Сравнение моторного масла для бензина и дизеля


Экстремальные условия работы масла в дизеле

В процессе работы дизельное масло берет на себя множество функций, направленных на обеспечение нормальной работы двигателя и продление его ресурса. К основным функциям можно отнести:

  • смазывание всех основных элементов;
  • отвод лишнего тепла от элементов дизеля;
  • защита мотора от появления коррозии;
  • вывод остатков износа / нагара силового агрегата.

Указанные выше функции берет на себя новое масло. Со временем оно изнашивается из-за экстремальных условий эксплуатации. В отличие от смазки для бензиновых моторов, дизельный вариант несет повышенные нагрузки, что обусловлено следующими факторами:

  • Повышенная температура горения. Со временем это приводит к коксованию / выжиганию смазки, ухудшению вязкостных характеристик, загрязнению масляных каналов и поломкам.
  • Работа на обеденном горючем составе. Это обусловлено особенностью дизельных ДВС, в которых топливная смесь подается в более «чистом» виде и воспламеняется под действием силы сжатия.
  • Ускоренный процесс образования смеси и ее горения в моторе.
  • Большой объем сажи, которая появляется в процессе эксплуатации. Это обусловлено сложностью полного сжигания дизельного топлива в моторе. При этом отработанные газы насыщают масло серой. В результате масло для дизеля быстрее стареет, окисляется и теряет первоначальные характеристики.

Важно

От качества и состава смазки для дизельного двигателя зависит ресурс ДВС.

В задачу масла входит сохранение стабильной работы и эксплуатационных характеристик весь период эксплуатации. Вот почему замену смазки для дизелей рекомендуется выполнять чаще — через 5-7 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.

Топливно-смазочные и другие материалы для экипировки тепловозов

Масла для дизелей, общие свойства, Консистентные смазки. Общие свойства.

Дизельные и другие масла, применяемые на тепловозах, должны обладать определенными физико-химическими свойствами.

Вязкость смазочного масла является одним из самых важных эксплуатационных требований. От нее зависят величина коэффициента трения, надежность и экономичность работы трущихся частей. Недостаточная вязкость масла приводит к сухому трению, нагреву и усиленному износу подшипников. Чрезмерно большая вязкость масла ведет к потерям мощности на трение и тем самым к снижению к. п. д. дизеля и его агрегатов.

Липкость — способность масла образовывать на поверхности трущихся деталей прочную масляную пленку, не вытесняемую под нагрузкой. Чем большей липкостью обладает масло, тем больше в процессе работы оно сохраняет масляную пленку на трущихся поверхностях.

Лакоотложение — способность масла при попадании на горячую поверхность поршня дизеля образовывать тонкий масляный слой, который под действием высокой температуры и кислорода воздуха затвердевает в виде лаковой пленки коричневого или черного цвета. Лаковые вещества, заполняя канавки поршня, способствуют заклиниванию и пригоранию поршневых колец. Потеря упругости поршневых колец нарушает плотность поршня в цилиндре, что ведет к снижению мощности дизеля.

Такие свойства масел, как температура вспышки, застывания, кислотность, коксуемость, зольность и др., в основном аналогичны рассмотренным выше в разделе дизельного топлива.

Масла для тепловозных дизелей

Используемые в дизелях тепловозов масла должны:

а) обеспечивать минимальный износ трущихся деталей цилиндро-поршневой группы и других частей дизеля, их чистоту, отсутствие нагара на охлаждаемой маслом поверхности поршней и отложений в трубках воздушных и водомасляных холодильников;

б) предохранять вкладыши подшипников и другие детали от коррозии;

в) обладать пологой вязкостно-температурной зависимостью и хорошо прокачиваться при низких температурах;

г) быть стабильными при хранении.

В табл. 32, 33 и 34 приведены сорта, марки и характеристики основных дизельных, моторных и авиационных масел, применяемых для заправки дизелей и смазывания других узлов тепловозов, эксплуатируемых на промышленном транспорте.

Для регулятора частоты вращения коленчатого вала дизеля применяются авиационные масла МК-22, МС-20 и МС-20С по ГОСТ 21743-76. Масло в ванне регулятора полностью меняется через одно обслуживание ТО-3 тепловоза с промывкой ванны.

Новые сорта масел и заменителей масел, указанные выше, вводятся по указанию министерств. Для опытных тепловозов и тепловозов, работающих в период гарантийного срока после постройки, применяются масла по указанию завода-поставщика локомотива.

Масла для гидропередач, компрессоров и других узлов тепловозов

На тепловозах широкой колеи (кроме ТГК2 и ТГК) и узкоколейных тепловозах ТУ5 и ТУ7 для гидропередач применяют специальное масло ГТ-50 по ТУ 38 101487-74 или турбинное масло Т-22 по ГОСТ 32-74 с присадкой ПМС-200А. Кроме того, для гидропередачи УГП 800-1200 (1200/212) завод рекомендует турбинное масло с присадками Тп-22 по ГОСТ 9972-74. На тепловозах ТГК2, ТГК и ТУ4 применяют индустриальное масло общего назначения И-12А и И-20А по ГОСТ 20799 — 75 и веретенное АУ по ГОСТ 1642-75.

Для коробки передач, реверс-редуктора и осевых редукторов тепловозов ТУ6А и МД54-4 применяются трансмиссионные автотракторые масла (нигролы) по ТУ 38 101 529-75. Для компрессоров применяют компрессорные масла: зимой К-12 по ГОСТ 1861-73 и летом КС-19 по ГОСТ 9243-75 или К-19 по ГОСТ 1861-73.

Если нет компрессорных масел, можно применять авиационное масло МС-20 летом и МС-14 зимой.

Осевые масла, изготовляемые по ГОСТ 610-72, применяют для смазки шеек осей колесных пар с подшипниками скольжения, а также для смазки скользунов, пят тележек, автосцепки, опор рессор, шкворневой и буксовых направляющих тепловозов. В случаях, когда эти узлы трения (кроме осевых шеек) приспособлены под консистентную смазку, употребляют солидолы любой марки по ГОСТ 103-373 или синтетические по ГОСТ 4366-76.

Для смазывания опор рам с возвращающими устройствами и шкворней тележек применяют осевое масло. На тепловозах используют три марки осевого масла: Л — летом, 3 — зимой и С — зимой в особо холодных районах. Их характеристики приведены в табл. 37.

Буксовые роликовые подшипники, работающие на жидком масле, смазывают автотракторными маслами АСп-10 по ТУ 38 001 221 — 75 и АС-10 ГОСТ 10541-63 или, как исключение, дизельными маслами, применяемыми для дизелей тепловозов.

Для смазки контрольно-измерительных приборов тепловозов, цилиндров электропневматических контакторов, сегментов кнопочных выключателей, стеклоочистителей а также пальцев и сегментов контроллера применяют масло приборное МВП по ГОСТ 1805-76. 126 Для смазывания шарниров и валиков рессорного подвешивания тепловозов применяют трансмиссионное автотракторное масло (нигрол) по ТУ 38 101 529-75. Оно изготовляется двух марок: зимнее и летнее. В случаях, когда эти узлы трения приспособлены под консистентную смазку, употребляют солидолы жировые по ГОСТ 1033-73 или синтетические по ГОСТ 4366-76 любых марок.

Читать далее…

Как распознать дизельное масло

Какое масло заливать в дизельный двигатель

Многие автовладельцы не знают особенностей обозначения, из-за чего случайно покупают смазку для бензиновых моторов. Внешне емкость с маслом для дизельных двигателей ничем не отличается. На рынке доступен большой ассортимент продукции, отличающейся по классу, стандарту и типу. При этом все масла отличаются по вязкости, сезонности и другим факторам.

При выборе продукта для дизеля обратите внимание на следующие моменты:

  • Тип. В продаже доступны минеральные, полусинтетические и полностью синтетические варианты. Последние отличаются улучшенными свойствами при более низких температурах, облегченным пуском мотора и лучшим составом присадок.
  • Добавки. В современные масла для дизельных моторов включаются моющие, защищающие от коррозии, противозадирные и иные виды добавок, обеспечивающие улучшенный индекс вязкости и уменьшающие температуру застывания.
  • Сезонность, индекс вязкости. На этих вопросах мы остановимся ниже.

Главной особенностью является маркировка, нанесенная на упаковке. Простыми словами, дизельные масла по стандарту API имеют обозначение CF-4, CG-4 или CH-4, что актуально для 4-тактных моторов. Для классификации АСЕА такая продукция обозначается буквой «В» для легковых машин, «Е» для грузовиков с дизелем и «С» для авто с сажевыми фильтрами. Но на этих вопросах мы остановимся подробнее в разделе ниже.

Кроме того, дизельное моторное масло имеет ряд особых характеристик:

  • Увеличенное щелочное число. Это очень важно при работе мотора с изношенными ЦПГ и при использовании низкокачественного дизельного топлива.
  • Улучшенное качество присадок. Масло для дизеля должно удерживать сажу и отводить от мотора лишние компоненты, оставляя их на фильтрующем элементе.
  • Термическая стабильность. Несмотря на общую меньшую температуру работы, в некоторых точках этот показатель выше, чем у бензиновых моторов. Особенно это актуально для турбированных дизелей повышенной мощности.
  • Улучшенная защита против износа. Особенностью дизельного ДВС является повышенная нагрузка на КШМ уже на небольших оборотах, когда давление снижается до минимального параметра.

Качественные составы для дизельных ДВС комплектуются богатым составом присадок, а сама продукция должна соответствовать всем нормам с позиции экологических требований.

Особенности выбора масла в зимний период

С наступлением на улице морозов качеству смазочной жидкости следует уделять особое внимание. В первую очередь, учитывается её вязкость, которая должна быть как можно ниже. Густое масло плохо перекачивается, и в двигатель его попадает меньше, чем нужно для эффективной смазки. Из-за этого увеличивается нагрузка на силовой агрегат и аккумуляторную батарею. Аккумулятор быстрее садится, и у водителя могут появиться проблемы с запуском двигателя.

Проще всего подбирать моторное масло для зимнего использования дизельного мотора по стандарту SAE. Маркировка должна соответствовать средней температуре, при которой используется авто:

  • SAE 20W-40 означает максимальную эффективность при использовании в температурных пределах от –10°C до +45°C;
  • 15W40 – от –15°C до +45°C;
  • 10W40 – от –20°C до +35°C;
  • 10W30 – от –20°C до +30°C;
  • 5W40 – от –25°C до +35°C;
  • 5W30 – от –25°C до +20°C;
  • 0W40 – от –30°C до +35°C;
  • 0W30 – от –30°C до +20°C.

Масла для дизеля 5W40

Для центральной части России и всей Украины вполне подходит масло марки 5W40, отвечающее требования и для летнего, и для зимнего времени. Эта же смазка подходит и для большинства моторов, особенно с пробегом. Однако в северных регионах РФ при частом использовании автомобиля с дизельным мотором зимой стоит заливать один вид масла (например, 0W30), а летом – другой.

Класс масла по ACEA

Выбирая масло моторное для дизельных двигателей, необходимо учитывать обозначение ACEA. В отличие от рассмотренной выше классификации, это европейский вариант. Полное название —Associationdes Constucteurs Europeens d’Automobiles. При выборе этого критерия необходимо знать следующие обозначения:

  • А — бензиновые ДВС;
  • В —«дизеля» легковых машин;
  • Е — для дизельных силовых агрегатов грузовиков;
  • С — универсальные, совместимые с сажевыми фильтрами и катализаторами.

После буквы также указываются цифры, показывающие год появления этой классификации. При рассмотрении АСЕА необходимо учитывать особенности обозначения.

К примеру, В1-В5 подходят для дизелей легковых и грузовых машин с минимальной грузоподъемностью. В свою очередь, Е1-Е5 — оптимальный вариант для дизельных моторов тяжелой техники. Здесь цифра показывает требования к продукту. Чем она больше, тем выше качество.

Индекс вязкости

Советы по использованию масла в дизельном двигателе

При выборе, какое масло заливать в дизельный двигатель, важно обращать внимание на индекс вязкости. Этот параметр показывает на степень изменения вязкостных характеристикс учетом температурного режима. Для увеличения этого параметра производители проводят дополнительную очистку с применением специальных присадок.

При определении индекса вязкости берется во внимание классификация SAE и цифры, которые стоят после этого обозначения в виде 0W, 5E и т. д. Чем меньше число, тем больше должен быть индекс вязкости. Этот параметр привязан к еще одному показателю, на котором остановимся ниже — сезонности.

Сам параметр вязкости указывается при разных температурах — 100 и 150 градусов Цельсия. К примеру, для 0W и 60Wон колеблется в диапазоне он 3,8 до 21,9 кв. мм/с для 100 градусов Цельсия. Этот показатель должен учитываться при выборе.

Сезонность масла

Следующий параметр, которому нужно уделять внимание при выборе — возможность применения в определенный сезон. С этой позиции смазка делится на три категории:

  • летнее;
  • универсальное (всесезонка);
  • зимнее.

Этот параметр регламентируется по классу SAE.Здесь действует следующая тенденция:

  • Зимние варианты — от 0W до 25W.
  • Летние — от 20 до 60.
  • Универсальные (всесезонка) от 10W-30 и выше.

Во всех случаях впереди устанавливается обозначение SAE. Наличие буквы «W» показывает возможность применения в условиях холодной погоды. Здесь же указывается и вязкость, о которой упоминалось выше.

Советы по использованию масла в дизельном двигателе

Какое масло заливать в дизельный двигатель

Выбирая масло для дизельных двигателей с турбонаддувом или без него, учтите особенности эксплуатации. Известно, что наличие турбины повышает эффективность мотора, но и нагрузки растут. В таком случае мотор нуждается в масле повышенного качества.

  • Также нужно учесть, что смазывающий состав работает в условиях высоких температур, ускоренного окисления и быстрого загрязнения. По этой причине продукт должен отличается повышенной стабильностью. Также необходимо смотреть на основу (синтетика, полусинтетика или «минералка»), а также класс по SAE.
  • Синтетическое масло дольше сохраняет свои качества, имеет лучшую вязкость и больший срок службы без потери первоначальных характеристик. Минус в том, что при нагреве такой состав имеет повышенную текучесть, что может привести к потере части масла. У полусинтетики меньший срок службы, но в холодную погоду мотор сложней завести. Зато при нагреве меньше риск появления течи, а цена ниже.
  • Считается, что масло для дизельных моторов необходимо заливать реже. Но это не так. По требованиям европейских производителей периодичность должна быть около 80-10 тысяч километров. Это даже меньше, чем в случае с бензиновыми ДВС. Но такие рекомендации характерны для хороших дорог и высокого качества топлива. В наших условиях из-за наличия серы в ДТ интервал замены должен быть ниже.
  • В случае несоблюдения рекомендаций по замене масла последнее теряет первоначальные качества. В составе увеличивается объем лишних примесей, которые появляются из-за окисления и выработки. Большая часть загрязнителей остается на фильтре, но часть попадает в двигатель и тем самым снижает его срок службы. Со временем ухудшается качество смазки, которая не способна выполнять возложенные на него функции.

Особенности масла для дизельного двигателя

Дизельные двигатели в силу своих особенностей имеют очень высокую степень сжатия, поэтому очень велика вероятность прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя (где находится масло). Из-за того, что в дизельном двигателе сложно достичь полного сгорания топлива, в отработанных газах всегда содержится много сажи и серы. Выхлопные газы, попав в картер, за счет большого содержания сажи и серы, вызывают быстрое окисление (или ещё иначе говорят «старение») моторного масла, в результате чего масло теряет свои свойства. В связи с этим, в масле, используемом в дизельных двигателях, должен содержаться пакет присадок, препятствующий его окислению и большее количество моющих присадок.

READ Отвечает эксперт: Зачем проводятся тестирования на работе при приеме, при повышении

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: