Как провести чип тюнинг дизельного двигателя: особенности и тонкости процесса


Неравнодушные к заводским техническим характеристикам своих автомобилей водители стараются расширить по максимуму функционал, мощность, динамику, оптимизировать расход топлива. Все это можно сделать за счет изменения в размерах и формах деталей мотора и в программном обеспечении бортового компьютера машины, то есть сделать чип-тюнинг дизеля или бензинового двигателя. Дизельные и бензиновые двигатели можно изменить таким образом. Отличия в том, что чип тюнинг дизельного ДВС сделать сложнее, чем бензинового.
  • Вывод.
  • Видео.
  • Исторический аспект

    Появилось понятие чип тюнинг дизельного двигателя в недалеком 2004 году, когда знаменитая компания ESP решила впервые разработать на дизельный мотор модуль увеличения тяговой мощности. Это было сделано для американского грузовика PeterBilt. Как показал пробный запуск и тестирование, процесс усовершенствования прошел успешно. Так, для дизеля началась новая эра улучшения качества.

    В 2005 году концерн FMR (U.S.A.) начал разработку элементов чип тюнинга для дизельных двигателей широкого распространения. И уже в конце года были предоставлены новые модули улучшения тяговых и мощностных характеристик.

    Следующим этапом стала разработка специального чипа, который необходимо впаивать в плату электронного блока управления. В 2006 году компания SDR впервые представила такие механизмы на рынке аксессуаров. Продажи чип в первую неделю составили 100 000 штук.

    С 2006 года прошло много времени, чип тюнинг дизельного двигателя совершенствовался, и все пришло к тому, что размер впаиваемого элемента составляет 10×15 мм, что упрощает задачу многим тюнинг ателье в доработке двигателя.

    Плюсы и минусы прошивки дизельного агрегата

    Часто спрашивают, можно ли сделать чип-тюнинг дизеля своими руками? Ответ: можно, но под руководством опытного специалиста или следуя четко по инструкции, иначе можно сделать только хуже. Чтобы сделать тюнинг двигателя самому, надо иметь в наличии на флешке специальную программу, необходимое оборудование.

    Если не вмешиваться в «железо», то есть не менять размеры, материал и форму деталей агрегата, а только сделать прошивку, то мощность дизельного двигателя можно увеличить до 25%!

    Плюсы чиповки дизеля

    • чип-тюнинг путем прошивки — это обратимый процесс, то есть можно вернуть как было в случае плохого результата;
    • качественный чип-тюнинг дизеля по карману владельцу среднего класса авто, потому что сейчас много специалистов, кто этим занимается;
    • прошивка электронного блока управления делается быстро и можно откатить, то вернуть исходную программу, если результат не устроит;
    • при проведении тюнинга дизельного ДВС не требуется ставить другой впускной и выпускной коллекторы, как при проведении тюнинга бензинового мотора;
    • можно изменять параметры программа ЭБУ;
    • после правильной прошивки ЭБУ, дизельная машинка, можно сказать, рвет и мечет;
    • повышается комфорт при управления чипованным автомобилем;
    • после проведения улучшения характеристик, повышается максимальный порог скорости и момента;
    • прошить ЭБУ — это значит, что вмешательство в агрегат минимальное.

    Как уже отмечал, после правильной профессиональной чиповки дизельного мотора, авто резко набирает скорость и становится более маневренным.

    Если включить всю имеющуюся в транспортном средстве электронику (магнитолу, кондиционер, морозильник и т.д.), то ЭБУ при разгоне будет «умно» забирать энергию на электронику, чтобы хватало и на нее, и на мощность мотора.

    Если после проведения доработок двигателя вам не понравилось или появились какие-то ошибки типа P001, то можно легко вернуть прошивку в заводское состояние. Программисты называют это — откатить.

    Рекомендуем: Срок службы зимней резины: как продлить срок эксплуатации

    Минусы чиповки дизеля

    • значительно повышается расход топлива, например, с 10 литров до 12 литров на сто км;
    • масло и фильтры требуется менять чаще;
    • срок службы двигателя уменьшается, потому что, чем в более щадящем режиме эксплуатировать мотор, да и машину в целом, тем дольше он служит. Если «выжимать все соки» из ТС, то ресурс сильно снижается;
    • детали топливной системы выходят из строя быстрее;
    • слетает гарантия дилера или обычного автосалона, поэтому новые автомобили не стоит чиповать;
    • после чип-тюнинга двигатель может требовать более качественную солярку.

    Последствия чиповки дизеля

    Рассмотрим ситуацию на примере двигателя Фольксваген 1.9 TDI, который может быть с мощностью 90 и 150 лошадиных сил. Объем мотора один, а мощность разная. Можно ли из ДВС 90 лс сделать 150 лс? Многие думают, что да.

    На самом деле не все так логично. На автомобильном заводе инженеры устанавливают для 90 сильного мотора совсем другие турбины, интеркулеры и форсунки.

    Материал из которого выплавлен блок цилиндров (БЦ) и материал коленчатого вала тоже разные. БЦ чугунные, но чугун разный.

    Для двигателя с мощностью 115 лс уже используют БЦ из более качественного чугуна. Поэтому, если внешне мотор одинаковый, то состав разный. Если разогнать 90 сильный мотор до 150 лс, то блок цилиндров и другие детали даже могут не выдержать. Есть конечно запас у этих материалов, но кто знает, на какую максимальную мощность рассчитаны данные детали.

    Мощность увеличивается за счет подачи большего количества топлива и воздуха в рабочие камеры цилиндров. И в дизельном, и в бензиновом двигателях за подачу воздуха отвечает турбина. А увеличить давление подачи воздуха можно только за счет увеличения числа оборотов турбины. Обычный серийный турбокомпрессор TDI вращается со скоростью 200 тысяч оборотов в минуту и работает с давлением 1,05 бар (атмосфер).

    После чип-тюнинга турбина подает воздух с давлением 1,25 Атмосфера, это достигается при вращении крыльчатки компрессора со скоростью 280 тысяч оборотов в минуту.

    С увеличенным режимом работы турбина работает не долго. Если срок службы турбокомпрессора без вмешательства составляет обычно 100 тысяч км пробега, то после чип-тюнинг турбину возможно придется менять уже через 50 тысяч км пробега.

    После чип тюнинга, через форсунки начинает подаваться больше топлива. Это тоже дополнительная нагрузка на агрегат. В этом случае тюнеры ЭБУ увеличивают момент топливного впрыска, что увеличенный объем топлива успел пройти через форсунки. А это означает, что факел из форсунки не в камеру сгорания, а на поршень, который уже идет вниз.

    Поршни начинают сильно перегреваться, по периметру оплавляются. А, если топливо полностью не успевает догорать, то оно осядает на поверхности поршня и образуется сажевый налет. О том, как чистить поршни была отдельная статья — Очистка поршней.

    Помимо проблем с турбиной, форсунками и поршнями, после чип-тюнинга, есть еще одна — это увеличение нагрузки на трансмиссию. Особенно подвергается нагрузкам двухмассовый маховик. Он рассчитан конструкторами на работу с двигателем со штатными характеристиками.

    Рекомендуем: Какие бывают очистители карбюратора и какой лучше

    А, так как тяга ДВС увеличена после доработок дизеля, то пружины — демпферы сжимаются до предела. В итоге бывает и такое, что маховик не выдерживает и полностью ломается.

    Также может не выдержать повышенную мощность двигателя коробка переключения передач и сцепление. Один знакомый поставил на УАЗ дизельный двигатель от автомобиля Ниссан. После этого другие детали начали сыпаться, потому что характеристики совсем другие. Но, после доработок и элементов трансмиссии, эта машина бегает уже более 10 лет.

    Зачем проводить тюнинг дизеля

    Многие автомобилисты зададут вполне ожидаемый вопрос — зачем это делать, ведь дизеля и так славятся своей мощностью? Ответ простой — для улучшения тяговых характеристик при подъемах и на обгонах, когда имеется груз. Это больше относиться к грузовому транспорту, а для легковых автомобилей — улучшения и увеличение мощности, которая не требует механического вмешательства.

    Дизельный грузовик на трассе

    Итак, рассмотрим, основные причины, по которым большинство автомобилистов проводят чип тюнинг дизеля:

    1. Улучшение мощностных характеристик. Тюнинг считается успешным, если показатели мощности возросли на 30-35%.
    2. Улучшения тяговых характеристик. Этот показатель характерный для грузового автотранспорта, а также для микроавтобусов. При установке модуля и прошивки электронного блока управления происходит изменение крутящего момента, а также режима впрыска, что позволяет улучшить тягу.
    3. Уменьшения расхода горючего. В данном случае, лучше всего проводить монтаж чипа, поскольку непосредственное воздействие и контроль ЭБУ за впрыском должно проводиться постоянно. Как показывает практика, обрыв провода управления ведущему к модулю сбивает характеристики впрыска, и двигатель просто заливает горючим.
    4. Улучшение динамических качеств. Это проводится, обычно, с улучшение мощностных характеристик, но может делаться и отдельно от них. Эта доработка позволяет лучше и быстрее набирать разгон, что положительно при обгонах.

    Когда, все характеристики рассмотрены, можно перейти непосредственно к самому процессу проведения чип тюнинга дизеля.

    Как делают чип-тюнинг

    1

    Создание прошивки

    Калибровщик оптимизирует в заводской прошивке нужные параметры: пороги обогащения, ограничения топливоподачи, лимиты оборотов и т. д.

    2

    Диагностика автомобиля

    Специалист сервиса проводит диагностику автомобиля, чтобы убедиться в отсутствии проблем и неисправностей.

    3

    Установка прошивки

    Специалист заливает тюнинг-решение в ЭБУ. На некоторых авто требуется вскрытие блока, на других через OBD2. В первом случае требуется больше времени.

    Варианты чип тюнинга дизельного двигателя

    Как известно, существует только три варианта проведения чип тюнинга двигателя. В не зависимости от бензина или дизеля процессы будет идентичные.

    Внимание!!! Стоит предупредить сразу, что проведения процесса доработки автомобиля необходимо доверить профессионалам, которые разбираются, что лучше всего сделать и как провести процесс в каждом конкретном случае.

    Чип тюнинг дизеля

    Итак, когда все определено, рассмотрим, какие есть варианты проведения чип тюнинга для дизельного двигателя:

    • Прошивка электронного блока управления двигателем.
    • Установка дополнительного модуля контроля.
    • Впаивание чипа в ЭБУ.

    Теперь, необходимо рассмотреть все варианты и процессы их проведения более детально.

    Прошивка ЭБУ

    Первым вариантом проведения чип тюнинга становиться изменения технических характеристик на программном уровне. А именно меняются настройки впрыска топлива, а также образования воздушно-топливной смеси. Существуют три варианта доработки дизельного мотора на программном уровне. Рассмотрим, каждый из них:

    1. На мощность. При этом увеличивается потребление горючего, но мощностные характеристики становятся выше на 30-40%. При этом рекомендуется модернизация системы охлаждения, поскольку двигатель начнет значительно больше греться. В продаже, можно найти известные Кит-комплекты, для доработки узла системы охлаждения.
    2. На тяговую мощность. В основном проводится на автотранспорте, который применяется для транспортировки груза. В результате доработки, автомобиль легче идет под гору, а также может транспортировать грузы весом на 25% больше. Это становиться возможным за счет перенастроенной системы впрыска и скорости вращения коленчатого вала.
    3. На расход. Данный вид прошивки позволяет автомобилю экономить до 25% топлива, но при этом теряются мощностные и динамические характеристики. Характерно использование для обитателей городских джунглей, которые вынуждены стоять часто в пробках.

    Машины в пробке

    Для прошивки электронного блока управления двигателем понадобиться: дата кабель, программное обеспечение, ноутбук или планшет, а также немаловажный нюанс — руки, растущие из нужного места. Итак, как же проводится программная доработка дизельного мотора:

    1. Проводим установку ПО на ноутбук.
    2. Подключаем K-line кабель одним концом в разъем OBD II, а другим — к ноутбуку.
    3. Когда ПК увидел ЭБУ стоит запустить программу подключения и диагностики.
    4. После проведения диагностических работ стоит сбросить все ошибки, которые накопились.
    5. Запускаем программу для установки нового ПО.
    6. Следуя инструкциям на мониторе, проводим перепрошивку «мозгов» автомобиля.
    7. При помощи специальной программы проводим настройку.
    8. Если все сделано, верно, с момента пуска двигателя новые характеристики и параметры вступят в силу.

    Установка модуля

    Вторым вариантом тюнинга дизельного мотора становится установка дополнительного модуля управления. В зависимости от выбора модели и производителя, различают два типа устройства: для мощности и экономии. Принцип подключения довольно простой в обоих случаях. Итак, рассмотрим, как самостоятельно установить дополнительный модуль управления мотором:

    1. Подключаем модуль к ПК и при помощи специальной программы проводим преднастройку.
    2. Теперь, согласно инструкции, которая идет с устройством, необходимо подключить его к бортовой цепи и ЭБУ. !!!Стоит помнить, если подключение пройдет не верно, то модуль может сгореть, что означает — автомобилист потратил деньги впустую. Поэтому, рекомендуется, чтобы данный процесс выполняли профессионалы.
    3. Далее, при помощи подключения к ЭБУ стоит провести настройку модуля и совместить характеристики «мозгов» и данного устройства.
    4. После, проведения всех операций необходимо провести ряд тестов.

    Чип тюнинг дизеля

    Перепайка «мозгов»

    Последним способом провести чип тюнинг дизеля становиться установка чипа непосредственно в ЭБУ. Этот процесс требует специфических знаний и умений, и вот именно здесь 100% необходимо довериться профессионалам, поскольку от правильности процесса будет зависеть жизнедеятельность не только мотора, но и мозгов, стоимость которых не маленькая.

    Итак, рассмотрим основные этапы проведения операции внедрения чипа в «мозги» автомобиля:

    1. Электронный блок управления двигателем демонтируется.
    2. Проводится разборка устройства. Стоит быть предельно аккуратным при проведении процесса.
    3. При помощи специальной паяльной станции, подключенного ПК и осциллографа, проводится пайка чипа к плате в месте, где это предусмотрено. Одно не аккуратное движение может привести к тому, что ЭБУ сгорит.
    4. После пайки проводится сборка.
    5. При помощи специальной программы и подключенного к ноутбуку электронного блока управления проводиться тестирование модернизированной детали.
    6. Если все прошло успешно, можно установить деталь на место и провести диагностику уже на месте.

    Перепрошивка ЭБУ: что это такое и что она даёт

    Перепрошивка ЭБУ подразумевает собой замену регулирующей программы на новую или же корректировку данных базовой заводской программы. Для её изменения необходимо вскрывать блок управления и перезаписывать программные параметры на микросхеме внутри его.

    Перепрошивку лучше доверять опытным специалистам. При грамотном проведении такой модернизации действительно можно добиться значительно лучших динамических показателей авто без ущерба для деталей двигателя и других систем машины.

    Что даёт перепрошивка?

    Как и любая модернизация, перепрошивка имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

    Чип-тюнинг дизеля позволяет увеличить крутящий момент и мощность двигателя в среднем до 25%. Хотя на некоторых дизелях увеличение мощности возможно и до 40%. При этом нет необходимости менять узлы автомобиля, как это делается, к примеру, при форсировании. Таким образом, вы оптимизируете скоростные и тягловые характеристики вашей машины, что существенно облегчит вождение, даст вам большие возможности при обгонах на скоростных трассах, так как момент разгона уменьшается, а сама скорость существенно возрастает. Ваш автомобиль будет лучше работать даже при одновременно включённом кондиционере или же при полной загруженности авто. При этом стоимость такой модернизации весьма несущественная, в среднем она составляет до 1% от цены самого автомобиля, в зависимости от того насколько именно вы желаете увеличить мощность и марки машины.

    https://www.youtube.com/watch?v=Gc-zSrc7Q_g

    Сам процесс перепрошивки очень быстрый, все делается всего лишь в течение нескольких часов, а то и меньше. При желании, если вы чем-то недовольны, вы можете откорректировать необходимые параметры или же полностью вернуть все к первоначальным настройкам. Просто необходимо на микросхему залить заводскую прошивку.

    Программное обеспечение очень легко подстраивается под любой стиль езды. Вы агрессивный гонщик, желаете максимально увеличить мощность, или же вы спокойный водитель, который желает оптимизировать работу двигателя, сэкономить на топливе. И тот и другой вариант настроек возможный. Сегодня создано много программных продуктов, которые позволят подстроить ваш автомобиль под ваши цели и ваш стиль езды. К тому же большинство программ позволяют максимально использовать ресурс топлива или же подстроить двигатель под иной вид горючего.

    И главное, проведя такую модернизацию, вы не рискуете потерять гарантию на машину. Ведь сервисное ТО не включает столь глубокую проверку автомобиля, на программное обеспечение практически никто и никогда не обращает внимания. А в случае поломки, выявления откорректированных настроек ещё нужно доказать, что авто сломалось в результате чип-тюнинга, а не по каким-то другим причинам.

    Однако, наряду с преимуществами чипования, важно сказать о возможных рисках.

    Некоторые автовладельцы, которые сделали перепрошивку, отмечают снижение ресурса двигателя, иных элементов топливной системы, увеличенный расход топлива, говорят о необходимости частой замены фильтров и масла. Однако чаще всего такие проблемы объясняются некачественным чип-тюнингом, что ещё раз говорит о необходимости обращения в специализированные сервисные центры, где вам смогут гарантировать установку качественного программного обеспечения, подстройку его под ваш автомобиль. Единственный реальный недостаток чипования, который чаще всего встречается при правильной настройке — увеличение расхода топлива при агрессивной езде.

    BMW 5 серии
    После чип-тюнинга при агрессивной езде расход топлива увеличится

    Позитивные и негативные качества чип тюнинга

    Теперь, когда все процессы рассмотрены, можно перейти к рассмотрению вопроса — какие плюсы и минусы установки чип тюнинга на дизель. Конечно, начнем с приятного:

    • Увеличение мощности.
    • Уменьшения расхода топлива.
    • Улучшения КПД и работы основных узлов.
    • Повышение динамики.
    • Работа спрыска становиться стабильнее.

    Машины в пробке

    Но, как и в любом случае, там, где есть плюсы, найдется и ряд минусов:

    • Повышается механический износ деталей, а именно: поршневой группы и коленчатого вала.
    • Повышается температура двигателя, что принуждает владельца автомобиля делать доработку системы охлаждения.
    • Некачественное топливо или засоренные форсунки могут привести к преждевременной поломке топливного насоса высокого давления.

    Нововведения

    Итак, в 2021 году был презентован модуль для чип тюнинга нового поколения. Он разработан специально под малолитражные дизельные моторы с объемом до 2 литров. Стоимость изделия будет составлять около 1000 долларов. Основными позитивными качествами устройства станет — повышение мощности, но при этом двигатель станет экономичнее в среднем на 20%.

    Конечно, в это мало вериться, но похоже, что все это может оказаться правдой. Не смотря, на высокую стоимость, предзаказ уже сделали более 5000 автомобилистов по всему миру. В массовую продажу устройство поступит вначале 2021 года.

    Что будет с гарантией

    В большинстве случаев с гарантией ничего не произойдет:

    • При плановом ТО никто в мозгах автомобиля копаться не будет;
    • Если дилер обнаруживает, что установлено неофициальное ПО, он его заменяет. По закону «О защите прав потребителей» он не может отказать в обслуживании. Чаще же случается вариант, когда тюнинг-прошивку обновляют свежим ПО от производителя;
    • Многие официальные дилеры сами предлагают прошивку.

    Если все-таки опасаетесь потери гарантии, можно заливать стоковую прошивку перед поездкой к дилеру, а после снова менять на тюнинг.

    Рекомендации

    Многие эксперты не рекомендуют проводить чип тюнинг дизельного двигателя, поскольку это вредит механической составляющей, но как показывает практика, большинство автомобилистов проводят чип тюнинг дизельному мотору с большим удовольствием. Не смотря, на все минусы, эффектом автолюбители довольны. Отмечается, что тяговые характеристики вырастают, а расход при этом падает на 10%.

    Дизельный грузовик на трассе

    Большинство американских дизельных грузовиков уже давно устанавливают дополнительные модули управления двигателем, чтобы не переделывать существующие моторы. Это позволяет повысить мощность и при этом не проводить никаких модернизаций.

    Вывод

    В заключении стоит отметить, что модернизацию дизельного двигателя стоит проводить, поскольку это улучшает характеристики мотора. Хоть и большинство экспертов против этого процесса, но как показывает практика, большое количество автомобилистов уже провели чип тюнинг дизеля и остались довольными.

    Не стоит забывать, что в каждом конкретном случае, стоит проводить индивидуальную доработку мотора, что дает возможность модернизировать мотор по-своему. Конечно, данный процесс лучше всего доверить профессионалам, чтобы не навлечь неприятных последствий.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: