Шаровая опора: неисправность может привести к большим неприятностям

Шаровая опора: неисправность может привести к большим неприятностям


Шаровая опора является очень важным элементом передней подвески легкового автомобиля. Если есть повреждения — это может привести к ДТП. Шаровая опора представляет собой шарнир с креплениями, закрытый резиновым уплотнителем, который защищает его от повреждений, пыли и грязи. Уплотнитель также предназначен для поддержания герметичности, потому что соединение работает в смазке. Шаровая опора позволяет прикрепить поворотный кулак к маятниковому рычагу. Подвижная шаровая предназначена для амортизации и поворота колеса, сохраняя при этом правильное положение.
Что вызывает повреждения шаровой опоры?

Поворотный штифт повреждается, прежде всего, при длительном движении по неровной дороге. Кроме того, он также может быть поврежден из-за разрушения резиновых уплотнителей, защищающих его. Резина приходит в негодность с течением времени, начинает трескаться. Часто такая трещина может быть результатом механического повреждения, например, ударов камня во время движения. Если резиновое покрытие повреждено, вода и грязь повреждают соединение, что приводит к вытеканию смазки и коррозии металлических компонентов.

Внезапное повреждение шарнирного пальца также может возникнуть при движении, когда колесо попало в очень большую яму. В такой ситуации штифт сломается.

Кроме того, неправильно установленная геометрия подвески и плохо сбалансированные колеса также способствуют ускоренному износу или повреждению штифта.

Как распознать ошибку шаровой опоры?

Передняя подвеска издает шум, создавая характерный скрип при движении по неровной поверхности. Посторонние звуки всегда должны настораживать каждого автовладельца. Кроме того, при вождении, вы можете четко почувствовать, что машина едет хуже — часто приходится реагировать на руль, потому что автомобиль не может поддерживать прямолинейное движение (здесь не всегда причиной является повреждение подвески, иногда также отсутствие давления в одной из шин или неправильная геометрия, из-за которой автомобиль тянет в одну сторону).

Если неисправность недооценивается, штифт может сломаться во время движения, что приведет к отрыву его от маятникового рычага. Чем это может закончится? Несчастный случай со смертельным исходом, если автомобиль движется с высокой скоростью, и в это время штифт ломается. На низкой скорости — пострадают крыло и бампер, а колесо продолжит вращение.

Как проходит ремонт?

Прежде всего, вам необходимо приобрести новые шаровые опоры (для замены попарно с обеих сторон), адаптированные к модели вашего автомобиля. Во время обмена машина поднимается на подъемник. Затем механики разбирают колеса на передней оси. Прежде всего, шаровая опора откручивается от поворотного кулака, сначала откручивается гайка, а затем используется специальный съемник.

Как правило, в случае вмешательства в подвеску автомобиля, необходимо произвести операцию «развал-схождение».

Неисправности шаровой опоры. Основные признаки и как определить неисправность

На что влияет шаровая опора в машине?

Неисправность шаровой способна спровоцировать аварийную ситуацию, при которой колесо автомобиля выворачивается наружу. Но если она только начинает стучать при езде, в том числе на большой скорости то печальных последствий можно избежать. Поэтому автолюбителю очень рекомендуется знать все признаки неисправности шаровой опоры автомобиля, а также методы их диагностики и устранения.

Признаки неисправности шаровой опоры

Не знаете как определить неисправность шаровой? Ответом на этот вопрос могут служить следующие ситуации и их признаки, представлены в таблице:

Симптомы неисправности шаровой опорыОписание признака и причины

Стук от колеса во время движения, особенно при проезде ям и различных неровностей.Лязг и стук способен возникнуть на любой скорости. Особенно хорошо он слышен при наезде груженной машины на яму, резком вхождении в поворот с креном кузова, резком торможении. Может носить как разовый так и повторяющийся характер, во время пиковой нагрузки на шаровую опору. Исключение составляет случай, когда в холодное время года замерзает смазка в ШРУС, однако после прогревания и непродолжительной езды она разогревается и стук прекращается.
Изменение характеристик развала-схождения.Обычно больше «страдает» то колесо, на чьей стороне больше износилась шаровая опора. Такие изменения развала-схождения не будут видны на глаз, поэтому для идентификации поломки рекомендуется воспользоваться услугами автосервисов, где выполняют замер и восстановление сход-развала. Косвенным признаком поломки в данном случае будет «подъедание» резины на краю колеса.
«Виляние» машины по дороге.Такое поведение вызвано появлением люфта в шаровой опоре. Из-за него колесо шатается при езде и машина не в состоянии ровно держать дорогу. Причем это рыскание будет увеличиваться по мере увеличения скорости движения. Однако на начальном этапе этот признак уловить достаточно сложно, особенно, если автомобиль, в основном, ездит по плохим (неровным, разбитым) дорогам.
Скрип во время поворота.В данном случае имеется в виду скрип, исходящий от передних колес. Так как скрипящие звуки могут также доносится от гидроусилителя или рулевой рейки. Поэтому в таком случае лучше сделать дополнительный осмотр шаровой монтажкой.
Неравномерный износ покрышек передних.Когда в результате повреждения шаровой опоры рулевое колесо стоит не строго вертикально, а под углом к поверхности дороги, то по его внутреннему краю (тот, который ближе к двигателю) протектор изнашивается сильнее, чем на остальной поверхности колеса. Проверить это можно просто визуально, если осмотреть соответствующую поверхность покрышки с той стороны, откуда происходит стук во время езды. Также этому может способствовать и биение колеса при движении.
Во время торможения меняется траектория движения автомобиля.При движении прямо и торможении машина может немного свернуть вбок. Причем в тот, со стороны которого имеется поврежденная шаровая опора. Вызвано это тем, что одно из колес немного наклонено, что создает усилие для движения. Обычно при этом слышны характерные щелчки, исходящие из района установки шаровой опоры. По мере усиления торможения звук щелчков также может увеличиваться.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков неисправности нужно определить неисправный узел, для этого проверить не только шаровую, но и другие элементы подвески. Зачастую проблема возникает в комплексе, то есть, частично из строя выходит как шаровая опора, так и другие элементы подвески и рулевого управления. И чем раньше их диагностировать и устранить — тем дешевле это обойдется и тем безопаснее и комфортнее будет ездить на автомобиле.

Причины неисправности шаровой

Существует ряд типовых причин, по которым шаровая опора приходит в негодность. Среди них:

  • Естественный износ. В среднем, шаровый шарнир может ходит в пределах от 20 до 150 тысяч километров пробега. Однако, если деталь более-менее качественная, то проблемы с ней могут начаться примерно через 100 тысяч километров пробега на автомобиле. На износ влияет много факторов — качество выполненной детали, условия эксплуатации, уход за деталью, наличие смазки, целостность пыльника, езда на большой скорости по неровной дороге, резкие перепады температуры, езда по бездорожью и так далее.
  • Порванный пыльник. Эта часть шаровой опоры, грубо говоря, считается расходным материалом, поэтому автовладельцу желательно периодически следить за его состоянием, в частности, целостностью. Если пыльник повредиться, то внутрь шаровой опоры во время езды на автомобиле наверняка попадет влага, песок, грязь, мелкий мусор. Все эти элементы будут образовывать абразивный материал, который будет естественным образом изнашивать внутренности опоры. Поэтому порванные пыльники нужно своевременно менять используя при этом соответствующую смазку.
  • Повышенные нагрузки. В первую очередь это касается езды на автомобиле на высокой скорости по неровным дорогам. В таких условиях удары приходятся на различные элементы подвески, и в том числе — на шаровую опору. Естественно, что это приводит к ее износу и повреждению. Другая ситуация — перегрузка машины, то есть, перевозка на ней предельно допустимых по массе грузов или даже с превышением допустимой массы. Особенно тяжелый вариант — совмещение быстрой езды по неровной дороге при значительно загруженной машине.
  • Выработка смазки. Она удаляется из шаровой по естественным причинам — высыхание, испарение. Как указывалось выше, при повреждении пыльника смазка может быть удалена очень быстро вследствие естественных причин, что приведет к усиленному износу шаровой опоры. Соответственно, полезно периодически добавлять смазочную массу в шаровую, в том числе при установке нового узла, поскольку зачастую на новых опорах производители оставляют не так много смазки, как того требует инструкция автопроизводителя. Для добавления смазки в шаровую существуют специальные приспособления. А в качестве смазывающего материала можно использовать литиевые смазки (например, «Литол»), средство ШРБ-4 и прочие.

Помните, что причины неисправностей шаровой опоры не появляются в одночасье. Исключением может быть лишь изначально бракованная деталь (например, с трещиной на корпусе), однако вероятность этого достаточно мала. Поэтому нужно диагностировать шаровую еще на начальном этапе поломки. А при покупке также лучше не скупиться и заплатить чуть больше, ведь чем деталь дороже тем, она будет более износостойкой (в большинстве случаев). Главным их отличием является качество материала, тип и количество используемой смазки, а также стойкость на разрыв.

Как определить неисправность шаровой

Считается, что оптимальным методом проверки шаровой опоры будет посещение автосервиса, где есть подъемник и соответствующий стенд. Там специалисты смогут выявить неисправность не только шаровой опоры, но и других элементов подвески машины.

Однако если задача стоит только проверка шаровой, то сделать это можно в гаражных условия при помощи одной только монтажки. Ну разве что желательно чтобы машина стояла на яме или эстакаде. Определить неисправную шаровую опору можно будет по главному симптому — стуку и свободному ходу шарового пальца при создании на него усилия монтировки.

Самостоятельная диагностика шаровой опоры и ходовой части

Шаровая опора

— одно из самых уязвимых мест автомобильной подвески, а последствия выхода из строя этой детали могут быть весьма плачевными. В своей сегодняшней статье я попытаюсь поведать вам о том, как самостоятельно диагностировать неисправности шаровой опоры автомобиля по характерным симптомам.

Прежде чем начинать диагностику шаровой опоры

, следует демонтировать колесо. После необходимо открутить снизу резьбовую пробку, затем при помощи глубиномера проверить расстояние – если оно будет больше чем 11,8 мм, эта опора подлежит обязательной замене. Если же этого не сделать, то при каком-нибудь сильном ударе верхний корпус шарнира может лопнуть по трещинам, после чего шар полностью вылетит.

Самая хрупкая часть шаровой — конец рычага шаровой опоры, зачастую именно здесь возникают трещины, которые впоследствии приводят к большим неприятностям. Появление трещин может произойти также и возле проушин под сайлентблоки, или в средней части опоры. Своевременное выявление этих трещин – это ваш шанс избежать аварийной ситуации, серьезных проблем и капитального ремонта. Иногда трещину можно увидеть по характерной желтой полоске ржавчины, которая пропитана тонким слоем подсохшей грязи.

Диагностировать неисправность можно с помощью одного старого способа. Для этого необходимо намочить рычаг соляркой, затем насухо вытереть его и прилепить слой жидкой глины. Через несколько дней осмотрите высохшую глину – проникшая в щели солярка, обязательно проявится на глине. В этом методе главное дотошность, от этого зависит успех диагностики. Трещины, так или иначе, приведут к поломке рычага, в результате вы получите то же самое, что и при вырванной шаровой.

История создания шаровой опоры

До изобретения шаровых механизмов в автомобилях использовались шкворни. Это болт с игольчатым или роликовым подшипником, который обеспечивал некоторую маневренность передних колес, но подвеска при этом отличалась своей жесткостью, так как рычаги не имели столько свободного хода, как в современных транспортных средствах.

Существовали разные механизмы, состоящие из нескольких стержней с подшипниками, что делало подвеску более мягкой. Но конструкция таких узлов была сложной, и их ремонт был достаточно трудоемким. Основной причиной выхода из строя – потеря смазки в подшипниках.

В начале 1950-х годов появилась инновационная разработка, которая делала данный узел максимально простым. Это были шаровые опоры. Благодаря простой конструкции их обслуживание максимально упрощалось, но при этом деталь давала больше свободы поворотному колесу – ход при сжатии и отбое подвески, а также поворот кулака, на котором закреплена ступица.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: