Нужно ли прогревать автомобиль летом в жару?

Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой?

Сегодня по этому поводу много споров, но единого мнения на этот счет так и не сложилось.

Еще лет 15–20 назад ответ на вопрос был однозначным: да, прогревать двигатель необходимо. Причем как зимой, так и летом. Непрогретые машины чихали, кашляли, глохли или вообще отказывались заводиться.

Но с появлением более современных машин автомобилисты массово отказываются от прогрева двигателя. Более того: во многих странах Европы прогревать мотор на стоянке категорически запрещено законом.

Как мы все знаем силовая установка автомобиля – это своего рода его сердце, срок службы которой напрямую зависит от большого количества показателей, частоты обслуживания и правил эксплуатации. Сегодняшняя тема посвящена тем автолюбителям, которые не знают, как правильно поступать перед началом движения на своей машине, стоить ли прогревать мотор и сколько по времени это нужно делать? Справочно заметим, что на сегодняшний день количество сторонников и противников прогрева двигателя практически равное. Кто то ссылается на техническую документацию к автомобилю, а кто то придерживается дедовских правил эксплуатации машины. Кто же прав в этой ситуации? Как правильно поступать, чтобы не вредить мотору автомобиля? Эти вопросы мы и разберем в нашей статье, чтобы навсегда запомнить, как грамотно нужно начинать поезду на своей машине зимой, а также летом.

Большинство современных автопроизводителей все чаще стали указывать в мануале к транспортному средству, что прогревать двигатель нет необходимости, что все моторы сейчас не нуждаются в этой процедуре. Кроме того, производители считают, что прогрев силовой установки – это только не нужный расход топлива и загрязнение окружающей среды, ведь моторы выбрасывают в атмосферу отработанные газы, которые приводят к парниковым эффектам, а также появлению озоновых дыр. Но так ли это

? То есть получается, что если мы в двадцатиградусный мороз захотим начать поездку, то нам не нужно прогревать двигатель даже те же 30 секунд? Неужели моторное масло сможет сразу стать оптимально вязким и из густого превратиться в жидкое, которое будет пригодно для движения? Однако четких ответов на эти вопросы, как правило, в документации на машину попросту нет. Там написано лишь только про то, что нужно беречь экологию, “мать нашу”.

Справочно заметим, что если мы покупаем автомобиль в Европе (начиная с Польши, Прибалтики и дальше на запад), в технической документации на машину будет стоять знак перечеркнутых выхлопных газов, который говорит о заботе об экологии, то есть греть мотор – это зло для природы. Однако, как мы отметили ранее, а почему про двигатель то никто не подумал, а как ему, хорошо или плохо? Чтобы это узнать мы должны разобрать положительные и отрицательные стороны, которые имеются для силовой установки от прогрева.

Зачем нужно прогревать двигатель

Во всех руководствах по эксплуатации автомобилей четко указана необходимость прогревать двигатель в движении. Однако это не так. Производители дают такие рекомендации с целью снижения уровня выбросов их автомобилями. Но при этом быстрее изнашивается сам двигатель. С технической стороны перед поездкой требуется прогревать силовую установку именно на холостых оборотах. Это также требуется и любой коробке передач, для их корректного функционирования.

Среди водителей распространено заблуждение, что хорошее моторное масло позволяет обеспечить эффективную защиту всем трущимся элементам силовой установки вне зависимости от температуры на улице. Однако, при сильных морозах смазочные материал теряют свои свойства, поэтому им тоже требуется прогрев.


Прогрев двигателя позволяет уменьшить износ агрегата

Причины, по которым требуется прогревать двигатель, заключаются в следующих факторах:

  1. Любое используемое масло для силовой установки при отрицательных температурах начинает загустевать. Из-за этого трущиеся детали более подвержены износу в процессе работы двигателя. Поэтому прогревание мотора позволяет повысить уровень вязкости, а также защищенности важных деталей силовой установки. Но прогрев должен осуществляться только на малых оборотах, чтобы не повредились трущиеся элементы.
  2. При отрицательных температурах зазоры, которые существуют между деталями, увеличиваются. Это обусловлено физическими свойствами металлов. Поэтому холодный двигатель должен прогреваться на холостых оборотах, перед ездой.
  3. Движение на непрогретой силовой установке, даже если она является инжекторной, не позволяет обеспечить стабильную тягу. В этом случае обороты мотора плавают, зависают, а также будут присутствовать чрезмерные вибрации. При этом после нажатия на педаль газа, резкость отклика существенно ниже, чем при прогретом двигателе.

Сколько и до какой температуры прогревать

Определив, нужно ли прогревать зимой дизельный двигатель, следует разобрать какое количество времени должен происходить прогрев силовой установки, а также до каких температур её требуется нагревать. Так, при осенней погоде, когда на улице не меньше +10 градусов, достаточно всего пары минут работы мотора на холостых. После этого движение требуется начинать на пониженных оборотах (в районе 1200), постепенно их повышая.

Другой вопрос, сколько нужно прогревать дизельный двигатель с турбиной при наличии сильного мороза на улице. В таких ситуациях силовая установка должна быть прогрета до состояния, пока не начнет функционировать максимально стабильно. Это будет проявляться в корректной реакции мотора на нажатие педали газа, а также уменьшении количества оборотов при работе вхолостую. С этой целью прогрев должен осуществляться до тех пор, пока температура двигателя не достигнет примерно 40 градусов.

Моторное масло:

Является самой главной технической жидкостью любого автомобиля, которая обеспечивает оптимальную смазку трущихся деталей в силовой установке. Однако, чтобы масло выполняло свои основные функции оно должно находится в жидком и нагретом состоянии. Когда мы глушим двигатель, то масло всегда стекает в поддон и находится там до следующего запуска мотора. Таким образом, техническая жидкость стекает со стенок деталей, что оставляет их поверхность почти сухой.

В связи с вышесказанным заметим, что когда мы производим пуск мотора, то как минимум 10-15 секунд крайне не рекомендуется даже легонько нажимать на педаль газа, не говоря уже про начало движения. Дело в том, что в первые секунды после запуска мотора, масло начинает подниматься по каналам из поддона в вверх по системе, тем самым заполняя все полости силовой установки, чтобы эффективно смазать цилиндро-поршневую группу (поршни

,
цилиндры
,
распредвал
,
коленчатый вал
,
клапана
и другие элементы).

Если рассматривать зимнее время года, то здесь ситуация обстоит для масла еще сложнее, так как под воздействием низких температур, жидкость становится густой. Чтобы маслу стать жидким, необходима положительная температура. А без подогрева мотора этого никак не добиться. Вот вам и забота о природе. Справочно заметим, что густое масло по своей консистенции похоже на клей и если его не греть, то износ узлов двигателя будет идти ускоренными темпами, так как смазка деталей будет происходить не эффективно.

Компрессионные и маслосъемные кольца

Данные элементы силовой установки располагаются в специальных канавках на поршнях. Маслосъемные кольца нужны для отвода лишнего масла со стенок цилиндра, а компрессионные элементы необходимы для компрессии. Эти два вида колец располагаются рядом друг с другом. Кольца являются трущимися деталями, их трение происходит о поверхность цилиндра. Кроме того, они принимают на себя мощные нагрузки ударного типа. А теперь стоит вспомнить школьные годы и предмет под названием физика. Дек вот там сказано, что все металлические детали при нагревании расширяются. Что касается мотора, то тот же блок цилиндров сделан из металла, следовательно цилиндры расположенные в нем при нагреве расширяются на несколько микрон, а при остывание обратно сужаются на такую же величину.

Таким образом, когда силовая установка находится в не прогретом состоянии, то цилиндры сильнее сжимают кольца. Когда происходит запуск двигателя, то кольцам в таком состоянии становится тяжелее двигаться вниз-вверх по плоскости цилиндра. После того, как происходит нагрев внутренней поверхности блока цилиндров, то металл расширяется и масло тем самым начинает намного эффективней смазывать полость с деталями, поэтому движение трущихся элементов становится более легким.

Поэтому сразу после запуска, двигатель первоначально поднимает обороты, а затем после небольшого временного промежутка их плавно снижает. Когда обороты силовой установки снижаются, то это говорит о том, что поверхность цилиндров и деталей доведена до прогретого состояния. Следовательно мотору становится легче работать, нагрузка на него постепенно снижается. Таким образом, вышеописанная ситуация является еще одним поводом, чтобы прогревать силовой агрегат. Благодаря прогреву мы, как бы разгружаем и убираем чрезмерную нагрузку с цилиндро-поршневой группы.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о необходимости прогрева мотора на видео ниже:

В последнее время, практически все зарубежные автопроизводители говорят о том, что их двигатели не нужно прогревать на холостом ходу, можно сразу ехать. Но сделано это в угоду экологическим нормам. Поэтому прогрев на холостых оборотах может значительно продлить срок службы автомобиля. Мотор стоит прогревать, хотя бы несколько минут – за это время охлаждающая жидкость достигнет температуры в 40-50°C.

Масляный фильтр

Также, как и ранее описанные узлы нуждается в прогреве, особенно в зимнюю пару года. Дело в том, что масляный фильтр только на первый взгляд кажется простым расходным элементом, который состоит из специальной бумаги обернутой металлическим корпусом, но это глубокое заблуждение. В том случае, когда моторное масло проходит через хороший фильтр, то вся грязь, которая имеется в технической жидкости остается в фильтрующем элементе. Тем самым происходит очищение масла, которое дальше продолжает циркулировать по системе двигателя. Таким образом, вся металлическая стружка, с элементами износа оседает на фильтрующей бумаге и не проходит дальше.

Когда двигатель не прогрет, то масло становится густым и должным образом просто не способно проходить через фильтрующую бумагу расходного элемента. Поэтому в фильтре при движении автомобиля на холодный мотор открывается перепускной клапан и техническая жидкость минуя фильтрующий элемент направляется из поддона сразу в двигатель неся в себе продукты износа. Справочно заметим, что моторное масло становится жидким только после прогрева силовой установки до 65-70 градусов по Цельсию. При такой температуре, техническая жидкость способна оптимально проникать в фильтрующую бумагу и тем самым перепускной клапан не открывается. Таким образом, холодное масло с грязью идет сразу в мотор и начав поездку без прогрева мы просто ускоряем износ своего двигателя.

Гидронатяжитель и гидрокомпенсаторы

Применяются для регулировки работы клапанов и натяжения цепи. Данные устройства предназначены для закачивания моторного масла в систему и обеспечивают оптимальное натяжение приводной цепи механизма газораспределения, то есть выравнивают работу клапанов. Когда в двигатель поступает не прогретое масло, то корректировка необходимых зазоров в системе осуществляется не эффективно. Поэтому мотор нужно обязательно прогревать, чтобы масло стало эластичным и текучим. Особенно чувствуется данная проблема при сильном морозе, потому что цепь начинает греметь, а клапана постукивать. А вообще тут даже думать нечего, лучше прогреть мотор, чем нарваться на ситуацию, когда цепь перескочит зубец шестерни, что приведет к дорогому ремонту двигателя.

Датчик моторного масла

Для современных автомобилей производится из пластмассы и служит он для измерения плотности технической жидкости в системе. Когда мотор находится в не прогретом состоянии, то силовая установка их просто выдавливает из-за густой технической жидкости. Когда происходит выдавливание датчика, то из под него начинает выходить, а затем капать наружу масло, что уже является проблемой для двигателя и автовладельца. После течи масла из датчика, он начинает сигнализировать на приборной панели соответствующим индикатором о низком давлении техничкой жидкости в поддоне. После того, как только мы начнем дольше прогревать мотор, то зачастую такая проблема уходит.

Таким образом, как видим езда на не прогретом двигателе автомобиля не несет никаких положительных моментов для узлов силовой установки. Кроме того, езда на “холодном” моторе способна вызывать повышенный расход масла и топлива, а также пагубно влияет на окружающую среду в виде выбросов углекислого газа. Но самой главной проблемой при систематическом не прогревании двигателя является быстрый износ деталей двигателя, который ускоренно приводит силовую установку в капремонту.

ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОГРЕВУ МОТОРА АВТОМОБИЛЯ

Теперь мы знаем, что прогревать двигатель не желательно, а обязательно, причем делать это нужно постоянно. Однако нужно это делать без фанатизма, так как порой перегрев страшнее, чем прогрев. Кроме того, как мы помним существует два времени года: зима и лето. Относительно той или иной пары года существует определенные режимы прогрева двигателя, которые мы сейчас разберем.

Например зимой, при температуре на улице от -10 до -20 градусов по Цельсию, прогрев мотора перед поездкой следует осуществлять около 8-12 минут, этого вполне достаточно. При температуре на улице от -20 до -30 градусов по Цельсию, прогрев мотора перед поездкой следует осуществлять около 12-15 минут, а если мы сильно спешим, то можно убавить временной период до 10 минут. Ниже на изображении наглядно показана памятка автолюбителям, которая демонстрирует правила прогрева машины в мороз (НАЖМИТЕ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ).

Что касается летней пары года, то не стоит прогревать мотор более 5 минут.

В том случае, если температура на улице
+15-30 градусов
по Цельсию, то оптимальным временем для прогрева двигателя считается
2-3 минуты
, так как этого вполне достаточно, чтобы масло разошлось по стенкам цилиндров и смазка начала функционировать на полную. Если температура на улице
выше +30 градусов
по Цельсию, то для прогрева мотора достаточным временем считается
1-2 минута
. Таким образом, как видим даже в жаркую погоду крайне не рекомендуется начинать движение на автомобиле сразу после запуска мотора.

Очень часто можно слышать утверждение некоторых автолюбителей, что начинать движение на автомобиле можно сразу, как начнут падать обороты двигателя на тахометре. Да, действительно данный индикатор, в какой то степени характеризует тот факт, что нагрузка на цилиндро-поршневую группу пошла на убыль и система немного прогрелась. В принципе, как рекомендуют специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств, касательно летней пары года, то движение на машине в принципе можно начинать. Однако для зимы этот вариант не уместен. Зимой лучше прогревать мотор ориентируясь на время, а не на обороты. Мы должны понимать, что во время прогрева силовой установки, нагреться должны не только цилиндры, но и все основные узлы двигателя, на примере валов, шатунов, поршней, гидрокомпенсаторов и прочих деталей. Кроме того, нельзя забывать про трансмиссию, особенно если она автоматическая или вариаторного типа, так как она тоже нуждается в прогреве.

Как долго нужно прогревать двигатель?

Пожалуй, это самый адекватный вопрос. Ведь мы уже пришли к выводу, что прогревать двигатель нужно практически в любом случае. Осталось только понять, сколько по времени должен занимать прогрев.

Итак, можете ориентироваться на подсказку:

Время прогрева двигателя зимой и летом

+15 С1 — 2 минуты
+10 С1,5 — 3 минуты
+5 С2,5 — 5 минут
0 С3 — 7 минут
-5 С3,5 — 8 минут
-10 С5 — 10 минут
-15 С8 — 15 минут

Как видите, в летнее время прогрев занимает совсем мало времени. Вы успеете лишь поудобнее устроиться в кресле, пристегнуть ремень безопасности, отрегулировать зеркала и включить любимый радиоканал.
Зимой рекомендованное время прогрева автомобиля больше, зато пока ваше авто прогревается, вы можете неспешно почистить кузов от снега, освободить дворники ото льда, прогреть лобовое стекло.

Ждать полного прогрева не стоит. Как только температура рабочей жидкости повысится до 60—70 градусов, можно аккуратно начинать движение. Но разгоняться все же было бы правильнее, когда температура жидкости достигнет 80—90 градусов по Цельсию.

Сколько надо греть машину зимой

Сколько и как греть машину машину зимой , зависят от погодных условий:

Температура воздухаотКак долго прогревать машинуДетали
0 до +5 С2 минутыэто самый простой вид прогрева
от 0 до -10 С2-3 минутытакое время необходимо для прогревания ликвидов авто
от -10 до -20 С3-5 минутпосле прогрева мотора уделите пару минут прогреву отопителя
от -20 С и нижеболее 5 минутдополнительно нужно 10 минут для нагрева салона

При разогреве авто обратите внимание на температурные показатели ОЖ. Несмотря на то, что максимально эффективная температура для работы двигателя 85-90 С, приступать к езде можно с показателя выше 50 С. Езда должна быть плавной, пока не будет достигнут оптимальный режим 90 С.

Отдельно нужно в случае прогрева подумать о дизеле, если вы обладатель такой машины. Дизельное топливо имеет тенденцию быть ещё более вязким при минусовых температурах, чем другой вид топлива. Его тоже нужно будет прогреть вместе с моторным маслом. Поэтому для дизельных моторов настоятельно рекомендуют хотя бы минимальный прогрев.

Почему нельзя прогревать двигатель слишком долго?

Как мы уже говорили выше, во всем нужна мера. Прогревать двигатель слишком долго тоже нельзя.

Дело в том, что при низкой температуре топливная смесь плохо испаряется, поэтому авто с электронным впрыском топлива тут же генерирует команду на выброс дополнительной порции горючего.

Но автомобиль остается на месте. И получается, что на холостом ходу в камере сгорания формируется избыток бензина. Бензин в свою очередь становится причиной вымывания моторного масла, то есть, по сути, он оставляет мотор без защиты. Бензин, как мы знаем, — прекрасный растворитель.

Однако если не затягивать с прогревом, ничего такого не случается, и преждевременного разрушения двигателя не происходит.

Три минуты перед стартом

Блок управления, определив пониженную температуру воздуха и зная, что холодный пуск невозможен без коррекции впрыска, перенастраивает приготовление смеси и добавляет в нее больше бензина. Мотор фактически сам «вытягивает подсос» и начинает прогревать себя без участия водителя.

Здесь необходимо разобраться в том, что считается прогревом. Раньше в эпоху карбюраторных моторов двигатели грели чуть ли не паяльной лампой, чтобы запустить их в мороз, а затем силовой агрегат молотил еще минут двадцать, пока температура охлаждающей жидкости не поднималась выше 40-50 градусов и приготавливаемая карбюратором смесь годилась для эффективной работы мотора. Без такого прогревания мотор не мог выдавать рабочие характеристики, и автомобиль попросту не ехал после холодного пуска.

Сейчас паяльная лампа, конечно, не нужна, но и сразу ехать после включения мотора все равно нельзя.

Нужно время для разогрева масла, а также для того, чтобы снизить неравномерное температурное расширение деталей, изготовленных из разных металлов.

Даже при нуле градусов кольца и поршень, а также иные детали шатунно-поршневой группы охлаждаются настолько сильно, что при резком нагревании микронные зазоры в зонах трения искажаются. Детали расширяются неравномерно и входят в режим повышенного износа. Представить этот процесс можно с помощью обыкновенной банки из-под огурцов, вынутой из холодильника. Замерзшая крышка настолько сильно прилегает к горлышку, что снять ее можно только ножом или с помощью нагрева.

Поэтому перед началом движения нужно немного подождать, чтобы поршень и цилиндр прогрелись равномерно, как и подшипники верхней и нижней головок шатуна.

Следовательно, как только в октябре начинаются утренние заморозки и температура опускается ниже 2 градусов, прогревать автомобиль необходимо чуть больше, чем летом. Достаточно трех минут, чтобы поршневая группа, а также цилиндр вобрали достаточно тепла и вошли в рабочие допуски.


Греть или не греть. Четыре веских довода за прогрев мотора и четыре против Подробнее

Прогрев на ходу

В последнее время очень популярным стал прогрев двигателя на ходу, то есть в первые минуты движения автомобиля. Вы просто плавно трогаетесь с места и медленно (на небольших оборотах) выезжаете из двора или гаража. При этом желательно, чтобы дорога была как можно ровнее, ведь во время прогрева рывки и толчки нежелательны.

На ходу мотор прогревается быстрее, но испытывает повышенные нагрузки и тратит больше горючего.

У этого способа есть один минус: как ни крути, а движение начинается с холодным двигателем, соответственно нагрузка на механизм больше (вспоминаем про зазоры и вязкость рабочих жидкостей). Кроме того, коробка передач тоже нуждается в предварительном прогреве, а без него детали КПП претерпевают ускоренный износ, масло быстрее срабатывается и дает осадок.

Идеальный вариант: пару минут (зимой вдвое дольше) погонять двигатель в холостом режиме, а затем начать плавное движение на небольших оборотах.

При какой температуре воздуха можно перестать прогревать двигатель?

Практика показывает, что многие водители стараются прогревать двигатель до рабочей температуры прежде, чем начать движение. Такой подход я считаю правильным, так как он позволяет снизить нагрузку на двигатель. Однако, холостой ход в большом объеме также является источником снижения ресурса мотора. Именно поэтому я решил рассказать о том, при какой температуре воздуха можно перестать прогревать двигатель после длительной стоянки.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх»

и
подписаться на канал
!

Для начала немного коснемся вопроса прогрева двигателя в целом. Движение на температуре, ниже «рабочей», влечет за собой ряд негативных последствий

. Во-первых, металлические элементы двигателя на заводе подгоняются с высоким уровнем точности, а при низкой температуре металл немного сужается. Именно поэтому многие автолюбители сталкиваются
с шумной работой мотора «на холодную»
. Во-вторых, активное движение на непрогретом двигателе может стать причиной
залегания колец
, что в итоге влечет за собой снижение ресурса двигателя.

Чем опасен прогрев двигателя?

Многие боятся прогревать двигатель из-за ряда осложнений, вызываемых данной процедурой. К минусам прогрева обычно относят:

  • повышенный расход бензина;
  • образование смоляного налета на клапанах;
  • вымывание бензином масла.

Особенно опасно вымывание масла. От этого в первую очередь страдают поршневые кольца и стенки цилиндров. Однако доказано, что все эти недостатки проявляются только в тех случаях, если имеет место хронический длительный прогрев двигателя.

При умеренном прогреве с двигателем не происходит ничего такого, что бы могло значительно ухудшить его работу.

Прогрев двигателя летом

Обобщив все вышесказанное можно утверждать: прогрев двигателю необходим. А вот нужен ли он двигателю летом или только зимой? Ведь летом масло двигателя не загустевает, технические жидкости в норме…

Да, летом более щадящие условия для запуска двигателя, но, как говорилось выше, для оптимальной работы двигателя требуется определенная температура. И если зимой прогрев двигателя может длиться и 5, и 10, и 15 минут, в зависимости от того какая температура «за бортом», сколько простоял автомобиль, на открытом воздухе или в помещении и так далее, то летом это время, конечно, значительно снижается. И прогрев уже больше напоминает тот самый, упоминавшийся «прогрев на ходу». Но первоначальный прогрев хотя бы до температуры двигателя 40–50 ℃ или до снижения холостых оборотов при наличии автомата необходим!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: