Диагностика, ремонт и замена гидротрансформатора АКПП


Плановый ремонт гидротрансформатора АКПП проводят при пробеге 100 — 150 тыс. км. К этому времени изнашиваются расходники, истирается фрикционная накладка. Поломку гидротрансформатора определяют самостоятельно по звуку, ощущениям, тестам. Сделать правильный вывод поможет знание устройства и принцип работы гидроузла.

Что представляет собой гидротрансформатор

Гидротрансформатор (ГДТ) АКПП — аналог сцепления в механике, предназначенный для переноса мощности двигателя в коробку передач. Водитель напрямую не управляет гидроприводом, но с нажатием педали газа усиливает вращение мотора, а значит и ГДТ. За счет конструкции гидротрансформатор способен усиливать крутящий момент.

Устройство гидротрансформатора

Внешне гидропривод напоминает тор, за что получил от автомехаников прозвище «бублик». Бублик работает плавно и бесшумно, но потребляет больше масла, чем механическое сцепление.

По статистике продаж, выбирая между АКПП, DSG и CVT, водители предпочитают «классический» автомат с гидротрансформатором. Выбор обоснован проверенной надёжностью конструкции, большим ресурсом, простотой в обслуживании.

Устройство гидротрансформатора АКПП

Рабочие элементы бублика заключены в герметичный корпус, заполненный маслом ATF. Посмотреть внутреннее состояние, можно после разреза сварного шва.

Гидротрансформатор состоит из трёх лопастных колёс, механически не соединённых между собой. К одной половине чаши корпуса приварено насосное колесо. Оно жёстко соединено с маховиком двигателя, поэтому начинает вращаться вместе с запуском мотора.

Читать

Диагностика и ремонт АКПП Mazda своими руками

Напротив насоса установлено турбинное колесо. В центре колеса ступица и подшипник, через которые турбина опирается на вал коробки передач. При запуске двигателя турбина неподвижна.

Турбина гидротрасформатора

Между колёсами расположено реактор с обгонной муфтой. Реактор предназначен для автоматического переключения режимов гидротрансформатора.

Большой объём масла в бублике приводит к трате энергии двигателя на перемешивание и нагрев жидкости, а значит и увлеченный расход топлива. Для компенсации потерь инженеры добавили в конструкцию муфту блокировки: пластину с фрикционной накладкой и демпфером крутильных колебаний.

Муфта блокировки бублика

Принцип работы

Работа гидропривода основана на превращении механической энергии в гидравлическую и обратно в механическую для передачи в трансмиссию:

  1. С запуском двигателя подключается масляный насос и начинает вращаться насосное колесо ГДТ.
  2. Под действием центробежных сил масло отталкивается от лопаток колеса и перекидывается на лопатки турбины. Форма лопастей подобрана так, чтобы скорость и направление потоков масла создавали максимальный КПД гидротрансформатора.
  3. С увеличением оборотов растёт сила давления на турбину, Она начинает вращаться и достигает скорости насосного колеса.
  4. Реактор перенаправляет потоки масла, помогая разогнать насос, увеличивая крутящий момент.
  5. Энергия передаётся по валу в механизм переключения передач, а затем колёсам.

Трансформирвоание крутящего момента двигателя

В новых моделях АКПП муфта блокировки ГДТ подключается уже на второй скорости или раньше по сигналу ЭБУ. Управление происходит путём сброса давления между плитой и корпусом ГДТ. Сила, давящая со стороны турбины, заставляет муфту сцепиться с поверхностью корпуса. В результате двигатель напрямую соединяется с коробкой передач.

Читать

Обслуживание и ремонт Hyundai ix55 Veracruz

Гидротрансформатор коробки автомат: как работает

Работа гидротрансформатора, основанная на передаче крутящего момента от ДВС к трансмиссии, происходит без жесткой связи мотора и КПП. Усилие передается посредством рециркулирующего потока жидкости внутри ГДТ. Насосное колесо, вращаясь вместе с маховиком, создает поток жидкости и направляет его на лопасти турбины, обеспечивая передачу усилия.

Сам гидротрансформатор, как правило, расположен на маховике ДВС автомобиля, при этом турбинное колесо «бублика» АКПП имеет жесткую связь с валом коробки передач.

Основные неисправности гидротрансформатора: признаки

Современные гидротрансформаторы АКПП имеют полностью компьютерное управление, то есть многочисленные датчики следят за давлением и скоростью движения валов внутри. Все это необходимо для срабатывания блокировки гидротрансформатора. Такое конструктивное усовершенствование привело к снижению надежности данного узла автоматической трансмиссии.

Список основных проблем:

  • Износ промежуточного подшипника или опорных подшипников (работа трансмиссии без нагрузок сопровождается посторонним шуршащим звуком). Проблему устраняют путем разборки, дефектовки и замены изношенных деталей;
  • Загрязнение масляного фильтра (появление вибраций ГДТ практически на всех скоростных режимах). Проблему устраняют путем замены фильтра и трансмиссионной жидкости;
  • Повреждение или износ обгонной муфты (падает динамика разгона во время набора скорости). Проблему решают путем замены муфты;
  • Повреждение шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки (движение автомобиля невозможно). Решается проблема путем восстановления поврежденного соединения или заменой гидротрансформатора в целом;
  • Частичное или полное повреждение лопастей колес или реактора (появление металлического скрежета). Устраняется путем замены поврежденных элементов;
  • Некачественная ATF или недостаточное количество трансмиссионной жидкости, засорение системы охлаждения коробки (перегрев и выход из строя элементов гидротрансформатора). Устраняют проблему заменой поврежденных элементов, очисткой радиаторов, фильтров, проводят смену смазывающей жидкости и др.;
  • Нарушение в работе системы управления (самопроизвольное переключение передач). Проблему устраняют, проведя диагностику и замену электронных элементов;
  • Износ накладок блокировки гидротрансформатора. Результат — сбои в работе, рывки, пробуксовки, потеря тяги и т.д. Необходимо снятие гидротрансформатора, разборка, дефектовка и ремонт.

Признаки неисправности

Водитель не ощущает работу исправного гидротрансформатора, поэтому появление новых звуков, вибраций, толчков сигнализирует о проблеме в бублике. Из косвенных признаков отмечают повышенный расход топлива, высокие обороты двигателя.

Проблема Возможная причина
Течь маслаИзнос фрикциона, сальников, уплотнителей
На старте машина пробуксовывает, но после 60 км/ч едет нормальноИзнос ступицы турбинного колеса, из-за чего на больших оборотах происходит проскальзывание
Слышен удар металлической детали, шуршание при переключении передачПовреждение подшипника
Металлический стук на холостых оборотах, потеря плавности переключения передачИзнос фрикционной накладки
Сильные вибрации и рывки при движении на скорости 60 км/чНеравномерное истирание фрикциона
Металлические частицы в маслеРазрушение деталей
Дребезжание, скрежетРазрушение лопастей колёс
Автомобиль не едет, при переключении селектора нет толчка или машина буксуетНе работает масляный насос или турбина гидротрансформатора
Машина едет «на холодную», после прогрева буксует на местеЗагрязнение ГДТ и сетки фильтра, из-за чего давление в системе падает

Если при ремонте поменять только деталь, которая из вышла из строя, то вскоре проблема вернётся. Чтобы ситуация не дошла до замены гидротрансформатора, нужно искать и устранять причину неполадки.

Диагностика гидротрансформатора своими руками

Последовательность диагностики бублика АКПП своими руками:

Читать

Замена сальника гидротрансформатора АКПП своими руками

Степень устранения неисправности Что сделать Когда поможет
Лёгкая. Можно установить диагноз без тестовПроверить уровень, поменять ATF и фильтр· появление рывков или задержек при переключении передач;
· лёгкая вибрации на скорости 60 —80 км/ч;

· грязное масло;

· неправильный уровень жидкости;

· пузыри на щупе.

Средняя. Можно установить диагноз без демонтажаСнять коды неисправности с бортового компьютера· неисправность проводов, соленоидов;
· неисправность датчиков;

· проблемы с блокировочной муфтой;

· поломка деталей.

Снять и осмотреть поддон на наличие металлических и пластиковых частиц, осадка
Проверить давление в системе
Протестировать блокировку ГДТ: с ростом оборотов двигателя скорость должна расти
Тяжёлая. Для точного диагноза необходимо вскрытие.Разобрать бублик· масло пахнет гарью, содержит крупные частицы;
· сильные вибрации и стук;

· течь масла;

· дребезжание, скрежет;

· машина не едет или буксует.

Чаще всего в ремонт гидротрансформатор попадает из-за облысения муфты блокировки или старения сальников. При этом приходится дополнительно промывать гидроблок, менять засоренные соленоиды, истёртые фрикционные диски. Такой ремонт в сервисе стоит недёшево, но поможет продлить работу родной АКПП.

Что можно считать типичными поломками?

  • Износ подшипника. Проявляется гулом, сопровождаемым вибрацией. Их звуковая интенсивность растет с набором скорости;
  • Истирание муфты на фрикционных дисках. Начинается с пробуксовки авто; довольно быстро движение вперед становится невозможным, в доступе остается только задняя передача;
  • Износ составляющих тормозной системы. Здесь обратная предыдущей ситуация: теперь недоступен задний ход;
  • Проблемы с маслом – на подъеме машина практически не тянет, теряет скорость, пробуксовывает, а при большом угле наклона и вовсе стопится;
  • Проникновение в коробку грязи или воды. При этом в автомагистрали значительно понижается давление, масло начинает сильно пенится – и снова имеем пробуксовку;
  • Изношенная скоростная муфта заставляет движок глохнуть, если вовремя не газануть;
  • Засорение масла фрикционной стружкой образует нагар на соленоидных фильтрах. В результате давление масла становится слишком низким, вследствие чего получаем проявления, описанные в п. 5.

Прежде, чем забираться глубоко вовнутрь, стоит провести начальные работы: прозвонить всю электропроводку, замерить давление, снять и расшифровать коды поломок с бортового компьютера. И обязательно поменять масло. Возможно, больше никаких танцев с бубном больше не понадобится.

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками. Всему можно научиться

Ремонт бублика и его стоимость

Сделать ремонт гидротрансформаторов АКПП или вариаторов своими руками проблематично. Нужны знания о работе конкретной модели бублика, токарный станок, сварное оборудование, стенды для проверки собранного изделия. Ремонт, сделанный неопытным человеком, может «убить» гидропривод.

Узнать точно, во сколько руб. обойдётся ремонт гидротрансформатора в сервисном центре, можно только после полной диагностики, поскольку на цену влияет:

  • возраст и общее состояние автомобиля;
  • марка АКПП и модель бублика;
  • сложность поломки гидротрансформатора.

Средние цены на работы по ремонту бублика:

Перечень работ Цена, руб
Снятие и установка АКПП12000
Разборка гидротрансформатора800
Сборка и проверка на стендах2000
Насосное колесо:
Ремонт800
Замена/ремонт ступицы1000/600
Турбина:
Ремонт колеса500
Замена ступицы600
Муфта блокировки:
Наклейка фрикционной накладки400
Ремонт системы блокировки2000
Реактор:
Ремонт500

На стоимость восстановления гидротрансформатора влияет сложность АКПП:

  • за ремонт бублика 4, 5, 6-ступенчатой коробки возьмут 5000 — 10000 руб.;
  • за ремонт бублика 8 -ступенчатой коробки — 10000 — 15000 руб.

Ремонт бублика

Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:

  • Самые дорогие в ремонте гидротрансформаторы установлены в автоматах:

    4HP24;

  • 5HP19;
  • 6HP26;
  • ZF6HP26/28/32;
  • ZF8HP45/55/70;
  • ZF9HP48;
  • 722.9;
  • 4R100;
  • 6R80;
  • A750F;
  • TR60-SN;
  • TR80-SD.

Как происходит ремонт:

  1. Мастера снимают коробку, демонтируют гидротрансформатор.
  2. Сливают жидкость.
  3. Закрепляют ГДТ на токарном станке и разрезают сварной шов.
  4. Вручную или в моечной машине очищают детали от загрязнений.
  5. Мастер осматривает составные части бублика и отбраковывает неисправные. Детали восстанавливают или заменяют новыми.
  6. На специальном станке на муфту блокировки наклеивают фрикционную накладку.
  7. Следующим этапом идёт сборка узла с новыми расходниками.
  8. Корпус сваривают на станке.
  9. Проверяют биение ступицы насоса, зазор подшипников, герметичность. Проводят балансировку.
  10. Устанавливают ГДТ и АКПП на место.

Ремонт гидротрансформатора АКПП

Многие мне задавали вопрос, а с чего начинается и как происходит ремонт бублика коробки передач. Сейчас я вам поведаю этапы ремонта бублика в сервис-центре.

Ремонт ГДТ

  1. Начинается все с прогрева автоматической коробки передач.
  2. Транспортное средство подымается на подъемнике. Так проще ее снять с машины.
  3. Сливается масло, затем отсоединяются провода и другие элементы, которые соединяют АКПП с мотором и электронным блоком управления, если последний находится снаружи.
  4. Механик с напарником снимают автомат и несут на рабочий стол.
  5. На рабочем столе откручивают болты поддона и убирают его на промывку.
  6. Снимается фильтрующее устройство.
  7. АКПП разбирается и снимается гидротрансформатор.
  8. Устанавливается на специальный стенд, где разрезается по шву.
  9. Детали моются и очищаются.
  10. Затем опытный механик проводит дефектовку элементов.
  11. Неисправные комплектующие выкидывают, а новые ставят вместо сломанных.
  12. Меняют фрикционы и уплотнители в бублике АКПП, даже если они целые.
  13. Собирают и заваривают шов. Заливают масло внутрь бублика АКПП.
  14. Тестируют на биение, удержание давления и герметичности.
  15. Устанавливают на АКПП и балансируют.

Если его нельзя отремонтировать, то бублик заменяют новым.

Что такое гидромуфта

В отличие от гидротрансформатора гидромуфта не изменяет крутящий момент двигателя, а передаёт напрямую в трансмиссию. Поэтому устройство гидромуфты проще и включает в себя: корпус, насосное и турбинное колёса, вращающиеся в масляной среде.

Устройство гидромуфты

Узел устанавливают в трансмиссии грузовиков, автобусов, тракторов и сельхозтехники.

Признаки неисправности гидромуфты

Поскольку гидромуфта является «упрощённой версией» гидротрансформатора, их неисправности схожи:

  • пробуксовки машины из-за поломки шлицов ступицы;
  • металлический стук от неисправного подшипника;
  • протекание жидкости через изношенные уплотнители и т.д.

Как и гидротрансформатор, гидромуфта страдает от перегрева и загрязнения масла в автоматической коробке передач. При отсутствии давления узел не будет исправно работать, а значит машина не тронется с места.

Ремонт гидромуфты

Ремонт гидромуфты аналогичен восстановлению бублика АКПП. Из-за отсутствия фрикционной накладки и реактора, стоимость работ и материалов будет ниже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: