История первого автомобиля: от Леонардо да Винчи до Мереседес и Бенца

Имя это известно каждому человеку, который хоть в какой-то степени интересуется автомобилями. Карл Бенц (Carl Friedrich Michael Benz) по прову считается изобретателем автомобиля. Он получил первые в мире патенты на двухтактный бензиновый двигатель, систему зажигания, работающую от батареи, свечу зажигания, акселератор, карбюратор, сцепление, коробку передач, водяной радиатор охлаждения, — словом, на все основные узлы автомобиля.

От мастерской до мирового концерна

Талант инженера и изобретателя проявился у Карла Бенца очень рано, но его профессиональная карьера вовсе не была само собой разумеющимся делом. Он родился в небогатой семье. Отец, машинист паровоза, умер, когда Карлу было всего два года. Благодаря усилиям матери, отличным оценкам самого Карла и государственной стипендии, он окончил политехнический университет уже в возрасте 19 лет, затем, после семи лет работы на различных предриятиях, создал собственную фирму. Собственно, поначалу это была просто мастеская.

Первый автомобиль Карла Бенца

Первый автомобиль Карла Бенца

Первый автомобиль, ставший серийной моделью, был запатентован в январе 1886 года. Патент под номером 37435 был выдан на трехколесный самодвижущийся экипаж. С этого трицикла началась история мирового автомобилестроения. Свое изобретение Бенц оснастил бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

Первый «автопробег» совершила жена изобретателя Берта. 5 августа 1888 года она вместе с детьми преодолела больше ста километров, чтобы навестить свою мать. На подъемах машину приходилось толкать, и легенда гласит, что именно после этого Берта подала идею мужу оснастить ее коробкой передач.

Контекст

От аптеки до электрозаправки: бензоколонка как культурный феномен

Среди юбилейных дат 2011 года было и 125-летие изобретения автомобиля. Об этом историческом событии написано очень много. Но вот связанное с ним еще одно изобретение прославлено явно недостаточно. (30.12.2011)
В 1926 году компания Бенца объединилась с компанией Daimler, также занимавшейся выпуском автомобилей. Все модели были переименованы: они стали называться «Mercedes-Benz » (это имя — Мерседес — было именем дочери одного из партнеров Даймлера).

Концерн и после смерти его основателя продолжал идти в авангарде автомобилестроения. В 1936 году началось производство легковых автомобилей с дизельным мотором. Первой моделью с дизельным двигателем стал Mercedes-Benz 260 D.

История продолжается

Дизельный двигатель назван в честь его разработчика — немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля (Rudolf Diesel). Этот двигатель обладает довольно высоким коэффициентом полезного действия, а топливо стоит дешевле бензина. И так как экономичность была одним из основных преимуществ дизельных двигателей перед бензиновыми, первыми об их использовании задумались производители грузовых автомобилей. В 1924 году на берлинской автовыставке немецкий концерн MAN представил модель, работающую на дизеле.

Благодаря снижению массы дизельного мотора, к возможности его использования решили присмотреться и производители легковых автомобилей. Особенно активно над решением этой задачи работали именно инженеры компании Daimler-Benz.

Смотрите также:

  • Поп-арт Мерседесы Энди Уорхола

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

Automobile — Автомобиль

Auto Mobilis на латыни означает — подвижный, легко двигающийся. Automobile — транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания,электрическим или паровым). Первый автомобиль с паровым двигателем построен Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутреннего сгорания Даймлером и Бенцем (Германия) в 1885-86.
Самый оригинальный из всех автомобильных инженеров, Фредерик Уильям Ланчестер (Frederick William Lanchester) (1868–1946) отличался весьма своеобразным подходом к вопросам конструирования.

Первый автомобиль

Первый «Lanchester» был изготовлен в 1895–1896 годах и не был похож ни на один автомобиль того времени. По свидетельству летописца автомобилестроения Энтони Берда, «это был первый легковой автомобиль в мире, созданный на научной основе как единое целое».

Силовой агрегат представлял собой двигатель с двумя противоположно расположенными цилиндрами и двумя вращающимися в разных направлениях коленчатыми валами, каждый из которых — с тремя шатунами. Оба вала были соединены шестернями со спиральными зубьями, поэтому отсутствовала вибрация, что обеспечивало двигателю недосягаемую по тем временам уравновешенность. Мотор включал в себя также оригинальный клапанный механизм и полностью автоматическую систему смазки. Этот удивительный двигатель работал в паре с планерной коробкой передач, что в те годы казалось высшим достижением технической мысли.

Самый первый Benz

29 января 1886 года Карл Фридрих Бенц (Karl Friedrich Benz) представил миру свой первый автомобиль. Эта моторизированная повозка могла развивать скорость до 18 км/ч. Первую поездку длиной в 100 километров без ведома супруга совершила Берта Бенц (Bertha Benz). Деревенские мальчишки в то время принимали рычащее авто за воплощение дьявола.

  • Уорхол всегда верен своему стилю

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

  • Первый автомобиль, работающий на бензине

    Самый первый мировой аппарат, работающий на бензиновом двигателе, был создан в 1883 году. Его создателем стал Готлиб Даймлер. Через несколько лет инженер Карл Бенц разработал самый первый автомобиль на трех колесах, оснащенный бензиновым двигателем, он и стал прототипом современных транспортных средств.

    Только Карл Бенц выполнил все четыре условия, поэтому стал полноправным обладателем звания конструктора первого в мире автомобиля. Эти условия были следующими:

    • Доработанная конструкция транспорта.
    • Оформление необходимого патента.
    • Создание образца и представление его публично.
    • Организация производства.

    «Серебряная стрела» в сердце автолюбителей

    Модель «Серебряная стрела» поразила сердца поклонников гоночного спорта. Почти 50 лет подряд авто из этой серии занимали первые места в гонках по всему миру. Первую гонку модель Mercedes-Benz W 25 выиграла сразу же после своего выпуска — в 1934 году. «Иногда что-то кажется красивым просто потому, что немного отличается от окружающих предметов», — говорил Уорхол.

  • Гоночный цыпленок Уорхола

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

  • Кто создал автомобиль

    Первый автомобиль создавался как устройство для транспортировки артиллерийских орудий, а посему динамические характеристики были у него слабенькие (скорость всего 4 км/ч, зато силовые — очень приличные: машина могла перемещать до 5 тонн поклажи).

    Внешне первый автомобиль тоже больше напоминал телегу с огромным паровым котлом, и двумя большими (по тридцать три сантиметра в диаметре) поршнями. Тем не менее, именно этот аппарат открыл эру автомобилестроения. Правда открыл ненадолго – проект вскоре закрыли, так как ехать-то прообраз всех автомобилей ехал, а вот тормозить бывало и не хотел.

    И все-таки, в современном понимании, автомобиль – это потребитель традиционного топлива, то есть машина должна потреблять бензин, чтобы быть в полном значении слова автомобилем. А вот с первенством в создании именно такого транспортного средства не все так просто! Таких машин несколько, а соответственно и создателей у них тоже было много. Объяснить это нетрудно, дело тут не в патентной чистоте или воровстве идей.

    Автомобиль – весьма сложная система, которая не появилась из воздуха. Представим себе, что у нас есть все детали мозаики, однако, самой картинки еще нет, более того из отдельных кусочков мы можем собрать картинку автомобиля по-разному, более или менее удачно! С созданием автомобиля было именно так: его появление было подготовлено всем ходом развития техники, обеспечено трудом сотен людей-изобретателей, создававших необходимые детали мозаики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в разных частях планеты люди одновременно пытались создать законченный автомобиль. Мы не будем заострять внимания на формальном первенстве – ведь это не соревнование, а просто дань уважения людям, которые, безусловно, внесли существенный вклад в развитие автомобилестроения и достойны того, чтобы их имена не были забыты.

    Примерно в 1870 году австрийский изобретатель Зигфрид Маркус смонтировал двигатель внутреннего сгорания на простой тележке, это событие сделало его первым человеком, который сконструировал самоходное транспортное средство с бензиновым двигателем (то есть автомобиль). Эта конструкция известна в истории как «первая машина Маркуса». Дело в том, что была еще и «вторая», для которой Маркус придумал (патент 1883 года) низковольтную систему зажигания типа магнето! Зигфрид Маркус – явно один из первых творцов автомобиля.

    В 1885 в Мангейме Карл Бенц построил свой первый автомобиль, который стал серийно выпускаться уже в 1888 году. Супруга изобретателя Берта Бенц совершила поездку на автомобиле конструкции своего мужа от Мангейма до Пфорсгейма и обратно в августе 1888 года, как говориться, это доказало всем, что «автомобиль – не роскошь, а…»

    До этого еще Готлиб Вильгельм Даймлер запатентовал движущийся автомобиль с двигателем больших часов с маятником (1885 год). Этот агрегат был только формально автомобилем, по сути же представлял собой мотоцикл. Однако монополистом Карл Бенц побыл недолго: уже в 1889 году в Штутгарте Готтлиб Вильгельм Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали совершенно новое средство передвижения, которое принципиально задумывалось иначе! Оно изначально мыслилось как автомобиль, а не конная повозка с двигателем. Таким образом, появилось не просто усовершенствованная двигателем тележка, а новое явление – автомобиль.

    Курс валют

    1 $ = 59.93 руб (-0.03)

    1 € = 70.27 руб (-0.15)

    Поиск по сайту

    НовостиКаталог ссылокФайл-архивМедиа-архив
    Поиск

    Последние статьи

    Мошенничество на дорогах Прочесть статью
    Чип и джеттер спешат на помощь Прочесть статью
    Как выбрать навигатор для начинающего водителя? Прочесть статью
    Шипованные и нешипованные зимние шины. Какие выбрать? Прочесть статью
    Особенности установки аудиосистемы в автомобиле Прочесть статью
    • Главная
    • Новости
    • Статьи
    • Фото галерея
    • Обратная связь
    • Карта сайта
    2017 При использовании материалов ссылка на сайт avtozone.net обязательна

    Гоночный цыпленок Уорхола

    Энди Уорхол добавил легендарной «Серебряной стреле» немного цвета и иронии. Правда, в поп-арт-версии гоночный автомобиль слегка напоминает цыпленка-гриль. В свое время Уорхол прославился за счет картин, отражающих эпоху потребления — баночный суп, бутылки кока-колы… Он всегда изображал товары американского производства. Для немецких машин художник сделал исключение.

  • Яркая форумла-750

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

  • История создания первого автомобиля.

    Позднее Леонардо да Винчи, который как известно проектировал воздушный шар и самолет, изобрел трицикл, который скорее был сложной игрушкой, чем настоящим средством передвижения.

    Еще одним свидетельством изобретения является запись о создании первого парового автомобиля католическим священником отцом Фердинандом для императора Китая. Документальные подтверждения изобретения парового двигателя Томасом Ньюкоменом относятся к 1712 г., более эффективный вариант двигателя на пару был создан Джеймсом Ваттом в 1965 г.

    Изобретенная в 1769 г. Николасом Джозефом Кагнота и М. Брецином паровая машина использовалась в основном для перевозки пушек. Основным недостатком автомобилей тех лет был их вес, из-за которого они могли нормально работать только на гладкой поверхности. Этот недостаток способствовал ускоренному развитию железнодорожного транспорта, который использовался для перевозки грузов и людей.

    Множество попыток изобрести автомобиль предпринималось в Англии в тридцатые годы 19 века, которые не увенчались успехом из-за аварий и агрессивной пропаганды железных дорог. В дальнейшем предпринимались попытки заменять пар газом, в 1860 г. был создан первый автомобиль на газу мощностью 1,5 л.с. Конструкция всех изобретений по-прежнему оставалась тяжелой и неповоротливой.

    Строго по формуле

    Автомобилестроители строго подчиняются правилам. Так, модель Mercedes-Benz W 125 была создана точно по формуле «750 килограмм». Согласно условиям гонок Гран-при, действовавшим с 1934 года, именно столько — и ни граммом больше — могли весить автомобили участников без учета смазочных и горючих материалов. Но в вариациях Уорхола у спорткаров свои правила. Главное — они очень яркие!

  • Крыло чайки: хайтек образца 1969 года

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

  • Первые автомобили с бензиновым двигателем. Характеристики машин

    В 1806 году велись разработки двигателя внутреннего сгорания. Так, ученый Сэмюэль Браун использовал газовую смесь, энергия которой превращалась в движение. Но изобретателем прототипа современного автомобиля считается Зигфрид Маркус, который привел в движение тележку.

    Маркус первым применил бензин в качестве моторного горючего и поставил бензиновый мотор на деревянную коляску. Автомобиль имел одноцилиндровый двухтактный двигатель внутреннего сгорания. Так как машина не имела сцепления, задние колеса, пока двигатель не был запущен, висели над землей.

    Автомобиль Зигфрида Маркуса

    Новатором в автомобильном строении называют Карла Бенца. Немец создал автомобиль, оснащенный бензиновым двигателем. В мастерской

    Хайтек образца 1969 года

    Экспериментальная модель Mercedes-Benz С 111 стала прорывом в мире авто. Она могла развивать скорость до 300 км/ч. Несмотря на то, что желающих приобрести такое чудо было немало, С 111 так и не стал серийным автомобилем. На картинах Уорхола машины с раскрытыми дверьми похожи на парящих чаек.

  • Спорткар века Mercedes Benz 300 SL

    Энди Уорхол и его «мерседесы»

  • Кто же он — изобретатель машины?

    Леонтием Шамшуренковым была сконструирована модель, напоминавшая автомашину. Обычный крестьянин, живший в Нижнем Новгороде. В начале ноября 1752 г. его изобретение вызвало интерес в российской столице, на тот момент это был Петербург. Конструкция представляла собой коляску с четырьмя колесами, имеющую разгон до 15 км/ч, и вмещающая двоих людей.

    Аньоша Йедлика

    Другой изобретатель, Иван Кулибин, показал в 1791 году, экипаж, имеющий три колеса, способный к самостоятельному передвижению. Был поставлен новый скоростной рекорд – 16,2 км/ч.

    За границей, европейцы карпели над созданием двигателя, работающего на бензине. Карл Бенц является главным европейским изобретателем, создавшим такой двигатель, работающий в четырехтактном режиме.

    Шенбейн Кристиан Фридрих

    Немецким изобретателем Шенбейном Кристианом Фридрихом, в 1830-х гг. был представлен двигатель, работающий на водороде.

    Аньоша Йедлика принято считать первопроходцем в изобретении машины с электромагнитным мотором.

    Электромобиль-рекордсмен

    Первый мировой рекорд по скорости передвижения по суше выше 100 км/ч был установлен в 1899 году 1 мая благодаря бельгийцу Камилю Женатце и его электрокару La Jamais Contente, который развил скорость в 68 миль/ч. До этот момента максимальная скорость езды на электрокаре была зафиксирована на отметке 92,78 км/ч. Достиг ее некий граф де Шаслу-Лоб 4 марта 1899 года. Новый электромобиль-рекордсмен был похож на торпеду, сделанную из сплава алюминия, магния и вольфрама, и имел вес примерно 1000 кг.

    На нем было установлено два достаточно мощных электродвигателя, общая мощность которых составила 67 лошадиных сил. Установив данный рекорд, компания Женатце, которая выпускала грузовики и легковые автомобили на электродвигателе, доказала свое лидерство в сфере автомобилестроения и привлекла массу клиентов.

    Первый автомобиль

    Далекий январь 1886 года ознаменовался значимым событием: первый автомобиль был запатентован под номером 37435 и вскоре стал серийной моделью. С этого момента началась всемирная история автомобильного строения. Управлялась машина с помощью Т-образного руля и представляла собой трехколесный самодвижущийся двухместный экипаж, который Карл оснастил четырехкратным бензиновым мотором с водяным охлаждением.

    История первого автомобиля: от Леонардо да Винчи до Мереседес и Бенца

    Патент на двухтактный бензиновый двигатель Карл Бенц получил 31 декабря 1878 года.

    Разработка первого двигателя заняла более 6 лет. Он был размещен горизонтально оси задних колес. Они приходили в движение с помощью двух цепных передач. Гальваническая батарея послужила источником питания для зажигания. Маховик был расположен параллельно под двигателем. Он служил для запуска самого важного в автомобиле – двигателя.

    Максимальная скорость первого автомобиля была всего 16 км/ч.

    Как настоящий джентльмен, Бенц доверил своей жене совершить первый в истории «автопробег». 1888 год, 5 августа: Бенц и его супруга вместе с детьми преодолели более 100 километров ради того, чтобы навестить тещу. Путь был довольно непростым, автомобиль приходилось самостоятельно толкать в гору. Если верить легенде, именно после этой поездки жена предложила оснастить машину коробкой передач. Женщины – двигатель процесса!

    История первого автомобиля: от Леонардо да Винчи до Мереседес и Бенца

    В этом же году Карл продал первый автомобиль в Германии и следом открыл парижский филиал своей фирмы, так как Франция проявила к этому больший интерес, чем Германия.

    В 1989 году на свет появился уже четырехколесный автомобиль с управляемыми колесами с помощью новой запатентованной шкворневой системой. Двухместный экипаж «Виктория» был оснащен закрытым моторным отсеком и двигателем мощностью 3 л.с.

    История первого автомобиля: от Леонардо да Винчи до Мереседес и Бенца

    Выпуск этой модели был ознаменован успехом. Поэтому к мощной «Виктории» Карл решил создать пару. Облегченный автомобиль «Вело» стал первым автомобилем серийного производства. Его выпуск начался в 1894 году и был изготовлен ровно 381 автомобиль данной серии.

    Довоенная эпоха

    После винтажной эры в сфере автомобилестроения наступила довоенная эпоха. Перед Второй мировой войной машиностроение и производство автомобилей в передовых странах развивались бурными темпами. Ежегодно наблюдался прирост выпускаемой продукции. В мире производилось более 4 млн автомобилей ежегодно. Главным мировым лидером в этой промышленной гонке выступали США.

    Американские автомобильные корпорации, расположенные в Чикаго, Дейтройте производили колоссальные объёмы продукции.

    В период 30-х годов прошлого столетия в США образовалась «большая тройка» гигантов автомобилестроения, состоящая из промышленных машиностроительных концернов – General Motors, Ford, Chrysler. Эти корпорации играют ключевую роль в производстве автомобилей и в настоящее время.

    Перед войной автомобильная промышленность США производила 83 % от всего мирового рынка машин. На долю западноевропейских производителей выпадало 14 % от всего оборота транспортных средств. Эту гонку технических монстров планеты перечеркнула Вторая мировая война. Автомобилестроение было отброшено далеко назад. В годы войны появились новые задачи, которые необходимо было решать в первую очередь.

    Это интересно: Почему джип лучший?

    Электромобили 90-х годов

    В 1990-х годах отрасль электромобилестроения стала набирать обороты за счет того, что некоторые из стран ввели жесткие ограничения на использование авто, выделяющих выхлопные газы. Штат Калифорния стал первым в США, где вступило в силу постановление об увеличении количества экологически чистых автомобилей до 2 %, а к 2003-му году их количество должно было составлять не менее 10 % от общего числа автотранспорта штата.

    В это время был разработан прекрасный спортивный автомобиль с открытым верхом, который завладел сердцами многих. Renaissance Tropica выдавал до 100 км/ч и мог без подзарядки проехать до 130 километров.

    История электромобилей в России

    Что же касается России и Америки, то здесь вплоть до конца XIX века об электромобилях упоминалось лишь в публикациях журналистов. Только в 1898 году Ипполит Романов, русский инженер-изобретатель, представил на обозрение свой двухместный электромобиль, который мог ехать со скоростью до 37,4 км/ч. В 1899 году им был разработан четырехместный электромобиль, а также омнибусы, рассчитанные на 17 и 24 пассажира.

    Легковые машины предоставляли возможность регулирования скорости от 1,5 до 35 километров в час с помощью девятиступенчатого контроллера. Романов уделял значительное внимание снижению веса своих электромобилей и их управляемости. Он решил уменьшить толщину пластин в батареях, а сам аккумулятор расположил горизонтально. Его труды принесли свои плоды. В сравнении, например, с популярным французским электрокаром «Жанто», весившим 1440 кг, разработанный Романовым экземпляр обладал массой всего 720 кг.

    На пути к мечте

    Несмотря на то, что талант Карла Бенца проявился достаточно рано, его путь как инженера был нелегким и трудным. Финансовое положение его семьи было непростым. Отец имел прямое отношение к средствам передвижения – работал машинистом паровоза. Интерес к автомобильной тематике, скорее всего, передался Бенцу от его отца, который ушел из жизни довольно рано.

    Несмотря на то, что юноша рос без мужского внимания, мать приложила все усилия, чтобы вырастить сына достойным человеком. Да и сам Карл шел по жизни с умом и упорством. Его оценки были отличными, а государственная стипендия высокой. Представьте, что в 19 лет, когда многие только начинают свой осознанный жизненный путь, этот целеустремленный юноша уже закончил политехнический университет с отличием.

    Спустя несколько лет, набравшись опыта, Бенц был готов к созданию собственной фирмы, точнее, пока еще маленькой мастерской, с которой и началась реализация задуманного.

    Будущее автомобиля

    Высокие технологии, современные материалы, свежие технические идеи способствуют дальнейшему развитию автомобиля. Машина будет развиваться как транспортное средство с хорошим обзором, великолепным дизайном, современными эргономическими характеристиками. Значительное внимание конструкторов и проектировщиков будет уделяться созданию уюта и внутреннего комфорта для водителя и пассажиров.

    Поскольку автомобиль является скоростным объектом, на первое место ставится абсолютная безопасность водителя и пассажиров. Будут использоваться и совершенствоваться уже имеющиеся, а также создаваться новые средства по защите человека в момент ДТП:

    • защитные ремни;
    • мягкие материалы для рулевого колеса и колонки;
    • специальные стёкла, не позволяющие травмироваться;
    • утопающие острые детали интерьера;
    • совершенные подушки безопасности.

    Сейчас в мировом автомобилестроении широко разрабатываются и уже эксплуатируются автомобили без водителя. Транспортным средством полностью управляет роботизированный комплекс и встроенный компьютерный мозг. Возможно, в скором будущем все наши автодороги будут выглядеть именно так. Человек будет только пожинать плоды высоких технологических процессов, а машины будут работать.

    Современные автомобили

    Нынешнее мировое автомобильное производство измеряется миллионами штук продукции. Помимо традиционных участников рынка – США, Канады, Германии, Франции, Японии, Швеции — многие мировые государства являются почётными членами клуба автомобилестроителей. Собственные машины выпускают: Корея, Австралия, Бразилия, Индия.

    История автомобиля: 6 периодов и 10 интересных фактов

    Статистика мирового авторынка в 2021 году

    Огромный автомобильный рынок в наше время организовал Китай. Производители из Поднебесной стали виртуозами в проектировании, изготовлении и реализации как моделей собственной разработки, так и любых европейских, американских по лицензиям на своих автосборочных заводах. Россия также является крупнейшим игроком на мировом автомобильном рынке.

    Мировое производство автомобилей за 2008 год показано в таблице внизу

    Всего в нашей стране насчитывается 20 основных автомобильных заводов, производящих машины собственной конструкции. Кроме того, по зарубежным лицензиям выпускают иномарки ещё 20 сборочных заводов. Все предприятия сертифицированы в мировой системе сертификации ISO:9001 и соответствуют высшим стандартам качества.

    Современный автомобиль для человека эпохи начала зарождения машин представляет собой техническое средство сродни самолёту либо космическому кораблю. Когда-то великий мастер кисти и технической мысли Леонардо да Винчи создавал на своих холстах автомобили будущего. Но такой степени совершенства не мог предусмотреть даже великий мастер.

    Современный автомобиль является вершиной технической мысли. Это настоящий роботизированный комплекс. Нынешняя машина может развивать колоссальную скорость – до 500 км/ч. Датчики парковки позволяют расположить транспортное средство в самом тесном пространстве. Системы спутниковой навигации ориентируют водителей даже в самых труднодоступных местах.

    Машины оснащаются сложнейшей электроникой, позволяющей прогреть двигатель на расстоянии и совершить пуск в любой мороз. Умные узлы, наподобие дифференциала, распределяют нагрузки оптимальным образом, позволяя качественно вписываться в повороты и выбираться из сложных дорожных условий. Бортовые компьютеры сейчас контролируют все системы жизнеобеспечения машин, подсказывая водителям выход из критических ситуаций.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: