Плановый ремонт гидротрансформатора АКПП проводят при пробеге 100 — 150 тыс. км. К этому времени изнашиваются расходники, истирается фрикционная накладка. Поломку гидротрансформатора определяют самостоятельно по звуку, ощущениям, тестам. Сделать правильный вывод поможет знание устройства и принцип работы гидроузла.
Что представляет собой гидротрансформатор
Гидротрансформатор (ГДТ) АКПП — аналог сцепления в механике, предназначенный для переноса мощности двигателя в коробку передач. Водитель напрямую не управляет гидроприводом, но с нажатием педали газа усиливает вращение мотора, а значит и ГДТ. За счет конструкции гидротрансформатор способен усиливать крутящий момент.
Внешне гидропривод напоминает тор, за что получил от автомехаников прозвище «бублик». Бублик работает плавно и бесшумно, но потребляет больше масла, чем механическое сцепление.
По статистике продаж, выбирая между АКПП, DSG и CVT, водители предпочитают «классический» автомат с гидротрансформатором. Выбор обоснован проверенной надёжностью конструкции, большим ресурсом, простотой в обслуживании.
Устройство гидротрансформатора АКПП
Рабочие элементы бублика заключены в герметичный корпус, заполненный маслом ATF. Посмотреть внутреннее состояние, можно после разреза сварного шва.
Гидротрансформатор состоит из трёх лопастных колёс, механически не соединённых между собой. К одной половине чаши корпуса приварено насосное колесо. Оно жёстко соединено с маховиком двигателя, поэтому начинает вращаться вместе с запуском мотора.
Читать
Диагностика и ремонт АКПП Mazda своими руками
Напротив насоса установлено турбинное колесо. В центре колеса ступица и подшипник, через которые турбина опирается на вал коробки передач. При запуске двигателя турбина неподвижна.
Между колёсами расположено реактор с обгонной муфтой. Реактор предназначен для автоматического переключения режимов гидротрансформатора.
Большой объём масла в бублике приводит к трате энергии двигателя на перемешивание и нагрев жидкости, а значит и увлеченный расход топлива. Для компенсации потерь инженеры добавили в конструкцию муфту блокировки: пластину с фрикционной накладкой и демпфером крутильных колебаний.
Принцип работы
Работа гидропривода основана на превращении механической энергии в гидравлическую и обратно в механическую для передачи в трансмиссию:
- С запуском двигателя подключается масляный насос и начинает вращаться насосное колесо ГДТ.
- Под действием центробежных сил масло отталкивается от лопаток колеса и перекидывается на лопатки турбины. Форма лопастей подобрана так, чтобы скорость и направление потоков масла создавали максимальный КПД гидротрансформатора.
- С увеличением оборотов растёт сила давления на турбину, Она начинает вращаться и достигает скорости насосного колеса.
- Реактор перенаправляет потоки масла, помогая разогнать насос, увеличивая крутящий момент.
- Энергия передаётся по валу в механизм переключения передач, а затем колёсам.
В новых моделях АКПП муфта блокировки ГДТ подключается уже на второй скорости или раньше по сигналу ЭБУ. Управление происходит путём сброса давления между плитой и корпусом ГДТ. Сила, давящая со стороны турбины, заставляет муфту сцепиться с поверхностью корпуса. В результате двигатель напрямую соединяется с коробкой передач.
Читать
Обслуживание и ремонт Hyundai ix55 Veracruz
Гидротрансформатор коробки автомат: как работает
Работа гидротрансформатора, основанная на передаче крутящего момента от ДВС к трансмиссии, происходит без жесткой связи мотора и КПП. Усилие передается посредством рециркулирующего потока жидкости внутри ГДТ. Насосное колесо, вращаясь вместе с маховиком, создает поток жидкости и направляет его на лопасти турбины, обеспечивая передачу усилия.
Сам гидротрансформатор, как правило, расположен на маховике ДВС автомобиля, при этом турбинное колесо «бублика» АКПП имеет жесткую связь с валом коробки передач.
Основные неисправности гидротрансформатора: признаки
Современные гидротрансформаторы АКПП имеют полностью компьютерное управление, то есть многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри. Все это необходимо для срабатывания блокировки гидротрансформатора. Такое конструктивное усовершенствование привело к снижению надежности данного узла автоматической трансмиссии.
Список основных проблем:
- Износ промежуточного подшипника или опорных подшипников (работа трансмиссии без нагрузок сопровождается посторонним шуршащим звуком). Проблему устраняют путем разборки, дефектовки и замены изношенных деталей;
- Загрязнение масляного фильтра (появление вибраций ГДТ практически на всех скоростных режимах). Проблему устраняют путем замены фильтра и трансмиссионной жидкости;
- Повреждение или износ обгонной муфты (падает динамика разгона во время набора скорости). Проблему решают путем замены муфты;
- Повреждение шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки (движение автомобиля невозможно). Решается проблема путем восстановления поврежденного соединения или заменой гидротрансформатора в целом;
- Частичное или полное повреждение лопастей колес или реактора (появление металлического скрежета). Устраняется путем замены поврежденных элементов;
- Некачественная ATF или недостаточное количество трансмиссионной жидкости, засорение системы охлаждения коробки (перегрев и выход из строя элементов гидротрансформатора). Устраняют проблему заменой поврежденных элементов, очисткой радиаторов, фильтров, проводят смену смазывающей жидкости и др.;
- Нарушение в работе системы управления (самопроизвольное переключение передач). Проблему устраняют, проведя диагностику и замену электронных элементов;
- Износ накладок блокировки гидротрансформатора. Результат — сбои в работе, рывки, пробуксовки, потеря тяги и т.д. Необходимо снятие гидротрансформатора, разборка, дефектовка и ремонт.
Признаки неисправности
Водитель не ощущает работу исправного гидротрансформатора, поэтому появление новых звуков, вибраций, толчков сигнализирует о проблеме в бублике. Из косвенных признаков отмечают повышенный расход топлива, высокие обороты двигателя.
Проблема | Возможная причина |
Течь масла | Износ фрикциона, сальников, уплотнителей |
На старте машина пробуксовывает, но после 60 км/ч едет нормально | Износ ступицы турбинного колеса, из-за чего на больших оборотах происходит проскальзывание |
Слышен удар металлической детали, шуршание при переключении передач | Повреждение подшипника |
Металлический стук на холостых оборотах, потеря плавности переключения передач | Износ фрикционной накладки |
Сильные вибрации и рывки при движении на скорости 60 км/ч | Неравномерное истирание фрикциона |
Металлические частицы в масле | Разрушение деталей |
Дребезжание, скрежет | Разрушение лопастей колёс |
Автомобиль не едет, при переключении селектора нет толчка или машина буксует | Не работает масляный насос или турбина гидротрансформатора |
Машина едет «на холодную», после прогрева буксует на месте | Загрязнение ГДТ и сетки фильтра, из-за чего давление в системе падает |
Если при ремонте поменять только деталь, которая из вышла из строя, то вскоре проблема вернётся. Чтобы ситуация не дошла до замены гидротрансформатора, нужно искать и устранять причину неполадки.
Диагностика гидротрансформатора своими руками
Последовательность диагностики бублика АКПП своими руками:
Читать
Замена сальника гидротрансформатора АКПП своими руками
Степень устранения неисправности | Что сделать | Когда поможет |
Лёгкая. Можно установить диагноз без тестов | Проверить уровень, поменять ATF и фильтр | · появление рывков или задержек при переключении передач; · лёгкая вибрации на скорости 60 —80 км/ч; · грязное масло; · неправильный уровень жидкости; · пузыри на щупе. |
Средняя. Можно установить диагноз без демонтажа | Снять коды неисправности с бортового компьютера | · неисправность проводов, соленоидов; · неисправность датчиков; · проблемы с блокировочной муфтой; · поломка деталей. |
Снять и осмотреть поддон на наличие металлических и пластиковых частиц, осадка | ||
Проверить давление в системе | ||
Протестировать блокировку ГДТ: с ростом оборотов двигателя скорость должна расти | ||
Тяжёлая. Для точного диагноза необходимо вскрытие. | Разобрать бублик | · масло пахнет гарью, содержит крупные частицы; · сильные вибрации и стук; · течь масла; · дребезжание, скрежет; · машина не едет или буксует. |
Чаще всего в ремонт гидротрансформатор попадает из-за облысения муфты блокировки или старения сальников. При этом приходится дополнительно промывать гидроблок, менять засоренные соленоиды, истёртые фрикционные диски. Такой ремонт в сервисе стоит недёшево, но поможет продлить работу родной АКПП.
Что можно считать типичными поломками?
- Износ подшипника. Проявляется гулом, сопровождаемым вибрацией. Их звуковая интенсивность растет с набором скорости;
- Истирание муфты на фрикционных дисках. Начинается с пробуксовки авто; довольно быстро движение вперед становится невозможным, в доступе остается только задняя передача;
- Износ составляющих тормозной системы. Здесь обратная предыдущей ситуация: теперь недоступен задний ход;
- Проблемы с маслом – на подъеме машина практически не тянет, теряет скорость, пробуксовывает, а при большом угле наклона и вовсе стопится;
- Проникновение в коробку грязи или воды. При этом в автомагистрали значительно понижается давление, масло начинает сильно пенится – и снова имеем пробуксовку;
- Изношенная скоростная муфта заставляет движок глохнуть, если вовремя не газануть;
- Засорение масла фрикционной стружкой образует нагар на соленоидных фильтрах. В результате давление масла становится слишком низким, вследствие чего получаем проявления, описанные в п. 5.
Прежде, чем забираться глубоко вовнутрь, стоит провести начальные работы: прозвонить всю электропроводку, замерить давление, снять и расшифровать коды поломок с бортового компьютера. И обязательно поменять масло. Возможно, больше никаких танцев с бубном больше не понадобится.
Ремонт бублика и его стоимость
Сделать ремонт гидротрансформаторов АКПП или вариаторов своими руками проблематично. Нужны знания о работе конкретной модели бублика, токарный станок, сварное оборудование, стенды для проверки собранного изделия. Ремонт, сделанный неопытным человеком, может «убить» гидропривод.
Узнать точно, во сколько руб. обойдётся ремонт гидротрансформатора в сервисном центре, можно только после полной диагностики, поскольку на цену влияет:
- возраст и общее состояние автомобиля;
- марка АКПП и модель бублика;
- сложность поломки гидротрансформатора.
Средние цены на работы по ремонту бублика:
Перечень работ | Цена, руб |
Снятие и установка АКПП | 12000 |
Разборка гидротрансформатора | 800 |
Сборка и проверка на стендах | 2000 |
Насосное колесо: | |
Ремонт | 800 |
Замена/ремонт ступицы | 1000/600 |
Турбина: | |
Ремонт колеса | 500 |
Замена ступицы | 600 |
Муфта блокировки: | |
Наклейка фрикционной накладки | 400 |
Ремонт системы блокировки | 2000 |
Реактор: | |
Ремонт | 500 |
На стоимость восстановления гидротрансформатора влияет сложность АКПП:
- за ремонт бублика 4, 5, 6-ступенчатой коробки возьмут 5000 — 10000 руб.;
- за ремонт бублика 8 -ступенчатой коробки — 10000 — 15000 руб.
Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:
- Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:
4HP24;
- 5HP19;
- 6HP26;
- ZF6HP26/28/32;
- ZF8HP45/55/70;
- ZF9HP48;
- 722.9;
- 4R100;
- 6R80;
- A750F;
- TR60-SN;
- TR80-SD.
Как происходит ремонт:
- Мастера снимают коробку, демонтируют гидротрансформатор.
- Сливают жидкость.
- Закрепляют ГДТ на токарном станке и разрезают сварной шов.
- Вручную или в моечной машине очищают детали от загрязнений.
- Мастер осматривает составные части бублика и отбраковывает неисправные. Детали восстанавливают или заменяют новыми.
- На специальном станке на муфту блокировки наклеивают фрикционную накладку.
- Следующим этапом идёт сборка узла с новыми расходниками.
- Корпус сваривают на станке.
- Проверяют биение ступицы насоса, зазор подшипников, герметичность. Проводят балансировку.
- Устанавливают ГДТ и АКПП на место.
Ремонт гидротрансформатора АКПП
Многие мне задавали вопрос, а с чего начинается и как происходит ремонт бублика коробки передач. Сейчас я вам поведаю этапы ремонта бублика в сервис-центре.
- Начинается все с прогрева автоматической коробки передач.
- Транспортное средство подымается на подъемнике. Так проще ее снять с машины.
- Сливается масло, затем отсоединяются провода и другие элементы, которые соединяют АКПП с мотором и электронным блоком управления, если последний находится снаружи.
- Механик с напарником снимают автомат и несут на рабочий стол.
- На рабочем столе откручивают болты поддона и убирают его на промывку.
- Снимается фильтрующее устройство.
- АКПП разбирается и снимается гидротрансформатор.
- Устанавливается на специальный стенд, где разрезается по шву.
- Детали моются и очищаются.
- Затем опытный механик проводит дефектовку элементов.
- Неисправные комплектующие выкидывают, а новые ставят вместо сломанных.
- Меняют фрикционы и уплотнители в бублике АКПП, даже если они целые.
- Собирают и заваривают шов. Заливают масло внутрь бублика АКПП.
- Тестируют на биение, удержание давления и герметичности.
- Устанавливают на АКПП и балансируют.
Если его нельзя отремонтировать, то бублик заменяют новым.
Что такое гидромуфта
В отличие от гидротрансформатора гидромуфта не изменяет крутящий момент двигателя, а передаёт напрямую в трансмиссию. Поэтому устройство гидромуфты проще и включает в себя: корпус, насосное и турбинное колёса, вращающиеся в масляной среде.
Узел устанавливают в трансмиссии грузовиков, автобусов, тракторов и сельхозтехники.
Признаки неисправности гидромуфты
Поскольку гидромуфта является «упрощённой версией» гидротрансформатора, их неисправности схожи:
- пробуксовки машины из-за поломки шлицов ступицы;
- металлический стук от неисправного подшипника;
- протекание жидкости через изношенные уплотнители и т.д.
Как и гидротрансформатор, гидромуфта страдает от перегрева и загрязнения масла в автоматической коробке передач. При отсутствии давления узел не будет исправно работать, а значит машина не тронется с места.
Ремонт гидромуфты
Ремонт гидромуфты аналогичен восстановлению бублика АКПП. Из-за отсутствия фрикционной накладки и реактора, стоимость работ и материалов будет ниже.