Проблема экологичности автомобилей возникла ещё в середине ХХ века, когда машины стали массовым продуктом. Европейские страны, находясь на сравнительно небольшой территории, ранее других стали применять различные экологические нормативы. Они существовали в отдельных странах и включали различные требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей.
В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (так называемый Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования ужесточались, другие государства также стали вводить подобные нормативы.
Вопрос-ответ Что представляет собой бензиновый стандарт Евро-5?
Экологические нормы в Европе
С 2015 года в Европе действуют нормы Евро-6. Согласно этим требованиям, для бензиновых двигателей устанавливаются следующие допустимые выбросы вредных веществ (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 1
- Углеводород (СН) — 0,1
- Оксид азота (NOx) — 0,06
- Взвешенные частицы (PM) — 0,005
Для автомобилей с дизельными двигателями стандарт Евро-6 устанавливает другие нормы (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 0,5
- Оксид азота (NOx) — 0,08
- Углеводороды и оксиды азота (HC+NOx) — 0,17
- Взвешенные частицы (PM) — 0,005
Экологический стандарт в России
Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.
С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2021 года он стал применяться и на все производимые автомобили.
Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.
Стандарты катализаторов — что такое Евро 2, Евро 3 и Евро 4
Первый европейский стандарт выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей был введен в 1970 году.
Прошло 22 года до следующего большого изменения, когда в 1992 году стандарт «Евро 1» объявил установку катализаторов на бензиновые автомобили для снижения выбросов угарного газа (CO).
Последний стандарт, «Евро 6», применяется к новым утвержденным типам с сентября 2014 года и ко всем новым автомобилям с сентября 2015 года и снижает количество некоторых загрязняющих веществ на 96% по сравнению с лимитами 1992 года.
Тест Euro 6 стал более строгим с сентября 2021 года с добавлением расширенного теста на выбросы загрязняющих веществ на дороге, известного как Real Driving Emissions или RDE .
Приведенные ниже даты являются датой вступления в силу новых официальных утверждений типа транспортных средств. Даты в скобках — это даты внедрения всех новых регистраций транспортных средств, обычно через год, поэтому автомобиль, зарегистрированный между двумя датами, может соответствовать соответствующему стандарту выбросов, а автомобиль, зарегистрированный после даты, указанной в скобках, будет соответствовать ему.
CO окись углерода
NOx оксиды азота
HC углеводороды
PM твердые частицы
Евро 1 (EC93)
Июль 1992 г. (январь 1993 г.)
Введение стандарта Евро 1 в 1992 году потребовало перехода на неэтилированный бензин и универсальной установки каталитических нейтрализаторов на бензиновые автомобили для снижения выбросов окиси углерода (CO).
Пределы выбросов Евро 1
- CO — 2,72 г / км (бензин и дизель)
- HC + NOx — 0,97 г / км (бензин и дизель)
- PM — 0,14 г / км (только дизель)
Евро 2 (EC96)
Январь 1996 (январь 1997)
Стандарт Euro 2 дополнительно снизил лимит на выбросы окиси углерода, а также снизил комбинированный предел для несгоревших углеводородов и оксидов азота как для бензиновых, так и для дизельных транспортных средств.
Евро 2 ввел различные ограничения выбросов для бензина и дизельного топлива.
Нормы выбросов Евро 2 (бензин)
- CO — 2,2 г / км
- HC + NOx — 0,5 г / км
- PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 2 (дизельное топливо)
- СО — 1,0 г / км
- HC + NOx — 0,7 г / км
- ПМ — 0,08 г / км
Евро 3 (EC2000)
Январь 2000 (январь 2001)
Euro 3 изменил процедуру испытаний, чтобы исключить период прогрева двигателя и дополнительно снизить допустимые пределы содержания окиси углерода и твердых частиц в дизельном топливе. Euro 3 также добавил отдельный предел NOx для дизельных двигателей и ввел отдельные ограничения HC и NOx для бензиновых двигателей.
Нормы выбросов Евро 3 (бензин)
- CO — 2,3 г / км
- HC — 0,20 г / км
- NOx — 0,15
- PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 3 (дизельное топливо)
- CO — 0,64 г / км
- HC + NOx — 0,56 г / км
- NOx — 0,50 г / км
- ПМ — 0,05 г / км
Евро 4 (EC2005)
Январь 2005 (январь 2006)
Евро 4 (январь 2005 г.) и более поздний Евро 5 (сентябрь 2009 г.) были сконцентрированы на очистке выхлопных газов дизельных автомобилей, особенно в снижении содержания твердых частиц (ТЧ) и оксидов азота (NOx).
Некоторые автомобили с дизельным двигателем Euro 4 были оснащены фильтрами твердых частиц.
Нормы выбросов Евро 4 (бензин)
- СО — 1,0 г / км
- УВ — 0,10 г / км
- NOx — 0,08
- PM — без ограничений
Нормы выбросов Евро 4 (дизельное топливо)
- CO — 0,50 г / км
- HC + NOx — 0,30 г / км
- NOx — 0,25 г / км
- ПМ — 0,025 г / км
Евро 5
Сентябрь 2009 г. (январь 2011 г.)
Евро 5 еще больше ужесточил ограничения на выбросы твердых частиц из дизельных двигателей, и всем дизельным автомобилям требуются фильтры твердых частиц, чтобы соответствовать новым требованиям. Также было некоторое ужесточение пределов NOx (снижение на 28% по сравнению с Euro 4), а также впервые ограничение по твердым частицам для бензиновых двигателей, применимое только к двигателям с прямым впрыском.
Обращаясь к эффектам выбросов очень мелких частиц, Euro 5 ввел ограничение на количество частиц для дизельных двигателей в дополнение к пределу веса частиц. Это относилось к новым одобрениям типа с сентября 2011 года и ко всем новым дизельным автомобилям с января 2013 года.
Нормы выбросов Евро 5 (бензин)
- СО — 1,0 г / км
- УВ — 0,10 г / км
- NOx — 0,06 г / км
- PM — 0,005 г / км (только с прямым впрыском)
Нормы выбросов Евро 5 (дизельное топливо)
- CO — 0,50 г / км
- HC + NOx — 0,23 г / км
- NOx — 0,18 г / км
- PM — 0,005 г / км
- ПМ — 6.0×10 ^ 11 / км
Евро 6
Сентябрь 2014 г. (сентябрь 2015 г.)
Стандарт Евро 6 предусматривает дальнейшее значительное сокращение выбросов NOx от дизельных двигателей (сокращение на 67% по сравнению с Евро 5) и устанавливает аналогичные стандарты для бензина и дизельного топлива.
Рециркуляция выхлопных газов (EGR) — замена части всасываемого воздуха (содержащего 80% азота) рециркулированным выхлопным газом — снижает количество азота, доступного для окисления до NOx во время сгорания, но в дополнение к дизельному топливу может потребоваться дополнительная обработка выхлопных газов. Фильтры для твердых частиц должны соответствовать стандарту Euro 5.
Автомобили с дизельным двигателем Евро 6 могут также оснащаться:
- Адсорбер NOx (ловушка обедненного NOx), который накапливает NOx и восстанавливает его до азота над катализатором.
- Селективное каталитическое восстановление (SCR), в котором используется присадка (жидкость для выхлопных газов дизельного двигателя (DEF) или AdBlue), содержащий мочевину, впрыскиваемую в выхлопные газы для преобразования NOx в азот и воду.
- Использование церия, жидкости, впрыскиваемой в топливный бак при каждой заправке автомобиля, что способствует регенерации сажевого фильтра за счет снижения температуры, необходимой для регенерации.
Нормы выбросов Евро 6 (бензин)
- СО — 1,0 г / км
- УВ — 0,10 г / км
- NOx — 0,06 г / км
- PM — 0,005 г / км (только с прямым впрыском)
- PM — 6.0×10 ^ 11 / км (только с непосредственным впрыском)
Нормы выбросов Евро 6 (дизельное топливо)
- CO — 0,50 г / км
- HC + NOx — 0,17 г / км NOx — 0,08 г / км
- PM — 0,005 г / км
- ПМ — 6.0×10 ^ 11 / км
Euro 6d-Temp, Euro 6d и реальные выбросы загрязняющих веществ (RDE)
С 1 сентября 2021 года будут проводиться более строгие и реалистичные испытания для сертификации новых моделей автомобилей на соответствие ограничениям выбросов Евро-6.
Новый цикл лабораторных испытаний, известный как WLTP (Всемирная согласованная процедура испытаний для легких условий эксплуатации), будет применяться ко всем новым утвержденным типам, а через год, с 1 сентября 2021 года, будет применяться ко всем новым регистрациям автомобилей.
Дополнительный дорожный тест на выбросы, известный как Real Driving Emissions или RDE, был введен вместе с лабораторным тестом WLTP, чтобы убедиться, что автомобили соответствуют ограничениям выбросов в гораздо более широком диапазоне условий вождения.
Тест RDE продлится от 90 до 120 минут и представляет собой сочетание «нормального» городского, сельского и автомобильного вождения.
RDE вводится в два этапа:
Шаг 1 RDE — применяется к новым утверждениям типа с 1 сентября 2017 года и ко всем новым регистрациям с 1 сентября 2021 года.
- Для RDE1 будет применяться коэффициент соответствия NOx, равный 2,1, что означает, что выбросы NOx при испытании RDE1 могут в 2,1 раза превышать лабораторный предел Euro 6 в 80 мг / км.
- Тип автомобилей, одобренный в этот период, будет соответствовать требованиям Euro 6d-temp .
Шаг 2 RDE — применяется к новым утвержденным типам с 1 января 2020 года и ко всем новым регистрациям с 1 января 2021 года.
- Для RDE2 коэффициент соответствия NOx составляет 1,0, но с допустимой погрешностью 0,5 означает, что выбросы NOx при испытании RDE2 могут в 1,5 раза превышать лабораторный предел Euro 6 в 80 мг / км.
- Тип автомобилей, одобренный в этот период, будет соответствовать стандарту Euro 6d .
Записывайтесь уже сейчас на установку катализатора:
Запись на бесплатное удаление катализатора
Нормы выбросов в США
Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.
В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):
Категория | Пробег (миль) | Неметановые органические газы (NMOG), г/миль | Оксид азота (NOx), г/миль | Оксид углерода (CO), г/миль | Формальдегид (HCHO), г/миль | Взвешенные частицы (PM) |
LEV | 50,000 | 0.075 | 0.05 | 3.4 | 0.015 | – |
120,000 | 0.090 | 0.07 | 4.2 | 0.018 | 0.01 | |
ULEV | 50,000 | 0.040 | 0.05 | 1.7 | 0.008 | – |
120,000 | 0.055 | 0.07 | 2.1 | 0.011 | 0.01 | |
SULEV | 120,000 | 0.010 | 0.02 | 1.0 | 0.004 | 0.01 |
Стандарты выбросов в Китае
В Китае программы по контролю за выбросами загрязняющих веществ автомобилями начали появляться в восьмидестые годы, а общенациональный стандарт появился лишь в конце девяностых годов. Китай начал применять постепенно строгие стандарты выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей в соответствии с европейскими нормами. Эквивалентом Евро-1 стал Китай-1, Евро-2 — Китай-2 и т. д.
Текущий национальный стандарт автомобильных выбросов в Китае — Китай-5. Он устанавливает различные нормы для автомобилей двух типов:
- Автомобили типа 1: транспортные средства, вмещающие не более 6 пассажиров, включая водителя. Масса ≤ 2,5 тонны.
- Автомобили типа 2: другие лёгкие транспортные средства (включая лёгкие грузовые автомобили).
Согласно стандарту Китай-5, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ для бензиновых двигателей следующие:
Тип автомобиля | Масса, кг | Оксид углерода (CO), г/км | Углеводороды (HC), г/км | Оксид азота (NOx), г/км | Взвешенные частицы (PM) |
1 | все | 1 | 0,1 | 0,06 | 0,0045 |
2 | <1305 | 1 | 0,1 | 0,06 | 0,0045 |
1305-1760 | 1,81 | 0,13 | 0,075 | 0,0045 | |
> 1760 | 2,27 | 0,16 | 0,082 | 0,0045 |
Автомобили с дизельными двигателями имеют другие предельные нормы выбросов:
Тип автомобиля | Масса, кг | Оксид углерода (CO), г/км | Углеводороды и оксиды озота (НС + NOx), г/км | Оксид азота (NOx), г/км | Взвешенные частицы (PM) |
1 | все | 0,5 | 0,23 | 0,18 | 0,0045 |
2 | <1305 | 0,5 | 0,23 | 0,18 | 0,0045 |
1305-1760 | 0,63 | 0,295 | 0,235 | 0,0045 | |
> 1760 | 0,74 | 0,35 | 0,28 | 0,0045 |
Нормы 2011–2016 гг.
Экологические нормы Eврoсоюза, США и Японии очень близки и в значительной степени гармонизированы по уровням токсичных составляющих и по срокам вступления в действие, но все же различия есть, например, в методиках измерения дымности на режимах разгона двигателя.
Нормы Euro 6 еще окончательно не составлены и не утверждены, но уже можно сказать, что ужесточение требований будет значительным. Следует отметить, что для измерения токсичности отработавших газов (ОГ) при сертификации на Euro 6 вводятся новые циклы (методики) испытаний: вместо ETC (European Transient Cycle), вероятно, будет введен новый цикл WHTC (World Harmonized Transient Cycle). При испытаниях по этому циклу обороты и нагрузки двигателей будут, в общем, меньше, поэтому и температуры ОГ будут ниже. Однако при снижении температуры ОГ уменьшается количество аммиака, образующегося из раствора мочевины, и каталитический нейтрализатор теряет часть своей эффективности. Вследствие этого ограничивается и разложение NOx. Вдобавок цикл WHTC включает в себя «холодный» режим работы в первой части цикла, при котором NOx нейтрализуется еще меньше. В результате уровень NOx в ОГ увеличивается, поскольку вторая, «горячая» часть цикла не может компенсировать этого увеличения токсичных составляющих.
Требования экологических стандартов для внедорожной техники Stage IV, EEV и Tier 4 подобны нормам для магистральных автомобилей Euro 5/6 и US’7, US’10, только сроки вступления в действие первых запаздывают примерно на три года относительно вторых. Ограничения по уровню содержания NOx в ОГ и сажи в «магистральных» и «внедорожных» стандартах не сильно различаются (см. табл. 1, 2 и 3).
По новой методике испытаний двигателей на неустановившихся режимах NRTC (ее будут применять параллельно со старым циклом NRSC, состоящим из восьми контрольных режимов, ISO 8178) внедорожные машины должны испытываться дважды – с холодным и горячим пуском. Суммарные выбросы подсчитывают так: 10% берется из собранных при испытаниях с холодным пуском и 90% – из испытаний с горячим пуском.
Таблица 1. Нормы выброса вредных веществ Euro 4, 5 и 6
Норма | Дата введения | Методика испытаний | CO, г/кВт.ч | CH, г/кВт.ч | NOx, г/кВт.ч | РМ (сажа), г/кВт.ч | Дымность, м–1 |
Euro 4 | Октябрь 2005 г. | ESC/ ELR | 1,5 | 0,46 | 3,5 | 0,02 | 0,5 |
Euro 5 | Октябрь 2008 г. | ESC/ ELR | 1,5 | 0,46 | 2,0 | 0,02 | 0,5 |
Euro 6* | Январь 2013 г. | WHTC/ ELR | 1,5 | 0,13 | 0,4 | 0,01 | Н. д. |
*Проект (положение на 16 декабря 2008 г.). |
Нормы Tier 4 не требуют использования закрытой вентиляции картера у двигателей внедорожных машин, однако при сертификации токсичность картерных газов у двигателей с открытым картером измеряется и прибавляется к выбросам ОГ.
Цикл по измерению выбросов двигателей внедорожных машин состоит из тех же постоянных режимов, что предусмотрены для европейских норм Stage IV и описаны в стандарте ISO 8178. Кроме того, нормы Tier 4 предусматривают также испытания внедорожных машин по NRTC – циклу неустановившихся режимов. Цикл NRTC предусматривает испытания с холодным пуском. Суммарные выбросы подсчитывают так: 5% берется из собранных при испытаниях с холодным пуском и 95% – из испытаний с горячим пуском. Сроки введения испытаний по NRTC представлены в табл. 4.
Таблица 2. Нормы выброса вредных веществ в соответствии со Stage IV
Категория | Полезная мощность P, кВт | Дата введения | СО | СН | NOx | РМ |
Q | 130≤P≤560 | Январь 2014 г. | 3,5 | 0,19 | 0,4 | 0,025 |
R | 56≤P<130 | Октябрь 2014 г. | 5,0 | 0,19 | 0,4 | 0,025 |
Таблица 3. Нормы выброса вредных веществ в соответствии с Tier 4, г/кВт.ч
Полезная мощность | Дата введения | СО | NMHC* | NMHC+NOx | NOx | PM |
P<8 кВт | 2008 г. | 8,0 | – | 7,5 | – | 0,4 |
8 кВт≤P<19 кВт | 2008 г. | 6,6 | – | 7,5 | – | 0,4 |
19 кВт≤P<37 кВт | 2008 г. | 5,5 | – | 7,5 | – | 0,3 |
2013 г. | 5,5 | – | 4,7 | – | 0,03 | |
37 кВт≤P<56 кВт | 2008 г. | 5,0 | – | 4,7 | – | 0,3 |
2013 г. | 5,0 | – | 4,7 | – | 0,03 | |
56 кВт≤P<130 кВт | 2012–2014 г. | 5,0 | 0,19 | – | 0,40 | 0,02 |
130 кВт≤P≤560 кВт | 2011–2014 гг. | 3,5 | 0,19 | – | 0,40 | 0,02 |
Генераторные установки Р>900 кВт | 2011–2014 гг. | 3,5 | 0,40 | – | 0,67 | 0,10 |
Все двигатели, кроме генераторов Р>900 кВт | 2011–2014 гг. | 3,5 | 0,40 | – | 3,5 | 0,10 |
Генераторные установки от 560 до 900 кВт | 2015 г. | 3,5 | 0,19 | – | 0,67 | 0,03 |
Все двигатели, кроме генераторов от 560 до 900 кВт | 2015 г. | 3,5 | 0,19 | – | 3,5 | 0,04 |
*NMHC – неметановые углеводороды. |
Нормы Tier 4 предусматривают также оценку по предельно допустимым нормам (NTE), выбросы по которым измеряют, не применяя какую-либо особую методику. Для двигателей большинства категорий по нормам NTE допускается превышать уровень содержания каждой токсичной составляющей ОГ в 1,25 раза относительно указанного в стандарте. Двигатели должны соответствовать требованиям норм NTE и при сертификации, и в период всего срока эксплуатации. Цель, с которой вводят эти нормы, понятна – двигатели должны иметь низкую токсичность не только во время испытаний по контрольному циклу, но и в реальной эксплуатации.
Таблица 4. Сроки введения цикла NRTC и норм NTE
Полезная мощность, кВт | Дата NRTC | Дата NTE |
P<56 | 2013 г. | 2013 г. |
56≤P<130 | 2012 г. | 2012 г. |
P>130 | – | 2011 г. |
Р>560 | 2011 г. | Н. д. |
Примечание. Двигатели всех мощностных категорий, работающие на постоянных оборотах при различных нагрузках, не испытываются по NRTC. |
Нормы выбросов в Бразилии
Программа контроля за выбросами моторных транспортных средств в Бразилии называется PROCONVE. Первый стандарт был внедрён в 1988 году. В целом эти нормы соответствуют европейским, однако ныне действующий PROCONVE L6, хотя и является аналогом Евро-5, не включает в себя обязательное наличие фильтров для фильтрации твёрдых частиц или количества выбросов в атмосферу.
Статья по теме
Вместо бензина – солнце. Студенты из Петербурга создают автомобиль будущего Для автомобилей, масса которых не превышает 1700 кг, стандарты выбросов по PROCONVE L6 следующие (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 2
- Общее содержание углеводородов (THC) — 0,3
- Летучие органические вещества (NMHC) — 0,05
- Оксид азота (NOx) — 0,08
- Взвешенные частицы (PM) — 0,03
Если масса автомобиля больше 1700 кг, то нормы меняются(г/км):
- Оксид углерода (CO) — 2
- Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,5
- Летучие органические вещества (NMHC) — 0,06
- Оксид азота (NOx) — 0,25
- Взвешенные частицы (PM) — 0,03.
Как узнать экологический класс автомобиля
Есть несколько способов проверить экологический класс своего автомобиля:
- изучить ПТС;
- свидетельство о регистрации;
- по VIN;
- через онлайн-сервисы госучреждений.
По СТС
Возможность узнать экологический класс автомобиля по свидетельству о регистрации машины есть только у владельцев, которые имеют на руках документы нового типа. В новых свидетельствах экологический класс прописан буквами в соответствующей графе, водители исполняют требование знаков 5.35. 5.36, 8.24 (проезд автомобилей соответствующего эко класса).
Владельцы старого свидетельства должны обменять СТС, действие ограничивающих знаков будет распространяться на них с 1.07.2021 года.
По ПТС автомобиля
В ПТС нового образца экологический класс автомобиля указывается на 13 позиции. В документах старого образца параметр может находиться на другой строчке, для некоторых авто класс не установлен. В этом случае машине присваивается нулевой стандарт или Евро-1.
Через Росстандарт
На портале Росстандарта предоставлены развернутые данные о производителях и сводные таблицы соответствия авто эко классам по стране и году выпуска. Достаточно перейти на сервис и просмотреть интересующие сведения.
“Зеленые” автомобили – спасение экологии
Кроме таблицы по странам и производителям, сервис дает характеристики авто по маркам и моделям. Автомобилисту необходимо открыть страницу «Сведения об одобрении» ввести модель и посмотреть характеристики ТС.
Например, для Audi А8 указан номер одобрения ТС RU Е-DE.АЯ04.00070.Р5И1, присвоен Евро-5.
По VIN-коду
Действенным вариантом остается проверка конкретного авто по ВИН-коду через экологические классы автомобилей Росстандарта. На отдельной странице предоставлена электронная база для владельцев транспортных средств. В отдельное окно вбиваются 17 символов кода, через несколько минут автовладелец получает развернутую информацию по модели с указанием экологического класса машины.
Если производитель не внес данные о нормах выбросов, которые присутствуют на конкретном автомобиле, необходимо обратиться в ГИБДД с заявлением о присвоении конкретного эко класса после модернизации авто.
Где более строгие нормы?
В целом развитые страны ориентируются на сходные нормы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Евросоюз в этом плане является своеобразным авторитетом: он наиболее часто обновляет эти показатели и внедряет жёсткое правовое регулирование. Другие страны следуют за такой тенденцией и также обновляют нормы выбросов. Например, китайская программа полностью эквивалентна Евро: нынешний Китай-5 соответствует Евро-5. Россия также пытается не отставать от Евросоюза, но на данный момент реализуется стандарт, который действовал в европейских странах до 2015 года.