Реле свечей накаливания – как проверить его работоспособность? + Видео » The-Drive – полезный сайт для автолюбителей

Запуск дизеля: отличия от бензиновых моторов

Дизельный двигатель заводится совсем не так, как бензиновый. Летучий бензин даже при температуре -40° C готов вспыхнуть от одной искры, которую в цилиндрах создают свечи зажигания. Дизельному топливу — даже зимнему — из-за низкой летучести для воспламенения нужны те же 40 градусов, но уже со знаком «плюс» (а летнему — и вовсе +62° C). Недаром соляр называют тяжёлым топливом.

Высокую температуру, необходимую для горения дизеля, в цилиндре создаёт сжатие воздуха поршнем. Как и любой газ, воздух сжимается неохотно, при этом растёт его давление и температура. Когда форсунка впрыскивает порцию дизтоплива, оно самостоятельно воспламеняется от контакта с горячим сжатым воздухом — из-за этого часто говорят, что дизель заводится давлением или взрывом. Старые дизельные моторы, не оснащённые электронным впрыском и датчиками, легко могут работать без аккумулятора, поскольку воспламенение топлива в цилиндрах происходит механически, без каких-либо искр и свечей зажигания.

Но дизельную идиллию рушит мать-природа: при похолодании до минусовых температур сжатия воздуха в цилиндрах уже недостаточно, чтобы нагреть топливо до самовоспламенения. Поэтому совсем отказаться от свечей в дизельном двигателе невозможно. Просто свечи здесь нужны не для зажигания топливно-воздушной смеси, а для её нагрева.

Что такое реле свечей накала?

Прежде чем узнать, что такое реле, необходимо разобраться в принципе работы свечей накаливания двигателя. Всем известно, что в бензиновых моторах для воспламенения рабочей смеси применяется специальное устройство – свеча зажигания, которая создает искровой заряд в определенные моменты времени. В дизельных моторах такое устройство отсутствует, так как воспламенение смеси осуществляется непосредственно на стадии сжатия самопроизвольно. Однако чтобы сделать этот процесс бесперебойным, необходимо вначале подогреть смесь до требуемого состояния. Для этого используются свечи накаливания дизельного двигателя. На контакты свечей поступает ток определенной величины, с помощью которого происходит нагрев спирали. Тепло, выделяемое со стороны спирали направляется во впускной коллектор и цилиндры, обеспечивая подогрев смеси до необходимой температуры.

В процессе повышения температуры двигателя, происходит повышение температуры смеси, лишние градусы для которой – это воспламенение смеси еще до попадания в цилиндр двигателя, что приводит к неэффективной работе двигателя или вовсе его отказу. Чтобы этого не произошло, свечи накаливания меняют свою температуру, поддерживая ее в определенных пределах. Именно для этого и предназначено реле свечей накаливания.

Реле представляет собой устройство, которое замыкает или размыкает электрическую цепь в зависимости от изменений контролируемой величины. В данном случае, реле на время подает ток на свечи накаливания и перекрывает его, давая свечам «остыть». После этого, цикл снова повторяется до тех пор, пока мотор не остановится.

Вполне логично, что при неисправности данного реле, перестанут работать и свечи накаливания. А это значит, что топливо не получит нужной температуры и будет сгорать не эффективно, что приведет к потере мощности и перерасходу топлива. А потому, данное устройство нужно поддерживать в рабочем состоянии. Предположим, что мы сомневаемся в его работоспособности и нам нужно его проверить. Самое время узнать, как это сделать.

Конструкция свечи накала

Любой, кто держал в руках кипятильник или ТЭН от водонагревателя, с ходу поймёт принцип работы дизельной свечи накаливания. Кстати, первые калильные свечи были с открытой спиралью и действительно внешне напоминали мини-кипятильник. Нагревательная спираль современных свечей закрыта прочным корпусом-стержнем (обычно стальным, иногда керамическим), заполненным оксидом магния — магнезией. При прохождении электрического тока спираль нагревается, отдавая тепло стержню, а тот — воздуху в камере сгорания и топливно-воздушной смеси, помогая ей воспламениться. Кончик стержня находится ровно в том месте камеры сгорания, где образуется завихрение смеси при впрыске топлива форсункой.

Свеча с открытым нагревательным элементом и современная стержневая свеча накала

Время прогрева первых свечей накаливания в 1920-е годы составляло бесконечные 180 секунд — целых 3 минуты водитель должен был ждать, пока свечи достигнут рабочей температуры, чтобы запустить двигатель! Современные свечи со стальным стержнем полностью раскаляются менее чем за 10 секунд (рекордсмены — за 4 секунды), а температура стержня достигает 800–1000 °C.

Свечи с керамическим стержнем ещё эффективнее: прогрев за 2 секунды и максимальная температура 1350 °C. Такие свечи используются в высокофорсированных дизелях, отвечающих самым жёстким экологическим требованиям. Но и стоимость керамических свечей в сравнении с классическими стальными заметно выше.

Как проверить свечи накала мультиметром

Проверку свечей дизеля мультитестером можно осуществлять в трех режимах:

Прозвонка свечи накала мультиметром на обрыв спирали

  • в режиме прозвонки;
  • замерить сопротивление;
  • узнать потребляемый ток.

Прозвонить на обрыв нагревательного элемента можно даже и не выкручивая свечу из двигателя, а вот чтобы воспользоваться двумя другими методами проверки свечей накала тестером, желательно чтобы они все же были перед вами.

И так, для режима прозвонки нужно:

  1. Перевести регулятор в соответствующее положение.
  2. Отсоединить подающий ток провод от центрального электрода.
  3. Плюсовой щуп мультиметра на электрод, а минусовым коснуться блока ДВС.
  4. Нету звукового сигнала или не отклонится стрелка (если аналоговый тестер) — обрыв.

Измерение сопротивления свечи накала тестером

Данный метод поможет лишь выявить полностью нерабочую свечу накаливания, но неполадки с нагревательным элементом вы узнать не сможете.

Гораздо лучше проверить тестером сопротивление, но для этого нужно знать номинальное значение, которому должна соответствовать конкретная свеча. У исправной свечи сопротивление спирали составляет 0,7-1,8 Ом. Поскольку достаточно часто свечи хоть еще и срабатывают, но уже имеют большое сопротивление, вследствие чего потребляют меньше тока и блок управления, получив соответствующий сигнал, думает что они уже прогрелись, и отключает их.

С большой степенью достоверности результата касательно пригодности свечи, причем без её выкручивания с дизельного двигателя, можно узнать, проверив потребления тока.

Для замера нужно: на холодном моторе отключить от свечи питающий провод и подключить к нему (либо плюсу на АКБ) одну клемму амперметра, а вторую на центральный вывод свечи. Включаем зажигание и смотрим на показатели потребляемого тока. Ток потребления исправной свечи накаливания, в зависимости от типа, должен составлять 5-18A. Кстати, заметьте, что на первой секунде проверки показания будут максимальными, а затем, где-то через 3-4 сек., постепенно начинают падать, пока ток не стабилизируется. Стрелка или цифры на тестере должны снижаться, без рывков, равномерно. Все проверяемые свечи с двигателя должны иметь одинаковые значения протекающего тока. Если на какой-нибудь свече будет по-другому или вообще ничего не происходит, то имеет смысл открутить свечу и проверить накал визуально. Когда свеча накаливается частично (к примеру, самый кончик или середина) — показания будут значительно отличаться, а когда в обрыве — тока нет вовсе.

Стоит отметить, что при однополюсном подключении электропитания (когда масса на корпусе) одна штифтовая свеча потребляет от 5 до 18 ампер, а двухполюсная (от свечей накаливания два вывода) до 50А.

В данном случае, как и при измерении сопротивления, желательно знать номинальное значения потребления тока.

Когда нет времени делать контрольную лампочку или инструментов для извлечения свечей, либо они уже лежат на столе, может оказаться полезной проверка мультиметром. Но она имеет и свои недостатки — этот способ, как, и, проверка лампочкой, не позволяет выявить свечу со слабым накалом. Тестер покажет, что пробоя нет, а свеча будет недостаточно прогревать камеру сгорания. Поэтому, для определения быстроты, степени и правильности накаливания, а также при отсутствии приборов под рукой, в обязательном порядке следует проверить свечи на предмет разогрева, аккумулятором.

Зачем проверять работоспособность свечей накала и реле?

Свечи накаливания находятся непосредственно в камере сгорания. Они обеспечивают подогрев топлива, для того чтобы воспламенение было максимально плавным и чётким. Можно сказать, что они являются предпусковым устройством двигателя. Особенно важна их работоспособность в зимний период. Из-за неполадок в блоке управления калильными деталями водитель просто не сможет завести двигатель.

Производят их из разных материалов. Они могут иметь закрытый или открытый нагревательный элемент. Схема их управления учитывает температуру топлива, прогрев воздуха, изменение сопротивления. Когда не заводится двигатель, многие водители изначально проверяют именно эту систему.

Существует много причин, из-за которых свечи могут выйти из строя. Это срок годности элемента, погодные условия региона, в котором используется автомобиль. Причина неполадок может крыться в электрических проводах или в других компонентах системы.

Разновидности свечей накаливания и их устройство

С внедрением новых технологий конструкция двигателей постоянно меняется. Вместе с этим меняется и устройство калильных свечей. Они не только получают другую форму, но и другие материалы, которые сокращают период накала и срок их работы.

Вот чем отличаются друг от друга разные модификации:

  • Открытые нагревательные элементы. Такая модификация использовалась на старых двигателях. Они имеют небольшой рабочий ресурс, так как из-за механического воздействия на спираль она быстро перегорала или разрывалась.
  • Закрытые нагревательные элементы. В таком исполнении изготавливаются все современные элементы. В их конструкцию входит полая трубка, в которую засыпан специальный порошок. Благодаря такой конструкции спираль защищена от повреждений. Особенность наполнителя в том, что он имеет хорошую теплопроводность, благодаря чему для разогрева используется минимум ресурса свечи.
  • Одно- или двухполюсная. В первом случае плюсовой контакт подсоединяется на клемму сердечника, а минус – на корпус через резьбовое соединение. Вторая модификация имеет две клеммы, которые маркируются в соответствии с полюсами.
  • Скорость работы. Раньше свечи накала разогревались в течение до одной минуты. Современная модификация способна нагреваться за 10 секунд. Варианты, оснащенные регулирующей спиралью, срабатывают еще быстрее – от двух до пяти секунд. Последнее стало возможным благодаря особенности токопроводящих элементов (при нагреве регулирующей спирали снижается проводимость тока, в результате чего основной нагреватель перестает раскаляться), что снижает время срабатывания.
  • Материал оболочки. В основном свечи изготавливаются из идентичных материалов. Единственное отличие в наконечнике, который раскаляется. Он может быть выполнен из металла (железо, хром, никель) или из силиконнитрита (керамический сплав, обладающий высокой теплопроводностью). В первом случае полость наконечника заполняется порошком, который будет состоять из оксида магния. Помимо теплопроводности он выполняет еще и демпфирующую функцию – защищает тонкую спираль от вибраций мотора. Керамический вариант может срабатывать максимально быстро, благодаря чему водитель может заводить мотор почти сразу после поворота ключа в зажигании. Машины, которые соответствуют экологическим стандартам Евро5 и Евро6, оснащаются только керамическими свечами. Помимо того, что у них большой срок службы, они обеспечивают максимально качественное сгорание воздушно-топливной смеси даже в холодном моторе.
  • Напряжение. Помимо разной конструкции свечи могут работать от разного напряжения. Этот параметр определяет производитель устройства на основании особенностей схемы бортовой сети автомобиля. Они могут включаться от напряжения, начиная с 6 вольт и заканчивая 24В. Существуют модификации, в которых во время старта на нагреватель подается максимальное напряжение, а в процессе прогрева агрегата увеличивается сопротивление, благодаря чему снижается нагрузка на регулирующую спираль.
  • Сопротивление. Металлический и керамический вид имеют разный показатель сопротивления. Спираль накала может иметь показатель от 0.5 до 1.8 Ом.
  • Как быстро нагреваются и до какой степени. Каждая модель свечи имеет свой показатель температуры и скорости нагрева. В зависимости от модификации устройства наконечник может раскаляться до 1000-1400 градусов по Цельсию. Максимальный показатель нагрева у керамических типов, так как спираль в них меньше подвержена перегоранию. На скорость нагрева влияет то, какое подключение нагревателя используется в конкретной модели. Например, в модификациях с одним реле этот период в случае с металлическим наконечником длится около 4-х секунд, а если керамический наконечник, то максимум – 11 сек. Существуют варианты с двумя реле. Одно отвечает за накал перед пуском двигателя, а второе – за поддержания рабочей температуры в процессе прогрева агрегата. В этом исполнении предпуск срабатывает в течение до пяти сек. Затем, пока мотор разогревается до рабочей температуры, свечи работают на облегченном режиме.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: