Замена трамблёра: порядок действий

Что такое трамблер и для чего он нужен?

По своей своему функциональному назначению трамблер является прерывателем-распределителем в электрической системе автомобиля. Он обеспечивает регулировку подачи напряжения от аккумулятора на свечи зажигания и момента образования искры. Специфика многоцилиндровых двигателей в том, что воспламенение сжатого поршнем топлива в каждом цилиндре происходит в разное время. Поэтому очень важно обеспечить точность срабатывания механизма зажигания. Эту функцию и выполняет трамблер.

как выглядит трамблер

Если рассматривать работу данного устройства более детально, то можно выделить следующие его задачи:

  • инициация образования искры в результате размыкания электрических контактов;
  • передача образовавшегося в цепи напряжения на подходящую свечу;
  • регулировка момента искрообразования в соответствии с режимом движения автомобиля и характеристиками бензина;
  • накопление резервного запаса энергии на специальной бобине.

Как можно увидеть, этот модуль обладает широким функционалом и имеет большое значение для обеспечения работоспособности двигателя.

Основные причины поломок трамблера

Даже учитывая, что по конструктивному исполнению ротор трамблера располагается в кожухе, не стоит исключать попадание внутрь воды по ряду сложившихся обстоятельств. Очень часто достаточно пары капель воды, чтобы трамблер начал работать с перебоями. Из этого следует, что в первую очередь необходимо проверить части системы зажигания на сухость. Это обусловлено тем, что основной функцией распределителя является подача электрического разряда для образования искры на свечах.

Второй причиной обусловленной перебоями работы трамблера, является образование окиси на роторе, который вращаясь, взаимодействует по очереди с клеммами проводов, по которым подается электрический заряд на свечи зажигания. Из-за плохого контакта снижается величина подаваемого заряда, что приводит к перебоям подачи искры в камере сгорания а, следовательно, к нестабильности работы силового агрегата. Наиболее простым решением проблемы является чистка ротора трамблера растворителем, либо с помощью острого предмета, что позволить улучшить контакт.

Иногда в процессе работы двигателя создается ощущение, что он на определенных оборотах захлебывается, либо наоборот, троит. Довольно часто данная проблема является следствием неправильной регулировки системы зажигания. В данном случае не стоит заниматься самодеятельностью, так как правильно выставить все настройки довольно сложно. Поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалистам.

Как устроен трамблер и как он работает

устройство трамблера
В состав этого механизма входит множество компонентов различного назначения. Основными среди них являются следующие:

  • ротор — обеспечивает сцепление с вращающимися шестернями распредвала;
  • прерыватель — модуль с кулачковой муфтой, которая соединяется специальными контактами с центробежной муфтой;
  • катушка зажигания, снабженная двойной обмоткой;
  • вращающийся одновременно с валом бегунок, расположенный на крышке трамблера и передающий напряжение на свечу;
  • крышка, через которую токоведущие провода отходят к свечам;
  • регулятор вакуумного типа, обеспечивающий работу функции опережения зажигания;
  • оснащение бесконтактного типа — используется на наиболее современных моделях трамблеров.

Кроме того, многие устройства снабжаются октан-корректором, который изменяет режим работы трамблера в соответствии с качеством бензина.

Принцип работы трамблера в зависимости от конкретной модели автомобиля может иметь индивидуальные особенности. Однако общая специфика действия этого элемента во всех моделях двигателей практически одинаково.При проворачивании коленвала поршни воздействуют на кулачок трамблера, в результате чего размыкаются его контакты. Это приводит к возникновению высокого напряжения, которое через специальный бегунок передается на ту или иную свечу. Данный процесс во время работы двигателя непрерывно повторяется, изменяются только свечи, на которые подается напряжение.

Четкая взаимосвязь с коленвалом и поршнями обеспечивает высокую точность работы трамблера, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всего двигателя автомобиля.

Прерыватель-распределитель зажигания

Прерыватель-распределитель зажигания (жарг. трамблёр, от фр. trembleur — вибратор, прерыватель) — механизм, определяющий момент формирования высоковольтных импульсов в системе зажигания и (или) для распределения электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и инжекторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Дизельные, компрессионные, калильные, а также двигатели с калильной головкой имеют иной принцип воспламенения топливо-воздушной смеси и прерыватель-распределитель им не нужен.

В классическом виде устройство включает в себя прерыватель тока низкого напряжения, распределитель тока высокого напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания.

Контакты прерывателя в определённый момент размыкают первичную цепь обмотки катушки зажигания, что вызывает индуцирование тока высокого напряжения в её вторичной обмотке.

Параллельно контактам подключен конденсатор для уменьшения искрения.

Вакуумный регулятор (встроен в корпус) измененяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель, которая пропорциональна разряжению за дроссельной заслонкой.

Вакуумный регулятор соединён с задроссельным пространством (впускной коллектор) трубкой.

Центробежный регулятор (встроен в корпус) измененяет угол опережения зажигания соответственно изменению частоты вращения коленчатого вала.

Октан-корректор, установленный на корпусе прерывателя позволяет вручную корректировать угол опережения зажигания.

Высоковольтное напряжение от вторичной обмотки катушки зажигания по высоковольтному проводу поступает к центральному контакту крышки распределителя.

Через контактный уголёк (щётка, установленная в крышке распределителя) высокое напряжение поступает на бегунок (ротор с токоразносной пластиной)

При прохождении вращающегося бегунка мимо боковых электрических контактов (по числу цилиндров) ток высокого напряжения подаётся по высоковольтным проводам к свечам зажигания соответствующих цилиндров.

Токоразносная пластина механически не касается боковых контактов крышки, через зазор проскакивает искра.

В более современной бесконтактной системе зажигания прерыватель отсутствует.

Он заменён устройством формирования задающих импульсов на эффекте Холла для формирования искры блоком управления зажиганием (коммутатором).

Также могут применяться оптические или магнитные датчики.

Некоторые инжекторные двигатели с распределителем зажигания не содержат центробежного и (или) вакуумного регулятора коррекции угла опережения зажигания.

В них эта функция возложена на электронный блок управления двигателем.

В современных же инжекторных двигателях прерыватель не применяется вовсе: он заменён одной или несколькими управляемыми катушками зажигания, или катушками непосредственно на каждой свече зажигания.

Например, на автомобилях «Ока» установлен датчик Холла и двухискровая катушка зажигания, распределитель отсутствует.

Важные характеристики трамблера

Точнее понять принцип работы трамблера помогают понятия УЗСК и УОЗ.

УЗСК — угол замкнутого состояния контактов. Он характеризует время замыкания контактов, входящих в конструкцию трамблера. Другими словами, величина УЗСК определяет энергию, которая аккумулируется на катушке зажигания после формирования искры. Кроме того, от данного параметра зависит то, сколько электроэнергии будет подано для образования на свече искры.

При чересчур малом расстоянии между контактами не будет накапливаться достаточное количество энергии, из-за чего мотор будет работать нестабильно. Если не устранить дефект, то время разрыва будет постоянно уменьшаться, а эффективность работы двигателя — падать.

Для настройки УЗСК в отдельных случаях выполняется регулировка трамблера. Это связано с тем, что для каждого двигателя величина угла замкнутого состояния контактов определяется в индивидуальном порядке.

УОЗ — это угол опережения зажигания. От этой величины непосредственно зависит момент возгорания топливной смеси в цилиндрах. Сущность опережения зажигания в том, что для эффективной работы двигателя воспламенение бензина происходит раньше, чем поршень занимает верхнее положение — это необходимо из-за того, что ТВС не сгорает в один момент. В зависимости от режима эксплуатации двигателя, стиля езды УОЗ изменяется — соответственно, напряжение должно подаваться на свечи в различное время. И эту возможность как раз и обеспечивает трамблер — в его конструкции имеется специальный регулятор центробежного типа, который отвечает за оптимизацию промежутка времени, в который происходит сгорание топливно-воздушной смеси.

Методы регулировки

В целом регулировка системы выполняется за три этапа. К первому относится корректировка угла замкнутого состояния контактов. Учитывайте, что он зависит непосредственно от величины зазора в контактах трамблера. Второй этап включает в себя выставление угла, с которым происходит опережение зажигания, а третий этап позволяет проверить и скорректировать полученные результаты

Надо обратить особое внимание на тот факт, что все результаты необходимо уточнять непосредственно в процессе езды

Регулировка понадобится, если вы используете на своем автомобиле классическую или транзисторную систему зажигания. Для того чтобы приступить к работе, в первую очередь понадобится снять крышку, прикрывающую распределитель зажигания ВАЗ 2106. Если на вашем ВАЗ 2106 установлена классическая система, то перед тем, как начать процесс регулировки, зачистите все прилагаемые контакты и проверьте тщательность, с которой они прилегают друг к другу.

Если вы заметили какие-либо отклонения, аккуратно приведите систему в порядок, подогнув необходимые места в контактах. Далее, поверните коленвал таким образом, чтобы между контактами трамблера ВАЗ 2106 образовалось максимально допустимое расстояние. Потом отверните винт, фиксирующий группу, он находится на пластине подшипника. И введите щуп, толщина которого составляет 0,5 мм. Подвиньте контакты таким образом, чтобы он мог перемещаться с незначительным усилием.

Обслуживание прерыватель-распределитель зажигания-трамблёр ВАЗ

01-КЛАССИКА.
Замена
кулачков,бегунок,конден.

Как только вы посчитаете, что добились оптимального результата, затяните винт для того, чтобы зафиксировать положение. Для выяснения того, правильно ли вы раздвинули контакты, поместите между ними несколько более толстый щуп. Если он не проходит между контактами, вам удалось хорошо справиться с поставленной задачей.

Чтобы вращать коленвал, используйте специальный ключ. За неимением такового начинайте медленно двигать автомобиль при включенной четвертой передаче. Конечно, для этого придется приложить некоторые усилия, ведь использовать для проведения такой работы стартер становится практически невозможным. Это связано с тем, что довольно проблематично будет найти оптимальный угол поворота.

Приступите к непосредственному измерению угла. Выньте из крышки трамблера провод высокого напряжения и присоедините его к автомобилю. Далее, используя катушку зажигания и прикрепленную к ней лампочку на 12 В, присоедините к проводу, который проходит непосредственно от трамблера к катушке.

Если установка прошла правильно, когда будете включать зажигание, лампочка начнет гореть, а как только вы произведете размыкание контактов погаснет. Затем начинайте вращать коленвал двигателя таким образом, чтобы он двигался по часовой стрелке. Эту работу необходимо проводить до тех пор, пока лампочка не погаснет. Запомните положение, в котором находится бегунок и где-нибудь отметьте его для себя.

Распространенные неисправности трамблера

Сложная конструкция, обилие мелких элементов обусловливают большое разнообразие неполадок, которые могут возникнуть в работе трамблера. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

  • повреждение крышки — проявляется нестабильностью работы двигателя, его дерганием, провалами оборотов, во влажную погоду — глохнущим мотором. Неполадки могут быть механическими (трещины, сколы, попадание влаги внутрь крышки) либо химическими (окисление скрытых под крышкой контактов);
  • перегорание предохранителя бегунка — в результате становится невозможна передача электричества на катушку зажигания;
  • выход из строя конденсатора, приводящий к подаче на свечи избыточного напряжения;
  • нарушение геометрии вращения вала, его заклинивание либо прогиб, повреждение корпуса трамблера — являются следствием серьезных механических повреждений, требуют полной замены вышедшей из строя детали.
  • вакуумный регулятор зажигания — приходит в негодность при разрыве либо загрязнении диафрагмы.

Отметим, что это лишь наиболее распространенные неисправности — на практике можно столкнуться и с другими проблемами, выявить которые сможет только специалист.

Поломки устройства распределения зажигания и их ремонт

Неисправности распределителя зажигания бывают разные, поэтому на данном вопросе необходимо остановится отдельно. Сразу нужно сказать, что данный прибор не вечный, и подвержен различным поломкам.

Распространенные неисправности.

  1. Прогорели контакты. Это весьма распространенная поломка, которая возникает вследствие попадания воды, грязи, в датчик распределитель зажигания и его короткого замыкания. В таком случае ремонт зажигания необходимо проводить следующим образом. Можно хорошо прочистить контакты, либо заменить их на новые.
  2. Износ распределительного вала, муфты или подшипников. Данные элементы испытывают постоянные нагрузки, так как вращаются. Поэтому при износе данных элементов они могут заклинить. Это также может привести к тому, что обороты вала будут не соответствовать необходимому положению бегунка, который распределяет электрический ток на свечи. Ремонт состоит в замене изношенных элементов на новые.
  3. Выход из строя конденсатора. Данная деталь выполняет важную роль, поскольку глушит силу напряжения идущего на контакты. Поэтому выход из строя такого элемента приводит к тому, что на контакты идет сильное напряжение и возникает нагрев металлических вольфрамовых поверхностей. Если нагрев сильный, то они могут прогореть, либо свариваться между собой. Это сразу приведет к потере искры. Конденсатор невозможно отремонтировать его нужно менять на новый.
  4. Поломка датчика Холла. Ранее было сказано, что данный элемент занимается распределением электрического тока в инжекторных моторах, это так называемое бесконтактное зажигание. При его поломке, датчик распределения зажигания перестает нормально функционировать, и в моторе вообще пропадает искра. Ремонтировать его в домашних условиях не рекомендуется, лучше доверить это специалистам. В нем может также выйти из строя конденсатор, который нужно будет менять на специальном оборудовании.
  5. Поломка бегунка. При его демонтаже можно будет заметить, что его поверхность расплавилась, либо на нем имеются темные (черные) полосы. Это говорит о том, что он подвергся воздействию сильного напряжения, в связи с чем, нужно бегунок заменить на новый. Ни в коем случае не нужно его зачищать наждачной бумагой или другими абразивами, это приведет к тому, что он постоянно будет залипать к контактам.
  6. Пробой крышки прерывателя – распределителя. Данная поломка также часто встречается, и говорит о том, что диэлектрическая поверхность ее прогорела. В таком случае электромагнитный импульс будет уходить на корпус двигателя, поэтому мощность тока в высоковольтных проводах будет низкой, что повлечет за собой образование слабой искры на свечах или ее полное отсутствие. При обнаружении пробоя, крышку лучше заменить на новую.

Некоторые ремонтные работы можно осуществить самостоятельно, если требуется замена какого либо элемента, а когда обнаружена более сложная поломка, то лучше обратится в специализированную СТО, для ее устранения или приобретения нового прерывателя — распределителя.

При этом после установки нового распределителя зажигания, рекомендуется проверить зазор на свечах зажигания.

Устройство распределителя электрического тока довольно сложное, так как именно он распределяет электромагнитный импульс на свечи зажигания, которые создают искру. Поэтому при выходе его из строя, водитель должен установить причину, а затем произвести ремонт или полностью заменить данный элемент.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: