Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками


Выполняем регулировку клапанов ВАЗ 2106, таблица последовательности + видео регулировки

Автовладельцам “классики”, сконструированной в советский период, часто приходиться сталкиваться с вопросом ремонта и настройки своего автомобиля. Благодаря высокой популярности и достаточно сильной плотности на дорогах автомобилей того времени, некоторые ремонтные процедуры и операции по настройке остаются достаточно актуальными.

Конструктивным отличием классических автомобилей от продуктов современного автопрома является необходимость регулировки многих параметров вручную.

Порядок работ:

Процедура регулировки клапанов на ВАЗ 2106 необходима по ряду определенных причин. Главной причиной является существенный нагрев силового агрегата во время работы. Законы физики гласят, что во время нагрева происходит линейное увеличение размеров твердых тел.

Одним из наиболее важных элементов, требующих подстройки в условиях эксплуатации, является механизм газораспределения. Ключевым элементом данного механизма выступает клапан.

Клапаны принято делить на впускные и выпускные, они отвечают за открытие доступа для проникновения топливовоздушной смеси в рабочую камеру сгорания через специальные окна в головке блока цилиндров. Также они отвечают за выпуск отработанных газов.

В точке соприкосновения клапана образуется зазор, который принято называть тепловым. Именно этот зазор и подлежит тщательной регулировке.


Щупы для регулировки клапанов

Результатом неправильной регулировки клапанов является увеличение расхода топлива и ощутимое снижение характеристик мощности силового агрегата.

Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками – пошаговая инструкция.

Шаг 1. Подготовьте инструмент.
К нему можно отнести: ➤ рожковые ключи на 17 и на 13; ➤ 0,15-миллиметровый щуп (можно замерить микрометром); ➤ плоскую отвертку; ➤ набор торцевых головок и трещотку.

Шаг 2. Удостоверьтесь, что соблюдены все необходимые условия:
➤ температура движка максимально приближена к температуре в гараже (на улице); ➤ ремень ГРМ имеет нормальное натяжение.
Шаг 3. Снимите клапанную крышку.
➤ Выкрутите гайки крепления (3 шт.) крышки воздушного фильтра и снимите ее. ➤ Выньте сам фильтр. ➤ Вывентив 4 гайки крепления, отсоединив шланг сапуна, тросик подсоса и тягу привода заслонки карбюратора, демонтируйте оставшуюся часть корпуса воздушного фильтра. ➤ Открутите крепежные гайки (8 шт.) клапанной крышки – здесь вам пригодиться головка на 10 и трещотка — и снимите ее.

Шаг 4. Выставьте шкив коленвала и распредвала по отметкам.
По сути, если натяжение цепи ГРМ было правильным, метки будут совпадать сами по себе – без регулировки. Однако в целях подстраховки, лучше все же перепроверять, совпадают ли метка шкива коленчатого вала и самая длинная метка на передней крышке карбюратора, а также метка шестерни звезды распределительного вала и выступ на крышке.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106


Шаг 5. Отрегулируйте клапана №6 и №8.
При правильно выставленных метках поршень 4-го цилиндра двигателя находится в ВМТ (верхней мертвой точке), а значит – самое время регулировать клапана №6 и №8. Отсчет номера клапана производится с передней части мотора, то есть слева от вас.


Итак, возьмите щуп и вставьте его между распределительным валом и рокером. Осуществляться данная процедура должна с заметным затруднением. Если это не так: щуп заходит очень легко или, наоборот, вообще не вставляется – воздействуя на регулировочный болт и контрольную гайку, клапана необходимо регулировать. ➤ Рожковым ключом на 17 ослабьте зажим контргайки. ➤ Не отпуская последнюю, ключом на 13 произведите вращение верхней регулировочной гайки до получения оптимального зазора. ➤ Затяните контргайку в первоначальное положение. ➤ Проведите контрольный измерения щупом. ➤ При необходимости повторите все вышеописанные действия.

Шаг 6.
Повернув коленвал на 180 градусов, аналогично 5-му шагу отрегулируйте клапана №4 и №7.
Шаг 7.
Осуществите регулировку клапанов №1 и №3, предварительно вновь прокрутив коленчатый вал на 180 градусов (360 градусов от начального положения).
Шаг 8.
Опять же поверните коленвал на 180 градусов (540 градусов от начального положения) и отрегулируйте клапана №2 и №5. Действия прежние.
Шаг 9.
Завершите работы по регулировке клапанов на ВАЗ 2106, собрав все снятые детали в обратном порядке.

Подготовка к работе и разборка

Сразу хотелось бы отметить, что данная процедура требует временных затрат и обусловлена пониманием процесса. Существует определенный алгоритм реализации этой задачи. Для начала, установите свой автомобиль на ровной площадке, организуйте свободный и хорошо освещенный доступ к моторному отсеку.

Двигатель должен быть охлажденным и иметь температуру окружающего воздуха.

Перед началом работы по процессу регулировки, необходимо подготовить:

  • набор различных гаечных ключей размером на “10”, “13”, “14”, “17”;
  • щуп на 0,15 мм;
  • ключ для получения возможности проворота коленвала;
  • отвертки;
  • запасную прокладку под клапанную крышку.

Процесс разборки включает в себя снятие воздушного фильтра, отсоединения всех патрубков от крышки воздушного фильтра, снятие троса подсоса, тяги акселератора и крышки ГБЦ.

Желательно снять крышку трамблера, чтобы она не доставляла неудобств в процессе регулировки. На шкиве и крышке сальника будут находиться метки. Коленчатый вал необходимо провернуть до момента их совпадения.

Это положение свидетельствует о том, что в 4-м цилиндре поршень находиться на такте сжатия.

Что необходимо для регулировки клапанов на ВАЗ 2106

Чтобы отрегулировать тепловые зазоры клапанов, необходимо заранее приготовить весь соответствующий инструмент. В его состав входят:

  1. Щупы для измерения зазоров. Они продаются в любом магазине автозапчастей и стоят не дорого, поэтому иметь такой инструмент в гараже только на пользу.
  2. Новая прокладка клапанной крышки ВАЗ 2106. После того, как вы вскроете клапанный механизм, старая прокладка становится уже непригодной.
  3. Набор гаечных ключей. Вообще нельзя сказать точно, какой конкретно ключ вам может пригодиться. В процессе выполнения ремонта вы сами все увидите, поэтому приготовьте сразу целый набор.
  4. Набор отверток.
  5. Ключ, позволяющий повернуть коленчатый вал. Если у вас такого ключа нет, то это не беда, для этих целей приготовьте домкрат, а затем установите автомобиль на 4 передачу. Таким образом, вы сможете вращать коленвал, вращая заднее колесо автомобиля руками. Но в этом случае вам понадобится помощь товарища, чтобы следить за положением меток.

Порядок осуществления процесса регулировки клапанов

Таблица последовательности регулировки зазоров клапанов на автомобиле ВАЗ 2106:

Угол поворота коленчатого валаУгол поворота распределительного валаНомера цилиндровНомера регулируемых клапанов
0° 180° 360° 540°0° 90° 180° 270°4 и 3 2 и 4 1 и 2 3 и 18 и 6 4 и 7 1 и 3 5 и 2

Клапана следует регулировать по строго определенной последовательности. Следующие данные указывают градус поворота коленвала для регулировки одного или другого клапана:

  1. Первоначальное положение, когда метки совпали, дают возможность отрегулировать клапаны 6 и 8.
  2. Провернув коленчатый вал на 180 градусов, регулируем клапаны 4 и 7.
  3. Проворот на 360 градусов обеспечивает доступ для работы с клапанами 1 и 3.
  4. Проворот на 540 градусов позволяет регулировать клапаны 5 и 2.

Для удобства, автолюбители и мастера наносят на шкив коленвала собственные метки. Чаще всего его делят на две части, оставляя отметку напротив той, что была сделана на заводе.

Процесс регулировки клапанов на ВАЗ 2106, список и видео

Из этого видео, вы узнаете, как можно сделать регулировку клапанов для ВАЗ 2106. Приятного просмотра!

В процессе регулировки следует придерживаться данного алгоритма:

  1. Сохранив выставленное по меткам положение, осуществляем проверку зазора на кулачках 8 и 6 распредвала. Важным фактом является то, что зазоры считаются начиная от метки-звездочки, которая находится ближе к лобовому стеклу. От этого кулачка приступаем к отсчету. Далее, под распределительный вал, немного выше самого рокера, помещаем щуп. Если щуп проникает свободно, то необходимо ослабление гайки на 17 того рокера, где происходят замеры. Чтобы не столкнуться с прокруткой, нужно ослабить гайку на 13. Дальше осуществляется затяжка гайки на 17 и зазор снова измеряется. Необходимо добиться того, чтобы щуп, проникая в зазор, не гнулся, но при этом достаточно туго заходил в него с определенным усилием. После достижения нужного результата можно приступить к регулировке следующего кулачка.
  2. Приблизительно на 6 ходов, ключом реализуем прокрутку вала двигателя. Метка на звездочке должна занять положение на «9 часов» и совпасть с меткой на шкиве. Далее регулируем кулачки 4 и 7. Процесс регулировки идентичен вышеописанному.
  3. Затем производим прокрутку вала на 180 градусов. Метка на звездочке занимает положение «6 часов». Метка на шкиве строго должна совпадать с ней. В этом положении регулируются кулачки 1 и 3.
  4. Повернув вал так, чтобы отметка стала в положение «3 часа», мы получим возможность отрегулировать 2-й и 5-й кулачок.
  5. Последним этапом становится прокрутка коленвала стартером, затем производится контроль всех регулировок и затяжка гаек. Сборку всех демонтированных элементов осуществляем в обратном порядке. При необходимости, замену прокладки клапанной крышки осуществляем в процессе сборки.

Клапан ВАЗ 2106

Недавно мне опять пришлось регулировать клапана… Немного поднадоели они уже, нужно заменять рокера и распредвал, наверное. Но пост не об этом, хотя вскоре появится и о замене рокеров. И так как мне пришлось в очередной раз регулировать клапана, хочу привести хорошую инструкцию, как правильно регулировать клапана на ВАЗ 2106. Стоит отметить, что в этом варианте регулировка производится с помощью щупа. Щуп – заводской вариант, но на довольно изношенных двигателях он не дает нужной точности. Другое дело регулировочная рейка.

Регулировка

Для начала приведу список инструментов, которые понадобятся для выполнения для выполнения этой работы с ВАЗ 2106.

Рожковый ключ на 13

Ключ на 17 рожковый

Набор щупов, точнее нам понадобится именно один щуп, толщиной 0,15 мм

А также еще список инструментов, необходимых для снятия клапанной крышки

Пошаговое руководство по регулировке тепловых зазоров клапанов

Прежде чем приступать к выполнению этой работы, стоить учесть, что двигатель автомобиля должен быть холодным, то есть его температура должна быть максимально приближена к комнатной. Стоит также отметить, что натяжение цепи привода ГРМ должно быть нормальным.

Первым делом нужно снять клапанную крышку. После этого выставить шкив коленвала и распредвала по меткам. Если цепь была одета правильно, то метки должны совпадать, но все равно лучше лишний раз проверить. Итак, метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с длинной меткой на передней крышке двигателя. Вот так все выглядит наглядно:

Специально сделал более приближенно, чтобы видно было лучше:

Теперь смотрим на звезду распредвала и там также метка на шестерне должна совпасть с выступом на крышке. Ниже на фотографии все представлено:

При таком положении коленчатого и распределительного вала поршень четвертого цилиндра находится в верхней мертвой точке (ВМТ). Именно в этот момент необходимо регулировать зазор 6-го и 8-го клапана. Если вы делаете это впервые, то имейте ввиду, что отсчет номеров клапанов ведется с левой стороны, то есть с передней части двигателя. Чтобы понять, какие именно клапан нужно регулировать в этом положении, я покажу все на пальцах, в буквальном смысле:

Теперь берем щуп толщиной 0,15 мм и вставляем его между рокером и распредвалом, ниже на фото более наглядно все это показано на примере 8-го клапана:

Если щуп проходит без усилия, значит зазор слишком большой и его необходимо сделать меньше. Если же наоборот щуп не проходит между рокером и распредвалом ВАЗ 2106, значит зазор нужно уменьшить до 0,15 мм. Регулировка зазоров осуществляется при помощи регулировочного болта и контрольной гайки следующим образом. Сначала слегка ослабляем контрящую гайку ключом на 17, а ключом на 13 уже выставляем необходимый зазор, откручивая его или наоборот закручивая.

Как только регулировочным болтом добьетесь необходимого зазора, можно закручивать контргайку. Но стоит учесть, что во время затяжки зазор может уменьшиться, так что проверьте зазор после закручивания гайки и при необходимости отрегулируйте заново.

Остальные клапан регулируются точно также, но в строго определенной последовательности, о чем подробно напишу ниже. Порядок регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2106

Клапана регулируются в строго определенной последовательности, как уже было сказано выше. Ниже будут представлены данные о том, насколько нужно провернуть коленвал ( в градусах) для регулировки того или иного клапана:

Совпадение по меткам (первоначальное положение) — 6-ой и 8-ой клапан.

Поворот коленчатого вала на 180 градусов — 4-ый и 7-ой клапана.

Поворот на 360 градусов — 1-ый и 3-ий клапана

Положение вала с поворотом на 540 градусов — 5-ый и 2-ой клапан.

Для удобства можно нанести на шкив коленвала свои метки, то есть поделить его на две части, сделав еще одну отметину напротив заводской.

Как установить распредвал по ссылке.

Настройка

снимается крышка головки блока цилиндров, поршень четвертого цилиндра устанавливается в положение ВМТ такта сжатия. Таким образом, достигается положение, когда шестой и восьмой клапаны полностью закрыты, а значит зазоры между нажимными кулачками и рычагами в данном случае максимальны. Отсчет кулачков необходимо вести от передней части двигателя,

щуп следует вставить в зазор у очередного регулируемого клапана так, чтобы он перемещался в зазоре с весьма ощутимым сопротивлением,

если при проверке оказалось, что зазор не соответствует норме, его необходимо отрегулировать. Для автомобиля ВАЗ 2106 регулировка клапанов осуществляется соответствующими ключами: одним ключом ослабляется затяжка контргайки, вторым — заворачивается или отворачивается регулировочный болт. Тем самым добиваются необходимого зазора. Затем затягивается контргайка. Следует отметить, что когда происходит затягивание контргайки, зазоры могут несколько уменьшится. Если это произошло, следует повторить регулировку,

регулировка клапанов двигателя осуществляется в особой последовательности. Очередность проверки клапанов следующая: 4-3, 2-4, 1-2, 3-1, 8-6, 4-7, 1-3, 5-2. При проверке следует последовательно поворачивать коленчатый вал на сто восемьдесят градусов. Величину поворота коленчатого вала удобно отслеживать по положению бегунка распределителя зажигания. У этой детали необходимо предварительно снять крышку. Затем помечается положение бегунка при установке поршня четвертого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Коленчатый вал следует проворачивать таким образом, чтобы бегунок поворачивался на четверть оборота. Можно также использовать шайбы для регулировки клапанов.

Полезные советы

Особое внимание перед началом регулировки клапанов следует уделить цепи газораспределительного механизма. Цепь должна быть установлена правильно.Следует тщательно проконтролировать степень её натяжения.

Неравномерный стук в зоне верхней части клапанной крышки является свидетельством того, что тепловые зазоры клапанов увеличены и необходима их регулировка. Для регулировки и измерения зазора необходимо использовать особые щупы, ориентированные на регулировку классических двигателей ВАЗ.

Эти щупы обладают большей шириной. Стандартные щупы являются достаточно узкими и не способны перекрыть весь зазор по ширине в зоне нажимных рычагов и кулачков распределительного вала. Это не дает возможности определения корректной величины зазора.

В большинстве случаев на чехле, сопровождающем щуп, находится схема регулировки клапанов. Она представлена и оформлена в виде таблицы. Хорошо отрегулированный двигатель на автомобиле ВАЗ модели 2106 является достаточно надежной конструкцией.

Отрегулированные клапана снижают шумность работы двигателя, обеспечивают его максимальную отдачу и топливную экономичность. Для достижения и поддержания максимальных эксплуатационных показателей, предусмотренных заводом-изготовителем, регулировку необходимо производить с предпочтительной периодичностью в 15 тысяч километров пройденного пути.

Предупреждающие знаки дорожного движения. Что это за знаки, вы сможете узнать на нашем сайте.

В этой статье, находится рейтинг видеорегистраторов с двумя камерами.

Тут, можно прочитать, как сделать тюнинг панели для ВАЗ 2114.

Источник

Советы во время регулировки клапанов

  1. Натяжка цепи ГРМ. Особое внимание перед началом регулировки клапанов следует уделить цепи газораспределительного механизма. Цепь должна быть установлена правильно. Следует тщательно проконтролировать степень её натяжения.
  2. Использование особых щупов. Неравномерный стук в зоне верхней части клапанной крышки является свидетельством того, что тепловые зазоры клапанов увеличены и необходима их регулировка. Для регулировки и измерения зазора необходимо использовать особые щупы, ориентированные на регулировку классических двигателей ВАЗ. Эти щупы обладают большей шириной. Стандартные щупы являются достаточно узкими и не способны перекрыть весь зазор по ширине в зоне нажимных рычагов и кулачков распределительного вала. Это не дает возможности определения корректной величины зазора.
  3. В большинстве случаев на чехле, сопровождающем щуп, находится схема регулировки клапанов. Она представлена и оформлена в виде таблицы. Хорошо отрегулированный двигатель на автомобиле ВАЗ модели 2106 является достаточно надежной конструкцией.
  4. Отрегулированные клапана снижают шумность работы двигателя, обеспечивают его максимальную отдачу и топливную экономичность. Для достижения и поддержания максимальных эксплуатационных показателей, предусмотренных заводом-изготовителем, регулировку необходимо производить с предпочтительной периодичностью в 15 тысяч километров пройденного пути.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Назначение клапанов двигателя ВАЗ 2106

Одной из наиболее важных систем, требующих регулировки в процессе эксплуатации, является механизм газораспределения (ГРМ). Конструкция этого механизма позволяет своевременно подавать топливно-воздушную смесь в камеру сгорания и отводить отработанные газы из цилиндров двигателя.

В состав ГРМ входят распределительный и коленчатый валы и связывающая их цепь. За счёт ГРМ происходит синхронное вращение двух валов, что, в свою очередь, позволяет строго соблюдать последовательность открытия и закрытия клапанов во всех цилиндрах.

Кулачки распредвала воздействуют на специальные рычаги, которые толкают стержни клапанов. В результате клапаны открываются. При дальнейшем вращении распредвала кулачки занимают исходную позицию, и клапаны закрываются.

Таким образом, результатом работы газораспределительного механизма является последовательное и своевременное открытие и закрытие клапанов.

Клапаны бывают двух видов:

  1. Впускные (открывают подачу топлива в камеру сгорания).
  2. Выпускные (обеспечивают отвод отработанных газов).

Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2106

Теперь начинается самое интересное. Вы выставили все необходимые метки, дальше ошибки быть не должно. Со стороны свечей зажигания расположены регулировочные болты клапанного механизма, которые представлены большой контргайкой и регулировочной. Чтобы отрегулировать клапана, необходимо ослабить большую, а затем повернуть в соответствующую сторону маленькую гайку, пока щуп не начнет заходить с некоторым защемлением. Как только это произойдет, затяните контргайку, после этого переходите к следующему клапану. На этом этапе вы должны отрегулировать 6 и 8 клапана. Отсчет также ведется со стороны радиатора.

После того, как вы проделаете вышеуказанные процедуры, необходимо повернуть коленчатый вал по ходу вращения ровно на 180 градусов. При этом распределительный вал повернется на 90. Кстати, на некоторых моделях 2106 имеются специальные метки распредвала, которые четко делят его на 4 угла по 90 градусов каждый, что очень удобно при настройке клапанов. Сделать такие же можно самостоятельно при помощи кернера.

Теперь отрегулируйте 4 и 7 клапан. В дальнейшем вам придется также вращать коленчатый вал и регулировать клапана в следующих последовательностях: 1 и 3, а также 2 и 5.

После этого можно собираться, все, что было снято до этого. Как только все детали встанут на свое место, рекомендуется отрегулировать угол опережения зажигания, чтобы мотор работал как можно ровнее, ведь старая настройка действительна только для старого натяжения цепи.

На этом регулировка клапанов ВАЗ 2106 завершена. Как вы заметили, это было совсем не сложно. Желаем удачи на дорогах!

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Регулировку зазоров клапанов ВАЗ 2106 можно осуществить своими руками. Для этого потребуется лишь стандартный набор слесарных инструментов и несколько простых приспособлений.

Причины для регулировки зазоров

Двигатель постоянно работает при высоких температурах. Это приводит к износу его элементов и изменению величины тепловых зазоров клапанов. Внешними признаками неправильно установленных зазоров являются:

  • появление на холостом ходу характерного шума (стука);
  • снижение мощности двигателя и потеря динамики при разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • длительная эксплуатация автомобиля без проведения процедуры регулировки зазоров.

Периодичность регулировки и величина зазоров

Производитель рекомендует проводить регулировку тепловых зазоров клапанов ВАЗ 2106 через каждые 30 тыс. км пробега, а проверять их значения — через каждые 10 тыс. км. Кроме этого, специалисты советуют регулировать зазоры каждый раз при демонтаже головки блока цилиндров (ГБЦ) с заменой её прокладки. Если этого не делать, зазоры у одних клапанов будут уменьшены, а у других — увеличены. В результате увеличится шум при работе двигателя, снизится его мощность и вырастет расход топлива.

Величина зазоров, регламентированная автопроизводителем для впускных и выпускных клапанов составляет 0,15 мм.

Необходимые инструменты

Для регулировки зазоров клапанов потребуются следующие инструменты и приспособления:

    набор торцовых ключей;

На чехле щупа обычно указана схема и последовательность регулировки клапанов. Однако стандартный щуп толщиной 0,15 мм не может перекрыть весь зазор по ширине, поэтому точная регулировка клапанов при использовании этого инструмента невозможна. Более того, ширина зазора в процессе эксплуатации постепенно изменяется за счёт износа клапанов, сёдел ГБЦ и других элементов силового агрегата. В результате точность регулировки ещё более снижается.

Для более точного выставления зазоров рекомендуют использовать микрометр. В этом случае результаты измерений практически не зависят от состояния и износа элементов двигателя.

Порядок регулировки зазоров клапанов

Для постепенного проворачивания коленвала на определённый угол с целью последовательной регулировки всех клапанов используется специальный ключ. Нумерация клапанов, как и цилиндров, начинается с передней части двигателя, то есть слева направо.

Порядок регулировки клапанов следующий:

  • при неподвижном коленвале регулируются клапаны 8 и 6;
  • при повороте коленвала на 180 о регулируются клапаны 7 и 4;
  • при повороте коленвала на 360 о регулируются клапаны 3 и 1;
  • при повороте коленвала на 540 о регулируются клапаны 2 и 5.

Контролировать угол поворота коленвала можно также наблюдая за движением бегунка трамблёра или распредвала. Разница состоит лишь в том, что клапаны 7 и 4 регулируются при повороте на 90 о , а не на 180 о , как указано выше. Угол последующих поворотов также должен быть вдвое меньше — 180 о вместо 360 о и 270 о вместо 540 о . Для удобства на корпус трамблёра можно нанести метки.

Проверка натяжения цепи ГРМ

Перед выставлением зазоров клапанов следует проверить натяжение цепи ГРМ и при необходимости отрегулировать его. В процессе эксплуатации автомобиля цепь постепенно растягивается. В результате:

  • возникает неприятный стук при работе двигателя;
  • цепь быстро изнашивается;
  • цепь перескакивает на зубцах звёздочки распредвала, что приводит к нарушению фаз работы ГРМ.

Проверку натяжения цепи можно осуществить двумя способами:

  1. Открываем капот и прислушиваемся к работе запущенного двигателя. Если присутствуют посторонние шумы, исчезающие при кратковременном нажатии на педаль акселератора, можно констатировать, что цепь ослабла.
  2. Снимаем с двигателя защитный кожух. Вставляем отвёртку в цепь, как рычаг, и пытаемся прогнуть цепь, как минимум, в двух местах, где под ней имеется свободное пространство. Цепь прогибаться не должна. Подобную операцию можно выполнить и рукой. При этом сильно давить на цепь во избежание её повреждений не рекомендуется.

При ослаблении цепи её натяжение регулируется с помощью специального натяжителя.

Видео: порядок проверки натяжения цепи ГРМ

Порядок регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2106 микрометром

Алгоритм регулировки зазоров клапанов микрометром выглядит следующим образом:

  1. Ставим автомобиль на ровную площадку и открываем капот.
  2. Отключаем бортовое электропитание. Для этого отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.

Порядок регулировки зазоров клапанов щупом

Регулировка зазоров щупом выполняется аналогично в следующем порядке:

  1. Проворачивая маховик коленвала, добиваемся совпадения меток звёздочки распредвала и крышки его подшипника. В результате поршень четвёртого цилиндра встанет в ВМТ, и появится возможность регулировки клапанов 6 и 8.
  2. Устанавливаем стандартный щуп (0,15 мм) между распредвалом и рокером клапана 8.

Видео: регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Регулировка клапанов автомобиля ВАЗ-2106

Для выполнения работы потребуется специальный плоский щуп 0,15 мм, рожковые ключи на 13 и 17, ключ для проворачивания коленчатого вала за храповик.

Перед проверкой и регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку трамблера и клапанную крышку двигателя автомобиля, отрегулировать натяжение цепи (двигатели 2101, 21011, 2103, 2106) или ремня (двигатель 2105). Проверку и регулировку следует проводить на холодном двигателе.

На двигателях заднеприводных автомобилей ВАЗ 2101, 21011, 2103, 2105, 2106 измеряется тепловой зазор между задней частью кулачка распредвала и рабочей поверхностью рычага клапана. Он составляет 0,14-0,17 мм для впускных и выпускных клапанов.

Порядок проведения проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106

— Проверяем и регулируем зазор у 8-го и 6-го клапанов

Поворачиваем коленчатый вал за храповик специальным ключом по часовой стрелке до момента совпадения установочной метки на звездочке (шкиве) распредвала с выступом-меткой на корпусе подшипников распредвала.

Контакт «бегунка» трамблера смотрит на гнездо высоковольтного провода четвертого цилиндра в его крышке (для определения расположения нужного гнезда при снятой крышке трамблера ориентируемся на винты с четырех сторон корпуса трамблера, они совпадают с расположением гнезд).

При совпадении меток в четвертом цилиндре происходит такт сжатия, в третьем впуска. Соответственно 8-й выпускной клапан в четвертом и 6-й впускной в третьем цилиндрах будут закрыты, между рабочей поверхностью их рычагов и тыльной стороной кулачков распредвала будет определенный зазор. Его-то и следует проверять и регулировать.

Проверяем тепловой зазор – вставляем щуп между кулачком и рычагом, он должен входить с легким защемлением и не «закусываться».

Если зазор слишком маленький или слишком большой, ослабляем ключом на 17 контргайку регулировочного болта, придерживаем ее им от проворачивания, другим ключом на 13, вращаем регулировочный болт, уменьшая или увеличивая зазор. Проверяем зазор щупом и если он соответствует норме, затягиваем контргайку, удерживая регулировочный болт ключом на 13.

регулировка клапанов ваз 2106

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 4-го и 7-го клапанов

Для этого поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт «бегунка» при этом поворачивается на 90º и смотрит на второй цилиндр. Проверяем и если необходимо регулируем тепловой зазор.

— Проверяем и регулируем тепловые зазоры у 1-го и 3-го клапанов

Опять поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 1-й цилиндр.

— Проверяем и регулируем тепловой зазор у 5-го и 2-го клапанов

регулировка клапанов ваз 2106

Снова поворачиваем коленчатый вал на 180º за храповик. Контакт поворачивается еще на 90º и смотрит на 3-й цилиндр. Аналогично проводим проверку и регулировку.

Все проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя завершена. Возможно, после ее проведения придется несколько подкорректировать обороты холостого хода двигателя регулировочными винтами карбюратора.

  • Таблица последовательности регулировки тепловых зазоров клапанов двигателей 2101, 21011, 2103, 2105, 2106, 2107

Примечания и дополнения

— Тепловые зазоры в приводе клапанов необходимы для компенсации теплового расширения его элементов в процессе прогрева и работы двигателя. Если зазоры маленькие или вообще отсутствуют – клапана неплотно прикрываются, обгорают их кромки, процесс горения топливной смеси в камерах сгорания нарушается, соответственно снижается мощность и приемистость двигателя.

Повышается расход топлива. Если, наоборот. Зазоры слишком велики, слышен металлический цокот под клапанной крышкой на холостом ходу, клапана приоткрываются недостаточно, наполнение камер сгорания и последующая их вентиляция нарушается.

регулировка клапанов ваз 2106

Опять же это приводит к падению мощности и приемистости двигателя, повышению расхода топлива, неравномерной его работе на холостом ходу.

  1. Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
  2. — Признаки износа маслосъемных колпачков на двигателях автомобилей ВАЗ
  3. — Безразборная проверка исправности клапанного механизма двигателя
  4. — Прогорел клапан, признаки, причины

Регулировка клапанов — это довольно важная процедура, которую не устоит оставлять без внимания, ведь изменение величины теплового зазора между основной рабочей частью кулака распределительного вала и рычагом клапана может привести к необратимым последствиям. Таким образом, из-за банальной лени или невнимательности двигатель автомобиля будет подвергаться серьезной опасности.

Первым автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского автомобильного завода, была модель ВАЗ-2101. Впоследствии производитель выпускал еще 6 моделей, до ВАЗ-2107.

Все эти авто в народе получили обозначение «Классика» из-за особенностей компоновки.

Все эти модели выпускались в кузове седан (кроме 2102 и 2104 – которые являются универсалами), оснащались рядным 4-цилиндровым мотором с продольным расположением, а также приводом на задние колеса.

Примечательно, что на все эти авто устанавливались практически идентичные моторы. И хоть в результате доработок удавалось менять рабочие характеристики силовых установок, но компоновка их была одинаковой.

Особенности ГРМ

Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками

К примеру, газораспределительный механизм – с верхним положением клапанов и распред. вала. Привод ГРМ у мотора осуществлялся посредством цепи, и это на всех моделях.

Особенность клапанного механизма заключается в использовании нажимных рычагов, второе название – рокеры. Они располагаются между распределительным валом и торцом штока клапана. То есть, воздействие кулачка на клапан производится не напрямую, а посредством рокера. Также благодаря нажимному рычагу обеспечивается возможность регулировки теплового зазора.

Этот зазор нужен для того, чтобы компенсировать изменение геометрических параметров составных элементов клапанного механизма, происходящее в результате нагрева, при котором металл расширяется.

Если бы этого зазора не было, то после нагрева силовой установки происходило бы нарушение фаз газораспределения.

Перечень работ по техническому обслуживанию силовых установок этих моделей включал в себя такую операцию, как регулировка клапанов. Обусловлено это особенностями конструкции клапанного механизма. В процессе эксплуатации рабочие поверхности торца клапана, рокера и кулачков распределительного вала стираются, что приводит к нарушению теплового зазора.

Благо та же конструкция является достаточно простой, поэтому регулировочные работы достаточно просты и выполнить их можно своими руками.

Важно только знать порядок проведения работ и последовательность регулировки клапанов на «Классике».

Примечательно, что операция идентична практически для всех моделей, поэтому порядок регулировки клапанов ВАЗ-2101 и, к примеру, ВАЗ-2105 – одинаковы, только в ВАЗ-2107 она несколько отличается.

Поскольку для большинства моделей операция делается идентично, то далее будут фигурировать все модели Жигулей, относящихся к «Классике».

Первое и основное правило проведения операции – выполняется она только на остывшем моторе. Обусловлено это все тем же расширением металла.

Если регулировка клапанов на ВАЗ-2102 или любой другой модели будет делаться на прогретом агрегате, то положительного результата операция не даст, потому что при остывании металл вернется к первоначальной форме и зазор не будет соответствовать норме, он просто увеличиться.

Регулировка клапанов на ВАЗ-2104 также должна проводиться каждый раз, когда выполняются ремонтные работы с головкой блока, связанные со снятием распределительного вала.

Все регулировочные работы проводятся в несколько этапов:

  1. Подготовительные работы, частичная разборка мотора для обеспечения доступа к клапанному механизму;
  2. Регулировка;
  3. Сборка.

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ-2106 выполняется такими инструментами:

  • Набор торцевых и рожковых ключей (обязательно наличие рожковых ключей на 13 и 17);
  • Щуп для замера зазора;
  • Отвертки;
  • Ветоши;
  • Маркер.

По поводу щупа. Проверка и регулировка выполняется щупом с толщиной 0,15 мм. При этом обычный измерительный элемент не подойдет, требуется специальный, с увеличенной шириной.

Отметим, что все модели Жигули «Классика» являются карбюраторными, кроме одной из модификаций 2107, поэтому рассмотрим, какие подготовительные работы нужно сделать перед тем, как будет выполнена регулировка клапанов ВАЗ-2104 (карбюратор).

Последовательность регулировки клапанов на ВАЗ 2106

Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

  1. Снимаем крышку воздушного фильтра карбюратора и извлекаем фильтр;
  2. Откручиваем болты крепления фильтра и снимаем его, предварительно отсоединив патрубки, идущие к нему;
  3. Убираем трос ручного управления воздушной заслонкой (подсос) и отсоединяем тягу дроссельной заслонки;
  4. Откручиваем болты крепления клапанной крышки и демонтируем ее;
  5. Проверяем натяжение цепи (оно должно быть в норме, иначе сначала придется провести регулировку натяжки);
  6. Снимаем крышку распределителя (трамблера).

Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес.

Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала.

Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

Итак, совместили метку на распределительном валу и с наплывом на его крышке, проверяем совпадение их на колен. валу. Дополнительно можно проконтролировать правильность установки при помощи бегунка трамблера. Его контактный выступ должен быть направлен на вывод провода высокого напряжения 4-го цилиндра.

Маслосъёмные колпачки

Маслосъёмные колпачки (сальники клапанов) предназначены для герметизации клапана. Они задерживают излишки смазки (моторного масла), предотвращая их попадание в камеру сгорания.

Механической парой в ГБЦ являются стержень клапана и его направляющая втулка. Технологически состыковку этих деталей без зазора выполнить практически невозможно. Для уплотнения соединения и используются сальники клапанов. Качественный и исправный колпачок должен плотно сидеть на стержне клапана и пропускать лишь то количество масла, которое необходимо для нормальной работы системы.

Если раньше колпачки изготавливались из фторопласта, то сейчас при их производстве используется специальная армированная и маслостойкая резины. Верхняя часть колпачка прижимается к стержню клапана специальной пружиной.

На рынке представлены маслосъёмные колпачки различных производителей и марок, различающиеся по качеству, надёжности и долговечности.

После длительной эксплуатации двигателя маслосъёмный колпачок может разрушиться по причине:

  • физического старения материала, из которого он изготовлен;
  • потери первоначальной эластичности резины под влиянием масла и высокой температуры;
  • расслоения материала.

Это приводит к попаданию избыточного количества смазки в камеру сгорания и увеличивает расход масла. Замена маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях производится обычно через каждые 80 тыс. км пробега. Последняя цифра может заметно увеличиться в результате:

  • использования колпачков из современных качественных материалов;
  • использования качественного оригинального моторного масла;
  • недопускания перегрева двигателя;
  • постоянного контроля уровня масла в двигателе.

Признаки выхода из строя маслосъёмных колпачков

Основными признаками неисправности сальников клапанов ВАЗ 2106 являются:

  • повышенный расход масла (более одного литра на тысячу километров пробега);
  • выхлопные газы светлого оттенка;
  • масляный налёт на свечах;
  • существенное снижение динамических характеристик двигателя;
  • рост расхода топлива.

Подобные проблемы решаются заменой колпачков. Это довольно просто сделать своими руками.

Выбор маслосъёмных колпачков

До конца 80-х годов на все отечественные автомобили устанавливались колпачки производства Курского завода. Высоким качеством они не отличались, так как не выдерживали высоких температур, и их приходилось менять через каждые 30 тыс. км пробега. Затем был разработан новый резиноподобный материал (фторкаучук), из которого ведущие производители и стали изготавливать колпачки. Материал, из которого они сделаны, может отличаться цветом, но его основу должен составлять каучук (вторичный либо акрилатный), обеспечивающий долговечность детали.

Наличие примесей в материале колпачков приводит к их быстрому выходу из строя. Это касается в первую очередь подделок. Поэтому при покупке прежде всего следует обращать внимание на производителя и уметь идентифицировать оригинальные изделия. Стоимость и срок эксплуатации колпачков ведущих брендов примерно одинаковые.

При замене колпачков ВАЗ 2106 можно порекомендовать продукцию следующих фирм:

  1. Elring — немецкая фирма, производящая не только резиновые колпачки, но и ряд других деталей, и поставляющая свою продукцию более чем в 140 стран.
  2. Glazer — испанская фирма с богатым прошлым, производящая колпачки, которые сертифицированы и соответствуют требованиям ISO9001/QS9000.
  3. Reinz — немецкая фирма, изделия которой специалисты рекомендуют устанавливать на неизношенную пару «клапан — направляющая втулка».
  4. Goetze — немецкая фирма, признанная автопроизводителями во всём мире. Начиная с 1987 года, Goetze является поставщиком качественных запчастей для автомобилей и судов, в том числе и маслосъёмных колпачков, изготовленных по инновационной технологии.
  5. Payen и другие производители.

Качество оригинальных отечественных изделий значительно уступает иностранным аналогам. В любом случае выбор остаётся за автовладельцем, его пожеланиями и возможностями.

Замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Для замены колпачков потребуется:

    специальный рассухариватель сухарей (крепежа) клапанов;

Порядок действий при замене маслосъёмных колпачков следующий:

  1. Снимаем с ГБЦ клапанную крышку.
  2. Снимаем распредвал и рокера.

Видео: замена маслосъёмных колпачков ВАЗ 2106

Порядок регулировки зазоров клапанов на ВАЗ 2106

Клапана регулируются в строго определенной последовательности, как уже было сказано выше. Ниже будут представлены данные о том, насколько нужно провернуть коленвал ( в градусах) для регулировки того или иного клапана:

  1. Совпадение по меткам (первоначальное положение) — 6-ой и 8-ой клапан.
  2. Поворот коленчатого вала на 180 градусов — 4-ый и 7-ой клапана.
  3. Поворот на 360 градусов — 1-ый и 3-ий клапана
  4. Положение вала с поворотом на 540 градусов — 5-ый и 2-ой клапан.

Для удобства можно нанести на шкив коленвала свои метки, то есть поделить его на две части, сделав еще одну отметину напротив заводской.

После выполнения данной процедуры обслуживания ВАЗ 2106, устанавливаем на место все снятые детали в порядке, обратном снятию. Если будут вопросы, спрашивайте ниже в комментариях, может помогу чем!

Замена прокладки клапанной крышки

Необходимость демонтажа крышки ГБЦ возникает в следующих ситуациях:

  • при натяжении цепи в двигателе;
  • при замене прокладки клапанной крышки;
  • при регулировке клапанов;
  • при замене других деталей двигателя.

Процесс несложен и при минимальных слесарных навыках не займёт много времени. Для этого потребуется:

  • головки на 8 и 10;
  • удлинитель для ключей;
  • вороток либо трещотка;
  • плоскогубцы.

Порядок замены прокладки клапанной крышки

Прокладка клапанной крышке меняется следующим образом:

  1. Откручиваем три гайки и снимаем крышку с металлического корпуса воздушного фильтра.
  2. Вынимаем из корпуса воздушный фильтр.
  3. Откручиваем четыре гайки крепления корпуса фильтра к верхней части карбюратора.

После замены прокладки сборка производится в обратном порядке.

Видео: замена прокладки клапанной крышки

Порядок закручивания гаек на клапанной крышке

Гайки на клапанной крышке следует затягивать в строго определённой последовательности очень аккуратно, так избыточные усилия могут сорвать резьбу на шпильках. Сначала нужно затянуть гайки в середине крышки, а затем постепенно переходить к её краям.

Правильно и своевременно отрегулированные клапаны позволят владельцу ВАЗ 2106 избежать гораздо более серьёзных проблем. Сделать это можно самостоятельно, обладая стандартным набором инструментов и приспособлений и тщательно изучив рекомендации профессионалов.

Источник

Начало работы и разборка

Перед началом работ, связанных с регулировкой тепловых зазоров клапанов необходимо подготовить двигатель, инструмент и сопутствующие материалы.

Автомобиль зафиксировать ручным тормозом и коробку передач перевести в нейтральное положение. В целях безопасности и исключения самостоятельного движения дополнительно под колеса установить башмаки. Открыть капот и проверить температуру двигателя, которая для проведения процесса регулировки клапанов должна быть приблизительно 20 градусов.

В качестве исключения, существует поправочная таблица зазоров клапанов в зависимости от температуры двигателя, но учитывая не предсказуемые деформации структуры металлов, мы рекомендуем производить регулирование с температурой, указанной в инструкции завода изготовителя. Именно при температуре 20 градусов, структура металла имеет стабильное состояние, без заметных тепловых линейных расширений или сжатий (отрицательные температуры).

Перед разборкой деталей и узлов для обеспечения доступа к операции регулирования клапанов обесточить бортовую электрическую сеть машины, отключив минусовую клемму аккумулятора.

Что такое перекрытие клапанов?

Это процесс, когда оба клапана открыты, на очень короткий промежуток времени. Впускной открывается раньше, а выпускной закрывается позже. Обычно такое происходит, когда поршень находится в ВМТ (верхней мертвой точке).

В основном это делается для того чтобы цилиндры двигателя лучше наполнялись на средних и высоких оборотах (на низких этот эффект не так сильно выражен). Когда обороты высокие тогда и поток воздушно топливной смеси намного больше, его как-то нужно запихнуть в цилиндры, но и отводить отработанные газы нужно также быстрее.

Перекрытие клапана

Для этого и сделано перекрытие — когда отработанные газы выходят в выпускной коллектор (то есть выпускные клапана открыты), создается сильное разряжение в цилиндрах, ближе к верхней мертвой точке (ВМТ) начинает немного приоткрываться впускной клапан. Разряжение, которое есть в цилиндрах, начинает «засасывать» свежую воздушно-топливную смесь. Таким образом, наполнение происходит намного лучше, то есть воздушно-топливной смеси в двигатель поступает больше, что лучше сказывается на мощности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: