – это чревато целым списком негативных последствий. Далее приведен список поломок в зависимости от степени передерживания лубриканта в картере.

  1. После небольшой передержки жидкость теряет защитные свойства, вырабатываются щелочные присадки и внутри картерного отсека начинает скапливаться грязь.
  2. Следующий этап провоцирует образование жесткого нагара на стенках магистралей и их последующее закупоривание – масло начинает полноценно выгорать. Подобное уже является страшным и может вызвать необратимые последствия в моторе.
  3. Если жидкость передержать еще – развивается масляное голодание подшипников, фрикционных пар, критически нарушается проходимость системы фильтрации. Периодически происходят перегревы мотора.
  4. Дальше последствия нарастают снежным комом. Накопившаяся грязь стимулирует залегание поршневых колец, что только увеличивает попадание продуктов сгорания топлива в картер. Здесь уже критически нарушается проходимость тонких магистралей, появляется сильный износ пар трения, увеличиваются рабочие зазоры, начинают шуметь подшипники, клапана и все подвижные детали.
  5. Если двигатель еще продолжает работать – его восстановление уже будет не целесообразно. Происходят критические изменения в конструкции мотора, появляются серьезные проблемы с запуском и стабильностью работы, плавают обороты, машина глохнет, издает множество посторонних звуков.
  6. Силовая установка приходит в полную негодность.

Несвоевременная замена масла в двигателе: чем грозит?

Использование отработанной смазки грозит следующими неприятностями:

Чаще всего шатунные вкладыши начинают проворачиваться из-за несвоевременной смены смазочной жидкости. Отработанная жидкость негативно воздействует на смазочную систему и рабочие элементы, что приводит к засорению масляного канала. Шатунные вкладыши, из-за воздействия на них большого количества использованной смазки, сильно нагреваются и начинают проворачиваться.

Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, можно столкнуться с выходом из строя ротора. Отработанная смазка вызывает износ вала турбокомпрессора и подшипников, на низ образуются царапины, появляются борозды, что приводит к разрушению подшипников, возникновению проблем с валом и корпусом турбокомпрессора. Кроме того, из-за использования отработанной смазки засоряются каналы турбокомпрессора, приводя к его заклиниванию.

Чаще всего детали силового агрегата изнашиваются из-за использования низкокачественной смазки с низкой вязкостью. Из-за неспособности отработанной жидкости нейтрализовать сажу и кислотные соединения, появляющиеся в процессе сгорания, разрывается так называемая масляная пленка между цилиндром и поршнем. Кроме того, недостаточное количество и низкое качество смазочной жидкости вызывает существенное повышение температуры отдельных элементов мотора, что в итоге способно привести к их расплавлению.

  • Снижение антикоррозийных характеристик
    .
  • Засорение масляных каналов
    .

Сажа, образующаяся в результате сгорания топлива, накапливаясь в ДВС, с течением времени забивает масляные каналы. Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, существует вероятность изгиба и разрешения клапана, что, в свою очередь, может привести к утечке газа в камере сгорания. Негативно сказываются на смазочной жидкости поездки на небольшие дистанции, в результате которых она не успевает прогреться до рабочей температуры. Большое количество горючего, попадающего в смазку, является причиной истощения ее присадок. А из-за воды меняются характеристики масла в ДВС. Автовладельцы, преимущественно передвигающиеся по городу, должны уделять состоянию смазочной жидкости в силовом агрегате пристальное внимание, поскольку именно подобные условия эксплуатации авто являются для него самыми сложными.

Сколько литров масла нужно при замене?

Данные об объеме масляной системы содержатся в технической документации к автомобилю. Однако полностью слить масло из двигателя возможно не на каждом транспортном средстве. В таком случае его уровень замеряется специальным щупом. Важно помнить, что при прогретом силовом агрегате уровень смазки повышается.

Современные транспортные средства оснащаются датчиками, сообщающими о критических показателях давления смазочной жидкости в силовом агрегате.

Впрочем, ждать сигнала не стоит, проверять уровень смазки необходимо регулярно. При этом выполнять проверку следует, когда двигатель прогрет до рабочей температуры.

Извлекать щуп необходимо минут через 5 после выключения силового агрегата. Когда уровень жидкости в норме, он должен быть между нижней и верхней отметками. Нет необходимости доливать смазку, чтобы она держалась на верхней границе. Превышение допустимого уровня окажет негативное воздействие на ДВС.

Ряд автовладельцев полагает, что слишком большое количество смазки не нанесет вреда мотору, однако это мнение ошибочно. Превышение допустимого уровня грозит:

  • существенным увеличением количества сажи, содержащейся в выхлопных газах, что может негативно сказаться на функционировании кислородных датчиков, вывести из строя катализатор, снизить ресурс сажевого фильтра (при его наличии);
  • увеличением давления в масляной системе с последующим повреждением прокладок и сальников, что приведет к утечке жидкости через поврежденные участки.

Рекомендации по замене масла

Опытные автолюбители разработали несколько правил для предотвращения негативных последствием передержки автомасла.

  1. При смене жидкости рекомендуется записывать пробег на спидометре. Так легче ориентироваться по срокам.
  2. Специально уменьшать рекомендуемый межсервисный интервал на 20-30%. Аргументируется это тем, что лучше потратить больше денег на смазку, чем на ремонт машины.
  3. Применять только высококачественные лубриканты. Заливка низкосортных жидкостей делает обслуживание машины непредсказуемым. Смесь может износиться гораздо раньше срока.

Виды моторных масел

Исторически первыми появились масла на минеральной основе, полученной при перегонке нефти. Иногда оно смешивалось с касторовым маслом (например, эта технология применялась компанией Castrol, откуда и взято ее название).

Такие масла были достаточными для применения в низкофорсированных двигателях, хотя и имели ощутимые недостатки: их вязкость значительно зависела от температуры, минеральные масла быстро окислялись и загрязняли двигатель.

Если первая проблема решалась созданием сезонных масел (летних и зимних), то вторая — только частой заменой.

Развитие химической промышленности позволило стабилизировать и улучшить свойства моторных масел: благодаря модификаторам вязкости удалось создать всесезонные минеральные масла, большое количество антифрикционных и моющих присадок позволяют минеральным маслам успешно работать в высоконагруженных моторах.

Расплатой за низкую цену минерального масла является сохранившее слабое место — низкий ресурс, ведь, кроме полезной работы, пакеты присадок еще и противодействуют отрицательным качествам самого базового масла.

Синтез базового масла позволяет получить значительно более качественный продукт, но по заметно большей цене.

Синтетические моторные масла, в зависимости от технологии получения, могут иметь различный состав.

Наиболее распространены полиальфаолефиновые масла — технология их получения наиболее дешева. Однако по ряду качеств их превосходят масла полиэфирные — так, значительно меньше их летучесть и воспламенимость, а вязкость стабильнее.

Зачастую производители используют полиэфирное масло как добавку к полиальфаолефиновой основе, чтобы улучшить качество масла при меньшей цене по сравнению с полностью полиэфирным маслом.

Смешивание синтетического базового масла с минеральным дает так называемую полусинтетику. На самом деле, в подобных маслах синтетического базового масла обычно не больше 20 %. Подобные меры позволяют получить более стабильное моторное масло, увеличив его ресурс по сравнению с минеральным, а также стабилизировать его вязкость.

Как долго можно не менять масло в моторе

Если автовладелец, в силу своей забывчивости или невнимательности, просрочил замену моторной жидкости на две-три тысяч километров, то это не приведёт к печальным последствиям. В таком случае необходимо как можно скорее это сделать, и тогда удастся избежать ремонта.

Когда после рекомендуемого срока замены смазочного состава машина проехала более 5 тысяч км, автомобиль может начать потреблять большее количество топлива и моторной жидкости, значительно потеряет в мощности, будет перегреваться. А если в работе двигателя стал слышен характерный стук, то это очень плохой “звонок” для владельца. Его появление говорит о нарушении работы цилиндро-поршневой группы. Ремонт поршней, шатунов и расточка цилиндров обойдутся владельцу в “круглую” сумму.

Зачем нужно менять масло в двигателе?

Мало кто сходу может описать все функции, выполняемые моторным маслом.

На самом деле их всего три:

  • Смазка. Наиболее важная работа моторного масла. В современных автомобильных моторах нагрузки на детали весьма значительны, отсюда высоки и требования к моторному маслу. Именно поэтому современные моторные масла содержат высокое количество антифрикционных, противозадирных и стабилизирующих вязкость присадок (до 20-30 процентов). Однако, работа при высоких температурах, загрязнение газами, прорывающимися сквозь поршневые кольца, приводят к старению масла — эффективность пакета присадок падает. Лучше всего видно падение вязкости моторного масла: отработанное значительно жиже, чем в момент заливки. Значительное снижение прочности масляной пленки в сочетании со старением пакета антифрикционных присадок усиливает износ двигателя.
  • Очистка. Даже самое лучшее масло не сможет полностью победить износ двигателя. Важно, чтобы продукты износа пар трения удерживались маслом, чтобы задержать их масляным фильтром. Это обеспечивается пакетом моющих присадок, которые тоже не вечны. С тех времен, когда доступными были только низкокачественные минеральные масла, известно заблуждение, что потемнение масла означает его окисление и необходимость замены. На самом деле, потемнение масла — это именно результат работы пакета моющих присадок, позволяющего маслу удерживать все загрязнения в своей массе, препятствуя их выпадению в осадок.
  • Охлаждение. Именно моторное масло охлаждает наиболее теплонагруженные узлы двигателя, например, распылением его на донышки поршней. Таким образом, масло постоянно контактирует с деталями, нагревающимися выше двухсот градусов, что убыстряет его окисление.

Что будет если не менять масло?

  1. Изменится вязкость масла, которая напрямую влияет на эффективность смазки деталей.
  2. Существенно снизятся смазывающие свойства масла, вместе с тем увеличится трение поверхностей деталей, которые двигаются.
  3. Увеличится износ деталей, размер зазоров, появится выработка в подшипниках и соединениях.
  4. На фоне вышеперечисленных проблем существенно снизится динамика и ухудшится работа двигателя.
  5. Мотор будет подвержен перегревам, а расход топлива увеличится в разы.
  6. Поверхности деталей, не имея хорошей масляной пленки, а также защитных присадок, которые практически отсутствуют в старом масле приведут к образованию коррозии.
  7. Стружка с трущихся поверхностей, которой будет все больше по причине ухудшения смазки деталей и его качества, постепенно забьет масляный фильтр и каналы.
  8. Сажа и прочие продукты распада приведут к образованию нагара и возникновению масляного налета. Поверхности начнут обрастать грязью и нагаром.

Все это в конечном результате приведет к тому, что мотор, либо перегреется, либо потеряет мощность, либо начнет брать масло литрами. Вариантов развития событий очень много, все зависит от степени запущенности масла, а также выносливости конкретного двигателя. Но, конец у всех будет один — капитальный ремонт или полная замена силового агрегата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: