Проверка компрессии двигателя производится для поиска неисправностей в двигателе внутреннего сгорания. Компрессия – это сжатие смеси в цилиндре под воздействием сил извне. Она измеряется как степень сжатия умноженная на 1,3. При измерении компрессии можно найти цилиндр, который имеет сбои в работе.
Если у машины появились различного рода проблемы, вроде падения мощности, потери масла, троения в моторе — то проверяют свечи, датчики, осматривают двигатель на предмет повреждений и течи. Когда такие проверки не приносят результата, тогда прибегают к замеру компрессии. Как ее определить на примере ВАЗ классики, показано в этом видео.
Самостоятельно проверить компрессию можно с помощью компрессометра. На станциях технического обслуживания такие проверки делаются с помощью компрессографа или мотортестера.
Причины снижения компрессии в цилиндрах
Компрессия двигателя может снизиться по многим причинам:
- износом поршней и деталей поршневой группы;
- неверной настройкой ГРМ;
- прогаром клапанов и поршней.
Чтобы конкретно определить причину неисправности и проводится замер компрессии двигателя на горячую и на холодную. Разберемся, как проводить такую процедуру как при помощи компрессометра так и без него.
Как мерить компрессию в двигателе
Для начала нужно подготовить двигатель к проверке. Для этого нам нужно прогреть двигатель до высокой температуры в 70-90 градусов. После этого нужно отключить бензонасос, чтобы не подавалось топливо и вывернуть свечи зажигания.
Обязательно проверьте работоспособность стартера и зарядку аккумулятора. Последний этап подготовки – открыть дроссельную заслонку и воздушный клапан.
После всего этого переходим к проверке компрессии:
- Наконечник компрессометра вставляем в разъем свечи и стартером прокручиваем мотор до тех пор, пока не остановится рост давления.
- Коленвал должен вращаться с оборотами около 200 в минуту.
- Если двигатель исправен, то компрессия должна вырасти за считанные секунды. Если это происходит долго — на лицо перегорание поршневых колец. Если давление вообще не растет, то, скорее всего, нужно менять прокладку блока. Минимальное давление в бензиновом двигателе должно быть от 10 кг/см² (в дизельном двигателе более 20 кг/см²).
- После снятия показаний, спустите давление, открутив колпачок на приборе.
- Аналогично проверьте все остальные цилиндры.
Иллюстрация этапов замера компрессии в цилиндре
Есть другой способ проверки, который отличается от вышеуказанного тем, что в проверяемый цилиндр заливается моторное масло. Повышение давления указывает на износившиеся кольца поршней, если давление не повышается, то причина в прокладке головки цилиндра, или вообще есть течь в клапанах.
При исправности двигателя компрессия в нем должна быть от 9,5 до 10 атмосфер (бензиновый двиг.), при этом в цилиндрах она должна отличаться не более чем на атмосферу.
Диагностировать слабую компрессию можно также по неисправностям в работе карбюратора. При протечке воздуха нужно проверить прилегание пропускного клапана. Если же воздух вытекает через верх радиатора, то виновата неисправная головка цилиндра.
Замер компрессии бензинового и дизельного мотора
Замеры компрессии на бензиновом и дизельном двигателях отличаются. В первом случае процедура намного легче, чем во втором. Разница заключается в следующем.
Бензиновый мотор
Давление в этом случае будет измеряться через свечные отверстия. Самостоятельно компрессию легче мерять, если к свечам есть хороший доступ. Для проведения процедуры достаточно обычного компрессометра.
Дизельный мотор
Топливно-воздушная смесь в данном агрегате воспламеняется по другому принципу: не от искры, которую образует свеча, а от температуры сжатого в цилиндре воздуха. Если компрессия в таком двигателе низкая, то мотор может не завестись, так как воздух не сжался и не нагрелся до такой степени, чтобы топливо воспламенилось.
Замеры производятся с предварительным демонтажем топливных форсунок или свечей накала (в зависимости от того, куда легче добраться и от рекомендаций производителя конкретного мотора). Для этой процедуры требуются определенные навыки, поэтому владельцу авто с дизельным двигателем лучше обратиться в сервис.
Приобретая компрессометр для такого мотора, нужно заранее определить, как будет производиться замер – через отверстие форсунки или свечи накала. Для каждого из них существуют отдельные переходники.
Замеры компрессии в дизельных моторах не нуждаются в нажатии на педаль газа, так как в большинстве модификаций дроссельная заслонка отсутствует. Исключением являются ДВС, во впускном коллекторе которых установлен специальный клапан.
Основные правила
Прежде чем проводить измерения, следует помнить об основных правилах:
- Двигатель прогрет до температуры в 60-80 градусов (мотор работает, пока не включится вентилятор). Чтобы диагностировать неполадки при «холодном» пуске, то вначале меряют компрессию в холодном моторе (то есть температура ДВС идентична температуре воздуха), а затем его прогревают. Если кольца «залегли» или сильно износились детали цилиндропоршневой группы, то показатель при старте «на холодную» будет ниже, а когда двигатель прогреется, давление повышается на несколько единиц.
- Отключена топливная система. В карбюраторном двигателе можно снять топливный шланг с входящего штуцера и опустить его в пустую емкость. Если ДВС инжекторный, то можно отключить питание бензонасоса. Топливо не должно поступать в цилиндр, чтобы оно не размывало масляный клин. Для отключения подачи топлива в дизельном моторе можно обесточить электромагнитный клапан на топливной магистрали или же переместить вниз рычаг отсечки насоса высокого давления.
- Выкручены все свечи. Если оставить все свечи (кроме проверяемого цилиндра), это создаст дополнительное сопротивление при проворачивании коленвала. Из-за него измерение компрессии будет производиться на разных скоростях вращения коленчатого вала.
- Полностью заряженный аккумулятор. Если он будет разряжен, то каждое последующее вращение коленвала будет происходить медленней. Из-за этого давление конца такта сжатия в каждом цилиндре будет отличаться.
- Для проворачивания коленвала с постоянной скоростью на СТО могут использовать пусковые устройства.
- Воздушный фильтр должен быть чистый.
- В бензиновом моторе отключается система зажигания, чтобы аккумулятор не расходовал лишнюю энергию.
- Коробка передач должна быть переведена в нейтральное положение. Если автомобиль имеет автоматическую коробку, тогда селектор необходимо перевести в положение Р (парковка).
Так как в цилиндре дизельного двигателя максимальное давление превышает 20 атмосфер (нередко оно достигает 48 атм.), то для измерения компрессии потребуется соответствующий манометр (увеличенный предел давления – чаще всего около 60-70 атм.).
На бензиновом и дизельном агрегате компрессия замеряется путем проворачивания коленвала на протяжении нескольких секунд. Первые две секунды стрелка в манометре будет подниматься, затем остановится. Это и будет максимальным давлением конца такта сжатия. Перед тем, как приступать к замерам следующего цилиндра, показания манометра необходимо сбросить.
Без компрессометра
Если в инструментарии автомобилиста еще нет личного компрессометра, то проверить давление можно и без него. Конечно, этот метод неточный, и на этот показатель нельзя опираться, определяя, в каком состоянии находится двигатель. Скорее, это способ, который поможет определить: потеря мощности произошла из-за неисправности мотора или нет.
Чтобы определить, достаточное ли давление создается в цилиндре, выкручивается одна свеча, а на ее место вставляется пыж из сухой газеты (тряпочный кляп не подходит). При нормальной компрессии, когда проворачивается коленвал, кляп из-за высокого давления должен выстрелить из свечного отверстия. При этом прозвучит сильный хлопок.
В случае проблем с давлением пыж все равно выскочит из колодца, но при этом не будет хлопка. Такую процедуру следует повторить с каждым цилиндром по отдельности. Если в каком-то из них кляп выскочил не так «эффектно», значит, автомобиль нужно отвезти к мотористу.