Дымит двигатель (черный дым из глушителя)


Довольно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации схожи с картинками из старых кинофильмов, на которых паровоз окутывается клубами дыма. Каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности приносит тревожные волнения. Тогда начинаются интенсивные поиски ответов на вопрос, почему дымит двигатель.

Повышенное дымление нередко становится показателем серьезных неисправностей двигателя. Симптомы касаются бензиновых и дизельных моторов. Автомобилисты со стажем способны поставить довольно точный диагноз по цвету и особенностям выхлопов. А определив суть проблемы, с нею легче справляться.

Цвет дыма как показатель автомобильных проблем

Через выхлопную трубу автомобиля в атмосферу постоянно выбрасываются отработанные газы. При исправном двигателе это происходит почти незаметно и в минимальных количествах. Однако уже на начальной стадии серьезных поломок в силовом агрегате выхлопы могут становиться обильными, окрашенными различными цветовыми оттенками.

При некоторых обстоятельствах появление дыма сочетается с такими симптомами:

  • затрудняется пуск холодного мотора;
  • двигатель работает неустойчиво на холостых оборотах либо под нагрузкой;
  • показатели тахометра становятся плавающими или скачкообразными;
  • расход горючего или моторного масла заметно увеличивается;
  • происходит потеря тяговой мощности двигателя.

Повышенное дымление холодного либо горячего мотора – первый, а иногда и единственно верный, признак поломки силового агрегата. Точнее диагностировать неисправности, выявлять степень серьезности проблем, различные стадии их протекания помогает характерный цвет выхлопа.

Прозрачность дыма (белесые выхлопы)

Прозрачные или белесоватые выхлопы чаще всего появляются сразу после пуска двигателя или при непрогретом до рабочей температуры моторе. Собственно, в этом и заключаются причины появления таких выхлопов. Подобным образом силовой агрегат реагирует на простой. В зимнее время после морозной ночи бездействия из выхлопных труб большинства автомобилей выбрасывается прозрачный или белесый дым. Но, по сути, он является паром.

Прозрачный дым – не повод для паники

По степени прогрева двигателя и всей газораспределительной системы количество дыма будет уменьшаться. При очень низких атмосферных температурах пар остается заметным даже при работе хорошо прогретого мотора. На густоту таких выбросов дополнительно влияет влажность воздуха. Повышенные ее показатели увеличивают количество прозрачного дыма из выхлопной трубы.

Довольно легко можно убедиться в том, что прозрачный дым легко рассеивается и является паром. Простой эксперимент докажет, что мотор не испытывает серьезных проблем. К выхлопной трубе прикладывается чистый бумажный лист. После определенного времени он высохнет, а выхлопной конденсат не оставит отчетливых грязно-жирных или маслянистых пятен. Можно к задней части глушителя приложить какую-либо емкость. На ее стенках при работающем двигателе образуется конденсат.

Прозрачный дым может сопровождаться появлением капель из выхлопной трубы. Этого не стоит бояться. Происходит выброс конденсата, скопившегося внутри системы. Ситуация не становится поводом для паники, двигатель не требует вмешательства или ремонта.

Просчеты во время кладки печного колодца — что делать теперь?

В некоторых случаях, попадание дыма в дом происходит в тот момент, когда открывают дверку топки. При закрытой дверце угарные газы эвакуируются в обычном режиме. В данном случае причина кроется в неопытности печного мастера.

Во время открытия дверцы происходит задымление, если вход в колодец расположен слишком низко и кратчайший путь для разогретого воздуха с угарными газами пролегает именно в сторону дверного проема топки.

У любого ответственного человека, когда дымит печь в доме что делать – это главный и первостепенный вопрос. Решить проблему можно, если внутри топки выстроить стенку, верхний край которой будет выше верхнего ребра дверцы на несколько сантиметров.

Таким образом, горячий воздух с угарным газом будет перемещаться к отверстию колодца даже при открытой дверце топки.

Итоги

В статье мы рассмотрели наиболее вероятные причины возникновения задымления внутри дома, а также какими способами можно с этим справиться. Примечательно, что в большинстве случаев работы не представляют сложности и могут быть выполнены самостоятельно.

Белизна дыма

После прогрева мотора в теплое время может появляться густое белое облако из выхлопной трубы. Оно указывает на попадание в цилиндры охлаждающей жидкости. Происходит это из-за нарушения герметичности через прокладку между блоком цилиндров и головкой, трещины в каналах движения охлаждающей жидкости.

Стоит обратить внимание на другие возможные причины появления белого дыма. На заглушенном двигателе проверяют попадание выхлопных газов в систему охлаждения. Для этого снимают крышку расширительного бачка или выкручивают пробку радиатора. При этом определяют:

  • наличие запахов выхлопа;
  • имеется ли маслянистая пленка в самой жидкости;
  • снижен ли уровень охлаждающей жидкости.

При запуске двигателя может наблюдаться увеличение количества жидкости в бачке, появление пузырей, бурление. Все эти признаки укажут на попадание выхлопных газов в систему охлаждения.

Попадание газов в систему охлаждения приводит к повышению давления. После остановок двигателя охлаждающая жидкость частично уходит в цилиндры. Ее уровень в бачке снижается. Антифриз (тосол) через поршневые кольца просачивается в поддон картера. Там он смешивается с моторной смазкой, разжижая ее. Образуется своеобразная эмульсия. Моторное масло меняет цвет, мутнеет, теряет рабочие свойства.

Опытные мастера советуют перед ремонтом подобных повреждений промывать соляркой двигатель изнутри. Так экономятся нервы и время при ремонте. Очищенный мотор поможет легче определить место неисправности.

Дополнительно убедиться в проникновении охлаждающей жидкости в систему смазки помогает диагностика состояния маслозаливной пробки и крышки головки блока цилиндров. На их внутренней стороне образуется светлая пена с желтоватым оттенком. Подобный признак можно зафиксировать на маслоизмерительном щупе.

Некачественный антифриз может провоцировать внутреннюю коррозию металлических деталей двигателя. Иногда повреждения становятся сквозными, частицы ржавчины попадают в расширительный бачок. Потребуются значительные средства для восстановления такого двигателя.

Перегрев двигателя – предпосылка к появлению белого дыма

Причины появления обильного белого дыма часто кроются в перегреве двигателя. Неэффективная работа системы, отвечающей за охлаждение мотора, приводит не только к перегреву силового агрегата, но и к деформации поршневых колец. Последствия требуют безотлагательного реагирования, незамедлительного устранения неисправностей.

При наличии белого дыма обязательно придется проверить состояние:

  • проблемного цилиндра;
  • термостата;
  • вентилятора и датчика его включения;
  • пробки расширительного бачка;
  • прокладки впускного коллектора;
  • шлангов системы охлаждения;
  • герметичности радиатора.

Для определения проблемного цилиндра нужно выкрутить свечи. В неисправном цилиндре наличие охлаждающей жидкости даст о себе знать накипью на электроде. Такой налет во многом аналогичен тому, что встречается внутри чайника.

Жидкость может попадать в камеру сгорания. Это приводит к образованию воздушных пробок, попаданию большого количества жидкости в цилиндры. Следствием может быть гидроудар. Тогда скачки давления приводят к образованию трещин на корпусе тех или иных деталей, повреждению различных элементов оборудования.

Установив конкретные причины появления белого дыма из выхлопной трубы, безотлагательно следует приступать к ремонту. Следствие неисправностей придется устранять в работе всей системы охлаждения.

Почему дымит новая печь

Что делать, если дымит новая печь? В большинстве случаев причиной выступают конструктивные просчеты и нарушения технологии кладки. Обогревательная печь должна иметь следующие параметры:

  • Отверстие дымовой трубы – 14*27 см (дрова, торф) или 14*14 см (уголь).
  • Высота дымовой трубы – 6 см от колосников плиты до верха.
  • Высота трубы над крышей – не менее 70 см, но выше конька минимум на 50 см. Исключение составляют случаи, когда конек находится на расстоянии более 1,5 метров – тогда трубу можно делать такой же высоты.

Причиной задымления может стать слишком узкая труба

Если внутренние размеры дымохода может поправить только профессиональный печник, то проблемы с трубой можно попытаться решить самостоятельно:

  • Изучите окружающую дом территорию. Если поблизости есть высокие деревья или стены, то ветер может задувать в трубу и загонять дым внутрь помещения. В этом случае необходимо надеть колпак на верхнюю часть трубы, и с вероятностью 90% проблема будет решена.
  • Печь в доме или бане может дымить из-за недостаточной высоты трубы. В идеале ее нужно нарастить, но это не всегда реально сделать. Если отопительный сезон уже начался, можно удлинить трубу подручными средствами, надев на нее одно или два металлических ведра без дна. Выглядит такая конструкция не очень эстетично, но зиму продержится.

Схема определения высоты печной трубы

Длительность службы печи и ее бесперебойная работа зависит от того, насколько правильно она была введена в эксплуатацию. После завершения кладки в материалах остается много влаги, которую нужно удалить перед началом отопительного сезона. Период сушки длится 7-10 дней в теплое время года и до 3 недель – в холодное. Процесс проходит в несколько этапов:

  • Откройте все задвижки и постоянно проветривайте помещение, в котором находится печь. Сушка должна продолжаться до того момента, пока со стенок не пропадут влажные пятна, а на металлических частях не перестанет выступать конденсат.
  • Через 5-6 дней разводите небольшой огонь утром и вечером. Постепенно увеличивайте объем закладки дров.
  • Не старайтесь ускорить процесс слишком активной топкой. Перегрев может привести к появлению трещин и щелей в кладке.

Сосновые поленья

Закладка поддувала и устройство поперечной стенки в топке.

С причинами, по которым могут дымить старые печи, мы разобрались. Теперь попробуем разобраться, почему дымит новая, недавно сложенная печь. Такое может случиться только в результате каких-то конструктивных просчетов строившего ее печника.

Вот самый распространенный из просчетов: печник сложил печь, опробовал ее, огонь в печке весело гудел, все было хорошо. На второй день вы ее растопили, а она дымит. Все просто: вчера была тихая погода, а сегодня ветрено.

Выйдите во двор и посмотрите вокруг дома. Если вблизи от него стоит высокая стена или деревья вымахали выше крыши вашего дома, с уверенностью 90% можете считать, что причину загадочного явления вы нашли. Ветер, ударяясь о такую преграду, как мячик, отскакивает от нее и рикошетом попадает в дымовую трубу, загоняя дым внутрь.

Что же делать в таком случае? Разбирать стену вряд ли нужно, особенно если она соседская. Да и деревья рубить тоже не стоит. Для вас будет гораздо проще и дешевле надеть на дымовую трубу колпак. Он в любом случае не помешает, но все же прежде проведите маленький эксперимент: на углы трубы положите друг на друга по два кирпича, а на них положите железный тазик. Если печь перестала дымить, тогда надевайте колпак и проблема будет решена.

Чертежи или схема для изготовления печи на отработанном масле.

Но если труба продолжает дымить? Такое может случиться, если дымовая труба установлена ниже необходимого уровня, т.е. ниже 25 см конька крыши, если труба установлена на коньке или в непосредственной близости (до 1 м) от него. В этом случае трубу придется нарастить.

Предлагаем ознакомиться Как правильно установить котел в бане

Самый простой способ, пусть не слишком эстетичный, но зато дешевый и практичный, особенно, если пришли холода, и печь необходимо топить постоянно, и заняться ремонтом пока нет возможности – надеть сверху на трубу одно или два железных ведра без дна, удлинив тем самым трубу и улучшив тягу. Такая конструкция долговечной не будет, но отопительный сезон точно послужит. А при теплой погоде можно заняться удлинением трубы уже основательно.

Иногда бывает, что дым в новопостроенной печи начинает просачиваться сквозь неплотно закрытые дверцы сажечистки – то ли попалась бракованная, то ли установленная печником по принципу: косо, криво – лишь бы живо. В этом случае лучше заложить отверстие куском кирпича, можно и насухо, но лучше посадить его на глиняный раствор для надежности и лучшей герметизации.

Для устранения большинства из названных причин понадобятся инструменты:

  • мастерок;
  • лопатка для перемешивания раствора;
  • ведро для раствора;
  • двусторонний молоток каменщика (с одной стороны это обычный плоский молоток, а с другой в виде кирки для разлома кирпича).

Если же случиться такое, что все на первый взгляд нормально, а новая печь продолжает дымить, то, скорее всего, у нее неправильно сложены дымовые каналы или недостаточный диаметр дымохода. В этом случае сами вы ничего не сделаете, поэтому берите за шиворот горе-мастера, который делал вашу печь, и пусть исправляет свои ошибки. А уж платить ему за эту работу или нет – решайте сами.

Удачи вам! Тепла и уюта вашему дому!

Голубовато-сизый дым

Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.

Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.

Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.

Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:

  • износ либо потеря эластичности (дубеют) маслосъемных колпачков;
  • залегание или износ маслосъемных колец;
  • неисправность турбины;
  • изнашивание деталей цилиндропоршневой группы;
  • засоренность системы, обеспечивающей рециркуляцию картерных газов;
  • низкое качество моторного масла;
  • неисправности в области глубоких свечных колодцев (16-клапанные моторы).

История автолюбительской практики запечатлела курьезные случаи, в результате которых из выхлопной трубы появлялся голубовато-сизый дым. Так, некоторые владельцы машин заливали в бак горючее для двухтактных моторов. Этот вид топлива специально смешивается с маслом. Тогда поиски причин дымления продлеваются до полного сжигания по ошибке залитого горючего.

Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором

Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.

Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.

Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:

  • взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
  • растянуть ткань на дроссельном патрубке;
  • завести автомобиль;
  • несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
  • заглушить двигатель;
  • проверить состояние ткани.

Появившиеся следы масла на ткани говорят о ранней стадии проблемы. Разрешить подобную ситуацию гораздо проще, чем в запущенном ее состоянии. Стоит учесть, что неисправности одного агрегата или системы приводят к нарушению нормальной работоспособности других элементов и узлов.

Отчего масло интенсивно расходуется на угар

В исправном двигателе маслосъемные колпачки и кольца ответственно снимают остатки смазки со штока клапана и стенок цилиндра соответственно. На высоких оборотах производительность этого процесса падает, но в общем зачете расход масла не превышает нормы, предписанной производителем. У одних это 1 л/10 000 км, у других – это 0,3 л/10 000 км, а третьи вовсе могут ничего не доливать между сервисными интервалами, поскольку не крутят мотор выше 3 500 об/мин.
Естественно, когда потребление смазки вдруг выросло, скажем, до 1л/1 000 км, да еще и сизый дым пошел из выхлопной – это сигнал о нарушении маслосъемных функций. Причин тому несколько:

В итоге, неплохо было бы определить без разборки, какая именно группа деталей дала сбой. Возможно ли это – тема следующего параграфа.

Чернота дыма

Появляющиеся выхлопы черного цвета также могут рассказать о том, почему машина дымит. Оттенки дыма бывают от темно-серого до густо-черного. Они свидетельствуют о чрезмерном обогащении горюче-воздушной смеси. Тревожный цвет обеспечивается частицами сажи, которые выбрасываются в атмосферу из-за неэффективного сгорания топлива.

Чаще всего чернота дыма говорит о проблемах, связанных с подачей горючего. Их можно выявить, обратив внимание на прямые или косвенные признаки:

  • затрудненный пуск силового агрегата;
  • неустойчивая работа мотора;
  • высокая токсичность;
  • ощутимое повышение расхода горючего;
  • двигатель теряет мощность;
  • катализатор выходит из строя.

Черный дым становится следствием того, что не все топливо успевает прогореть в цилиндропоршневой группе. Если затягивать с ремонтом в таких случаях, то результаты могут оказаться очень плачевными. При серьезных повреждениях цилиндропоршневой группы, других узлов силового агрегата дорогостоящий ремонт может превышать цену самого автомобиля.

Причины появления черного дыма разняться в зависимости от технической комплектации автомобиля. Моторы, оснащенные карбюраторным впрыском, дымят чернотой из-за перелива горючего в поплавковой камере. В подобных ситуациях необходимо проверять игольчатый клапан и жиклеры, отвечающие за подачу воздуха.

При инжекторном нагнетании топлива переобогащение смеси происходит из-за сбоев электронных датчиков. Не стоит исключать из перечня причин возможную потерю герметичности самих форсунок. Если инжекторные форсунки не справляются с дозированием горючего, тогда в камеры сгорания попадает избыток топлива. Избыточное горючее перемещается в картер мотора, смывает маслянистую защиту со стенок цилиндров.

Часто черный дым дополняется устойчивым запахом топлива. Это – еще один из признаков попадания горючего в моторное масло. Перепроверить такой знак можно, замерив уровень смазочной жидкости. Повышение количества масла свидетельствует о его разбавлении горючим.

Специфика дизельных двигателей

Черный дым, вырывающийся из выхлопных труб дизельных либо турбо дизельных двигателей, становится следствием низкого качества горючего. Среди других причин стоит рассматривать такие:

  • износ форсунок;
  • сильная загрязненность воздушного фильтра;
  • неисправность регулятора оборотов в насосе нагнетания топлива;
  • выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД);
  • поломки турбины.

ТНВД является одним из сложнейших узлов во всей системе топливоподачи, которой оборудованы дизельные двигатели. Для эффективной работы топливного насоса необходима смазка, содержащаяся в дизельном горючем. Низкопробное топливо не имеет свойств для обеспечения надежной работы топливного насоса. Поэтому этот важный агрегатный узел может выходить из строя преждевременно.

Появление дымного шлейфа белого, сизого или черного оттенков – серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью к мастерам автосервиса. Промедление, откладывание решения проблемы приводит к удорожанию ремонта, созданию непредсказуемых ситуаций на дороге. Внимательно присмотревшись к цвету выхлопов, можно предотвратить многие проблемы. Своевременная диагностика причин неисправностей поможет поддерживать автомобиль в хорошем функциональном состоянии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: