Как заряжать необслуживаемый аккумулятор — подробная инструкция

Особенности необслуживаемых АКБ

Обслуживаемый и необслуживаемый аккумуляторы

Игра — найди одно отличие

(пробки)

Необслуживаемыми аккумуляторами принято называть батареи, у которых не предусмотрен доступ до электролита. Другими словами — они без пробок. Отсюда следует, что при зарядке необслуживаемого аккумулятора невозможно:

  1. Измерить уровень электролита.
  2. Восполнить его потери при необходимости.
  3. Измерить плотность электролита.
  4. Скорректировать её при необходимости.
  5. Увидеть процесс кипения.

А ведь перечисленные манипуляции являются привычными и весьма полезными при зарядке обычных, обслуживаемых АКБ. Например, зевнули с током или напряжением, закипятили батарею — и даже не увидели, когда и как это произошло. Упал уровень электролита — долить нельзя. О плотности же и вовсе нечего говорить.

Вопреки распространённым заблуждениям, о которых вкратце рассказано ниже, необслуживаемые аккумуляторы делаются такими для удобства и безопасности. Ведь любые неумелые действия с электролитом — это всегда чревато. Как для здоровья пользователя, так и для ресурса АКБ. Кислотой можно пожечь кожу, отравиться, испортить зрение. А если доливать в аккумулятор электролит или даже воду без понимания происходящего, можно и у него здоровье отобрать.

Необслуживаемые аккумуляторы — это попытка производителей освободить автолюбителей от неудобной и опасной возни с электролитом при зарядке. Но не надо думать, что всё просто — не снабдили АКБ пробками, и готово. Держите необслуживаемый аккумулятор. Нет. Всё гораздо сложнее. Как минимум, раз уж производитель не предусматривает доступ до электролита, он заботится о том, чтобы необслуживаемую АКБ было сложнее закипятить неумелой зарядкой.

Добиться этого удаётся путём нанесения на свинцовые пластины специальных легирующих покрытий. Самой распространённой защитой от кипения является кальций. Благодаря его наличию на поверхности пластин, процесс электролиза при зарядке АКБ начинается при гораздо большем напряжении, чем без такой намазки. К примеру, если раньше обычные батареи легко закипали уже при 14,5 В, то современные кальциевые не кипят, пока на них не подашь 15-16 В.

Внедряются и другие решения. Например, продуманная система сброса избыточного давления и его балансировки между всеми отсеками. Некоторые производители добиваются хороших результатов, внедряя свои фирменные системы для перемешивания электролита, чтобы предотвратить его стратификацию. И так далее.

Необслуживаемые АКБ — это…

Смотреть другие опросы от Авто без СТО

Из сказанного выше должно быть понятно, что автомобильные AGM и GEL аккумуляторы тоже следует считать необслуживаемыми. О том, как их правильно заряжать, читайте по ссылкам, запрятанным в названиях технологий. Забегая наперёд, отметим, что и у AGM, и у GEL АКБ существуют свои нюансы, касающиеся зарядки. И они отличаются от аккумуляторов с наливным электролитом. То есть, предоставленный ниже алгоритм для гелевых и АГМ АКБ — не подходит.

В чём особенности АКБ

Думаю, не сложно будет вспомнить или представить себе классический аккумулятор обслуживаемого типа. В процессе его обслуживания приходилось сталкиваться с такими явлениями:

  • Проверка уровня и состояния электролита. Тут легко было получить травму из-за искры или самой жидкости.
  • Доливка смеси. Добавляли обычно воду либо готовый электролит. А это опасная кислота, способная спровоцировать химические ожоги.

Разобрав необслуживаемые аккумуляторные автомобильные батареи, взглянув на их достоинства и недостатки, вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Выбор в пользу рассматриваемого типа означает, что вы думаете о собственной безопасности и здоровье.

Необслуживаемыми АКБ называют аккумуляторы, у которых нет прямого доступа к внутренним пластинам и банкам. Такие батареи обычно кальциевые или гибридные.

Зная и понимая, что значит необслуживаемый автомобильный аккумулятор, стоит перейти к рассмотрению его сильных и слабых сторон.

Во многом они становятся определяющим фактором при покупке новой АКБ.

Логично предположить, что необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи имеют не только достоинства, но и недостатки.

К числу положительных качеств можно отнести:

  • способность долгое время удерживать заряд;
  • усовершенствованная конструкция пластин;
  • не испаряется вода;
  • для выхода пара предусмотрены специальные клапаны;
  • электролит обладает не жидкой, а скорее гелеобразной формой;
  • увеличенный срок службы;
  • способность работать с современными и требовательными автомобилями.

Да, срок службы в отношении необслуживаемого аккумулятора является одним из главных оснований для выбора в его пользу. У автомобильного обслуживаемого аккумулятора интервал между заменами меньше.

К условному недостатку можно отнести наличие непроницаемого корпуса. То есть открыть его не получится. Но нужно ли его открывать, когда есть возможность заряжать АКБ, — вопрос спорный.

А главным минусом называют стоимость. Она выше в сравнении с обслуживаемыми аналогами. Но будет справедливо сказать, что такие затраты себя в полной мере оправдывают. Тут главное — изначально взять устройство проверенного производителя и убедиться, что это не подделка.

Сопоставьте достоинства, которыми обладают необслуживаемые аккумуляторные батареи, и их недостатки, сделав для себя выводы.

Зарядное устройство для аккумулятора

Зарядка

Правильная зарядка необслуживаемых автомобильных аккумуляторов предполагает знание ответов на следующие вопросы:

  1. Какое зарядное устройство подходит?
  2. От какой зарядки необслуживаемые АКБ умирают чаще всего?
  3. Когда нужно заряжать?
  4. Каким напряжением?
  5. Каким током?
  6. Сколько по времени?
  7. Надо ли кипятить необслуживаемый аккумулятор при зарядке, чтобы избежать стратификации?

Вот ответы на все эти вопросы.

Каким зарядным устройством заряжать?

Выбор зарядного устройства

Переплачивать за «умные» ЗУ не стоит, особенно,

если вы прочитали несколько материалов про АКБ на сайте Авто без СТО

Максимально детально о грамотном выборе зарядного устройства для зарядки автомобильного аккумулятора рассказано в отдельном материале. Найти его можно по ссылке выше. Если же

Общие сведения о зарядке аккумулятора

Сама зарядка обычно производится постоянным током, переменное напряжение не годится. Поэтому большинство зарядных устройств (ЗУ) содержат в себе необходимые выпрямители. Но и здесь могут быть свои нюансы. В то же время можно воспользоваться любым другим прибором, который выдает нужное значение напряжения с возможностью регулировки выходных параметров.

Сразу стоит отметить, что приведенные в статье рекомендации касаются лишь кислотных аккумуляторов. В отношении щелочных аналогов правила немного иные. Но поскольку на автомобилях ставятся в основном кислотные АКБ, то разбор вопроса, сколько ампер нужно для зарядки аккумулятора, в дальнейшем будем проводить, отталкиваясь именно от них.

Резюмируем

По итогу получается вот такая краткая инструкция зарядки необслуживаемого автомобильного аккумулятора:

  1. Определите необходимость в зарядке.
  2. Проверьте клапаны для сброса избыточного давления (они не должны быть закупоренными грязью).
  3. Ограничьте зарядный ток на ЗУ в соответствии с реальной ёмкостью АКБ (10% с учётом срока эксплуатации).
  4. При достижении напряжения на клеммах до отметки 14,4 В убедитесь, что выше оно не поднимается.
  5. Заряжайте до тех пор, пока при напряжении 14,4 В зарядный ток будет стабильным в течение двух часов.

Если, всё же, решитесь прокипятить АКБ с целью перемешать электролит во избежание стратификации, делайте это так. В самом конце заряда (см. п. 5 выше) поднимите напряжение до 15-16 В, и заряжайте в таком режиме не более 30-40 минут. При этом, не отходите от АКБ — если корпус нагрелся выше 40°C, появился свистящий или шипящий звук — немедленно отключите зарядное устройство и завершите зарядку.

Также должно быть понятно, что необслуживаемые аккумуляторы типа GEL и AGM стратификации не боятся. Соответственно, пытаться их кипятить не стоит.

Как заряжать аккумулятор необслуживаемого типа

Перед тем, как поставить на автомобиль аккумулятор необслуживаемого типа Varta или Bosch, необходимо разобраться с тем, как его правильно заряжать, лучше всего просмотрев соответствующее видео.

Подзарядке в домашних условиях автомобильный аккумулятор следует подвергать ежемесячно. При этом выполняется не простая дозарядка, а прогон по полному циклу «зарядить-выдержать-разрядить» не менее двух-трех раз. Дело в том, что эти процедуры позволят снизить сульфитацию пластинок, а также намного повышают полноту получаемого заряда.

Категорически запрещено заряжать необслуживаемый аккумулятор дешевыми китайскими зарядными устройствами или самодельными вариантами, поскольку агрегат будет безвозвратно утрачен.

Чтобы автомобиль перемещался стабильно, стоит заряжать аккумулятор оригинальными зарядными устройствами или теми, которые были приобретены во времена Советского Союза. В идеале, чтобы не следить за тем, сколько времени придется затратить на полный цикл, ЗУ должно оснащаться стабилизацией заданного напряжения автоматического типа. Для того, чтобы правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор, нужно:

АКБ

  • точно подсоединить зажимы ЗУ к клеммам;
  • уточнить остаточное напряжение на АКБ;
  • установить напряжение в 12.6 Вольт;
  • перевести напряжение на ЗУ на 14.4 Вольт;
  • проследить, чтобы ток снижался, а потом постепенно наращивал и снижал свои значения;
  • после этого делается перерыв на два или три часа;
  • после перерыва зарядка снизится до одного ампера;
  • последний раз замеряется напряжение в АКБ только после ее остывания.

Недостатки гидрометра

  • Такой индикатор позволяет узнать, сколько заряжать необслуживаемый аккумулятор. Информацию, позволяющую определить работоспособность аккумуляторной батареи, он начинает давать в случае достижения уровня минимальной заряженности, это около 65% емкости. Недостаток: показания индикатора не меняются при дальнейшем увеличении плотности электролита, то есть при зарядке до 100%.
  • Следующий недостаток заключается в том, что таким способом можно получить информацию о заряженности только в одной банке.
  • И наконец, еще один недостаток такого индикатора. Он не дает информации, если уровень электролита будет понижен до оголения пластин.

Если автовладельцы решили использовать необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, то они должны очень тщательно следить за исправностью работы электрооборудования. А именно:

  • за исправностью генератора;
  • за качеством работы регулятора напряжения;
  • за отсутствием утечки тока в системе сигнализации и электрооборудования.

Хоть такие аккумуляторы и называются необслуживаемые, обслуживать все-таки их надо. Они тоже требуют периодической зарядки

Видео

В этом видео рассказывается, как можно проверить электролит, если на АКБ нет пробок (не обслуживаемый кислотный аккумулятор).

Стоит ли покупать необслуживаемые АКБ. Советы.

Как обслуживать необслуживаемый кислотный АКБ.

Порядок правильной зарядки герметичных автомобильных АКБ.

В современном мире все меняется. В связи с изменением технологических процессов в производстве аккумуляторных батарей, широкое распространение получило применение необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. В результате этого часто возникают вопросы, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля. Потому, что многие автовладельцы, используя их, не знают, как правильно эксплуатировать подобные аккумуляторные батареи. Эта статья расскажет о том, как заряжать необслуживаемый аккумулятор.

Обычный автомобильный кислотный аккумулятор выходит из строя, в основном, из-за снижения уровня электролита. Его уровень приходится периодически контролировать и доливать дистиллированную воду. Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы способны работать без доливки воды в течение достаточно длительного промежутка времени. Расход воды у таких аккумуляторов настолько мал, что крышки, через которые заливалась вода, герметично запаяли, что вызывает определенные неудобства.

Что такое необслуживаемый аккумулятор, его отличия от обслуживаемого

По принципу действия этот вариант ничем не отличается от традиционных батарей. Но у АКБ необслуживаемого типа есть ряд особенностей, по которым можно с первого взгляда отличить его:

  1. В верхней части нет пробок с крестообразными прорезями, предназначенных для проверки уровня электролита. Там стоит несъемная пластиковая заглушка, общая для всех банок.
  2. В конструкции всегда есть система вентиляции, чтобы избыточное давление внутри не привело к деформации отсеков или даже взрыву.
  3. Внутри крышки или в верхней части корпуса есть система сепарации, в которой испарения собираются, конденсируются и стекают обратно. Кроме того, все производители оснащают такую конструкцию защитой от воспламенения.
  4. Для удобства на большинстве современных моделей есть специальный глазок для контроля состояния батареи. Зеленый цвет означает, что все нормально, черный говорит о разрядке, а белый – о падении уровня электролита ниже допустимой отметки.

По сути, главным отличием необслуживаемых АКБ от обслуживаемых является герметичность корпуса. Такая конструкция не требует проверки уровня электролита и долива дистиллированной воды.
К сведению!
Даже при опрокидывании батареи смесь кислоты с водой не протечет, что делает этот вариант безопаснее в использовании.

Главные плюсы

Аккумуляторы без пробок имеют много преимуществ, поэтому большинство автопроизводителей комплектуют машины именно такими моделями. Среди их достоинств:

  1. Простота эксплуатации. Даже без опыта ухаживать за батареей легко: требуется только время от времени следить за индикатором. Если есть признаки разряда, сразу же зарядить аккумулятор.
  2. Герметичность системы. Не нужно опасаться протечки ядовитого электролита, который может повредить узлы машины. Даже в перевернутом виде из качественно сделанной АКБ не вытечет ни капли.
  3. Большой срок службы. Средний срок эксплуатации таких батарей – 5-6 лет, что существенно дольше, чем у обслуживаемых моделей. Следует подбирать изделия известных производителей, так как ресурс бюджетных часто не превышает 2-3 года.

Стоит учитывать, что АКБ работает долго только при исправности всех элементов системы электрообеспечения. Если генератор не дает нужного заряда, то будет постоянный недозаряд. Из-за утечки тока при выключенном зажигании за ночь батарея может практически полностью сесть.

Основные минусы

Конструкция закрытого типа служит причиной некоторых недостатков, которые также нужно учесть при выборе. Не стоит покупать необслуживаемые АКБ, бывшие в употреблении, так как визуально оценить их состояние невозможно. Другие минусы:

  1. Нельзя измерить плотность электролита, проверить сульфатацию пластин. Если такая батарея не заряжается, ее чаще всего просто выбрасывают.
  2. При падении уровня жидкости ниже допустимого предела нельзя долить ее без повреждения корпуса.
  3. Заряжать необслуживаемый аккумулятор лучше автоматическим устройством. Тогда не придется настраивать параметры и следить за процессом.

К сведению! Большинство необслуживаемых аккумуляторов можно вскрыть, если все-таки возникла необходимость. Для этого надо аккуратно отделить крышку. Если под ней находятся пробки, то обслужить АКБ получится.

Обычно необслуживаемые варианты немного дороже стандартных. Выбирать батарею с возможностью долива электролита стоит, если машина эксплуатируется в сложных или неблагоприятных условиях.

Алгоритм зарядки

Чтобы правильно организовать процесс и не испортить источник питания, нужно помнить следующее:

  1. Лучше всего проводить зарядку автоматическим зарядным устройством. В этом случае система самостоятельно регулирует процесс, следя за параметрами. Нет риска что-то сделать не так.
  2. Сняв аккумулятор с машины, нужно протереть его и осмотреть на предмет повреждений и других проблем. Если на клеммах есть белый налет, его следует аккуратно убрать. Если при снятии зажимов на них обнаружены окислы, придется почистить или даже заменить их, чтобы контакт был идеальным.
  3. Для определения степени разряда измеряют напряжение. В нормальном состоянии оно составляет около 12,7 В, в разряженном – 11,7. Если значения еще ниже, то батарея разрядилась очень сильно. Время выхода на нормальные показатели будет дольше ожидаемого.

Полный разряд для необслуживаемых АКБ крайне нежелателен, так как ухудшает характеристики и сильно уменьшает срок службы. Пошаговая инструкция по зарядке аккумулятора в домашних условиях:

  1. Поставить зарядное устройство и аккумулятор на ровную поверхность, чтобы исключить опрокидывание. Даже неразборные батареи должны стоять ровно, чтобы электролит покрывал пластины.
  2. Подключить клеммы, соблюдая полярность.
  3. Включить в сеть и оставить на несколько часов для подзарядки. Не нужно разбираться, как заряжать правильно, автоматика самостоятельно проконтролирует процесс. Признаком того, что можно ставить батарею на машину, будет понижение силы тока до 0,2 А. При сильном разряде лучше оставить АКБ на зарядке на ночь, а в некоторых случаях процесс может занять от 24 до 30 часов.

Время от времени нужно проверять батарею: если напряжение понемногу снижается, лучше подзаряжать ее примерно раз в месяц. Это продлит срок службы. Кроме того, рекомендуется разобраться, из-за чего не идет нормальная зарядка, и устранить проблему. Важно покупать АКБ с емкостью, рекомендованной производителем.

Проблемы в эксплуатации

  • Невозможность контроля уровня и плотности электролита, который является основным методом диагностики сульфатации аккумуляторных пластин.
  • Сокращение возможного ресурса аккумулятора в связи с отсутствием возможности долива дистиллированной воды для поддержки уровня электролита.
  • Необслуживаемые аккумуляторы могут оказаться непригодными к работе после устранения дефекта в автомобильном оборудовании.

Поэтому автомобильные аккумуляторы с отверстиями в пробках для долива воды оказываются в более выгодном положении. В случае неисправности таких аккумуляторов, измерение плотности электролита в банках в большинстве случаев позволит получить наиболее объемную информацию для способов устранения причин и принятия дальнейших решений.

У необслуживаемых автомобильных аккумуляторов есть индикаторы, позволяющие определять степень заряженности. Называется такой индикатор – гидрометр. Это шарик-поплавок, размещенный под пластинами аккумуляторной батареи в одной из банок. Он всплывает и опускается в случае достижения электролитом определенной плотности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: