Зачем устанавливать ГБО


Идея перевести свой автомобиль на альтернативное газовое топливо беспокоит умы многих автовладельцев. И тому причиной одна цель – экономия. Но некоторые из них испытывают сомнения связанные, в первую очередь, с недостатком информации. В статье постараемся дать детальный обзор работы автомобиля на газе, так как подробной, поэтапной информации недостаточно в открытых источниках или она изложена фрагментарно. Заодно разберем возникающие и существующие вопросы по эксплуатации ГБО.

Несмотря на существующие мнения ЗА и ПРОТИВ газового топлива, количество автомобилей, использующих газобаллонное оборудование, неуклонно растет. Например, по данным Российской газеты, количество машин, работающих на компримированном природном газе (КПГ) – метане, в период с 2021 года по 2021 увеличилось в 2,2 раза. Тому есть подтверждение в том, что повсеместно открываются новые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). А пропановые заправочные станции стали частью комплексов некоторых крупных брендовых топливных автозаправок и их количество сопоставимо с бензиновыми.

На какие же автомобили устанавливается газобаллонное оборудование? Если перевод транспортного средства обеспечивает владельцу экономию топлива, то в первую очередь выгодно переводить на газ автомобили участвующие в том или ином бизнес-проекте, а это

  • коммерческий транспорт
  • пассажирский транспорт
  • специальная техника

Во-вторую очередь, ГБО эффективно работает на легковом транспорте граждан, у которых имеется повышенный расход топлива и серьезные пробеги.

Как же на самом деле работает ГБО?

На сегодняшний день на транспортные средства с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива целесообразно устанавливать автомобильное газовое оборудование 4 поколения. Данная автогазовая система имеет невысокую стоимость, отличается быстротой установки, надежностью и ремонтопригодностью. Взаимодействует с блоком управления двигателем посредством диагностического разъема OBD-2, тем самым обеспечивая правильное взаимодействие двух систем подачи топлива — газовой и бензиновой. Также, благодаря возможности обмена данными с ЭБУ, существует возможность производить точные настройки, отладки, обновления и калибровки систем 4 поколения. Четвертое поколение автомобильного газового оборудования самое востребованное на рынке автомобильного газового оборудования.

Помимо электронного блока газобаллонное оборудование автомобиля включает в себя газовый баллон, к нему устанавливается мультиклапан, заправочное устройство, редуктор, модуль электромагнитных форсунок. Но необходимо напомнить, что ГБО в своей работе может использовать два вида газа: метан и пропан-бутановую смесь. Из-за разных физических свойств техническое устройство оборудования тоже несколько разное.

Газовые баллоны

Метан хранится в автомобильных газовых баллонах под большим давлением, поэтому баллоны под метан более толстостенные, чем пропановые. Баллоны под пропан-бутановую смесь бывают тороидальной формы и цилиндрические, метановые – только цилиндрической формы. Соответственно и газовые магистрали рассчитаны на значительно большее давление. Метановые редукторы бывают двух и трехсекционные для снижения давления. А пропановые редукторы, помимо снижения давления, предназначены для перевода пропан-бутановой смеси из жидкого состояния в газообразное, которое является рабочим. В остальном конструкции идентичны.

Рассмотрим рабочий цикл системы ГБО от начала до конца. При заводке двигателя запуск его происходит всегда на бензине. По достижении температуры охлаждающей жидкости порядка 65-70 0С срабатывает электромагнитный клапан, который открывает подачу газовой смеси. Напомним, что пропан-бутановая смесь находится в баллоне под давлением в 15-16 атм. в жидком состоянии. Баллон для пропана можно заправить по установленным нормам безопасности на 80%. Почему так- опишем ниже. При открытии электромагнитного клапана, движимый собственным давлением газ через мультиклапан подается посредством магистралей, минуя сам электромагнитный клапан к редуктору-испарителю.

Мультиклапан ГБО

Остановимся на мультиклапане. Роль этого элемента в системе огромна. Он выполняет ряд функций

  • Заборную. Через заборную трубку газ попадает в магистраль
  • Контрольную. В механизм мультиклапана встроен поплавок, при помощи которого осуществляется ограничение заправки газом баллона и возможно производить контроль оставшейся газовой смеси в баллоне
  • Запорная. В случае возрастания давления в баллоне предусмотрен клапан сброса избытков газа. Так же в случае резкого увеличения расхода топлива через мультиклапан, что может говорить об аварийной ситуации и обрыве магистрали, подачу перекроет другой клапан. Во многих мультиклапанах предусмотрены заводом-изготовителем еще и электромагнитные клапаны, которые «разрешают» подачу газа лишь когда на них подается питание. Что тоже призвано обезопасить систему и автомобиль в целом в случае возникновения внештатных ситуаций.

Редуктор ГБО

На подходе к редуктору, газовое топливо находится по-прежнему в жидкой фазе. В таком агрегатном состоянии оно минует фильтр очистки жидкой фазы и поступает в редуктор ГБО 4 поколения. В редукторе из-за увеличения объема камеры происходит снижение давления, а подаваемая теплота к редуктору от системы охлаждения способствует испарительному процессу. Как известно, при испарении жидкости происходит поглощение теплоты. Поэтому разогретая охлаждающая жидкость также препятствует обморожению редуктора. На выходе из редуктора пропан-бутан находится в газообразном состоянии и под давлением 1-1,4 атм. в зависимости от объема мотора. Работоспособность редуктора может меняться в зависимости от уровня разрежения во впускном коллекторе, тем самым регулируется количество газа, подаваемого к форсункам.

Форсунки ГБО

Суть работы газовых форсунок схожа с работой форсунок бензинового инжектора. И сводится к тому, что под действием электромагнитного импульса поднимается запорный шток и газ поступает через шланги и ввернутые штуцеры во впускной коллектор двигателя и далее в камеру сгорания. На этом механико-физическая часть процесса заканчивается.

Выгода ГБО

Автовладельцы знают, что, если установлено ГБО, это помогает сэкономить на горючем и уменьшить расходы семейного бюджета на заправку. Но здесь нужно учесть активность использования автомобиля. Если машина выезжает несколько раз в неделю, новая аппаратура вряд ли окупится. По-иному обстоит ситуация, если в год автомобиль проходит 20 000 км и более. В таком случае потребуется около 10-12 месяцев, чтобы окупить расходы. Здесь многое зависит от расхода двигателя, типа газобаллонной аппаратуры, затрат на обслуживание и т. д.

Также автовладельцы должны знать особенности ГБО для двигателя, что это значит в машине с позиции ресурса некоторых узлов. В частности, продлевается срок службы катализатора и системы впрыска на 30-40 %. При длительной эксплуатации такая особенность позволяет снизить расходы.

Роль электронного блока управления ГБО

Всей динамикой газовой смеси и взаимодействием с бензиновой системой подачи топлива управляет электронный блок, который соединен с бензиновым блоком управления. В случае, когда при заведенном моторе, температура охлаждающей жидкости достигла 700С электронное устройство подает питание на электромагнитный клапан, открывающий подачу газа. Параллельно происходит перехват импульса от бензинового электронного блока к форсункам, и они остаются закрытыми. Поступивший электронный импульс обрабатывается в ЭБУ ГБО, корректируется, и, согласно заложенным топливным картам, выдается сигнал на открытие форсунок на расчетное время, в зависимости от требуемого объема газа.

Зачем ставить ГБО

Причиной установки ГБО могут быть следующие факторы:

  • Стоимость топлива. Бензин на большинстве заправочных станциях продается в два раза дороже, чем газ, хотя расход и того, и другого топлива практически одинаковый (газа идет приблизительно на 15% больше);
  • Октановое число газа (пропан-бутан) выше по сравнению с бензином, поэтому мотор работает мягче, в нем не возникает детонация;
  • Сгорание сжиженного газа происходит более эффективно за счет его структуры – бензин для идентичного эффекта нужно распылять, чтобы он лучше смешался с воздухом;
  • При выходе из строя одной из систем подачи топлива можно воспользоваться другой в качестве резервной. Чаще всего пригождается эта опция, когда в баллоне заканчивается газ, а до заправки еще очень далеко. Правда, в этом случае важно, чтобы бензобак тоже был заправлен;
  • Если машина укомплектована ГБО выше 2-го поколения, то блок управления переключает топливную систему автоматически с газа на бензин, что увеличивает расстояние без дозаправки (правда, это скажется на общей стоимости горючего);
  • При сгорании газа в атмосферу попадает меньше загрязняющих веществ.

В большинстве случаев ГБО устанавливают из экономических соображений, а не по другим причинам. Хотя технических плюсов в этом гораздо больше. Так, переключение с газа на бензин и обратно позволяет подготовить мотор к работе на морозе – плавно его прогреть. С газом это сделать сложнее, так как его температура составляет 40 градусов ниже нуля. Чтобы альтернативное топливо адаптировать для более качественного сгорания в цилиндре, его необходимо немного прогреть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: