Нормы выбросов вредных веществ автомобилями в мире. Справка


Проблема экологичности автомобилей возникла ещё в середине ХХ века, когда машины стали массовым продуктом. Европейские страны, находясь на сравнительно небольшой территории, ранее других стали применять различные экологические нормативы. Они существовали в отдельных странах и включали различные требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей.

В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (так называемый Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования ужесточались, другие государства также стали вводить подобные нормативы.

Вопрос-ответ Что представляет собой бензиновый стандарт Евро-5?

Экологические нормы в Европе

С 2015 года в Европе действуют нормы Евро-6. Согласно этим требованиям, для бензиновых двигателей устанавливаются следующие допустимые выбросы вредных веществ (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 1
  • Углеводород (СН) — 0,1
  • Оксид азота (NOx) — 0,06
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,005

Для автомобилей с дизельными двигателями стандарт Евро-6 устанавливает другие нормы (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 0,5
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Углеводороды и оксиды азота (HC+NOx) — 0,17
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,005

Экологический стандарт в России

Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.

С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2021 года он стал применяться и на все производимые автомобили.

Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.

Стандарты катализаторов — что такое Евро 2, Евро 3 и Евро 4

Первый европейский стандарт выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей был введен в 1970 году.

Прошло 22 года до следующего большого изменения, когда в 1992 году стандарт «Евро 1» объявил установку катализаторов на бензиновые автомобили для снижения выбросов угарного газа (CO).

Последний стандарт, «Евро 6», применяется к новым утвержденным типам с сентября 2014 года и ко всем новым автомобилям с сентября 2015 года и снижает количество некоторых загрязняющих веществ на 96% по сравнению с лимитами 1992 года.

Тест Euro 6 стал более строгим с сентября 2021 года с добавлением расширенного теста на выбросы загрязняющих веществ на дороге, известного как Real Driving Emissions или RDE .

Приведенные ниже даты являются датой вступления в силу новых официальных утверждений типа транспортных средств. Даты в скобках — это даты внедрения всех новых регистраций транспортных средств, обычно через год, поэтому автомобиль, зарегистрированный между двумя датами, может соответствовать соответствующему стандарту выбросов, а автомобиль, зарегистрированный после даты, указанной в скобках, будет соответствовать ему.

CO окись углерода

NOx оксиды азота

HC углеводороды

PM твердые частицы

Евро 1 (EC93)

Июль 1992 г. (январь 1993 г.)

Введение стандарта Евро 1 в 1992 году потребовало перехода на неэтилированный бензин и универсальной установки каталитических нейтрализаторов на бензиновые автомобили для снижения выбросов окиси углерода (CO).

Пределы выбросов Евро 1
  • CO — 2,72 г / км (бензин и дизель)
  • HC + NOx — 0,97 г / км (бензин и дизель)
  • PM — 0,14 г / км (только дизель)
Евро 2 (EC96)

Январь 1996 (январь 1997)

Стандарт Euro 2 дополнительно снизил лимит на выбросы окиси углерода, а также снизил комбинированный предел для несгоревших углеводородов и оксидов азота как для бензиновых, так и для дизельных транспортных средств.

Евро 2 ввел различные ограничения выбросов для бензина и дизельного топлива.

Нормы выбросов Евро 2 (бензин)
  • CO — 2,2 г / км
  • HC + NOx — 0,5 г / км
  • PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 2 (дизельное топливо)
  • СО — 1,0 г / км
  • HC + NOx — 0,7 г / км
  • ПМ — 0,08 г / км
Евро 3 (EC2000)

Январь 2000 (январь 2001)

Euro 3 изменил процедуру испытаний, чтобы исключить период прогрева двигателя и дополнительно снизить допустимые пределы содержания окиси углерода и твердых частиц в дизельном топливе. Euro 3 также добавил отдельный предел NOx для дизельных двигателей и ввел отдельные ограничения HC и NOx для бензиновых двигателей.

Нормы выбросов Евро 3 (бензин)
  • CO — 2,3 г / км
  • HC — 0,20 г / км
  • NOx — 0,15
  • PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 3 (дизельное топливо)
  • CO — 0,64 г / км
  • HC + NOx — 0,56 г / км
  • NOx — 0,50 г / км
  • ПМ — 0,05 г / км
Евро 4 (EC2005)

Январь 2005 (январь 2006)

Евро 4 (январь 2005 г.) и более поздний Евро 5 (сентябрь 2009 г.) были сконцентрированы на очистке выхлопных газов дизельных автомобилей, особенно в снижении содержания твердых частиц (ТЧ) и оксидов азота (NOx).

Некоторые автомобили с дизельным двигателем Euro 4 были оснащены фильтрами твердых частиц.

Нормы выбросов Евро 4 (бензин)
  • СО — 1,0 г / км
  • УВ — 0,10 г / км
  • NOx — 0,08
  • PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 4 (дизельное топливо)
  • CO — 0,50 г / км
  • HC + NOx — 0,30 г / км
  • NOx — 0,25 г / км
  • ПМ — 0,025 г / км
Евро 5

Сентябрь 2009 г. (январь 2011 г.)

Евро 5 еще больше ужесточил ограничения на выбросы твердых частиц из дизельных двигателей, и всем дизельным автомобилям требуются фильтры твердых частиц, чтобы соответствовать новым требованиям. Также было некоторое ужесточение пределов NOx (снижение на 28% по сравнению с Euro 4), а также впервые ограничение по твердым частицам для бензиновых двигателей, применимое только к двигателям с прямым впрыском.

Обращаясь к эффектам выбросов очень мелких частиц, Euro 5 ввел ограничение на количество частиц для дизельных двигателей в дополнение к пределу веса частиц. Это относилось к новым одобрениям типа с сентября 2011 года и ко всем новым дизельным автомобилям с января 2013 года.

Нормы выбросов Евро 5 (бензин)
  • СО — 1,0 г / км
  • УВ — 0,10 г / км
  • NOx — 0,06 г / км
  • PM — 0,005 г / км (только с прямым впрыском)
Нормы выбросов Евро 5 (дизельное топливо)
  • CO — 0,50 г / км
  • HC + NOx — 0,23 г / км
  • NOx — 0,18 г / км
  • PM — 0,005 г / км
  • ПМ — 6.0×10 ^ 11 / км
Евро 6

Сентябрь 2014 г. (сентябрь 2015 г.)

Стандарт Евро 6 предусматривает дальнейшее значительное сокращение выбросов NOx от дизельных двигателей (сокращение на 67% по сравнению с Евро 5) и устанавливает аналогичные стандарты для бензина и дизельного топлива.

Рециркуляция выхлопных газов (EGR) — замена части всасываемого воздуха (содержащего 80% азота) рециркулированным выхлопным газом — снижает количество азота, доступного для окисления до NOx во время сгорания, но в дополнение к дизельному топливу может потребоваться дополнительная обработка выхлопных газов. Фильтры для твердых частиц должны соответствовать стандарту Euro 5.

Автомобили с дизельным двигателем Евро 6 могут также оснащаться:

  • Адсорбер NOx (ловушка обедненного NOx), который накапливает NOx и восстанавливает его до азота над катализатором.
  • Селективное каталитическое восстановление (SCR), в котором используется присадка (жидкость для выхлопных газов дизельного двигателя (DEF) или AdBlue), содержащий мочевину, впрыскиваемую в выхлопные газы для преобразования NOx в азот и воду.
  • Использование церия, жидкости, впрыскиваемой в топливный бак при каждой заправке автомобиля, что способствует регенерации сажевого фильтра за счет снижения температуры, необходимой для регенерации.
Нормы выбросов Евро 6 (бензин)
  • СО — 1,0 г / км
  • УВ — 0,10 г / км
  • NOx — 0,06 г / км
  • PM — 0,005 г / км (только с прямым впрыском)
  • PM — 6.0×10 ^ 11 / км (только с непосредственным впрыском)
Нормы выбросов Евро 6 (дизельное топливо)
  • CO — 0,50 г / км
  • HC + NOx — 0,17 г / км NOx — 0,08 г / км
  • PM — 0,005 г / км
  • ПМ — 6.0×10 ^ 11 / км
Euro 6d-Temp, Euro 6d и реальные выбросы загрязняющих веществ (RDE)

С 1 сентября 2021 года будут проводиться более строгие и реалистичные испытания для сертификации новых моделей автомобилей на соответствие ограничениям выбросов Евро-6.

Новый цикл лабораторных испытаний, известный как WLTP (Всемирная согласованная процедура испытаний для легких условий эксплуатации), будет применяться ко всем новым утвержденным типам, а через год, с 1 сентября 2021 года, будет применяться ко всем новым регистрациям автомобилей.

Дополнительный дорожный тест на выбросы, известный как Real Driving Emissions или RDE, был введен вместе с лабораторным тестом WLTP, чтобы убедиться, что автомобили соответствуют ограничениям выбросов в гораздо более широком диапазоне условий вождения.

Тест RDE продлится от 90 до 120 минут и представляет собой сочетание «нормального» городского, сельского и автомобильного вождения.

RDE вводится в два этапа:

Шаг 1 RDE — применяется к новым утверждениям типа с 1 сентября 2017 года и ко всем новым регистрациям с 1 сентября 2021 года.

  • Для RDE1 будет применяться коэффициент соответствия NOx, равный 2,1, что означает, что выбросы NOx при испытании RDE1 могут в 2,1 раза превышать лабораторный предел Euro 6 в 80 мг / км.
  • Тип автомобилей, одобренный в этот период, будет соответствовать требованиям Euro 6d-temp .

Шаг 2 RDE — применяется к новым утвержденным типам с 1 января 2020 года и ко всем новым регистрациям с 1 января 2021 года.

  • Для RDE2 коэффициент соответствия NOx составляет 1,0, но с допустимой погрешностью 0,5 означает, что выбросы NOx при испытании RDE2 могут в 1,5 раза превышать лабораторный предел Euro 6 в 80 мг / км.
  • Тип автомобилей, одобренный в этот период, будет соответствовать стандарту Euro 6d .

Записывайтесь уже сейчас на установку катализатора:
Запись на бесплатное удаление катализатора

Нормы выбросов в США

Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.

В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):

Категория Пробег (миль) Неметановые органические газы (NMOG), г/миль Оксид азота (NOx), г/миль Оксид углерода (CO), г/миль Формальдегид (HCHO), г/миль Взвешенные частицы (PM)
LEV 50,000 0.075 0.05 3.4 0.015
120,000 0.090 0.07 4.2 0.018 0.01
ULEV 50,000 0.040 0.05 1.7 0.008
120,000 0.055 0.07 2.1 0.011 0.01
SULEV 120,000 0.010 0.02 1.0 0.004 0.01

Стандарты выбросов в Китае

В Китае программы по контролю за выбросами загрязняющих веществ автомобилями начали появляться в восьмидестые годы, а общенациональный стандарт появился лишь в конце девяностых годов. Китай начал применять постепенно строгие стандарты выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей в соответствии с европейскими нормами. Эквивалентом Евро-1 стал Китай-1, Евро-2 — Китай-2 и т. д.

Текущий национальный стандарт автомобильных выбросов в Китае — Китай-5. Он устанавливает различные нормы для автомобилей двух типов:

  • Автомобили типа 1: транспортные средства, вмещающие не более 6 пассажиров, включая водителя. Масса ≤ 2,5 тонны.
  • Автомобили типа 2: другие лёгкие транспортные средства (включая лёгкие грузовые автомобили).

Согласно стандарту Китай-5, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ для бензиновых двигателей следующие:

Тип автомобиля Масса, кг Оксид углерода (CO),

г/км

Углеводороды (HC), г/км Оксид азота (NOx), г/км Взвешенные частицы (PM)
1 все 1 0,1 0,06 0,0045
2 <1305 1 0,1 0,06 0,0045
1305-1760 1,81 0,13 0,075 0,0045
> 1760 2,27 0,16 0,082 0,0045

Автомобили с дизельными двигателями имеют другие предельные нормы выбросов:

Тип автомобиля Масса, кг Оксид углерода (CO),

г/км

Углеводороды и оксиды озота (НС + NOx), г/км Оксид азота (NOx), г/км Взвешенные частицы (PM)
1 все 0,5 0,23 0,18 0,0045
2 <1305 0,5 0,23 0,18 0,0045
1305-1760 0,63 0,295 0,235 0,0045
> 1760 0,74 0,35 0,28 0,0045

Нормы 2011–2016 гг.

Экологические нормы Eврoсоюза, США и Японии очень близки и в значительной степени гармонизированы по уровням токсичных составляющих и по срокам вступления в действие, но все же различия есть, например, в методиках измерения дымности на режимах разгона двигателя.
Нормы Euro 6 еще окончательно не составлены и не утверждены, но уже можно сказать, что ужесточение требований будет значительным. Следует отметить, что для измерения токсичности отработавших газов (ОГ) при сертификации на Euro 6 вводятся новые циклы (методики) испытаний: вместо ETC (European Transient Cycle), вероятно, будет введен новый цикл WHTC (World Harmonized Transient Cycle). При испытаниях по этому циклу обороты и нагрузки двигателей будут, в общем, меньше, поэтому и температуры ОГ будут ниже. Однако при снижении температуры ОГ уменьшается количество аммиака, образующегося из раствора мочевины, и каталитический нейтрализатор теряет часть своей эффективности. Вследствие этого ограничивается и разложение NOx. Вдобавок цикл WHTC включает в себя «холодный» режим работы в первой части цикла, при котором NOx нейтрализуется еще меньше. В результате уровень NOx в ОГ увеличивается, поскольку вторая, «горячая» часть цикла не может компенсировать этого увеличения токсичных составляющих.

Требования экологических стандартов для внедорожной техники Stage IV, EEV и Tier 4 подобны нормам для магистральных автомобилей Euro 5/6 и US’7, US’10, только сроки вступления в действие первых запаздывают примерно на три года относительно вторых. Ограничения по уровню содержания NOx в ОГ и сажи в «магистральных» и «внедорожных» стандартах не сильно различаются (см. табл. 1, 2 и 3).

По новой методике испытаний двигателей на неустановившихся режимах NRTC (ее будут применять параллельно со старым циклом NRSC, состоящим из восьми контрольных режимов, ISO 8178) внедорожные машины должны испытываться дважды – с холодным и горячим пуском. Суммарные выбросы подсчитывают так: 10% берется из собранных при испытаниях с холодным пуском и 90% – из испытаний с горячим пуском.
Таблица 1. Нормы выброса вредных веществ Euro 4, 5 и 6

НормаДата введенияМетодика испытанийCO, г/кВт.чCH, г/кВт.чNOx, г/кВт.чРМ (сажа), г/кВт.чДымность, м–1
Euro 4 Октябрь 2005 г. ESC/ ELR 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Euro 5 Октябрь 2008 г. ESC/ ELR 1,5 0,46 2,0 0,02 0,5
Euro 6* Январь 2013 г. WHTC/ ELR 1,5 0,13 0,4 0,01 Н. д.
*Проект (положение на 16 декабря 2008 г.).

Нормы Tier 4 не требуют использования закрытой вентиляции картера у двигателей внедорожных машин, однако при сертификации токсичность картерных газов у двигателей с открытым картером измеряется и прибавляется к выбросам ОГ.

Цикл по измерению выбросов двигателей внедорожных машин состоит из тех же постоянных режимов, что предусмотрены для европейских норм Stage IV и описаны в стандарте ISO 8178. Кроме того, нормы Tier 4 предусматривают также испытания внедорожных машин по NRTC – циклу неустановившихся режимов. Цикл NRTC предусматривает испытания с холодным пуском. Суммарные выбросы подсчитывают так: 5% берется из собранных при испытаниях с холодным пуском и 95% – из испытаний с горячим пуском. Сроки введения испытаний по NRTC представлены в табл. 4.
Таблица 2. Нормы выброса вредных веществ в соответствии со Stage IV

КатегорияПолезная мощность P, кВтДата введенияСОСНNOxРМ
Q 130≤P≤560 Январь 2014 г. 3,5 0,19 0,4 0,025
R 56≤P<130 Октябрь 2014 г. 5,0 0,19 0,4 0,025

Таблица 3. Нормы выброса вредных веществ в соответствии с Tier 4, г/кВт.ч

Полезная мощностьДата введенияСОNMHC*NMHC+NOxNOxPM
P<8 кВт 2008 г. 8,0 7,5 0,4
8 кВт≤P<19 кВт 2008 г. 6,6 7,5 0,4
19 кВт≤P<37 кВт 2008 г. 5,5 7,5 0,3
2013 г. 5,5 4,7 0,03
37 кВт≤P<56 кВт 2008 г. 5,0 4,7 0,3
2013 г. 5,0 4,7 0,03
56 кВт≤P<130 кВт 2012–2014 г. 5,0 0,19 0,40 0,02
130 кВт≤P≤560 кВт 2011–2014 гг. 3,5 0,19 0,40 0,02
Генераторные установки Р>900 кВт 2011–2014 гг. 3,5 0,40 0,67 0,10
Все двигатели, кроме генераторов Р>900 кВт 2011–2014 гг. 3,5 0,40 3,5 0,10
Генераторные установки от 560 до 900 кВт 2015 г. 3,5 0,19 0,67 0,03
Все двигатели, кроме генераторов от 560 до 900 кВт 2015 г. 3,5 0,19 3,5 0,04
*NMHC – неметановые углеводороды.

Нормы Tier 4 предусматривают также оценку по предельно допустимым нормам (NTE), выбросы по которым измеряют, не применяя какую-либо особую методику. Для двигателей большинства категорий по нормам NTE допускается превышать уровень содержания каждой токсичной составляющей ОГ в 1,25 раза относительно указанного в стандарте. Двигатели должны соответствовать требованиям норм NTE и при сертификации, и в период всего срока эксплуатации. Цель, с которой вводят эти нормы, понятна – двигатели должны иметь низкую токсичность не только во время испытаний по контрольному циклу, но и в реальной эксплуатации.
Таблица 4. Сроки введения цикла NRTC и норм NTE

Полезная мощность, кВтДата NRTCДата NTE
P<56 2013 г. 2013 г.
56≤P<130 2012 г. 2012 г.
P>130 2011 г.
Р>560 2011 г. Н. д.
Примечание. Двигатели всех мощностных категорий, работающие на постоянных оборотах при различных нагрузках, не испытываются по NRTC.

Нормы выбросов в Бразилии

Программа контроля за выбросами моторных транспортных средств в Бразилии называется PROCONVE. Первый стандарт был внедрён в 1988 году. В целом эти нормы соответствуют европейским, однако ныне действующий PROCONVE L6, хотя и является аналогом Евро-5, не включает в себя обязательное наличие фильтров для фильтрации твёрдых частиц или количества выбросов в атмосферу.

Статья по теме

Вместо бензина – солнце. Студенты из Петербурга создают автомобиль будущего Для автомобилей, масса которых не превышает 1700 кг, стандарты выбросов по PROCONVE L6 следующие (г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Общее содержание углеводородов (THC) — 0,3
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,05
  • Оксид азота (NOx) — 0,08
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03

Если масса автомобиля больше 1700 кг, то нормы меняются(г/км):

  • Оксид углерода (CO) — 2
  • Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,5
  • Летучие органические вещества (NMHC) — 0,06
  • Оксид азота (NOx) — 0,25
  • Взвешенные частицы (PM) — 0,03.

Как узнать экологический класс автомобиля

Есть несколько способов проверить экологический класс своего автомобиля:

  • изучить ПТС;
  • свидетельство о регистрации;
  • по VIN;
  • через онлайн-сервисы госучреждений.

По СТС

Возможность узнать экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины есть только у владельцев, которые имеют на руках документы нового типа. В новых свидетельствах экологический класс прописан буквами в соответствующей графе, водители исполняют требование знаков 5.35. 5.36, 8.24 (проезд автомобилей соответствующего эко класса).

Владельцы старого свидетельства должны обменять СТС, действие ограничивающих знаков будет распространяться на них с 1.07.2021 года.

По ПТС автомобиля

В ПТС нового образца экологический класс автомобиля указывается на 13 позиции. В документах старого образца параметр может находиться на другой строчке, для некоторых авто класс не установлен. В этом случае машине присваивается нулевой стандарт или Евро-1.

Через Росстандарт

На портале Росстандарта предоставлены развернутые данные о производителях и сводные таблицы соответствия авто эко классам по стране и году выпуска. Достаточно перейти на сервис и просмотреть интересующие сведения.


“Зеленые” автомобили – спасение экологии

Кроме таблицы по странам и производителям, сервис дает характеристики авто по маркам и моделям. Автомобилисту необходимо открыть страницу «Сведения об одобрении» ввести модель и посмотреть характеристики ТС.

Например, для Audi А8 указан номер одобрения ТС RU Е-DE.АЯ04.00070.Р5И1, присвоен Евро-5.

По VIN-коду

Действенным вариантом остается проверка конкретного авто по ВИН-коду через экологические классы автомобилей Росстандарта. На отдельной странице предоставлена электронная база для владельцев транспортных средств. В отдельное окно вбиваются 17 символов кода, через несколько минут автовладелец получает развернутую информацию по модели с указанием экологического класса машины.

Если производитель не внес данные о нормах выбросов, которые присутствуют на конкретном автомобиле, необходимо обратиться в ГИБДД с заявлением о присвоении конкретного эко класса после модернизации авто.

Где более строгие нормы?

В целом развитые страны ориентируются на сходные нормы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Евросоюз в этом плане является своеобразным авторитетом: он наиболее часто обновляет эти показатели и внедряет жёсткое правовое регулирование. Другие страны следуют за такой тенденцией и также обновляют нормы выбросов. Например, китайская программа полностью эквивалентна Евро: нынешний Китай-5 соответствует Евро-5. Россия также пытается не отставать от Евросоюза, но на данный момент реализуется стандарт, который действовал в европейских странах до 2015 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: