Неисправности сцепления — как определить?


Признаки неисправности сцепления

Изменения в работе автомобиля опытный водитель замечает практически сразу. Порой этого недостаточно для устройства, работающего не корректно. Несмотря на то, что сцепление имеет довольно простой механизм работы, выход его из строя не останется незамеченным для автовладельца.

Важно знать все признаки неисправности сцепления, чтобы предотвратить серьезную поломку и своевременно принять меры. Среди них следующие:

  • Рывки при нажатии на педаль или вибрация в отпущенном ее состоянии. Чаще всего это говорит о проблеме с нажимным или ведомым диском;
  • Проблемы с работой сцепления: не переключается скорость или переключается, но со скрипом. Причина: проблемы с приводом сцепления, нажимным или ведомым диском;
  • Буксует сцепление, снижается тяга. Причины все те же: проблемы с приводом сцепления, нажимным или ведомым диском;
  • В момент отпускания педали, появляется шум. Причина неисправности: поломка выжимного подшипника.

В автомобиле на АКПП частым признаком неисправности сцепления является удары и рывки в период переключения передачи.

Причины неполного выключения сцепления

Многие автолюбители рано или поздно сталкиваются с таким неприятным явлением, которое именуется как «сцепление ведет» или другими словами не полностью выключается. Причины неполного выключения сцепления могут быть разные, однако существуют некоторые из них, которые встречаются наиболее часто. Рассмотрим подобную неприятность и способы ее устранения на примере «классики», то есть начиная от ВАЗ 2101 и кончая ВАЗ 2107 где конструкция отключения двигателя от коробки передач практически одинаковая. Автор статьи имеет право давать советы по этому поводу так как «изъездил» две модели «Жигулей»: ВАЗ 2101 и ВАЗ 2105.

Причины неполного выключения сцепления

Одна из причин, по которой сцепление ведет себя неправильно настолько проста, что на нее мало кто обращает внимание в первую очередь – это неправильная регулировка свободного хода педали сцепления. А если конкретней, то это ход превышает допустимое значение в сторону увеличения. Для справки: свободный ход должен быть в пределах 2-4 мм.

Причины неполного выключения сцепления

Ведь что происходит если свободный ход увеличен? Через систему рычагов усилие на педаль сцепления передается на шток главного цилиндра сцепления, который в свою очередь, перекачивает тормозную жидкость на рабочий цилиндр сцепления (поросенок). При увеличенном ходе педали шток главного цилиндра не совершит свой полный рабочий чтобы перекачать достаточно жидкости в рабочий цилиндр сцепления, который будет не полностью разъединять ведомый и ведущий диски сцепления.

Причины неполного выключения сцепления

Следующая очень частая причина – это завоздушивание системы гидропривода и утечка жидкости через соединения гидропривода или манжеты главного цилиндра сцепления и рабочего цилиндра. В этом случае необходимо подтянуть соединения или заменить трубки вместе со штуцерами, а также сменить манжеты (уплотнительные резиновые кольца) цилиндров. Затем, конечно, прокачать сцепление.

Причины неполного выключения сцепления

Не менее «обидная» причина плохой работы сцепления кроется в закупорке отверстия, которое находится в крышке бачка для жидкости. В этом случае создается разрежение воздуха в главном цилиндре и происходит подсос воздуха в цилиндр, а затем и завоздушивание всей гидросистемы. За этим нужно следить, так как пыли и грязи под капотом хватает всегда.

Очень часто к неполному выключению сцепления происходит износ графитовых поверхностей выжимного подшипника сцепления. В этом варианте без снятия коробки и корзины сцепления не обойтись.

Причины неполного выключения сцепления

Если у вас случилось подобное поставьте вместо графитового подшипника выжимной шарикоподшипник. Я такое делал и остался доволен: сцепление работало более мягко, без рывков при трогании с места.

Причины неполного выключения сцепления

Бывает еще обломка лепестков ведущего диска. Эту неисправность на глаз определить сложно и под силу только специалистам и то не всегда. Поэтому, если вам случилось снимать коробку передач по какой-либо причине, не поленитесь и проверьте все детали сцепления, чтобы потом не заниматься таким громоздким делом, как снятие коробки передач для ремонта дисков или подшипника сцепления.

Основные неисправности сцепления

Поломка сцепления может произойти не только из-за неисправности самого сцепления, но и из-за поломки привода сцепления. К основным причинам неисправности можно отнести следующее:

  • Изнашивание поверхности маховика;
  • Повреждение ведомого диска и его накладок;
  • Неисправная работа выжимного подшипника;
  • Включенное состояние возвратной пружины педали;
  • Неисправность троса привода;
  • Поломка датчика электронного привода;
  • Попадание воздуха;
  • Износ шпица ведомого диска;
  • Поломка опоры крепления двигателя;
  • Избыток масла в ведомом диске;
  • Изнашивание диафрагменной пружины;
  • Поломка приводной рычажной системы;
  • Поломка рабочей манжеты или цилиндра;
  • Неисправность приводного троса;
  • Проблемы в работе герметичности системы;
  • Стопор гидропровода.

Выявить реальную причину поломки сцепления самостоятельно практически невозможно. Идеальный выбор — посетить автосервис, выполнить диагностику или ремонт.

Диагностика характерных основных неисправностей

Для того чтобы переключить шестерни в коробке передач при наборе скорости или, наоборот, при её снижении, всякий раз коленчатый вал двигателя разобщается и вновь входит в соприкосновение с силовой передачей автомобиля. Случается это очень часто, и со временем признаки износа сцепления начинают проявляться в характере поведения автомобиля на дороге во время движения.


Признаки неисправности сцепления делятся на две основные группы. Первое – это когда оно не полностью выключается, «ведёт». Второе, наоборот, когда не полностью включается, или, как говорят, «буксует».

Не выключается («ведёт») сцепление

Когда при нажатии на педаль диски не расходятся полностью, говорят: «ведет» сцепление. То есть, диски остаются в некотором соприкосновении, и не происходит его полное выключение. Опытные водители знают, как нужно проверять сцепление на неполное выключение. Диагностика проста. Если на малых оборотах при нажатой до конца педали первая передача включается легко и без постороннего шума – выключение происходит полностью. Если включение происходит с затруднением и сопровождается шумом шестерен – «ведёт».

Причинами тому могут быть:

  1. поломались накладки ведомого диска или на них ослабли заклепки;
  2. уменьшение полного хода педали (тугое сцепление);
  3. покоробился ведомый диск и его торцевое биение превышает 0.5 мм;
  4. перекошен или покоробился нажимной диск;
  5. заедает ступица ведомого диска на шлицах первичного вала в коробке передач;
  6. заклепки крепления нажимной пружины прослабли;
  7. неровности образовались на поверхности фрикционных накладок ведомого диска.

б) связанные с гидроприводом

  1. утечка жидкости из гидросистемы;
  2. в систему попал воздух.

Устранение механических причин связано с регулировкой привода, очисткой и смазкой шлицев, правкой или заменой ведомого диска и, что чаще всего, заменой фрикционных накладок. Любое сцепление когда-то приходится менять. Неполадки в гидросистеме предполагают прокачку для удаления попавшего воздуха, проверку плотности соединений и целостности трубопровода. При необходимости придется поменять вышедшие из строя детали, как-то: главный и рабочий цилиндры при утечке из них жидкости.

Не включается («буксует»)

Когда во время движения вы начинаете слышать запах гари, а на подъёме ваш автомобиль заметно снижает скорость и вообще стал хуже разгоняться – даже диагностика не нужна: пробуксовывает сцепление. Это означает, что ведомый и ведущий диски при включенном сцеплении смыкаются недостаточно плотно. Существует простой способ, как проверить сцепление. Для этого поставьте автомобиль на стояночный тормоз и запустите двигатель. Выжав муфту, включите передачу. Плавно нажимайте на педаль газа, и так же плавно отпускайте муфту. Двигатель должен заглохнуть. Если он продолжает работать – значит, буксует сцепление.

Причины неполного включения:

  • отсутствует свободный ход педали;
  • пригорели либо износились фрикционные накладки ведомого диска;
  • на фрикционные накладки, на поверхности нажимного диска и маховика попало или продолжает попадать масло.

Эти причины также устраняются регулировкой привода, заменой накладок. Масло, попавшее на трущиеся поверхности, в результате которого возникает проскальзывающее сцепление, необходимо удалить, тщательно промыв загрязненные места уайт-спиртом. Разумеется, надо выяснить и устранить причину его появления.

Проверка

Чтобы убедиться, что сцепление действительно нуждается в замене выжимника на ВАЗ 2114, его сперва рекомендуется проверить как следует на предмет неисправностей. Это позволит определить, действительно ли причина неполадок заключается именно в этом устройстве.

Подшипник дает возможность диску выйти из зацепления с корзиной, плюс дополнительно обеспечивает включение и отключение сцепления.

Существует два типа выжимников:

  1. Роликовые. Они работают на основе жесткой связки тяг.
  2. Гидравлические. Гидравлическая система обеспечивает передачу усилия.

Определить неисправность выжимного подшипника может даже малоопытный автовладелец. Проявляется поломка данного элемента следующим образом:

  • При движении возникают посторонние звуки, шумы;
  • Передачи переключаются сложно;
  • При совершении обгонов сцепление может полностью пропадать;
  • Появляются пробуксовки во время ускорения и пр.

Если выжимник оказался действительно неисправным, обязанность каждого автовладельца — выполнить его незамедлительную замену. Сделать это можно с помощью мастеров станций технического обслуживания, либо своими руками.

Немного об устройстве

Сложно понять причину неисправности, если не иметь минимального представления об устройстве и принципе работы сцепления. Достаточно понимать, что нажатие педали провоцирует перемещения вилки и выжимного подшипника. Прижатый вилкой выжимной нажимает на лепестки диафрагменной пружины, отодвигая нажимной диск от ведомого диска. Последний, в свою очередь, отодвигается от маховика, прекращая тем самым передачу крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу КПП.

Привод выключения может быть механическим либо гидравлическим. В первом случае педаль и вилка выключения соединены тросовым приводом. Второй тип включения предполагает наличие главного цилиндра сцепления. Нажимая на педаль, вы инициируете перемещения штока, который давит на поршенек внутри цилиндра сцепления. Вытесняемая тормозная жидкость, перемещаясь в магистрали, давит на поршенек внутри рабочего цилиндра. Поршень, перемещаясь, нажимает на шток выключения.

Что значит «ведет»

Говорят, что сцепу ведет, если не происходит полное выключение сцепления. Иными словами, после нажатия педали ведомый диск и маховик двигателя не расцепляются полностью, что приводит к частичной передаче крутящего момента на первичный вал коробки передач.

Симптомы

Предположить, что сцепление ведет можно по одному симптому – затрудненное включение и выключение передач. Чаще всего проблемы начинаются с включением реверсной и первой передач. Под понятием «затрудненное» понимается как необходимость приложения большего усилия на ручку КПП, так и включение с хрустом.

Причины

  • Неправильная регулировка привода включения. В таком случае полезного диапазона перемещения педали сцепления недостаточно для полного разъединения маховика и фрикционной накладки ведомого диска. Часто такая неисправность является следствием неквалифицированного ремонта. Для устранения проблемы необходимо правильно отрегулировать свободный ход педали.
  • Деформация ведомого диска. Выгибание приводит к тому, что после отсоединения нажимного диска фрикционная накладка в месте искривления продолжает касаться маховика. А ты готов смотреть порно зрелых в более чем двадцати категориях? При чрезмерном торцевом биении поможет только замена ведомого диска. В случаях такой неисправности сцепления при начале движения должна наблюдаться вибрация.
  • Ослабление или поломка лепестков диафрагменной пружины. В таком случае усилия при нажатии подшипника выключения сцепления на лепестки недостаточно для полного отсоединения нажимного диска от ведомого. В итоге даже после нажатия педали сцепление находится в частично включенном состоянии. Привести к поломке лепестков может как заводской брак, так и неправильная регулировка привода выключения (когда сцепа постоянно в наполовину выжатом состоянии). К ослаблению со временем приводит естественная усталость металла.
  • Неисправность гидравлической системы выключения сцепления. Причина, по которой не происходит полное отсоединение коленвала от первичного вала КПП, может скрываться в рабочем цилиндре либо гидропроводе. Следует следить за герметичностью системы, так как из-за утечки тормозной жидкости может происходить неполное выключение сцепления.
  • Заедание тросового привода. Со временем тросик может растрепаться, что в сумме с загрязнением, приводит к ограниченному движению. Поэтому водителю может казаться, что педаль сцепления выжата, но на самом деле полного отсоединения ведомого диска от маховика не произошло.
  • Затрудненный ход ведомого диска на шлицах. Отсутствие смазки, попадание на рабочую поверхность различного рода загрязнений и неравномерный износ шлицов может привести к тому, что после отсоединения нажимного диска между маховиком и нажимным диском не создастся необходимый для разъединения зазор.
  • Неисправность маховика. Сильные задиры, радиальное искривление будут препятствовать полному отсоединению фрикционных накладок и маховика. Дисбаланс становится причиной не только плохого включения передач, но и вибраций при начале движения.
  • Загибание вилки, перемещающей выжимной подшипник, из-за чего хода штока становится недостаточно для подвода выжимного подшипника к лепесткам диафрагменной пружины.

Если после регулировки проблемы с включением передач не исчезли, необходимо отсоединять КПП и полноценно диагностировать механизм сцепления. Замену сцепления нельзя назвать легкой работой, но при должной теоретической подготовке и наличии необходимого инструмента выполнить ее можно своими руками.

Причины и неисправности сцепления

Лада Гранта Лифтбек Бортжурнал Трос сцепление

Сцепление – весьма чувствительный узел, к поломке которого может привести множество причин:

Ошибки в эксплуатации транспортного средства (частая проблема новичков) удержание ноги на педали сцепления, начало движение при больших оборотах, езда при выжатой педали и так далее. При таком вождении сцепление долго не выдерживает и быстро выходит из строя.

Естественное старение (износ) того или иного элемента. По этой причине чаще всего ломается ведомый диск, ресурс которого составляет около 100 тысяч километров. Любители быстрой езды изнашивают ведомый диск в два, а то и в три раза быстрее.

Неисправное сцепление

автомобиля
ВАЗ
2110 ,
сцепление
уже давно хочет ремонта но уже 15 тысяч накатал с моме.

Низкое качество деталей. На фоне все большего объема подделок на прилавках рынков и магазинов данная проблема как никогда актуальна. Чтобы ее избежать, покупайте только оригинальные запчасти.

Попадание масла на фрикционные накладки. Такая проблема имеет место при выходе из строя сальников или по причине износа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: