Двигатель 2111 (в обиходе иногда встречается обозначение 2114) – это аналог известного вазовского мотора 21083, в котором вместо карбюратора используется инжектор.
В дальнейшем на его базе разработали ряд 1,5-литровых моторов (2112, 21124, 21126, 21127, 21114, 21116). Агрегатированный коробкой переключения передач и сцеплением, двигатель ВАЗ 2111 размещается в подкапотном пространстве автомашины на опорных подушках.
Технические характеристики
Скачать .xls-файл
xls
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
Рабочий объем цилиндров, куб. см | 1499 |
Номинальная мощность, л. с. (при 5400 об/мин.) | 78 |
Максимальный крутящий момент, Нм (при 3000 об/мин.) | 116 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр, шт. | 2 |
Общее количество клапанов, шт. | 8 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 71 |
Степень сжатия | 9.9 |
Схема работы цилиндров | 1 — 3 — 4 — 2 |
Система питания | Инжектор (распределенный впрыск с электронным управлением) |
Горючее | Неэтилированный бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км (город/трасса/смешанный) | 8,8/5,7/7,3 |
Система смазки | Комбинированная (разбрызгивание +под давлением) |
Тип моторного масла | 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40 |
Количество моторного масла, л | 3.5 |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа |
Охлаждающая жидкость | На основе этиленгликоля |
Моторесурс, тыс. час. (теория/практика) | 150/250 |
Вес, кг | 127 |
Мотор ВАЗ 2111 устанавливался на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 2111, 21122, 2113, 2114, 2115.
Характеристики мотора 2111
Начиная с 1993 года, производителем АвтоВАЗ был открыт проект ВАЗ-2110. Разрабатывался переднеприводной седан повышенной комфортности, поэтому карбюраторные модификации моторов 2108, 2110 и их вариантов не удовлетворяли условиям.
Уже на начальном этапе проект разделился на две самостоятельных работы. Простая переделка хэтчбэка «Восьмерки» в седан получила название ВАЗ-21099. Наименование второго проекта осталось прежним, но работа над ним изрядно затянулась по ряду причин:
- в 1985 году появился образец для испытаний, в серию машину с новым мотором планировалось запустить с 1992 года;
- кризис спутал планы, руководство завода производителя поставило ВАЗ-2110 на конвейер лишь в 1996 году;
- в первых машинах стоял карбюраторный ДВС, затем доработанный 2111 инжекторного типа.
Схема мотора
Конструкторам удалось по максимуму использовать существующие элементы моторов, чтобы пользователь предыдущих поколений ВАЗ не путался, какое масло и охлаждающую жидкость использовать. По умолчанию технические характеристики ДВС 2111 имеют вид:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 2111 |
Годы производства | 1997 – 2014 |
Объем | 1490 см3 (1,5 л) |
Мощность | 56,4 кВт ( 77 л. с.) |
Крутящий момент | 183 Нм (4400 – 4800 об/мин) 186 Нм (4400 – 5200 об/мин) |
Вес | 127,3 кг |
Степень сжатия | 9,8 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | электронный многоточечный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | короткие перегородки |
Выпускной коллектор | ширина 1 – 1,4 мм, угол 45° |
Распредвал | от 2110, обеспечивает ход клапана впускного 9,6 мм, выпускного 9,3 мм |
Головка блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | А-класс – 82 – 82,01 мм В-класс – 82,01 – 82,02 мм С-класс – 82,02 – 82,03 мм D-класс – 82,03 – 82,04 мм Е-класс – 82,04 – 82,05 мм |
Поршни | от 2110 |
Кольца | от 21083 |
Диаметр поршня | А-класс – 81,94 – 81,95 мм В-класс – 81,95 – 81,96 мм С-класс – 81,96 – 81,97 мм D-класс – 81,97 – 81,98 мм Е-класс – 81,98 – 81,99 мм |
Коленвал | модель 2112 |
Количество подшипников коренных | 5 |
Ход поршня | 71 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-2/Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 8 л/100 км смешанный цикл 9,5 л/100 км город – 13 л/100 км |
Расход масла | максимум 1 л/1000 км |
Моторное масло для 2112 | 5W-30 и 10W-30 |
Объем масла моторного | 4,5 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | шайбы в гнезде толкателя |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Количество ОЖ | 7,8 л |
Помпа | от 2108 |
Свечи на 2111 | BPR6ES, А17ДВРМ |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Ремень ГРМ | от 2110, 111 зубов, ширина ремня 19 мм |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001 замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | толщина 27,5 мм, диаметр под сцепление 208 мм |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм маховик – 61 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный) головка цилиндров – 4 стадии 20 Нм, 69,4 – 85,7 Нм + 90° + 90° |
Официальный мануал содержит информацию, какое масло лить: 5W30/5W40 (зима), 20W30/20W40 (лето) и 10W30/15W40 (всесезонное). Изготовителем указаны смазки в двигатель производителей Роснефть, Мобил и Лукойл, специалист на СТО обычно рекомендует масла для двигателя Mannol, Zic и Valvoline.
Описание
Мотор 2111 – классическая вазовская конструкция с верхним расположением одного распредвала (SOHC). На блоке цилиндров дополнительно можно:
- установить датчик детонации;
- закрепить кронштейн генератора;
- разместить модуль зажигания.
В приводе газораспределительного механизма (ГРМ) используется эластичный зубчатый ремень.
ВАЖНО: при обрыве приводного ремня ГРМ клапана не гнутся.
В процессе создания двигателя ВАЗ 2111 предусматривалось наличие двух вариантов исполнения, отличающихся между собой системой впрыска:
- Попарно-параллельный впрыск – ВАЗ 2111-80 (исполнение Euro-II).
- Фазированный впрыск – ВАЗ 2111-75 (исполнение Euro-III).
На силовых агрегатах, оснащенных системой фазированного впрыска, устанавливается распредвал со штифтом, который позволяет соответствующему датчику отслеживать момент открытия и закрытия клапанов. Расположен этот штифт в торце распредвала, маркированного индексом 111.
Мотором управляет электронный блок управления (ЭБУ). Для разных исполнений силовых агрегатов применяются разные типы ЭБУ (контроллеры):
- «Январь», GM или Bosch. При этом с форсунками «Siemens 6238» используют контроллеры МР 7.0 или «Январь 5»;
- «Siemens VAZ 6393» применяют контроллеры «Январь 7.2» или М 7.9.7.
Тюнинг двигателя
Доработка двигателя ВАЗ 2111 зачастую заканчивается проведением чип тюнинга мотора на уменьшение расхода или увеличение мощности. Большинство владельцев транспортного средства, для проведения процедуры, обращается к специалистам. Но, есть и те, которые проводили процедуру самостоятельно. Конечно, существует большая вероятность того, что двигатель не заведется, но все, же автолюбители рискуют.
Второй вариант проведения тюнинга — механическая доработка, которая известна автомобилистам, как расточка. Так, можно установить облегченную поршневую группу и клапаны.
Для полной и окончательной доработки устанавливается кит комплект системы охлаждения и выпуска отработанных газов. Ну, а те, кто не хочет заморачиватся, меняют двигатель на уже готовую тюнинг версию.
Техническое обслуживание
Регулярное техническое обслуживание двигателя ВАЗ 2111 обеспечивает достаточно длительную и беспроблемную эксплуатацию. Как и все вазовские силовые агрегаты, двигатель ВАЗ 2111 необходимо периодически осматривать (визуальный контроль), обращая особое внимание на:
- наличие протечек тосола и моторного масла;
- целостность высоковольтных проводов;
- исправность свечей зажигания;
- состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра;
- появление трещин на ремне привода генератора.
Также рекомендуется регулярно проверять уровень моторного масла в картере и тосола в расширительном бачке силового агрегата.
В перечень обязательных процедур, которые необходимо осуществлять при плановом техническом обслуживании автомобиля, входят работы по замене (не позже):
- моторного масла и масляного фильтра – через каждые 15 тыс. км. пробега;
- топливного фильтра и фильтрующего элемента воздушного фильтра – через каждые 30 тыс. км пробега;
- ремня привода ГРМ и натяжного ролика – через каждые 75 тыс. км. пробега;
- ремня привода генератора – через каждые 30 тыс. км. пробега;
- охлаждающей жидкости – через каждые 75 тыс. км. пробега;
- свечей зажигания – через каждые 60 тыс. км пробега.
Неисправности
Для силового агрегата ВАЗ 2111 характерны все типовые неисправности, которые свойственны вазовской «классике». Например:
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА | СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ |
Нарушены тепловые режимы двигателя. | 1. Неисправен термостат. 2. Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости. | Непригодные комплектующие необходимо демонтировать и поменять на новые. |
Посторонние стуки и шумы при работе силового агрегата. | 1. Нарушены зазоры клапанов. 2. Изношены коренные подшипники коленчатого вала. 3. Износились подшипники шатунов. 4. Застучали поршни. | Отрегулировать зазоры клапанов. Замену деталей, связанных с разборкой мотора, необходимо осуществлять на специализированной СТО. |
Нарушены режимы работы силового агрегата (обороты «плавают», «троит» и др.). | 1. Вышел из строя датчик положения дроссельной заслонки. 2. Прогорел клапан. 3. Пробита прокладка. 4. Дефект в системе зажигания. | Заменить неисправный датчик. Установить неисправность можно, измеряя компрессию в цилиндрах. Если в одном из цилиндров она ниже нормы, то прогорел клапан, а если в норме – дефект нужно искать в системе зажигания. |
Тюнинг
По заключению специалистов, профессионально занимающихся тюнингом силовых агрегатов, увеличение мощности моторов семейства ВАЗ 2111 возможно несколькими способами:
- Увеличение мощности двигателя путем установки компрессора
Один из наиболее эффективных способов увеличения мощностных характеристик силового агрегата 2111 – установка компрессора, который сможет обеспечить давление 0,5 бар. При этом необходимо заменить установленный распредвал на вал Нуждин 10.42 или Нуждин 10.63 и правильной настройкой ЭБУ добиться увеличения мощности до 120 л. с.
- Поднять мощность силового агрегата можно и без использования компрессора
Для этого нужно демонтировать имеющийся распредвал и установить вместо него вал «ОКБ Динамика 108» или «Нуждин 10.93» с разрезной шестерней. После настройки фаз мощность двигателя увеличится до 85 л. с. Если после этого установить ресивер, заменить имеющуюся дроссельную заслонку на большую (диаметр 54 мм), а вместо выпускного коллектора установить «паук 4-2-1», то можно добиться увеличения мощности до 95 л. с. При этом немного улучшится динамика разгона автомобиля.
Доработав фрезерованием головку блока цилиндров и впускной коллектор, а также установив облегченные клапана, получаем мощность более 100 л. с.
- Еще один способ увеличения мощности двигателя 2111 заключается в замене 8-ми клапанной головки блока цилиндров на 16-ти клапанную с ресивером, увеличенной дроссельной заслонкой (54 мм) и организацией системы выхлопа отработанных газов на трубе диаметром 51 мм. Это дает возможность получить мощность в диапазоне 105…110 л. с.
Какие еще бывают двигатели в автомобилях ВАЗ
ВАЗ-2112 оборудован двигателем с 16 клапанами, оригинальных деталей, по сравнению с ВАЗ-2110, в нем гораздо больше. Устройство модернизировано 16-клапанной головкой и приводом, подходящим к 2-м распределительным валам. С другого бока в цилиндры поступает воздушный поток.
Приборы в ВАЗ-2111 и 2112 стали основой для разработки и внедрения совершенно новых, модернизированных устройств для ВАЗ-21114 и 21124, первый имеет 8 клапанов, механизм второго авто рассчитан на 16 клапанов. Рабочий объем достиг 1,6 л, этот прирост стал реальным за счет таких факторов:
- высота блока цилиндров увеличилась на 2,3 мм, а величина шатунно-поршневой категории осталась прежней;
- увеличен ход коленчатого вала – был 71, стал 75,6.
Повышение объема также отражено в названии индекса мотора – кодировка «4». Поэтому из 2111 получается 21114, а из 2112 – 21124.