Что такое датчик измерения объема салона в автосигнализации Старлайн, его характеристика и инструкция подключения

02.04.2020 572 Электрика

Автор:Виктор

Датчик объема служит для обеспечения своевременного реагирования на передвижение тела, излучающего тепло или свет. Такое устройство будет оповещать автовладельца о различных перемещениях в определённой охраняемой зоне (то есть в салоне).

[ Скрыть]

Общая информация

Датчик объема starline с регулируемой областью чувствительности, в отличие от обычных датчиков движения, не срабатывает в присутствии насекомых, не реагирует на смену температуры или образование росы. Поэтому устройство пользуется у владельцев транспортных средств необыкновенной популярностью. Некоторые модели функционируют по многоуровневому принципу. Первый сигнал в таких датчиках является предупреждающим, а следующий полностью активирует систему оповещения.

В зависимости от принципа действия механизма или даже от фантазии человека, занимавшегося монтажом, может быть установлено одновременно несколько систем. Чаще всего такие системы одноуровневые. Но нередко один сигнал нужен для предупреждения отдельно установленного датчика оповещения,

срабатывающего в соответствии с отрегулированными настройками. Такой способ установки считается одним из самых дорогих, поэтому чаще всего применяется всего одно двухуровневое устройство.

Изготовление своими руками

Изготовить самодельный датчик движения с СВЧ, чтобы управлять освещением и другими процессами, несложно. Справиться в этом поможет готовая схема, видео-уроки от любителей и рекомендации профессионала. Представим вариант простого изготовления микроволнового датчика по четкой схеме.

Сердце детектора — генератор с радио-микроволновым принципом работы и антенна. На представленной схеме это показано:

Транзистор VT1 — высокочастотный генератор и радиоприемник. Детекторный диод создает выпрямление напряжения и подает смещение на транзистор VT2. Трансформатор Т1 с обмотками настроен на разной частоте. В первоначальном положении, когда антенна не подвергается воздействию внешней емкостью, амплитуда сигналов создает взаимную компенсацию и на детекторе VD1 не имеется напряжения. Когда изменяется частота, их амплитуды начинают складываться и детектироваться с помощью диода. Транзистор VT2 открывается. Как компаратор, чтобы произошла четкая отработка состоянии включения и выключения, применяется тиристор VS1, управляющий силовым реле на 12 Вольт.

Что представляет собой датчик объема starline?

Датчик объема starline еще называют радарным, микроволновым и радиоволновым. Его популярность среди владельцев автомобилей уступает разве что знаменитому шок-сенсору. Однако, к своему завершению подходят модные тенденции к расширению предупредительной зоны машин, что в итоге приводит к активации сигнализации. Датчик замечательно выполняет функцию дополнительной охраны на случай, если не сработает установленный шок-сенсор. Ультразвуковой датчик может сработать от сквозняка, а радиоволновой активирует сигнализацию только в случае, если под воздействием ветра поднимется лист бумаги или, например, целлофановый пакет.

Качество функционирования во многом обуславливается соблюдением всех существующих правил установки. Дело в том, что микроволновое излучение не проходит через металлические изделия и поверхности с мелкими ячейками. К датчику объема starline прилагается инструкция, в которой обозначены оптимальные места для установки. Лучше всего довериться инструкциям разработчика, который отлично знает направленность области чувствительности прибора и многие другие его функциональные особенности.

В чем особенность этого оборудования?

По типу зоны обнаружения все извещатели делятся на:

  • Объемные
  • Коридорные
  • Шторки

Первым принадлежит наибольшая доля всех моделей, поэтому и на рынке они занимают лидирующее положение. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Объемные извещатели реагируют на перемещение тела, от которого исходит ИК излучение. Это могут быть: человек, животное, птица. На рынке они представлены модификациями, отличающимися по размеру и диаграмме зоны чувствительности. Принцип действия объемных датчиков основан на фиксировании перемещающегося тела, попавшего в зону действия прибора, с последующей передачей сигнала на пульт охраны.

Выбор модели объемного извещателя зависит от размеров помещения. Для небольших жилых комнат или офисов можно ограничиться устройствами с диаграммой направленности до 120°. Дальность действия такого прибора составляет не более 12 м. В помещении с большой площадью применяют несколько датчиков, что позволяет охватывать все зоны.

Смотрим видео принцип работы датчика:

Также они могут устанавливаться в проходах с направлением на входную дверь или вдоль окон. Среди них самыми чувствительными считаются приборы с микропроцессорной обработкой сигнала.

Принцип работы

Все датчики объема отличаются по принципу функционирования. Одни устройства выдают малый объем

микроволнового излучения и сразу же переводятся в режим приема, т.е. начинается прослушка окружающего пространства по принципу функционирования радарной системы. Датчики, сконструированные по другому принципу, могут использовать окружающее пространство в качестве поля конденсатора, относящегося к высокочастотному колебательному контуру. Необходимая чувствительность устройства достигается за счет адаптации контура по границы срыва генерации. Однако, причиной срыва генерации может оказаться обыкновенный атмосферный разряд.

Первые разрабатываемые датчики объема функционировали недостаточно надежно по причине некачественной фильтрации событий. Устройства сигнализации беспокоили владельцев транспортных средств по пустякам. Ложные срабатывания, благодаря использованию специальных микроконтроллеров, становятся большой редкостью. Некоторые современные модели можно заслуженно назвать эталонными.

Схема работы и применение СВЧ датчиков движения

Довольно часто владельцы приусадебных участков сталкиваются с необходимостью обеспечить зоны безопасности, как по внешнему периметру (на подходе) к дому, так и внутри него.

Достойным решением, для всегда ограниченного в средствах дачника, является приобретение СВЧ-датчика движения охранной сигнализации. Радарные, по схеме работы, микроволновые (МКВ) датчики используют для обнаружения эффект Доплера. Т.е. при проникновении нежелательного мобильного объекта в зону детекции, меняется частота электромагнитных волн посылаемых и принимаемых доплеровским детектором движения. Наложение высокочастотных волн в МКВ сенсорах датчиков движения друг на друга приводит в действие системы освещения и охраны в домах, автомобилях.

Преимущества ДДМ – датчиков движения микроволновых

Извещатели микроволнового (радарного) типа обладают рядом серьёзных преимуществ перед своими инфракрасными, магнитоконтактными и звуковыми собратьями. Работа радарных детекторов не подвержена внешним погодным воздействиям – сильный ветер, перепады температуры, осадки, прямой солнечный свет. СВЧ детекторы не воспринимают помехи от электромагнитных полей, штор, зеркал, окон, стен, дверей, источников света, бытовой техники.

Фото: СВЧ датчик движения комбинированный (инфракрасный)

Установленные внутри помещений высокочастотные охранные извещатели «видят» сквозь внутренние и наружные стены, что расширяет возможности частных и корпоративных систем защиты. Один СВЧ датчик движения может «обслуживать» до 4-х, связанных стенами, комнат и 3 этажа многоэтажного дома. МКВ детектор способен работать и в режиме уличного датчика охраны внешнего периметра. Это существенно экономит расходы на обустройство комплексных систем ОПС, сокращая количество устанавливаемых в шлейф охранной сигнализации датчиков и объём монтажных работ.

Почему нужны комбинированные устройства микроволновой охраны?

К сожалению, принцип работы микроволновых датчиков не позволяет им функционировать в режиме пассивной детекции. Как и ультразвуковые (многолучевые, лазерные и др.). СВЧ извещатели являются активными, что не позволяет их эксплуатацию в автономном режиме на период длительного времени.

Производители охранного оборудования всё чаще выпускают комбинированные извещатели – СВЧ+ИК. Совмещённые инфракрасные и микроволновые датчики работают автономно, дублируя друг друга по 2-м раздельным каналам. Это исключает ложные срабатывания и возможность температурного маскирования движущегося объекта, присущих ИК-датчикам (оптико-электронным объёмным извещателям).

Комбинированные СВЧ+ИК датчики движения отлично выполняют функции уличной охраны периметра — «видят сквозь стены». Кроме этого приборы имеют широкий диапазон настройки на различные движущиеся объекты. Этим обусловлено их широкое распространение на современном рынке систем охраны помещений, домов, дач, квартир, офисов. Важное применение комбинированные МКВ-детекторы получили в «Умных» системах освещения (включение уличных светильников) и охране автомобилей (гаражах). С их помощью включается видеонаблюдение и трансляция сигнала на мониторы и другую компьютерную технику, с последующей печатью на современном полиграфическом оборудовании.

Варианты и схемы подключения микроволновых датчиков

Возможны проводные и беспроводные варианты подключения. В беспроводных (радиоканальных, радиоволновых) схемам датчик синхронизируется с РПУ, реле которого выводит информацию на приёмник радиосигнализации или на контроллер GSM сигнализации, марки Кситал, Страж, Falcon Eye, Visonic или других популярных, среди дачников, моделей. Проводное подключение производится напрямую к модулю GSM, без промежуточных реле. Производители беспроводных датчиков движения существенно расширяют их функционал, с помощью современных цифровых микропроцессоров.

Высокие технологии расширяют варианты настройки (защита от животных, аэрозольной маскировки), обеспечивают многоканальный контроль оповещения и регулировку зоны детекции от 1.5 до 20 м (для бытовых детекторов) и т.п. Эффект эхолокации (волнового отражения) повышает уровень надёжности радиоволновых охранных извещателей, СВЧ типа, и не позволяет злоумышленнику беспрепятственно преодолеть комбинированную систему защиты, установленную на Вашем объекте.

ГРИОН – это надёжные аксессуары для систем безопасности

Консультанты нашего магазина онлайн торговли предоставят широкий выбор оборудования для gsm-сигнализаций и систем видеонаблюдения. В входит комплектация всех устройств технической документацией:

  • схемы подключения;
  • инструкции пользователя;
  • гарантийные обязательства;
  • сертификаты.

Безопасность в ГРИОН — это не просто охрана, а комплекс интеллектуального управления системами видеонаблюдения, освещения, отопления в Вашем доме!

Монтажный отдел в Москве и наши установщики в регионах России и ближнего зарубежья разместят любые типы охранно-пожарных извещателей для создания эффективной системы безопасности в банках, коттеджах, квартирах, офисах, гаражах, на дачах. Грион – это доставка охранного оборудования и аксессуаров (датчиков удара, температуры работы котлов отопления, ОПС, охраны периметра, пожара и т.п.) наложенным платежом, курьером, по безналичному расчёту до двери заказчика. Корпоративным заказчикам – торговым точкам, ЧОП, ТСЖ, монтажникам предлагаются отличные условия (проект, установка, обслуживание), исходя из бюджета организации.

Закажите комбинированные датчики и аксессуары по выгодным ценам:

{module OHR_POJ_ALL}

Недостатки

В устройствах начального уровня такие датчики вообще не устанавливаются, поскольку процесс разработки направлен исключительно на удешевления прибора. Несмотря на очевидные преимущества по сравнению с устройствами, реагирующими на удар, для датчиков объема свойственны определенные недостатки:

  • Сравнительно высокая стоимость;
  • Повышенная чувствительность к холоду;
  • Возможность усложнения эффективной настройки.

Именно по причине неустойчивости к воздействию низких температур в зимний период повышается вероятность ложных срабатываний. Датчик также может срабатывать, когда по лобовому стеклу стекает дождевая вода.

Рекомендации производителей при первом включении

Регулятор LUX на датчике движения устанавливается в максимальное положение, после чего срабатывание устройства будет происходить в любое время суток. Уменьшая пороговое значение освещённости в ручном режиме, определяют её оптимальную величину, при которой будет включаться осветительное оборудование.

Регулятор времени отключения вначале рекомендуется установить на минимум, постепенно увеличивая показатель, чтобы отключение нагрузки происходило через комфортный для пользователей интервал. В рамках одной модели этот параметр может варьироваться от нескольких секунд до 10–12 минут.

SENS переводится в максимальное положение. Чувствительность датчика при этом будет наиболее высокой, как и дальность обнаружения движущихся объектов. Через 30 секунд после первого включения устройство войдёт в штатный рабочий режим. Винтовым регулятором характеристики изменяют, выбирая их оптимальные показатели.

Микроволновый датчик движения — устройство, с помощью которого можно с высокой эффективностью увеличить уровень безопасности и комфорта в доме, экономичности эксплуатации бытовой техники, осветительных приборов. Приборы этого типа выгодно отличаются от аналогов точностью, функциональностью и качеством обнаружения объектов.

Разновидности

Разрабатываемые датчики объема Starline делятся на три основных подвида:

  • Ультразвуковые;
  • Микроволновые;
  • Инфракрасные.

Первая разновидность по факту считается наименее эффективной, по этой причине небольшое количество владельцев транспортных средств пользуются ими. Для микроволновых моделей характерна недостаточная чувствительность к пыли и перемещению разнообразных насекомых. Инфракрасные являются последней разновидностью разработанных технологий в отрасли. Все датчики объема настраиваются на какой-то конкретный рабочий радиус. Для правильного восприятия потребуется грамотная установка.

Датчики эффективно отслеживают любое проникновение злоумышленников в автомобильный салон. Даже когда жулики отключают датчики удара, не каждый учитывает возможность сработки второй системы автомобильной сигнализации.

Особенности выбора

Угол обзора датчика – важная характеристика системы

Чтобы датчик движения в полной мере выполнял свои защитные функции, потребуется грамотный подход к выбору подходящей модели. В этом случае руководствуются следующими техническими характеристиками и критериями:

  • эффективный угол захвата контролируемой зоны;
  • напряжение питания и чувствительность датчика;
  • минимальное время срабатывания;
  • для каких целей предполагается использовать прибор;
  • особенности места установки и климатические условия;
  • степень защищенности от влаги и пыли.

Не следует забывать о конфигурации системы и особенностях настройки конкретной модели. Спецификой большинства из них является способность регистрировать перемещения только в зоне прямого обзора.

Установка датчика объема

Датчик объема Starline считается замечательным дополнением к автомобильным охранным системам. Устройство может оповестить владельца транспортного средства, если кто-нибудь проникнет в салон. Датчик удара не улавливает проникновение через разбитое окно. Объемный датчик не позволит приблизиться к транспортному средству, предупреждая о действии системы охраны.

Для установки понадобятся такие инструменты:

  • Отвертка;
  • Изолента;
  • Бокорезы;
  • Двусторонний скотч;
  • Несколько саморезов.

Как было сказано ранее, различают однозонные и двузонные. Однозонный прибор действует при движении в салоне транспортного средства. Двузонный, кроме этого, реагирует на перемещение объектов на улице. Для установки нужно определить расположение центра автомобиля. В большинстве примеров эта зона находится под ручным тормозом между передними сидениями. Датчик размещается там, где его труднее всего заметить и фиксируется двусторонним скотчем или заранее подготовленными саморезами.

В некоторых случаях датчик объема размещается рядом с устройством, реагирующим на удар. Из двух датчиков выводятся четыре провода красного и черного цвета. Все остальное – провода системы управления. Подключать нужно так, чтобы красный и черный цвета совпадали. Установку нужно проводить в соответствии со схемой сигнализации. Если в инструкции такой схемы нет, разобраться в том, к внутренней или внешней зоне относятся провода, будет не так уж проблематично. Нужно подключить один провод, опустить окно и засунуть одну руку в салон. Если сигнализация сработала, значит датчик установлен правильно.

В некоторых системах на блоке управления предусмотрены дополнительные разъемы для присоединения датчиков. Объемный датчик можно подключить в один из таких разъемов в соответствии с приложенной инструкцией по установке. Если охранная система вообще не установлена на машине, датчик объема может быть установлен автономно. Для этого в области капота монтируется сирена. Датчик присоединяется к автономной сирене напрямую.

Установку обычной автономной сирены нужно выполнять с использованием реле, служащим своеобразным увеличением сигнала. Красный провод устанавливаемого датчика цепляется на «плюс», а черный – на массу. Оставшиеся два шнура крепятся к реле.

Видео

Канал «AvtoGSM» продемонстрировал работу двухзонного микроволнового контроллера объема.

  • Акселерометр. как правило это датчик процессорного типа, микромеханика в магнитном поле, предоставляющий возможность получить сигнал при наклоне автомобиля, перемещению его в пространстве (откат), а так же удару. Датчик может работать в разных плоскостях.
  • Датчик удара. бывает различных типов — пьезо, электромагнитный, акселерометр. Все чаще производители охранных систем используют акселерометр и встраивают его в основной блок сигнализации, иммобилайзера или телематической системы.
  • Датчик температуры. Используется как сервисный элемент для предоставления информации о температуре в салоне, двигателя и окружающей среды. Чаще используется для алгоритмов автозапуска двигателя.
  • Микроволновый датчик. Существует двух типов — однозоновый и двухзоновый. Служат для фиксации движения вокруг автомобиля и внутри автомобиля, вызывая тем самым различного типа тревоги — предупредительную и длительную, как при вскрытии, соответственно. Основан на эффекте Доплера (изменение частоты и длины волн, регистрируемых приёмником, вызванное движением их источника и/или движением приёмника).
  • Сенсорный. Служит для реализации дополнительной авторизации — секретка или бесконтактный доступ в автомобиль.

Датчик объема может быть установлен в любое место, в том числе и для сигнализации в салоне автомобиля. При появлении в машине постороннего движущегося предмета «объемник» срабатывает, включая сигнал тревоги.

[ Скрыть ]

Что нам известно о системах Starline?

Автомобильная сигнализация с установленными датчиками объема является одним из наиболее оптимальных способов защиты транспортного средства от злоумышленников. Это удобное устройство может обезопасить транспорт от всевозможных попыток проникновения и отвадит у жуликов всякое желание навредить. Одна только видимость установленной сигнализации может избавить от множества нежелательных трудностей, особенно если машина остается без присмотра ночью на открытой местности. В нашем обществе всегда найдется немало желающих взять чужое. Именно поэтому установка системы охранной сигнализации в автомобилях является востребованной.

Виды датчиков и их преимущества

Объемные извещатели – это приборы, фиксирующие перемещение предметов в контролируемом помещении. Они подразделяются на:

  • Активные
  • Пассивные

Первые посылают сигнал и принимая его обратно, рассчитывают время, потраченное на его перемещение в две стороны. Если в какой-то момент его значение изменяется,прибор принимает решение о том, что предмет был перемещен и формирует тревожное сообщение. Поскольку активные объемные датчики работают в ультразвуковом режиме, то допускается нахождение их под напряжением только на объекте, где отсутствуют люди. В большинстве случаев это правило не соблюдается, что оказывает негативное влияние на здоровье человека и поэтому такое оборудование в современных системах практически не применяется.

Пассивные датчики объема охранные идеально подходят для дома, они способны улавливать ИК излучение, исходящее от окружающих объектов, и срабатывают на движение человека. Факт перемещения прибор регистрирует при помощи линзы, состоящей из секторов. Причем, если происходит пересечение сектора в направлении перпендикуляра, до устройство срабатывает гораздо быстрее, чем если злоумышленник будет перемещаться вдоль.

Выпускаются модели,способные изменять диапазон зоны контроля, которые работают не на весь объем, а как штора. Такого эффекта добиваются заменой линзы.

Объемные датчики бывают:

  • Радиоволновые – способны обнаружить проникшего на контролируемую территорию человека, в них при формировании сигнала происходит размыкание контактов исполнительного реле
  • Ультразвуковые используются для осуществления контроля над объектом с ограниченным пространством (витриной)
  • Разбития стекла – оснащены встроенным микрофоном, фиксирующим звуки, соответствующие разбиванию стеклянной поверхности
  • Фотоэлектрические – подают сигнал тревоги при пересечении луча человеком, они считаются основными для оснащения периметральной сигнализации
  • Микроволновые – самостоятельно практически не применяются, а только в паре с ИК датчиками

Панель приборов («поперечина салона»), вещевые ящики, рукоятки и рычаги

Панель приборов, а правильнее было бы ее назвать поперечиной салона, по своей структуре является важным элементом несущего каркаса кузова. Поэтому в настоящее время происходит отделение несущей функции панели от функции держателя приборов и др.

Рекомендуем: Принцип действия инжектора

Панель приборов чаще всего выполняют в виде большой пластмассовой детали, которую либо приклеивают, либо крепят с помощью пружинных зажимов или другим способом к стальному каркасу. В состав панели входят щиток приоров и другие детали (например, перчаточник).

Облицовку образует деталь, фоpмyeмaя из полиуретана, с твердым покрытием, на котором выполняются тиснения и узоры, а также другие необходимые элементы. Пластически деформируемая пластмасса лучше всего подходит для уменьшения пиковых нагрузок, возникающих при столкновении. Общепринято и целесообразно приборы утапливать и защищать козырьком, чтобы на поверхности стекол не образовывались блики.

Матовая, чаще всего темная, поверхность препятствует появлению бликов и зеркальных отражений на ветровом стекле. Приборы и важнейшие рукоятки и рычаги механизмов управления должны располагаться в зоне видимости и досягаемости водителя.

Выключатель очистителя и омывателя стекла, а возможно, что и кнопка звукового сигнала, могут входить в состав подрулевого переключателя.

На правой стороне панели приборов должен быть расположен большой вещевой ящик или карман (если для принадлежностей не предусматривается затираемый ящик). В центре панели располагаются рычаги управления системой отопления и вентиляции, ручки радиоприемника и центральный дефлектор свежего воздуха, а также другие приборы (например, часы), которыми можно пользоваться как с места водителя, так и с места сидящего рядом пассажира.

При оформлении крышки вещевого ящика требуется особая тщательность, так как необходимо исключить возможность самооткрывания крышки при аварии, поскольку это может повлечь тяжелейшие повреждения коленных суставов. По этой причине для крышки следует применять поворотный замок, который не открывается под воздействием сил инерции, возникающих при столкновении.

Множество общепринятых в настоящее время приборов, а также ручных органов управления, для размещения которых требуется много места, побуждают конструкторов искать другие решения, отличные от современного щитка приборов, чтобы поперечина салона была более функциональной, служила как несущим элементом, так и элементом пассивной безопасности. Поиски такого решения предполагают существенное уменьшение шкальных приборов или их объединение.

Еще недавно объемистая панель приборов с многочисленными выключателями и кнопками являлась предметом особой гордости заводов-изготовителей и владельцев автомобилей; кажется, это время может вновь вернуться. И в настоящее время размещение и оформление этих элементов салона является излюбленным полем деятельности «стилистов».

Конечно, богато оснащенная панель приборов создает приятное впечатление, однако в увеличении числа контрольных приборов необходимо вовремя остановиться. Чтобы не перегружать внимание водителя, нужно предусматривать минимально возможное количество приборов и ручных органов управления, тогда ими будет легче пользоваться.

Какие указательные и контрольные приборы предписано иметь обязательно, а какие могут устанавливаться по желанию? Для контроля эксплуатационных режимов движения необходимо иметь следующие приборы:

  • спидометр со счетчиками общего и суточного пробега;
  • контрольную лампочку указателей направления движения (сигнализаторов поворота);
  • контрольную лампочку света фар — дальнего или стояночного;
  • указатель запаса топлива, желательно с контрольной лампочкой, лучше с указателем расхода топлива.

Желательно наличие следующих приборов:

  • радиоприемника-автомата, передающего информацию о дорожной обстановке (радиодекодера);
  • указателя температуры внешней среды;
  • предупредительной сигнализации об уменьшении минимально допустимой дистанции до объектов, находящихся на дорожном полотне .

Для контроля работоспособности автомобиля необходимо иметь следующие приборы:

  • прибор, контролирующий температуру в системе охлаждения двигателя;
  • контрольную лампочку заряда aккyмyлятqpнoй батареи;
  • контрольную лампочку давления масла в системе смазки двигателя;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении электрообогрева заднего стекла;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении противотуманных фонарей;
  • контрольную лампочку системы аварийной сигнализации.

Рекомендуем: Чем отличаются иридиевые и платиновые свечи зажигания?

Желательно наличие следующих приборов:

  • тахометра (только при механической коробке передач);
  • контрольной лампочки включения стояночного тормоза (при установке автоматической щробки передач — обязательна);
  • часов, желательно с отметкой времени (таймер);
  • индикатора, указывающего давление масла, вольтметра;
  • контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура, контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости, индикатора износа тормозных накладок.

Необходимо иметь следующие элементы ручного управления автомобилем:

  • выключатели наружного освещения, подсветки приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, очистителя и омывателя стекол, дальнего и ближнего света фар, противотуманных фонарей, обогрева стекла, электропривода механизма регулировки положения сиденья, стеклоподъемника и т. д.;
  • органы управления и выключения системы вентиляции и отопления или кондиционера;
  • ручку привода воздушной заслонки карбюратора (если не предусмотрена автоматика).

Стояночный тормоз, чаще всего ручной, как и замок зажигания, в узком смысле относятся к простейшим элементам управления. Рычаг переключения механической или автоматической коробки передач не относится к указанным выше деталям, его следует отнести к сложным органам системы управления.

Несмотря на сведение до минимума числа приборов и выключателей их остается в списке все еще довольно много. Большинство контрольных приборов предназначено только для водителя, поэтому они должны располагаться компактно в зоне видимости и досягаемости водителя. Ручку привода воздушной заслонки карбюратора и замок зажигания следует размещать в таком месте, чтобы ими можно было пользоваться одновременно (правой и левой руками).

Индикаторные лампочки применяют в том случае, когда необходимо осуществить только контроль срабатывания или функционирования, а числовые значения не нужны (например, контрольные лампочки габаритных огней, ручного тормоза, указателей поворота).

Индикаторы со шкалами применяют в том случае, когда необходимо проследить изменение режима эксплуатации автомобиля (например, скорости, температуры охлаждающей жидкости, запаса топлива). В этом случае предпочтение следует отдавать стрелочным приборам, обладающим лучшей читаемостью.

Все измерительные приборы в темное время суток должны освещаться с постоянной или регулируемой яркостью. Днем и в темное время суток на поверхности стекол не должно быть бликов, что достигается путем наклонной установки приборов или придания вогнутой формы стеклам приборов.

Обязательное наличие контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура или контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости предписано в некоторых странах (США, Правила ЕЭК ООН). Это требование необоснованно, так как проверка тормозной системы относится к обязательному текущему осмотру автомобиля владельцем (водителем), и при периодическом контроле наступление отказов можно предотвратить.

Контрольные приборы следует размещать и группировать в соответствии с их назначением, таким образом, чтобы положение приборов не запутывало водителя. Важнейшие измерительные приборы вместе с контрольными лампочками в настоящее время объединяют в одном корпусе с электрическими разъемами, подсветкой и т. д., который входит в панель приборов в качестве отдельной сборочной единицы (комбинация приборов). Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле.

Чтобы компактно разместить многочисленные выключатели, некоторые из них объединяют: например, выключатель очистителя и омывателя стекла встроен в рычажный переключатель указателя направления движения, этим же рычагом осуществляются переключение дальнего и ближнего света фар и световая сигнализация фарами.

Рекомендуем: Замок зажигания: устройство, назначение, работа, ремонт

Однако не следует слишком усердствовать в объединении выключателей, поскольку из-за этого увеличивается вероятность совершения ошибки при пользовании ими. Положение рычага переключения указателей поворота следовало бы стандартизировать, он должен располагаться слева под рулевым колесом, и поблизости от него не должно быть второго рычага.

Переключатели света фар (стояночный, ближний и дальний свет) и освещения приборов можно скомбинировать, но таким образом, чтобы переключение света фар осуществлялось поворотом рычага , а не смещением его вверх или вниз. Для систем аварийной сигнализации и обогрева стекла, противотуманных фонарей имеются отдельные выключатели, внутрь которых часто встраиваются контрольные лампочки.

Для многих органов управления и контрольных лампочек опознавательные символы уже нормированы (частично в стандарте ИСО 2575/1976), нормированы и цвета светофильтров контрольных лампочек, причем красный может использоваться только для указателей опасности или повреждения, а голубой — для указателя дальнего света.

Эти унифицированные символы и цвета предписываются Правилами ЕЭК ООН (в основном сохранены обозначения, используемые в федеральных стандартах США). Наличие большого числа контрольных приборов, особенно с их современными габаритами, создает значительные затруднения при размещении их в относительно небольшом объеме щитка приборов.

Это привело к созданию дополнительной консоли, излишность которой вызывает желание искать новые решения по уменьшению числа приборов и их габаритных размеров, без ухудшения считывания информации и снижения потребительской ценности приборного щитка.

Путь к таким решениям открывает электроника. В электронных вычислительных устройствах и часах информация выдается на чрезвычайно компактных цифровых индикаторных дисплеях (например, жидкокристаллических). Они пригодны для всех индикаторов, применяемых в автомобиле, и обладают одним существенным преимуществом: не нуждаются в механическом приводе и могут получать сигналы управления по электропроводам.

Могут также использоваться индикаторы на базе светодиодов, это позволило бы уменьшить объем, занимаемый приборами. Применение электронной техники на полупроводниках также ведет к новым стилистическим решениям приборов.

Новую индикаторную технику можно оптимизировать, если приборы и контрольные индикаторы объединить в один комплексный дисплей, который по первому требованию выдает информацию о возможных опасных неисправностях или нарушениях в системах автомобиля.

При размещении приборов следует принимать во внимание объем, занимаемый мини-ЭВМ, обеспечивающей работу дисплея, и объем, необходимый для прокладки многожильных пучков проводов. Кроме того, следует учитывать тот факт, что может потребоваться установка приборов для контроля за процессом движения (например, прибор, сигнализующий об уменьшении минимально допустимой дистанции).

Со временем, возможно, будет предусмотрена обязательная установка их. Хотя размещение таких приборов несколько упрощается, так как индикатор отдален от датчиков и микропроцессора и соединен с ними только электрическим пучком, однако, учитывая постоянный рост количества дополнительных электронных приборов, нельзя недооценивать значения проблемы размещения их на автомобиле.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: