АКПП Aisin (CVT) K310, K311, K312, K110, K111, K112, K410, XA-10LN, XA-15LN


Вариаторы для переднего привода (CVT) K310- K111 Тойота испытывала с 2000-го года на экзотических Приусах, пытаясь догнать вырвавшегося вперед конкурента — Ниссан\Джатко с его мегауспешным вариатором JF011E.
Тойота начала работать над новой серией среднего класса под именем K110-112 (двигатели свыше 2-х литров) еще в конце 20 века. Первый вариатор К110 вышел в 2000-м году в серию и работает на Эстимах, Опа, Короллах, Ярисах и некоторых других праворульных машинах для японского (австралийского) рынков.

В 2004-м после обкатки был сделан апгрейд и вышла более совершенная модификация — К111, а в 2005 — усиленная модификация для двигателей до 2.4л — К112, которые уже как «неубиваемые» стали устанавливать на РАВ4 и остальные модели японского рынка.

Восторженные отзывы о надежности этой серии привела к многочисленным заказам на подмодификации — К114…K115. Все изменения были связаны в основном с агрегатированием со своим жвигателем, обновлением электрики и настройками компьютера. В ремонте чаще встречается вариатор агрегатированный с 2х литровым двигателем. Наиболее популярна у нас в ремонте модификация К111-К112. На втором месте в ремонтах встречается модификация K114, а затем — К110.

В 2002 выходила серия вариаторов К210, которая была признана «проходной» и не получила дальнейшего развития.

В 2003-м запустили новую (уже международную) серию вариаторов класса «мини» для седанов — CVT К310 (с двигателями 1.5 и 1.8 литров) уже достаточно отработанной конструкции, которую мало кому удается убить педалью газа в первые 200 ткм.

Серия К310 адаптирована под меньший крутящий момент от двигателей до 1800 см³. К310 уже практически с запуска был лишен «детских» болезней и стал устанавливаться на все серийные модели Тойоты, начиная с местных Аллион, заканчивая мировыми Короллой, RAV4 и Ярисом. Вариатор К310-311 известен также под девичьей (айсиновской) фамилией: XB-20LN. Самая популярная в капремонте коробка.

Тогда же (2004) была запущена новая серия вариаторов «микро» класса — К410, унифицированная с К210, которая обкатывалась на Витц и IQ с двигателями до 1.3л. С 2011 года отработанная и уже «неубиваемая» модификация этого вариатора К411 стала массово устанавливаться на местные Короллы, Аурис, Витц и IQ с минимальным объемом двигателя (1.0 и 1.3L).

Параллельно (2002) Айсин разрабатывала для внешнего рынка родственную модификацию этих вариаторов класса «микро» и «мини»под названием XA-10LN и XA15-LN, для внешнего нетойотовского мира, чтобы потеснить конкурентов из Джатко — JF011E- JF015E. Нельзя сказать, что предыдущий джатковский JF011E занял весь рынок потому что был лучше тойотовских вариаторов. Джатко скорее брало серийностью своих вариаторов на популярных авто и связанной с этим низкой ценой агрегата. Поэтому Тойота с Айсин решили и здесь занять свою нишу, запуская миллионными тиражами свой очень надежный вариатор класса мини.

Редкие у нас XA10-LN (К410) с 2005 года обкатывался с моторами 1.3 литра на малышах Тойоты Витц, и с 2007 года его предложили для серийных Судзуки Свифт для японского рынка. А после пробовали ставить и на Сплэш. Позже этот вариатор в модификации К411 (410) встречали на Yaris, Wish, Ractis и др.

Тойотовские вариаторы отличаются заметно бóльшей надежностью, чем вариаторы Джатко, в частности из-за того, что конструкторы зажали режимы разгона на низких скоростях, чтобы сберечь ремень и конуса. Эта «заторможенность» — проблема для маркетологов, которые считают вариаторы значительно менее привлекательными для покупателя, чем ДСГ. И последние вариаторы Тойоты решили эту проблему, подключив в схему вариатора шестерни Direct Shift-CVT, которые позволяют разгоняться без помощи ремня и конусов.

Ремонт и обслуживание их лучше производить в специализированных сервисах, знающих специфику переборки этих очень технологичных и сложных агрегатов. А масло менять стоит регулярно вместе с фильтром и с чисткой поддона.

Вариаторы Тойоты ходят свой ресурс довольно скучно и надежно. Агрессивная езда и жесткая эксплуатация приводит к необходимости раннего капремонта. При переборке Тойотовских вариаторов:

Ремкомплект прокладок и сальников К311

  • меняют расходники неубиваемого гидротрансформатора (в основном — фрикциона блокировки) — 348001. Часто показанием к его ремонту служат подтекающие сальники (348070).
  • Ремкомплекты прокладок и сальников — Оверол Кит #348002. Справа — Ремкомплект прокладок и сальников для популярного в ремонте CVT K310-312. Очень актуальна своевременная замена изношенных тефлоновых колец, которые не держат давление масла и этим провоцируют ускорение «старения»\износа железа.

тефлон
Для разных модификаций комплект тефлона может различаться. Первые модификации К310 К110 имели 3.5 мм кольца конусов. Поэтому комплекты больших колец для капремонта конусов заказывают отдельно (348199).

фрикционы
Фрикционы при капремонте чаще всего меняют Комплектом (оба фрикциона: Форвард+Реверс) — 348003.

Мало кто из мастеров пытается экономить на фрикционах Реверс, чтобы не проверять зазоры в этом пакете и дать гарантию на следующий период эксплуатации до очередной переборки.

При капремонте обязательно промывают теплообменник. Теплообменник хорошо служит первые 4-5 лет, после чего его рекомендуют или тщательно промывать при каждой замене масла или заменить на новый или на внешний радиатор. Если уберечь вариатор от перегревов, то их первый капремонт в большинстве случаев потребуется после 300-400 ткм. Естественно, что ресурс вариаторов Айсин тем ниже, чем выше мощность двигателя и уровень тестостерона водителя.

Типичные ремонты вариаторов

Свой фильтр поддона у К310 — K312 — 348010A.
Фильтр К110-112 — №348010B. Существуют фильтры для глубокого поддона с маслозаборником высотой 9мм. К сожалению «теоретически» по ВИН коду не всегда удается определить какой фильтр требуется — с заборником или без. Это определяют «практическим» способом — снятием поддона. Остальные фильтры вариаторов — 348010. Но опытные мастера меняют фильтр при каждой смене масла, которую рекомендуется делать через 80-100 ткм, а проверять уровень и прозрачность — через 50 ткм.

Как все вариаторы, эти коробки чувствительны к чистоте, уровню и типу масла (Toyota Super CVT). Особенно заметно качество масла начинает чувствоваться по мере старения масла и соленоидов. Поэтому ежегодные проверки и замены фильтра с маслом очень рекомендуются мастерами. Осмотр поддона позволяет вовремя определить необходимость переборки коробки, не доводя до замены дорогостоящего комплекта конусов и подшипников.

Примечание: — уровень масла выставляется по переливному патрубку в поддоне при прогретой (+36…+46°) коробке и работающем двигателе. С каждой второй частичной сменой масла мастера обязательно заменяют масляный фильтр АКПП с осмотром поддона. Замена масла — достаточно сложна и ответственна, поэтому стоит доверить ее специалистам по ремонту АКПП.

картридж К310
Фильтр гидроблока — тонкой очистки (K310/K311/K312\K111) — 348013 меняется с переборкой коробки. Такой фильтр задерживает не только мелкую пыль, которая может оседать на золотниках гидроблока и соленоидов, но и дает дополнительную страховку гидроблоку — фильтрует на себе клеевую основу фрикционных накладок, если горело масло и фрикционы. Менять этот фильтр мастера решаются при переборке вариатора и гидроблока.

Для некоторых модификаций серии К110 этот фильтр-картридж может не устанавливаться, так как конструкторы столкнулись с тем, что плюсов от работы этого фильтра меньше, чем минусов от снижения скорости прохождения масла.

Фильтр масляный, CVT K111-112 Toyota Estima/ACR50/RAV4/ACA36 (35330-0W040)

K110 фильтр
Фильтры поддона разработаны под свой гидроблок и поддон. Для Estima/RAV4… K111-112 фильтр — №348010B. Встречаются фильтры с маслозаборником 5 мм и с отверстием без заборника.

Свой фильтр у подгруппы К114. И свой у К110 (слева).

Как и свой фильтр для вариатора К410 (348010D).

Фильтр — одноразовый, мембрана достаточно хорошо задерживает грязь в гарантийный период, но при агрессивной манере вождения желательно менять этот фильтр с каждой заменой масла, чтобы не допустить масляного голодания и ускоренного износа узлов коробки, когда морозным утром непрогретое масло не прокачивается через грязный фильтр.

Масло, кроме смазывающей и гидравлической функции, еще как канифоль «склеивает» металл ремня с конусом. Но эта способность масла полностью проявляется только при рабочих (свыше +60ºС) температурах. Поэтому мастера рекомендуют прогревать вариатор перед началом езды и не перегружать ускорениями «холодный» вариатор. К маслу неприхотлива, но любит правильно выставленный уровень масла и относительную прозрачность. Взвеси в масле приводят к раннему срыву ремня в скольжение и забивают клапана и золотники гидроблока.

фильтр вариатора Тойота

Капремонт вариатора с переборкой (как и своевременная замена масла с фильтром) продлевают конусам ресурс.

При переборке проверяют ремень на износ протектора, меняют тефлоновые кольца, сальники, прокладки, Оверол Кит.

Все Ремкомплекты CVT Toyota собраны под номером #348002 (Ремкомплект К112 — 348002B).

Капремонт из-за раннего выхода из строя вариатора довольно часто — вынужденный. Выходят из строя подшипники солнечной шестерни 348612. Мастера связывают это с большими «выкручивающими» нагрузками от агрессивных ускорений на высоких оборотах (обгоны на трассе со скорости 80-90км\ч до 120-140 или ускорение на длительном крутом подъеме).

Этот конструктивный узел был детской болезнью, которую лечили с двух сторон: усиливали шестерню и подшипники (сейчас новая шестерня имеет 26 зубов) и ограничивали компьютеру возможность перегружать двигателем вариатор на самых опасных режимах.

Самый дорогой расходный материал для этой семьи вариаторов — ремни фирмы Бош-VanDoorn (нажми номер узнать цену) — 348700.

Они ходят относительно долго, но требуют проверки и замены после гарантированных 150 ткм (зависит от манеры вождения) Необходимость замены ремня определяется износом протектора, по аналогии с шинами. Чем сильнее съедена насечка протектора, тем раньше ремень сорвется в скольжение при продавливании педали газа. Эксплуатация в спортивных режимах с изношенным ремнем приводит к перегрузке и износу подшипников. Что выражается в вибрациях и гуле и приводит к цепной реакции разрушения вариатора.

При этом ленты ремня растягиваются (на доли миллиметра) до предельных значений, что увеличивает люфт сегментов и их наклон к конусам. Что по цепной реакции проскальзывание заставляет компьютер до предела увеличить натяжение ленты и убивает ресурс подшипников.

И на максимальных скоростях лента рвется, когда наступает старение металла лент, что бывает не часто. Гораздо раньше ремень перестает передавать крутящий момент и заменяется. Оттягивание замены ремня приводит к задирам и износу зеркальной поверхности конусов, что практически приговаривает весь вариатор к списанию.

Эксплуатация вариатора с изношенным ремнем ведет также к ускоренному износу подшипников (ниже) . ВАЖНО !! — монтаж ремня по стрелке вращения.

Ремень Привода, Belt RE0F06A Drive CVT

Подшипник, Bearing, K310/K311, Drive Pulley to Rear Cover, (Primary Pulley Small), (87x43x19)
Подшипники всех вариаторов Тойоты — считаются «расходником». Собраны под номерами 348236, 348235, 348229, 348228.

При работе на максимальном давлении (при изношенном ремне) начинаются вибрации, которые запускают цепную реакцию износа всех подшипников от динамических нагрузок.

Если люфт заметен только у одного подшипника (обычно первым в замене встречается самый нагруженный передний подшипник — 348236A (В43-4UR — ведомый вал), это маркер того, что остальные подшипники (348235A и 348229A) тоже испытали перегрузку с недопустимыми вибрациями, процесс износа запущен.

На вариатор К111\112 подшипники поставляются и заменяются сразу всем комплектом — 348201.

Замена только одних подшипников (или какого-то одного подшипника) без проверки износа и замены тефлоновых колец и ремня приводит обычно к довольно скорому возврату вариатора в капремонт с похожими симптомами.

При обращении в ремонт первым делом проверяют износ пластиковых (тефлоновых) колец (348199), из-за которых возникают потери давления масла и заменяют их после пробегов св. 150 — 200 ткм. Чем агрессивнее разгоны и чем реже менялось масло с фильтрами — тем раньше наступает износ прокладок. Сильный износ колец запускает износ фрикционов. В первую очередь — Forward.

В случае нехватки давления на фрикционах компьютер через линейные соленоиды все шире открывает канал клапанов. В запущенных случаях, когда владелец долго гоняет машину с изношенными прокладками и грязным маслом, соленоиды работают на полное сечение, и все равно недодают давления масла, из-за чего горят «вечные» фрикционы Forward — 348108 вместе со стальными дисками — 348128 и сами соленоиды.

Если масло при смене пахло горелым, то это маркер к замене не только сгоревших фрикционов Форвард, но и фрикционов Реверса, даже если их износ минимален. В этом случае мастера заказывают всю пару — Комплект фрикционов -№348003.

Эта проблема встречается в ремонте K310/K311 даже чаще, чем износ ремня. Поэтому с заменой фрикционов всегда меняют все прокладки и кольца с сальниками. Фрикционы для K310/K311/K312/K110 — унифицированы.

комплект фрикционов CVT Toyota

Если долго оттягивали замену фрикционов и колец из Ремкомплекта расходников К310-312, то вместе с фрикционами сгоревшего пакета Форвард приходится менять и перегретые, задубевшие поршни этого пакета: Комплект из поршня и ретейнера пакета Форвард — 348960.

Поршни форвард CVT K310

Предельные нагрузки при трогании с места у вариатора К310 приводили к поломке конструктивно слабого места барабана сцепления Форвард — 348554 крепления вала (справа). На следующих модификациях эту детскую болезнь излечили настройками и программными ограничениями. При замене используют только БУ барабаны.

Слабое место всех вариаторов — это агрессивный разгон с места при непрогретом масле. При этом ремень изгибается на конусе по минимальному радиусу, касание сегментов ремня поверхности конуса происходит на минимальной площади и передаваемый момент — максимален, что повышает риск срыва в скольжение (особенно при холодном масле).

Поэтому программисты максимально ограничили на самых опасных режимах возможность педалью газа убивать железо вариатора. Хотя в погоне за опасным конкурентом ДСГ все-таки водителю-спортсмену демократично оставили возможность зажечь на светофоре. Свобода, как известно, подразумевает необходимость платить за удовольствия, в данном случае — досрочным капремонтом.


Гидроблок надежен, имеет огромный запас по «железу», чистится и промывается вместе с соленоидами. Довольно трудно убить гидроблок и соленоиды эксплуатацией с грязным и перегретым маслом.

Если долго гонять вариатор в грязном масле — вырабатываются\забиваются грязью электро-клапана. Соленоид управления блокировкой гидротрансформатора 348425 как обычно первый принимает на себя грязь из изношенного бублика.

Вместо джатковского степ-мотора Айсин использует ШИМ соленоид-электрорегулятор (348432) управления шкивом\сцеплением, который так же не любит грязного и горячего масла. В случае невозможности решить проблему чисткой, меняют весь гидроблок в сборе — 348740.

Критический износ ремня при работе с грязным маслом и под перегрузками приводит к повреждениям поверхности конусов и необходимости их замены — 348701.

В целом вариаторы Айсин\Тойота служат очень долго, не очень дорого (по сравнению с роботами ДСГ) ремонтируются, но срок их жизни ограничен стоимостью конусов. Продлить срок жизни вариатора можно выполняя несложные правила эксплуатации и обслуживания.

Как я чуть не СЛОМАЛ вариатор! И многое другое

Доброго всем времени суток. Прежде чем приступить к истории создании вариатора, что это такое и с чем его едят на RAV4 XA30…40, расскажу вам случай. связанный с ним.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Летом 2021 года собрался я по делам из Астаны в Караганду. Расстояние между двумя городами составляет 210 км. В тот день перед поездкой я не выспался, и сразу двинулся в путь. Где-то в середине пути по автомагистрали, между двумя этими городами, я случайно выключил зажигание авто коленом, то бишь выключил машину. На ходу. В режиме коробки «Драйв». В это время мне в глаза светило солнце, и я был в солнечных очках, музыка стояла на максимуме. В тот же самый момент я почувствовал потерю тяги (ну я же авто на ходу вырубил), руль стал тяжелее и как не нажимая на газ, авто не ускорялось. И конечно в совокупности всех этих событий и плюсуя момент моего недосыпа, я на автоматическом уровне, на скорости 120 км/час включил режим «Паркинг»…

………

………

………

Драматичная пауза…

И раздались самые ужасные и драматичные стоны и крики бесступенчатой трансмиссии. Этот момент для меня длился вечно, будто в замедленном кино. Со 120 км/час до 0 я замедлялся под звуки скрежета трансмиссии, ударов по кузову от заблокированных колес, резкий бесконечный звук рвущейся фольги. Вся приборная панель загорелась всеми лампочками, БК кричал о неисправности CVT и двигателя. Тормоза практически не прожимались из-за отключенного центрального цилиндра, пришлось помогать ему «ручником». Одновременно в это время в меня летел многотонный «дальнобой», в котором водитель истошно прожимал клаксон. И в самый последний момент до столкновения, я резко дал на правую часть полосы, а грузовик в левую. Так мы к счастью избежали столкновения. Через долю бесконечности спустя, я наконец то смог затормозить, поставить авто на аварийку и судорожно курить минут 15 свой любимой «Ричмонд» со вкусом кофе под запах очень едкой паленой «коробки»…

Как вы понимаете, этот случай произошел именно на той машине, где вы читаете блог. С того момента прошло уже два с половиной года, вариатор едет также и, будто пытаясь не вспоминать те ужасные события, беззаботно переключает «виртуальные» передачи под звуки классической музыки Вивальди «Winter».

Отступая от лирического вступления, могу сообщить: в тот день я не мог завести машину минут 30. В БК горели все лампочки до единого, в центральном дисплейчике горела надпись «Неисправность авт. трансмис.», а в машине стояла вонь сожженной трансмиссионки. После этого, я минут 10 не мог включить никакую из передач, трансмиссия встала в аварийный режим. Еще через 10 минут я смог включить «первую» передачу и, под раздумывания о том, как мне добраться до ближайшего населенного пункта и во сколько мне обойдется ремонт, коробка дала мне разогнаться до 60 км/час, и через минут 15 погасли все лампочки, исчезла надпись о неисправности трансмиссии, продолжила путь до Караганды как ни в чем небывало.

История создания «вариатора».

В далеком 1490 году, в период эпохи Возрождения, великий ученый, изобретатель, философ и отец всех технических инноваций Среднего века Ленардо да Винчи изобрел самый первый прототип вариатора. Конструкция была представлена направленными в разные сторонами конусами, между которыми натянут ремень. Она использовалась на мельницах. Вскоре после этого про эту конструкцию забыли.

Вспомнили о ней вновь 19 веке для использования их в промышленных станках. И только уже в 1877 году, некий Чарльз Хант запатентовал данную конструкцию. Изначально, используя патент пыталась установить такой вариант трансмиссии в свои инженерные наработки. Но из-за сырых конструктивных решений, первые вариаторы имели низкую надежность, КПД и высокую сложность производства. На тот период просто не существовало такого материала для ремня, который мог выдерживать момент от двигателя.

Первая же бесступенчатая трансмиссия была использована голландским инженер Хуберт ван Доорн в концерне DAF для малогабаритных автомобилей. Позже патент от DAF унаследовал Volvo. Массово и повсеместно использовать вышеуказанную конструкцию начали в начале 90-х годов японские концерны, такие как Nissan, Toyota, Suzuki, Subaru вместо традиционных АКПП.

Отличие вариатора от традиционного АКПП.

Отличие вариатора от других видов АКПП заключается в том, что он вообще не имеет скоростей. Вариатор представляет собой два шкива, которые расположены друг напротив друга. Шкивы соединены ремнем или металлической цепью. Когда ведущий шкив раздвинут, движение ремня происходит по малому диаметру – это соответствует «высокой» передаче. Когда шкив сдвинут, ремень вращается по большому диаметру – это аналогично «низким» передачам. Такое движение шкива позволяет плавно менять передаточное число.

И какие же плюсы имел вариатор, который массово начал подшатывать на позициях рынка классическую АКПП?

— мягкое переключение, т.к. в вариаторе нет передач, а передаточное число меняется посто янно;

— легкое и комфортное управление;

— более быстрый разгон, т.к. не тратится время на переключение передач;

— экономный расход топлива, т.к. передаточное число постоянно меняется, не происходит потери мощности. Вариатор тратит меньше бензина, чем механика и другие виды автомата;

— экологичность. Вариатор выбрасывает в атмосферу меньше вредных веществ, чем другие коробки передач;

— увеличенный ресурс двигателя.

Одновременно с этим, вариатор имел существенные минусы, которые не позволили ему стать доминирующей силой среди трансмиссий, а именно:

— необходимость приобретать специальное масло. Причем конкретному производителю нужно определенное масло. Его нужно менять примерно каждые 30-50 тыс. км;

— возможность установки вариатора только на машины, у которых не более 220 л.с.;

— резкие разгоны и торможения могут привести к поломке;

— ремонт вариатора – это сложный процесс, который дорого стоит. Кроме того, не так-то просто найти хорошего специалиста;

— тяжелые внедорожные режимы запрещены;

— ограниченный ресурс;

— высокая стоимость обслуживания.

Вариатор Aisin K111 и К111f (полноприводная версия).

K111 и K111f начали свою конвеерную жизнь еще в далеком 2004 году. В начале их ставили на автомобили для внутреннего рынка, типа Toyota Voxy R60. Показав неплохие показатели надежности и экономичности и хорошие отзывы владельцев авто, Тойота рискнула, и решила ставить на довольно таки популярные авто для экспорта, а именно Toyota Avensis 270 и RAV4 XA30…40 моделей. И в самом начале продаж совершив самую настоящую революцию использования вариаторной системы в среднесегментных авто.

Владельцы первых партий авто сразу же отметили повышенную плавность набора скорости в отличии от старых версий XA 20 с их архаичными (но надежными) четырехступенчатыми автоматами, высокую экономичность топлива, повышенный уровень экологичности (которая в странах СНГ она даром не нужна из-за отсутствия политики контроля оной) и более быстрый набор скорости.

Но чем больше проходило время и чем больше владельцы наматывали километражи, жалобы собирались в огромный ком. Первые версии K111f обладали просто чудовищно малой в отличии от вечных АКПП ресурсом. А ведь это не ошибка инеженеров разработчиков, а просто банальное незнание водителей как именно правильно пользоваться вариатором.

В отличии от K111, которые ставились на моноприводные авто типа Авенсис или переднеприводных версий RAV4, литер «f» имел большую нагрузку из-за дополнительной задней оси. При этом, по запасу ресурсов полноприводная версия вариатора имела столько же, сколько и монопривод. Что и вытекала в такие ситуации, где Авенсис на k111 проезжал до 200 тысяч км, а полноприводная не проезжала и 50 тысяч и требовала замены или капитального ремонта.

Почему так происходило? А вот как раз-таки из-за «кроссоверности» автомашин, куда устанавливался данный вариатор.

К сожалению, владельцы вариаторных паркетников очень редко осознают тот факт, что их трансмиссия ничуть не прочнее или долговечнее, чем на вариаторных легковушках. Представим, что водитель 270-го авенсиса просто тупо не сможет выехать в лесостепи из-за отсутствия полного привода, а также геометрической проходимости Авенсиса. И из такого простого факта, убирается один из самых опасных факторов поломки K111 – его тупо не насилуют нагрузками. Нет нагрузки — нет износа, нет износа – вариатор живет долго.

При этом даже на сегодняшний день, имея в городах множество СТО по ремонту вариаторных трансмиссий, очень авантюрно покупать вариаторный паркетник, просто по причине того, что будущий покупатель банально не знает как ездил предыдущий хозяин авто. Быть может он ездил только по городу и на разные сугробчики и бордюрчики не заезжал. А может он устроил внедорожный, как говорят в наших аулах, trail по разным лесостепям, заезжая на разные участки в натяг или сходу.

Вам не кажется, что это чистейшая лотерея? Да и сам владелец (в отличии от меня, который ведет данный блог) вряд ли признается в этом.

Вот и поэтому, кого бы не спросив о том: «Ну че как? Вариатор надежный?», вы услышите диаметрально противоположные мнения об этом, особенно владельцев поддержанных РАВ4 и Авенсис. Кто-то проехал 200 тысяч и говорит: бери смело брат, надежный как автомат Калашникова, а второй, который отдал за ремонт от 1000 до 3000 долларов за ремонт уже на 50 тысяч, скажет: НИКОГДА! **КА!!! НИКОГДА НЕ БЕРИ ЭТО *ОВНО!!!

Резюмируя вышесказанное, скажу: нет плохих вариаторов у Aisin. Особенно об этом я могу сказать про K111f после «маленького» происшествия под Карагандой. Он экономичный, хорошо разгоняет авто, плавно переключает «передачи», позволит немного поиграть во внедорожника в снежных заслонах или в зыбучих песках. Довольно таки надежный и неприхотливый, ремонтопригоден в некоторых СТО за умеренные деньги и экологичен (бесполезный пункт за пределы Запада).

НО ОН БУДЕТ НАДЕЖЕН ТОЛЬКО В РУКАХ СПОКОЙНОГО ВОДИТЕЛЯ!

ТОЛЬКО В РЕЖИМЕ ГОРОДСКОГО ПАРКЕТНИКА!

БЕЗ РЕЗКИХ СТАРТОВ И ТОРМОЖЕНИЙ!

И ПОСТОЯННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ВАРИАТОРА (замена масла, фильтров).

Если вы хоть какой либо из вышеуказанных пунктов не соблюдаете, моежете смело вычитать из 250 тысяч км ресурса по 50 тысяч за каждый пункт.

Для вас это будет своеобразной шпаргалкой.

Спасибо за то, что прочитали данный блог. Рекомендуйте друзьям, ставьте 5-ки под блогом, пишите комментарии. Мне как автору это очень приятно. Это мотивирует изучать что-то новое в авто и изучать навыки письма.

Всем бобра.

На каких авто устанавливалось это семейство CVT

АвтоМодельГод выпускаСтрана сборкиДвигательМодель
FORDESCAPE HYBRID04-06USACVT F/AWDL4 2.3LP310
LEXUSHS09-..JPNCVT FWDL4 2.4LP310
LEXUSRX330 HYBRID 400 HYBRID05-08JPNCVT FWDV6 3.3LP310
LEXUSRX35009-..CAN JPNCVT FWDV6 3.5LP310
MERCURYMARINER HYBRID05-06USACVT 4X4L4 2.3LP310
NISSAN/DATSUNALTIMA HYBRID07-..USACVT FWDL4 2.5LP310
TOYOTAALLION01-..JPNCVT FWDL4 2.0LK110
TOYOTAALLION07-..JPNCVT FWDL4 1.5L 1.8LK310
TOYOTAALPHARD03-..JPNCVT F/AWDL4 2.4LK110
TOYOTAAURIS06-..JPNCVT F/AWDL4 1.5L 1.8LK310
TOYOTAAURIS09-..UKCVT FWDL4 1.8LP310
TOYOTAAVENSIS08-..UKCVT FWDL4 2.0LK111
TOYOTAAVENSIS08-..UKCVT FWDL4 1.8L 2.0LK310
TOYOTABELDE06-..JPNCVT F/AWDL4 2.4LK112
TOYOTACAMRY HV HYBRID06-..AUS CHN JPN THA USACVT FWDL4 2.4L 2.5LP310
TOYOTACOROLLA06-..JPNCVT F/AWDL4 1.5L 1.8LK310
TOYOTAESTIMA01-05JPNCVT FWDL4 2.4LK110
TOYOTAESTIMA06-10JPNCVT F/AWDL4 2.4L 2.5LK112
TOYOTAESTIMA06-..JPNCVT FWDL4 2.4LP310
TOYOTAHARRIER05-..JPNCVT FWDV6 3.3LP310
TOYOTAHIGHLANDERHV HYBRID05-..JPN USACVT FWDV6 3.3L 3.5LP310
TOYOTAISIS04-09JPNCVT F/AWDL4 2.0LK111
TOYOTAISIS09-..JPNCVT F/AWDL4 1.8LK310
TOYOTAISIS11JPNCVT F/AWDL4 1.8LP310
TOYOTAIST07-..JPNCVT F/AWDL4 1.5LK310
TOYOTAKLUGER V03-07JPNCVT FWDV6 3.3LP310
TOYOTAMARK X ZIO07-..JPNCVT F/AWDL4 2.4LK112
TOYOTAOPA00-05JPNCVT FWDL4 2.0LK110
TOYOTAPREMIO01-..JPNCVT FWDL4 2.0LK110
TOYOTAPREMIO07-..JPNCVT FWDL4 1.5L 1.8LK310
TOYOTAPRIUS00JPNCVT FWDL4 1.5LP110
TOYOTAPRIUS00-03JPNCVT FWDL4 1.5LP111
TOYOTAPRIUS02-..CHN JPN USACVT FWDL4 1.5L 1.8LP112
TOYOTAPRIUS09-..JPNCVT FWDL4 1.8LP310
TOYOTAPROBOX10-..JPNCVT F/AWDL4 1.5LK310
TOYOTARAV405-..JPNCVT F/AWDL4 2.0L 2.4L 2.5LK112
TOYOTARAV411JPNCVT FWDL4 2.5LP310
TOYOTARUMION06-..JPNCVT F/AWDL4 1.5L 1.8LK310
TOYOTASUCCEED10-..JPNCVT F/AWDL4 1.5LK310
TOYOTABANGUARD07-..JPNCVT F/AWDL4 2.4LK112
TOYOTAVERSO09-..TURCVT FWDL4 1.8LK311
TOYOTAVOXY04-07JPNCVT F/AWDL4 2.0LK111
TOYOTAVOXY07-..JPNCVT F/AWDL4 2.0LK110
TOYOTAWISH03-..JPNCVT FWDL4 2.0LK110
TOYOTAWISH09-..JPNCVT FWDL4 1.8LK310
MAZDAAXELA08-..JPNCVT FWDL4 1.5LXA-15LN
MAZDADEMIO07-..JPNCVT FWDL4 1.3L 1.5LXA-15LN
SSANGYONGRACTIS10-..JPNCVT F/AWDH4 1.3LXA-11N/ XA-15
SUZUKISPLASH08-..HUNCVT FWDL4 1.2LXA-10LN
SUZUKISWIFT07-..JPNCVT FWDL4 1.2LXA-10LN
TOYOTABELTA05-..JPNCVT FWDL3 1.0L L4 1.3LXA-10LN
TOYOTAiQ08-..JPNCVT FWDL3 1.0L L4 1.3LXA-11LN
TOYOTAPORTE11JPNCVT FWDL4 1.3LXA-11LN
TOYOTAPORTE11JPNCVT FWDL4 1.5LXA-15LN
TOYOTARACTIS05-09JPNCVT FWDL4 1.3LXA-10LN
TOYOTARACTIS05-..JPNCVT FWDL4 1.5LXA-15LN
TOYOTARACTIS10-..JPNCVT FWDL4 1.3LXA-11LN
TOYOTASIENNA03-10JPNCVT F/AWDL4 1.5LXA-15LN
TOYOTAVITZ00-..JPNCVT FWDL3 1.0L L4 1.3LXA-10LN
TOYOTAVITZ10-..JPNCVT FWDL3 1.0L L4 1.3LXA-11LN
TOYOTAVITZ05-..JPNCVT FWDL4 1.5LXA-15LN

Новинки вариаторов

С каждым годом все больше автопредприятий ставят на свои модели CVT. При этом постоянно улучшая их характеристики и внедряя в агрегаты новые технологии. Одним из последних изобретений является общее детище компании Nissan и JATCO — облегченный и уменьшенный вариатор. Он выполнен в виде аппарата клиноременного типа совмещенного с новой коробкой передач. Данный вид отличается своими серьезными характеристиками:

  • имеет наибольшее передаточное число. Его диапазон увеличен на двадцать процентов от обычного вариатора, поэтому он способен быстрее набирать скорость и тормозить. Это число 7.3:1. Оно выше, чем на автоматической коробке передач с семью ступенями;
  • масса нового изобретения уменьшена на 13%;
  • оснащен ASC. Эта система подбирает наилучшее передаточное число во время движения, при разгоне и торможении.

вариатор фирмы jatco
Вариатор фирмы JATCO

Сейчас представители подтверждают, что ведут разработки по совершенствованию вариатора. Они улучшают характеристики комфортности поездки, разгона и торможения. Увеличивают КПД и уменьшают расход топлива. Хотят сделать такой вариант бесступенчатой трансмиссии, при котором вариатор станет схож с 8-ми ступенчатой АКПП.

Стремление усовершенствовать вариатор и проводимые новые разработки его видов еще раз доказывают, что за ним будущее. Возможно, скоро он полностью заменит привычные механизированные, роботизированные и автоматизированные коробки передач. В особенности делается упор на его гибридные виды, при которых мотор будет работать в оптимальном режиме, а получаемая энергия будет сохраняться в накопителе, а затем расходоваться на движение авто.

Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП

Полное наименованиеКод запчасти
Дефектовка и ремонт гидротрансформатора АКПП K310\K311 (перед отправкой обязательно слить масло и закрыть кляпом горлышко)348001
Комплект прокладок и сальников с фильтром-картриджем, и большими тефлоновыми кольцами, без поршней, CVT K310/K311/312 2006-13 (K75900RX-MD) Toyota (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)348002A
Комплект прокладок и сальников с большими тефлоновыми кольцами, без поршней, Toyota CVT K112 Toyota с 2005 года (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)348002B
Комплект прокладок и сальников без поршней, Toyota CVT K110 (К112) Toyota (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)348002BC
Комплект прокладок и сальников без поршней, Toyota CVT K114\K115 Toyota (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)348002BE
Комплект прокладок и сальников с большими тефлоновыми кольцами без поршней, CVT K410/XA-10LN (Ремкомплект\ Оверхол кит\ Overhaul Kit)348002C
Комплект фрикционных дисков, Friction pack K111/K112 (CVT)348003B
Комплект фрикционных дисков, Friction pack K410 (CVT)348003C
Комплект фрикционных дисков, Friction pack K310/K311/K312/K110(CVT)348003
Комплект стальных дисков, K111/K112 (CVT)348004B
Комплект стальных дисков, K310/K311/K312/K110(CVT)348004
Фильтр масляный, CVT K310/K311/K312 Toyota без заборника348010A
Фильтр масляный, CVT K310/K311 Toyota с высоким заборником, 9мм348010AA
Фильтр масляный,CVT K312/K313 COROLLA, AURIS, ALTIS, (тип 2, металл/пластик, с маслозаборником) 2013-UP348010AS
Фильтр масляный, CVT K312/K313 COROLLA, AURIS, ALTIS, (пластиковый с маслозаборником) 2013-UP348010ASP
Фильтр масляный, CVT K111-112 Toyota Estima/ACR50/RAV4/ACA36 (35330-0W040)348010B
Фильтр масляный CVT K111/K112 Toyota (с маслозаборником 5мм, пластиковая часть фильтра отличается от фильтра без заборника!!)348010BA
Фильтр масляный, CVT K110 (Allion, Alphard, Estima, Opa, Premia, Voxy, Wish) Toyota 2000-Up348010BC
Фильтр масляный, K114/K115 Toyota CVT F/4WD 2015-Up348010BE
Фильтр масляный, CVT K410/K411/K412/K210 Toyota вариант без маслозаборника Toyota/Suzuki 2011-up348010C
Фильтр масляный, CVT K410/411 Toyota вариант c маслозаборником 2010-up348010CA
Фильтр вариатора HR-10(CVT)/L110F Toyota/Lexus LS600HL 2008-UP/ GS350/GS450H 2013-UP/ GS200T 2016-Up348010F
Фильтр картридж(без уплотнительных колец), CVT K310/K311/K312/K110/K111/K112 Toyota348013
Сальник/манжета масляного насоса CVT K310/K311/K312/K110/K111/K112 [61х45х6] (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников)348070A
Сальник полуоси CVT K310/K311/K312 (55,1х33х9) (со стороны гидротрансформатора)348076A
Сальник (манжета) полуоси правый, сдвоенный (со стороны раздаточной коробки), K111/A243F AWD [37×28.5×19] 1997-Up348076B
Сальник (манжета), Toyota OPA/PREMIO/ALLION/WISH [47x59x5,5] 2001-Up348076FF
Сальник полуоси (57,1х33,1х9) (со стороны корпуса) U340/U341K310/K311/K312(CVT)348077A
Диск фрикционный муфты форвард, K410 FORWARD 112х1,5х40Т348108D
Диск фрикционный муфты форвард, Friction plate, K310/K311/K312/K110 forward (40Tx1,7×94.9×112.1)348108
Диск фрикционный муфты реверс, Friction plate, K310/K311/K312/K110 Reverse [50Tx1,66×138] 2000-Up348110
Диск стальной муфты форвард, K310/K311/K312/K110/K111 (95×1.8x40T) Forward348128A
Комплект компрессионных тефлоновых колец из 6ти штук, K310 (CVT) Sealing ring kit348199AK
Комплект тефлоновых (уплотнительных) колец,с большими кольцами толщиной 3,5mm. K110 (CVT) Sealing ring kit348199CK
Комплект Подшипников на конуса из 4-х штук, Bearing K111/K112348201B
Подшипник K311 ведомого шкива передний (открытый), размеры (46х25х17)348228A
Подшипник K111/K110/K112/K113/K114/K115 ведомого шкива передний (тип 1, 85x37x13, шариковый, открытый)348228B
Подшипник с металлической обоймой, размеры (87x43x19) K310/K311 Bearing Secondary Pulley to Rear Cover348229A
Подшипник с пластиковой обоймой, размеры (87x49x14), K310/K311, Bearing Secondary Pulley to Rear Cover348229AA
Подшипник ведомого шкива задний (тип 1), шариковый, открытый, размеры (88x37x18мм), K111/K110/K112/K113/K114/K115348229B
Подшипник, размеры (76x33x11.3мм) K310/K311, Bearing Drive Pulley to Rear Cover, (Primary Pulley Small)348235A
Подшипник ведущего шкива задний (тип 1), шариковый, открытый, размеры (95x35x12) K111/K110/K112/K113/K114/K115348235B
Подшипник с металлической обоймой, размеры (87x49x14), K310/K311, Bearing, Drive Pulley to Bell348236A
Подшипник с пластиковой обоймой, размеры (87x49x14), K310/K311, Bearing Drive Pulley to Rear Cover, (Primary Pulley Small)348236AA
Подшипник ведущего шкива передний (тип 1), шариковый, открытый, размеры (95x49x18), K111/K110/K112/K113/K114/K115348236B
Прокладка поддона, GSK CVT K310/311 (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) Toyota348300A
Прокладка поддона, GSK CVT K111 (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) Toyota (входят в ремкомплект …002)348300B
Прокладка поддона, CVT K110/112 (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) Toyota (входят в ремкомплект …002)348300BC
Прокладка поддона, CVT K411 Toyota (входят в ремкомплект …002)348300C
Соленоид, K110/K111/K112 CVT S1, Solenoid 2006-Up348421B
Соленоид, K110/K111/K112 CVT S2, Solenoid 2006-Up348422B
Соленоид, K110/K111/K112 CVT Lock-Up, Solenoid 2006-Up348425B
Соленоид управления шкивом SLS (тип 1, темно-серый разъем) CVT K111, (Деталь на заказ)348432B
Датчик скорости Sensor Speed K111348436B
Барабан сцепления форвард в сборе, Forward Clutch Drum, K310/K311(CVT)348554AK
Солнечная шестерня в сборе с подшипниками, (Кол-во зубьев 26) K111/K112348612BK
Приводной ремень, CVT K310/K311/K312 (220x192x24.4) HONDA/NISSAN/MMC/Toyota, M4VA(CVT)/MLYA/SETA/SLYA(CVT)/SZCA (CVT)/RE0F21A (CVT)/F1C1(CVT)/QR019CHA(CHERY)/VT2, Belt Drive (220x192x24.4)348700A
Конуса в комплекте Б/У с ремнём, PULLEY K310/K311 SET, W/Belt, Wo/Rear Cover (C Вариаторов не пошедших в производство. Б/У ОРИГИНАЛ, СО СЛЕДАМИ УСТАНОВКИ, БЕЗ ГАРАНТИИ, ОБМЕНА И ВОЗВРАТА)348701AKK
Поршень с ретейнером обрезиненные (комплект) на пакет сцепления форвард, K310/K311/K312 (CVT) Piston & reteiner Forward clutch348960AK
Поршень с ретейнером обрезиненные (комплект) на пакет сцепления форвард, K410 (CVT) Piston & retainer Forward clutch348960CK

Виды вариаторов

Существуют несколько разновидностей. Они отличаются между собой по своей конструкции.

Клиноременной механизм

Это самый распространенный агрегат. В основном он состоит из одной передачи, реже из двух. Такой вариатор имеет два шкива, которые между собой соединяются клиновидным ремнем. Один шкив ведущий, а второй ведомый. Вначале между ними закладывалась армированная резина, но затем ее заменили стальные пластины. Они способны передавать больший крутящий момент, обладают меньшим радиусом изгиба и долговечны.

клиноременной механизм

Конструкция шкивов состоит из двух конусовидных половин, которые имеют уклон к оси вала. Эти конструкции при движении то отдаляются, то приближаются друг к другу. Ремень не что иное, как металлическая лента, имеющая покрытие. А также встречаются варианты, когда она состоит из тросов, они являются наиболее прочными.


Принцип работы

Принцип действия

При раздвижении шкивов лента уходит внутрь, когда они сближаются — ремень приобретает форму клина. В последнем случае радиус шкива увеличивается, а вместе с ним становиться больше и передаточное число, а в предыдущем варианте все наоборот. В промежутках между этими состояниями ремень становится прямым. Для смещения шкивов используются пружины, а также центробежная сила, создаваемая гидравлическим приводом. Он управляется электроникой, которая способна создать оптимальные условия для бесперебойной работы мотора. Водитель выбирает режим, а она настраивает работу CVT. За счет этого происходит увеличение его ресурса, снижение износа и уменьшение использования топлива.

Клиноцепной вариатор

клиноцепной вариатор
Вместо ремня в такой конструкции используется цепь. Отсюда и название вида. Звено такого устройства представляет собой несколько пластинок, которые между собой объединяются цилиндрическими осями. Они обеспечивают наименьший радиус изгиба. Цепь изготовлена из высокопрочной стали, так как при работе постоянно находится в контакте с конусовидными дисками и претерпевает сильные нагрузки. Такая работа сопровождается высокими температурами, и чтобы их снизить в вариаторе предусмотрели охлаждение жидкости в принудительном порядке.

За счет использования цепи удалось уменьшить радиус изгиба, он может быть 25 мм, поэтому такой вид вариатора имеет больший диапазон передаточных чисел. Клиноцепной вид отличается от своих аналогов наибольшим КПД, но из-за этого имеет и самую высокую стоимость. Такой вариатор был впервые применен на моделях Audi.

Тороидный вид вариатора

Он не содержит ни цепи, ни ремня. Движение дисков, которые применяются вместо шкивов, происходит при помощи роликов, создающих крутящий момент между ними. Передаточное число меняется при смене положений роликов и изменением их радиусов, которые обкатывают диски. Их поворот осуществляется за счет определенных устройств. Они способны регулировать силу прижатия роликов к дискам. В каждом таком вариаторе автомобильные фирмы применяют свои устройства. Например, компания Ниссан в своем аппарате «X — Tronic» заложила гидравлический механизм, управляемый электроникой. Он перемещает ролики вверх и вниз на самые малые расстояния, а затем из-за сдвига они проворачиваются самостоятельно.


Принцип работы

Такой вид вариатора применяется реже всех, но за ним будущее.

Правила эксплуатации и обслуживания

Какие нюансы следует учесть, чтобы не снизить ресурс вариатора Тойота Рав 4 :

  1. Не начинайте движение с места нажатием педали газа до упора. На конструктивные элементы коробки передач оказывается высокая нагрузка, которая приведет к повреждению деталей.
  2. Не буксируйте другие автомобили. Буксировка прицепов также не рекомендуется. Вариаторные КПП рассчитаны на работу с определенной массой транспортного средства и ее нельзя увеличивать.
  3. Заднюю передачу нельзя включать и отключать до того, как машина полностью не остановится.
  4. Постарайтесь меньше ездить на максимальной скорости. Это может привести к тому, что обороты двигателя начнут плавать.
  5. Исключите пробуксовку колес. Часто автомобили буксуют, когда застревают в грязи или в сугробах. Нельзя пытаться выехать из препятствия враскачку, поочередно включая режимы R и D. Это приведет к снижению ресурса эксплуатации вариаторной трансмиссии. Лучше включить нейтральную передачу и попросить кого-то вытянуть машину из препятствия.
  6. При включении аварийного режима автовладельцу необходимо заглушить силовой агрегат машины и снова попытаться его завести. Если после повторного запуска двигателя коробка работает нормально, то можно продолжать ее использовать. Если аварийный режим остался, то требуется диагностика агрегата, причем ее желательно выполнить как можно быстрее.
  7. В холодное время года всегда прогревайте КПП. Двигатель автомобиля нагревается быстрее трансмиссии, поэтому когда мотор нагреется, нельзя полагать, что прогрелась и коробка передач. При низких отрицательных температурах для полноценного прогрева агрегата потребуется не менее 10 минут. Только после этого допускается езда на нормальной скорости. Для более быстрого прогрева трансмиссии можно по очереди включить все режимы на селекторе КПП, задержавшись в каждом из них на несколько секунд. Это позволит маслу быстрее разойтись по каналам трансмиссионной системы.
  8. В ходе эксплуатации транспортного средства нельзя забывать о необходимости регулярной проверки уровня масла. Если диагностика показала, что смазки в системе меньше нормы, нужно проверить состояние КПП. Возможно, причина заключается в утечке жидкости. Если в масле видны продукты износа, а также от него доносится запах гари, смазочное вещество подлежит замене. Перед выполнением этой задачи ознакомьтесь с сервисной книжкой. По регламенту производитель запрещает использовать в трансмиссиях любое масло, кроме Toyota Genuine CVT Fluid TC или Toyota Genuine CVT Fluid FE. Применение расходных материалов от других производителей может привести к проблемам в работе коробки передач. В районе селектора КПП вы можете почувствовать вибрации, сам рычаг может заклинить. В некоторых случаях возможен полный выход из строя агрегата, если качество смазки не будет соответствовать стандарту.
  9. Нельзя включать режим нейтральной передачи при каждой недолговременной остановке, в пробке, на светофорах и т. д. Если вы знаете, что стоять долго, включите режим парктроника. Нейтральная скорость считается аварийной. Ее можно включать, если автомобиль нужно вытянуть из сугроба.
  10. Воздержитесь от езды по бездорожью. Toyota RAV4 относится к классу кроссоверов, но вариаторная КПП, установленная на эти авто, не предназначена для регулярной работы в условиях плохих дорог или сельской местности.

Канал АКПП Технология ремонта предоставил ролик, автор которого рассказал о том, какие нюансы учитывать при эксплуатации, чтобы увеличить срок службы вариаторной коробки передач.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: