Лучшие бензиновые двигатели за последние 25 лет — часть I

14.04.2019
Автор статьи: SkodaKodiaq.club

бензиновые двигатели

За последние четверть века конструктивные основания силовых агрегатов быстро развивались. Каковы лучшие бензиновые двигатели того периода?

Бензиновые двигатели были основным источником привода легковых автомобилей целых 80 лет. Позже систематически росла доля дизельных агрегатов. Бум на дизельный разразился после ввода питания Common Rail, а с 2005 года они чаще заказываются от бензиновых двигателей. В настоящее время чаща весов снова склоняется на сторону «бензинов». Благодаря сокращению они стали более экономичными и значительно преводсходят мощные дизели также чистотой выхлопных газов, которые требуют использования все более дорогостоящего оборудования.

Лучшие бензиновые двигатели – старые или новые?

В 90-е годы бензиновые двигатели с турбонаддувом по-прежнему были редкостью, зарезервированной для оправданных версий. Они быстро росло и число единиц с головками, имеющими четыре клапана на цилиндр, а иногда также системы изменения фаз газораспределения, которые помогали получать высокие мощности. Двигатели без надува этого периода обычно имели линейные характеристики, и их рвение к работе росло с вращениями. Прочность при надлежащем обслуживании была высокой.

Настоящий прорыв произошел в 2005-2009 гг., когда входили нормы выбросов Евро IV и Евро V, а вместе с ними необходимо было использовать, в частности, систему рециркуляции выхлопных газов EGR, которая понизила количество выделяющихся оксидов азота. Систематически росла популярность единиц с непосредственным впрыском топлива, который снижали сгорание топлива – необходимого, чтобы данная марка вписалась в ожидания по средней величине выбросов углекислого газа для ряда транспортных средств. К сожалению, не все новые решения оказались успешными с точки зрения долговечности. Особенно первые моторы с непосредственным впрыском (например, 1.4/1.6/2.0 FSI группы Volkswagen) имели проблемы с отложением нагара воздуха во впускной системе.

Карбюраторные и инжекторные двигатели[ | ]

В карбюраторных двигателях процесс приготовления горючей смеси происходит в карбюраторе — специальном устройстве, в котором топливо смешивается с потоком воздуха за счёт аэродинамических сил, вызываемых энергией потока воздуха, засасываемого двигателем.

В инжекторных двигателях впрыск топлива в воздушный поток осуществляют специальные форсунки, к которым топливо подаётся под давлением, а дозирование осуществляется электронным блоком управления — подачей импульса тока, открывающим форсунку или же, в более старых двигателях, специальной механической системой.

Переход от классических карбюраторных двигателей к инжекторам произошёл в основном из-за возрастания требований к чистоте выхлопа (выпускных газов), и установке современных нейтрализаторов выхлопных газов (каталитических конвертеров или просто катализаторов). Именно система впрыска топлива, контролируемая программой блока управления, способна обеспечить постоянство состава выхлопных газов, идущих в катализатор. Постоянство же состава необходимо для нормальной работы катализатора, так как современный катализатор способен работать лишь в узком диапазоне данного состава, и требует строго определённого содержания кислорода. Именно поэтому в тех системах управления, где установлен катализатор, обязательным элементом является лямбда-зонд, он же кислородный датчик. Благодаря лямбда-зонду система управления, постоянно анализируя содержание кислорода в выхлопных газах, поддерживает точное соотношение кислорода, недоокисленных продуктов сгорания топлива, и оксидов азота, которое способен обезвредить катализатор. Дело в том, что современный катализатор вынужден не только окислять не полностью сгоревшие в двигателе остатки углеводородов и угарный газ, но и восстанавливать оксиды азота, а это — процесс, идущий совершенно в другом (с точки зрения химии) направлении. Желательно также ещё раз окислять окончательно весь поток газов. Это возможно лишь в пределах так называемого «каталитического окна», то есть узкого диапазона соотношения топлива и воздуха, когда катализатор способен выполнить свои функции. Соотношение топлива и воздуха в данном случае составляет примерно 1:14,7 по весу (зависит также от соотношения С к Н в бензине), и удерживается в коридоре приблизительно плюс-минус 5 %. Так как одной из труднейших задач является удержание нормативов по оксидам азота, дополнительно необходимо снижать интенсивность их синтеза в камере сгорания. Делается это в основном снижением температуры процесса горения с помощью добавления определённого количества выхлопных газов в камеру сгорания на некоторых критичных режимах (система рециркуляции выхлопных газов).

Двигатель ЯМЗ-6585

Входит в состав семейства восьмицилиндровых V-образных дизелей производства Ярославского моторного завода. Дизель четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, с наддувом, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения, выполнен под установку охладителя наддувочного воздуха (монтируется на изделии).

Двигатель ЯМЗ-6585 используется в составе автомобилей, шасси, самосвалов, автопоездов и седельных тягачей МАЗ.

После 2010 года практически каждый двигатель нового поколения уже был оснащен турбонаддувом, прямым впрыском и умными насосами для жидкости/масла, то есть пакетом решений для улучшения прогрева двигателя, снижающих сопротивление сопровождающих его работы и расход топлива. Еще одним признаком времени было распространение технологии прямого впрыска топлива. Это решение позволило поднять давление сгорания при сохранении низких требований к октановому числу топлива. Результатом этого стало улучшение экономичности (по данным Bosch на 12%) без отрицательного влияния на производительность. Если раньше некоторые производители экспериментировали с непосредственным впрыском топлива в бензиновых двигателях (например, Mitsubishi, Renault), то в этом десятилетии этим стало заниматься большинство компаний. Во второй половине десятилетия распространенным стало сокращение первой степени, а значит – в случае популярных двигателей – без уменьшения количества цилиндров. Сокращения, связанные, как правило, с введением турбонаддува, позволили снизить расход топлива на несколько процентов.

Какие двигатели отличаются солидностью и заслуживают особых похвал? Мнения водителей и экспертов, конечно, разделяются. В нашем обзоре мы попытались описать двигатели популярным языком, рассказать о имеющих самые лучшие характеристики и выдерживающие большие пробеги.

Классификация бензиновых двигателей

  • По способу смесеобразования
    — карбюраторные и инжекторные;
  • По способу осуществления рабочего цикла
    — четырёхтактные и двухтактные. Двухтактные двигатели обладают большей мощностью на единицу объёма, однако меньшим КПД. Поэтому двухтактные двигатели применяются там, где очень важны небольшие размеры, но относительно неважна топливная экономичность, например, на мотоциклах, небольших моторных лодках, бензопилах и моторизированных инструментах. Четырёхтактные же двигатели устанавливаются на абсолютное большинство остальных транспортных средств. Следует заметить, что дизели также могут быть четырёхтактными или двухтактными; двухтактные дизели лишены многих недостатков бензиновых двухтактных двигателей, однако применяются в основном на больших судах (реже на тепловозах и грузовиках).;
  • По числу цилиндров
    — одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые;
  • По расположению цилиндров
    — двигатели с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд (т. н. «рядный» двигатель), V-образные с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180 двигатель называется двигателем с противолежащими цилиндрами, или оппозитным),W-образные, использующие 4 ряда цилиндров, расположенных под углом с 1 коленвалом (у V-образного двигателя 2 ряда цилиндров), звездообразные;
  • По способу охлаждения
    — на двигатели с жидкостным или воздушным охлаждением;
  • По типу смазки
    смешанный тип (масло смешивается с топливной смесью) и раздельный тип (масло находится в картере)
  • По виду применяемого топлива
    — бензиновые и многотопливные [1];
  • По степени сжатия
    . В зависимости от степени сжатия различают двигатели высокого (E=12…18) и низкого (E=4…9) сжатия;
  • По способу наполнения цилиндра свежим зарядом
    : двигатели без наддува (атмосферные), у которых впуск воздуха или горючей смеси осуществляется за счет разрежения в цилиндре при всасывающем ходе поршня; двигатели с наддувом, у которых впуск воздуха или горючей смеси в рабочий цилиндр происходит под давлением, создаваемым турбокомпрессором, с целью увеличения заряда воздуха и получения повышенной мощности и КПД двигателя;
  • По частоте вращения
    : тихоходные, повышенной частоты вращения, быстроходные;
  • По назначению
    различают двигатели стационарные, автотракторные, судовые, тепловозные, авиационные и др.
  • Практически не употребляемые
    виды моторов — роторно-поршневые Ванкеля (производились только фирмами NSU (Западная Германия), Mazda (Япония) и ВАЗ (СССР/Россия)), с внешним сгоранием Стирлинга и т. д..

См. также: [azbukadvs.ru/tehinfo/50-classification.html Классификация автотракторных двигателей]

Saab 2.3 B23

  • Установлен в: Saab 900, 9000, 9-3, 9-5
  • Года выпуска: 1990-2010
  • Объем: 2290 см3
  • Мощность макс.: 150-260 л.с.
  • Срок службы: около 600 тыс. л. с.

Основные конструктивные особенности:

  • — чугунный блок
  • — цепной распределитель-16 клапанов
  • -два уравновешивающих вала.

бензиновые двигатели
Saab 2.3 B23

Лишенных решений концерна General Motors, двигатель Saab был в наддув- и наддув-низком или высоком давлении. Двигатель представляет собой двухлитровый блок B20. В версиях turbo впечатляет податливостью на тюнинг – чем, впрочем, и пользовались в Saab, создавая спортивные версии автомобилей (Aero, Viggen). Самым большим недостатком блока является картридж зажигания — узел катушек, закрепленный в верхней части двигателя. Не работает на LPG (сжиженном газе). За новый картридж придется заплатить более 13 тысяч рублей. При эксплуатации стоит интересоваться проходимостью системы вентиляции картера. Забитый воздухопровод может привести к спеканию двигателя. Близкий родственник двигателя 2.3 B23 — двухлитровый блок B20. Имеет те же недостатки и преимущества, как и больший мотор.

Характеристики карбюраторных и инжекторных устройств

  • Устройства с карбюраторами Карбюраторные двигатели были сконструированы раньше и сегодня весьма распространены. Они довольно просты в использовании и неприхотливы в ремонте, менее чувствительны к условиям эксплуатации, позволяют без особых хлопот производить регулировку соотношения компонентов топливной смеси. Эти достоинства во многих случаях полностью компенсируют негативный фактор излишне больших топливных затрат. Карбюратор – специфический узел двигателя, ключевой функцией которого является смешивание топлива с воздухом для образования однородной горючей смеси. Получение гомогенной смеси осуществляется посредством разбрызгивания топливной жидкости в воздушной струе, регулируемой дросселем – заслонкой. Таким образом, в камеру сгорания поставляется уже полностью однородная смесь.

    Характеристики карбюраторных и инжекторных устройств

  • Устройства с инжекторами Технологически более современный и совершенный по ряду критериев вид бензиновых двигателей представляют собой двигатели с инжекторным устройством. Система впрыска топлива посредством использования инжектора через форсунки с регулировкой при помощи электроники, производит открытие последних под воздействием импульса тока. При управлении системой впрыска электронным блоком достигается полная однородность выхлопных газов, которые перенаправляются в катализатор – устройство для нейтрализации выхлопных газов. Благодаря особенностям работы катализаторов инжекторные двигатели выбрасывают менее вредные выхлопные газы. Элементом катализатора, анализирующим состав выхлопных газов и сохраняющим пропорции кислорода с оксидами азота и остатками углеводородов, не до конца окисленными в процессе горения, является кислородный датчик. Инжекторные двигатели в техническом отношении сконструированы значительно сложнее, поэтому требуют особых условий эксплуатации и профилактики, но при этом обеспечивают более экономически целесообразное расходование топлива и повышение общей экологической стабильности окружающей среды. Сравнение 2 -тактных и 4 –тактных разновидностей двигателей.
  • С двухтактным принципом работы В ряде случаев, могут значительно выигрывать по некоторым параметрам, как то: обладание меньшим весом конструкции, функционирование без технически сложных систем смазки и газораспределения, относительная простота в эксплуатации и ремонте, существенно больший показатель мощности, высокая скорость разгона эксплуатируемого средства, а также его дешевизна и доступность. К минусам данного типа двигателей относится чрезмерный расход топлива и необходимость наличия системы принудительного продувания. С учетом рассмотренных особенностей, данные характеристики двухтактных двигателей значительно сужают область их применения до установки не большую технику (в основном, некоторая сельскохозяйственная техника, мотоциклы и т.п.).
  • С четырехтактным принципом работы Значительно более превалируют по степени распространенности за счет качественно других характеристик, таких как относительная чистота выхлопных газов и простота выхлопной системы, приемлемый показатель уровня шума, оправданный с финансовой точки зрения расход топлива и отсутствие необходимости примешивания к топливу масляного вещества, а также наличию системы газораспределения.

Благодаря перечисленным свойствам четырехтактные двигатели повсеместно устанавливаются на самый широкий спектр транспортных средств от морских судов до авиалайнеров, и, в целом, так или иначе используются практически во всех отраслях промышленности и машиностроения.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Subaru EJ20/EJ205

  • Установлен в: Subaru Forester, Legacy, Impreza
  • Годы выпуска: 1989-2006
  • Объем: 1994 см3
  • Мощность макс.: 115-275 л.с.
  • Срок службы: около 450 тысяч. км.

Основные конструктивные особенности:

  • – алюминиевый блок
  • – расположение цилиндров (боксер)
  • – двигатель с ременным приводом –
  • косвенный впрыск топлива.

Культовый боксер Subaru красиво звучит и живучий. В бензиновых версиях оказывается практически «непробиваемым». Гораздо раньше его выходят из строя подшипники коробки передач или кузова, покрытые ржавчиной. Старые моторы EJ20, а также младший EJ205 выпускались в версиях с турбонаддувом – и легко поддавались тюнингу. Кто хочет наслаждаться высокой мощностью, должен смириться с риском повреждения двигателя, например, путем поворота вертлужной впадины. Это, однако, касается попыток разгона полностью серийных моторов. Если боксер будет оснащен усиленными компонентами, то даже после тюнинга может служить долго. Проблемой, оказывается, является газовое оборудование. Их можно смонтировать и после надлежащего оформления наслаждаться низкими расходами на топливо, однако в турбо-версии проблема возникает при регулировке зазора клапана – для выполнения этой операции необходимо вынуть двигатель из автомобиля.

бензиновые двигатели
двигатель

Fiat 1.2 FIRE

  • Установлен в: Fiat Marea, Siena, Bravo, Palio Weekend, Punto, Punto II, 500 Годы выпуска: с 1993 года.
  • Объем: 1242 см3
  • Мощность макс.: 60-86 л.с.
  • Срок службы: около 300 тысяч. км

Основные особенности конструкции:

  • – чугунный блок
  • – двигатель с ременным приводом
  • – 8 или 16 клапанов
  • – центральный впрыск (версии SPI 60 КМ) или мульти (версии MPI 75 Л. с. и 16V)

Этот двигатель славится своей простотой ремонта и долговечностью – при нормальной эксплуатации проблемы с двигателем 1.2 FIRE ограничиваются в основном заменой генератора (подверженного растрескиванию корпуса), подключением новых уплотнений – актуальными являются разливы бензина. Проблемой двигателя также является износ масла. При нынешних значениях транспортных средств капитальный ремонт не имеет экономического обоснования. Если водитель постоянно заправляет масло, его сжигание не влияет на срок службы двигателя. Кроме распространенного двигателя 1.2 FIRE Fiat был в ассортименте также сопутствующий ему 1.1/1.4 FIRE.

двигатель

Итоговое сравнение

При выборе грузовика и типа двигателя необходимо учитывать область применения. Если речь идет о магистральных перевозках, больше подходят дизельные силовые агрегаты. Для поездок внутри региона лучше выбрать моторы на бензине. При этом компании не отпугивает тот факт, цена двигателя на солярке выше.

Такие моторы быстро себя окупают за счет большего ресурса, высокой надежности и экономичности в вопросе топлива. Слабым местом дизельных моторов остается боязнь низкокачественного топлива и сложность ремонта.

Volkswagen 1.8 T

  • Установлен в: Audi A3, A4, A6, TT, Seat Ibiza, Leon, Exeo, Skoda Superb и Octavia, VW Bora, Passat B5, Polo GTI, Golf IV.
  • Годы выпуска: 1994-2010
  • Объем: 1781 см3
  • Мощность макс.: На 150-240 л.с.
  • Срок службы: около 500 тысяч. км

Основные особенности конструкции:

  • – чугунный блок
  • – двигатель ременным приводом
  • – 20 клапанов
  • – турбонаддув
  • – индивидуальные катушки зажигания.

Volkswagen

Очень популярный двигатель, который попал под капот многих моделей концерна Volkswagen. Мотор 1.8 Т удачно сочетает динамику, гибкость и разумное сгорание, которое в смешанном цикле находится в пределах 10 л / 100 км. Эксплуатационные затраты можно существенно снизить, установив газовое оборудование, с которым двигатель 1.8 Т отлично работает. Иногда этот факт бывает переоценен – полное пренебрежение обслуживания рано или поздно заканчивается серьезными техническими проблемами.

Некоторые особенности современных бензиновых двигателей[ | ]

  • Для повышения надёжности работы используется индивидуальная катушка зажигания для каждой свечи.
  • Используется по 2 впускных и 2 выпускных клапана на цилиндр вместо одного впускного и одного выпускного. Это позволяет увеличить суммарную площадь отверстий клапанов в головке цилиндра; кроме того, при 4 клапанах на цилиндр каждый отдельный клапан получается более лёгким, что ускоряет закрывание клапанов под действием пружин — это может быть критичным на больших оборотах двигателя. Также 4 клапана на цилиндр позволяют разместить свечу зажигания в центре головки, а не сбоку.
  • Для управления дроссельной заслонкой используется электропривод, а не тросик педали акселератора.

Системы, общие для большинства типов двигателей[ | ]

  • Система охлаждения
  • Система выпуска отработанных газов. Включает выпускной коллектор, каталитический конвертер (на современных машинах), и глушитель.
  • Система смазки — бывает с отдельным маслобаком (авиация) и без него (почти все современные автомобили; масло заливается в маслозаливную горловину на клапанной крышке двигателя).
  • Система запуска двигателя. Для приготовления двигателя к работе необходимо произвести хотя бы один оборот коленчатого вала, для того, чтобы в одном из цилиндров произошли такты впуска и сжатия. Для запуска четырёхтактного двигателя обычно применяется специальный электромотор — стартер, работающий от аккумулятора. Для запуска маломощных двухтактных бензиновых двигателей можно применять мускульную силу человека, например так работает кикстартер в мотоцикле.

BMW M52

  • Установлен в: BMW 3 E36/E46, 5 серии E39, 7-серии E38, Z3
  • Годы производства: 1994-2000
  • Объем: 1991-2793 см3
  • Мощность макс.: 150-193 л.с.
  • Срок годности: около 500 тысяч. км

Основные конструктивные особенности:

  • – алюминиевый блок
  • – двигатель цепной
  • – переменные фазы газораспределения (Vanos)
  • – 24 клапана
  • – 6 цилиндров,
  • многоточечный впрыск.

бензиновые двигатели
BMW

Популярен и используется во многих моделях BMW. Двигатель прочный и стойко переносит даже серьезное небрежное обращение и расходные материалы или необходимость езды на LPG. Лучший вариантом считается самая мощная, 193 л.с. версия M52B28TU объемом 2.8 л, которая появилась в модельном ряду в 1998 году. Двигатели M52 были доступны как двухлитровые (M52B20, 150 л. с.), так и моторы 2.5 (M52B25, 170 л.с.).

BMW M54

  • Установлен в: BMW 3-серии E46, 5 серии E39/E60, 7-серии E65, Z3, Z4, X3 E83, X5 E53
  • Годы выпуска: 2000-2006
  • Объем: 2171/2494/2979 см3
  • Мощность макс.: 170-231 л.с.
  • Срок службы: около 500 тысяч. км

Основные конструктивные особенности:

  • – алюминиевый блок
  • – 24 клапана
  • – переменные фазы газораспределения (впуск/выхлоп)
  • – многоточечный впрыск.

бензиновые двигатели
BMW M54

M54 — это семейство пользующихся хорошей репутацией шестицилиндровых двигателей BMW объемом 2.2, 2.5 и 3.0 литра. Самой ценной и востребованной является „трехлитровка” мощностью 231 л.с. Значение имеет не только автомобиль, но и сам двигатель – часто пропускают из разбитых машин, для слабых машин. Повторяющейся проблемой двигателей M54 является склонность к сжиганию значительного количества масла. Ее можно уменьшить путем замены или очистки воздуховода.

Некоторые особенности современных бензиновых двигателей

  • Для повышения надежности работы используется индивидуальная катушка зажигания для каждой свечи (например, в двигателе ЗМЗ-405.24, ВАЗ 21124 и многих современных японских двигателях).
  • Используется по 2 впускных и 2 выпускных клапана на цилиндр вместо одного впускного и одного выпускного. Это связано с тем, что суммарная площадь отверстий клапанов в головках цилиндров современных двигателей значительно увеличена, а при использовании одного большого клапана на высоких оборотах заслонки клапанов не успевают закрыть отверстие к началу следующего цикла, ввиду своей относительно большой массы. Таким образом, имеет место «зависание» заслонок вокруг определенной позиции, в результате чего клапан получается постоянно открытым. Использование более жестких пружин не решает проблемы.
  • Для управления дроссельной заслонкой используется электропривод, а не тросик педали акселератора (например, в двигателе ЗМЗ-405.24 и многих современных иностранных двигателях, особенно тех, что оснащены системой cruise control).

Системы, общие для большинства типов двигателей

  • Система охлаждения
  • Система выпуска отработанных газов. Включает выпускной коллектор, каталитический конвертер (на современных машинах), и глушитель.
  • Система смазки — бывает с отдельным маслобаком (авиация) и без него (почти все современные автомобили; масло заливается в маслозаливную горловину на клапанной крышке двигателя).
  • Система запуска двигателя. Для приготовления двигателя к работе необходимо произвести хотя бы один оборот коленчатого вала, для того, чтобы в одном из цилиндров произошли такты впуска и сжатия. Для запуска четырёхтактного двигателя обычно применяется специальный электромотор — стартер, работающий от аккумулятора. Для запуска маломощных двухтактных бензиновых двигателей можно применять мускульную силу человека, например так работает кикстартер в мотоцикле.

Citroen-Peugeot 1.6 TU5JP4

  • Установлен в: Citroen C3, C4, Xsara, Picasso, Peugeot 206, 207, 307, Citroen C2 VTS
  • Годы выпуска: 2000-2009
  • Объем: 1587 см3
  • Мощность макс.: 109-122 л.с.
  • Срок службы: около 500 тысяч. км

Основные особенности конструкции:

  • – чугунный блок
  • – двигатель с ременным приводом
  • – 16 клапанов
  • – многоточечный впрыск
  • – впускной коллектор из пластика или металла.

бензиновые двигатели
Citroen-Peugeot 1.6 TU5JP4

1.6 TU5JP4 двигатель, заслуженно называемый „бронированным”. Ему не вредит даже установка газового оборудования, а серьезные сбои, при сохранении минимального обслуживания, крайне редки. «Крайне редки» – здесь речь идет, прежде всего, о неисправности арматуры. При больших прогонах двигатель может потреблять большее количество масла. Блок часто хвалили за культуру работы и характеристики – но ему не хватает силы тяги даже на низких оборотах.

Рабочий цикл бензинового двигателя

Рабочий цикл четырёхтактного двигателя

Как следует из названия, рабочий цикл четырёхтактного двигателя состоит из четырёх основных этапов — тактов

.
1. Впуск.
В течение этого такта поршень опускается из верхней мёртвой точки (ВМТ) в нижнюю мёртвую точку (НМТ). При этом кулачки распредвала открывают впускной клапан, и через этот клапан в цилиндр засасывается свежая топливно-воздушная смесь.
2. Сжатие.
Поршень идёт из НМТ в ВМТ, сжимая рабочую смесь. При этом значительно возрастает температура смеси. Отношение рабочего объёма цилиндра в НМТ и объёма камеры сгорания в ВМТ называется степень сжатия . Степень сжатия — очень важный параметр, обычно, чем она больше, тем больше топливная экономичность двигателя. Однако для двигателя с большей степенью сжатия требуется топливо с бо́льшим октановым числом, которое дороже.
3. Сгорание и расширение
(рабочий ход поршня). Незадолго до конца цикла сжатия топливовоздушная смесь поджигается искрой от свечи зажигания. Во время пути поршня из ВМТ в НМТ топливо сгорает, и под действием тепла сгоревшего топлива рабочая смесь расширяется, толкая поршень. Степень «недоворота» коленчатого вала двигателя до ВМТ при поджигании смеси называется углом опережения зажигания. Опережение зажигания необходимо для того, чтобы основная масса бензовоздушной смеси успела воспламениться к моменту, когда поршень будет находиться в ВМТ (процесс воспламенения является медленным процессом относительно скорости работы поршневых систем современных двигателей). При этом использование энергии сгоревшего топлива будет максимальным. Сгорание топлива занимает практически фиксированное время, поэтому для повышения эффективности двигателя нужно увеличивать угол опережения зажигания при повышении оборотов. В старых двигателях эта регулировка производилась механическим устройством, центробежным вакуумным регулятором воздействующим на прерыватель. В более современных двигателях для регулировки угла опережения зажигания используют электронику. В этом случае используется датчик положения коленчатого вала, работающий обычно по емкостному принципу.
4. Выпуск.
После НМТ рабочего цикла открывается выпускной клапан, и движущийся вверх поршень вытесняет отработанные газы из цилиндра двигателя. При достижении поршнем ВМТ выпускной клапан закрывается и цикл начинается сначала.

Необходимо также помнить, что следующий процесс (например, впуск), необязательно должен начинаться в тот момент, когда закончится предыдущий (например, выпуск). Такое положение, когда открыты сразу оба клапана (впускной и выпускной), называется перекрытием клапанов. Перекрытие клапанов необходимо для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью, а также для лучшей очистки цилиндров от отработанных газов.

Рабочий цикл двухтактного двигателя

В двухтактном двигателе рабочий цикл полностью происходит в течение одного оборота коленчатого вала. При этом от цикла четырёхтактного двигателя остаётся только сжатие

и
расширение
. Впуск и выпуск заменяются
продувкой
цилиндра вблизи нижней мёртвой точки поршня, при которой свежая рабочая смесь вытесняет отработанные газы из цилиндра.

Более подробно цикл двигателя устроен следующим образом: когда поршень идёт вверх, происходит сжатие рабочей смеси в цилиндре. Одновременно, движущийся вверх поршень создаёт разрежение в кривошипной камере. Под действием этого разрежения открывается клапан впускного коллектора и свежая порция топливовоздушной смеси (как правило, с добавкой масла) засасывается в кривошипную камеру. При движении поршня вниз давление в кривошипной камере повышается и клапан закрывается. Поджиг, сгорание и расширение рабочей смеси происходят так же, как и в четырёхтактном двигателе. Однако, при движении поршня вниз, примерно за 60° до НМТ открывается выпускное окно (в смысле, поршень перестаёт перекрывать выпускное окно). Выхлопные газы (имеющие ещё большое давление) устремляются через это окно в выпускной коллектор. Через некоторое время поршень открывает также впускное окно, расположенное со стороны впускного коллектора. Свежая смесь, выталкиваемая из кривошипной камеры идущим вниз поршнем, попадает в рабочий объём цилиндра и окончательно вытесняет из него отработавшие газы. При этом часть рабочей смеси может выбрасываться в выпускной коллектор. При движении поршня вверх свежая порция рабочей смеси засасывается в кривошипную камеру.

Можно заметить, что двухтактный двигатель при том же объёме цилиндра, должен иметь почти в два раза большую мощность. Однако, полностью это преимущество не реализуется, из-за недостаточной эффективности продувки по сравнению с нормальным впуском и выпуском. Мощность двухтактного двигателя того же литража, что и четырёхтактный больше в 1,5 — 1,8 раза.

Важное преимущество двухтактных двигателей — отсутствие громоздкой системы клапанов и распределительного вала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: